Стоимость владения ИТ–инфраструктуры предприятия в целом, равно как и стоимость отдельно взятого рабочего места, – не более чем итоговая оценка затрат на ИТ. Для управления затратами такой итоговой оценки совершенно недостаточно; требуется сопоставление затрат по определенным категориям – статьям учета, подразделениям и т.д. Для распределения затрат по категориям, в свою очередь, необходим некоторый набор «ячеек», на которые относятся затраты в управленческом учете. Каждая такая ячейка должна иметь признаки категорий, необходимые для последующего анализа затрат. Именно такие ячейки мы и будем именовать объектами затрат.
В анализе ССВ исторически в качестве объекта затрат принята информационная система. В частности, первое крупное обсуждение проблем отрасли ИТ в категориях ССВ произошло в связи с инициативой компании SUN по созданию «сетевого компьютера» – максимально упрощенного и удешевленного, рассчитанного на то, что большая часть приложений и данных пользователя будет загружаться из локальной сети предприятия. Впоследствии распространенным маркетинговым ходом производителей оборудования и программного обеспечения стало сравнение собственных и конкурирующих продуктов по критерию ССВ.
В рамках этого подхода ССВ определяется для всех информационных систем, установленных на предприятии, путем сложения всех затрат, связанных с использованием данной информационной системы. ССВ ИТ–инфраструктуры в целом рассчитывается как сумма ССВ информационных систем, существующих на предприятии. Такой подход выглядит естественным с точки зрения ряда управленческих задач, решаемых в рамках модели ССВ. Сопоставление различных информационных систем и выбор между разработкой и закупкой ПО производятся в этом случае непосредственно по соотношению ССВ соответствующих информационных систем.
При рассмотрении решения об аутсорсинге производится сопоставление совокупности эксплуатационных затрат со стоимостью аутсорсинга информационной системы, а также сопоставление потерь от оплаченных простоев пользователей с санкциями за такой простой, предусмотренными в договоре аутсорсинга. Оценка достаточности мощности информационной службы проводится на базе усредненных данных о затратах времени на обслуживание централизованной части системы и клиентских рабочих мест.
Наибольшие проблемы при подобном выборе объекта затрат вызывает бюджетирование ИС. Как сервисное подразделение, ИС не обеспечивает приток выручки непосредственно. Как следствие, затраты должны быть обоснованы улучшением финансового результата основных бизнес–процессов предприятия. Однако финансовый результат основных бизнес–процессов связан не с наличием на предприятии той или иной информационной системы, а с предоставлением сервисов ИТ с определенными параметрами. В результате при согласовании бюджета необходимо сопоставить доход от сервисов, получаемых бизнесом, с затратами на информационные системы. В отсутствие данных оперативного учета (который ведется по информационным системам!) такое сопоставление не может обеспечить убедительный результат.
В рамках модели ITSM за объект затрат принимается сервис ИТ. ССВ определяется в этом случае как сумма затрат предприятия, связанных с эксплуатацией сервиса ИТ, а ССВ ИТ–инфраструктуры – как сумма ССВ всех сервисов ИТ, существующих на предприятии. Такой подход обеспечивает непосредственное решение задачи бюджетирования. Достаточность мощности информационной службы также определяется непосредственно – путем анализа требований к доступности и уровню сервиса в сопоставлении с наличными возможностями информационной службы.
Проблему учета ССВ на основе сервисов представляет повышенная трудоемкость учетных процедур. Поскольку сервисы обеспечиваются информационными системами, фактически задача сопоставления информационных систем и сервисов ИТ, упомянутая выше, должна решаться в реальном времени, в рамках стандартных процедур учета затрат. Таким образом, например, информационные системы сопоставляются не по их ССВ как таковой, а по ССВ определенного набора сервисов ИТ, построенных на их основе, что заведомо сложнее. Аналогично решаются проблемы выбора между закупкой и разработкой ПО.
Решение по аутсорсингу принимается в отношении сервисов ИТ, на основании сопоставления затрат на поддержание сервиса со стороны ИС предприятия и со стороны аутсорсера.
Итак, предварительный анализ показывает, что расчет ССВ в разрезе сервисов расширяет возможности модели по сравнению с расчетом в разрезе информационных систем; особенно это касается вопросов взаимодействия с бизнес–подразделениями, таких как бюджетирование.
В то же время подобный подход увеличивает трудоемкость расчета ССВ.
Поэтому следующий раздел будет посвящен более пристальному рассмотрению преимуществ «сервисного» подхода.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 286.