Темная трудность выбора объекта затрат при расчете ССВ ИТ–инфраструктуры – разнородность элементов затрат. В табл. 7.2 показано соответствие различных элементов затрат объектам ИТ–инфраструктуры.
Таблица 7.2 Соответствие различных элементов затрат объектам ИТ–инфраструктуры.
№ п/п | Статья затрат | Элемент затрат | Объект(ы) ИТ–инфраструктуры, влияющий(–ие) на затраты |
1
| Аппаратное и программное обеспечение
| Оборудование | Аппаратная платформа*, операционная система, поставщик оборудования. |
Программное обеспечение | Программная платформа**, способ лицензирования. | ||
Оплата лизинга | Аппаратная платформа, ОС***, поставщик услуг. | ||
2
| Администрирование
| Администрирование ИС (все виды) | Аппаратная платформа, ОС, СУБД****, прикладная система, сервис ИТ, уровень оснащенности администратора. |
Аутсорсинг администрирования | Аппаратная платформа, ОС, СУБД, прикладная система, сервис ИТ, поставщик услуг. | ||
3
| Поддержка
| Работы по технической поддержке | Аппаратная платформа, программная платформа, сервис ИТ, уровень оснащенности службы поддержки. |
Запчасти и расходные материалы | Аппаратная платформа, сервис ИТ. | ||
Обучение пользователей | Поставщик услуг. | ||
Аутсорсинг технической поддержки | Аппаратная платформа, программная платформа, сервис ИТ, поставщик услуг. | ||
4 | Разработка | Разработка ПО (все виды) | Аппаратная платформа, программная платформа, сервис ИТ, поставщик услуг. |
5
| Услуги телекоммуникации
| Услуги связи и передачи данных | Обслуживаемый трафик, техническое решение, сервис ИТ, поставщик услуг. |
Затраты на глобальную сеть и удаленный доступ | Обслуживаемый трафик, программная платформа, сервис ИТ, поставщик услуг. | ||
6 | Простои пользователей | Простои пользователей | Аппаратная платформа, программная платформа, возможности службы поддержки, поставщик услуг, сервис ИТ. |
7
| Самоподдержка и взаимоподдержка пользователей
| Простои пользователей | Аппаратная платформа, программная платформа, возможности службы поддержки, поставщик услуг, сервис ИТ. |
Исправление последствий неверных действий | Аппаратная платформа, программная платформа, возможности службы поддержки, поставщик услуг, сервис ИТ. |
* Как правило, речь идет о наборе аппаратно- и программно совместимых устройств от одного или нескольких поставщиков.
** Имеется в виду любой поставленный программный продукт – ОС, прикладная система, офисное ПО, СУБД и т.д. – в совокупности с сервисными утилитами, средствами программирования и др.
*** Здесь и далее – операционная система.
**** Здесь и далее – система управления базами данных.
Техническое решение – наземный канал, радиорелейная линия, спутниковый канал и т.д.
Добавим некоторые комментарии к табл. 7.2. Под аппаратной платформой понимается совокупность взаимосвязанных аппаратных средств в любой области ИТ инфраструктуры – в этом смысле понятие «платформа CISCO Systems» стоит в одном ряду с понятием «платформа IBM».
Под программной платформой понимается некоторый стандартизированный программный продукт со своей совокупностью вспомогательных средств и утилит. Сам программный продукт может относиться к любой сфере – от операционной системы до офисного пакета. Признаком «платформы» в этом случае является определенный технический стандарт. Поставщик оборудования и/или услуг рассматривается как фактор, влияющий на затраты в связи с тем, что один и тот же продукт или услуга могут быть поставлены на различных коммерческих условиях, что прямо или косвенно влияет на затраты. Под уровнем оснащенности администраторов и сотрудников службы технической поддержки понимается совокупность технических и программных средств администрирования/управления (в том числе удаленного) оборудованием и программным обеспечением. Наконец, к возможностям службы поддержки относятся численность и оснащенность сотрудников технической поддержки, позволяющие в совокупности решать проблемы пользователей.
Особо остановимся на сервисе ИТ как объекте ИТ–инфраструктуры, определяющем затраты. Под сервисом ИТ здесь понимаются параметры сервиса ИТ – содержание, доступность, уровень, производительность.
Все перечисленные параметры сервиса прямо влияют на связанные с ним затраты. При этом требования бизнеса к содержанию и производительности сервиса в значительной мере[8] влияют на затраты через применяемые технические и программные средства. Напротив, требования к доступности и уровню влияют на затраты непосредственно, через затраты на рабочую силу в службе технической поддержки, затраты на склады запчастей и расходных материалов на предприятии и т.д. Следующий раздел настоящей темы будет посвящен такому влиянию и его роли в расчете ССВ.
Особая проблема при расчете и анализе ССВ – влияние вышеперечисленных факторов друг на друга. Анализ итоговой величины ССВ при любом подходе требует достаточно сложных действий по выделению влияния той или иной составляющей. Пример таких взаимосвязей приведен на рис. 7.6.
Рис. 7.6 Пример взаимосвязи компонентов ИТ–инфраструктуры.
Как видно из схемы, компоненты ИТ–инфраструктуры часто связаны соотношением «многие ко многим». В этих условиях отнесение затрат на определенный объект затрат невозможно без функционально–стоимостного анализа. На схеме расчет ССВ электронной почты может потребовать выделения «доли» электронной почты в затратах на оборудование (ОС и почтовая программа могут работать на одном сервере и, скорее всего, используют общую инфраструктуру локальной сети), техническую поддержку, простои. Особо заметим, что такое деление требуется независимо от того, рассматриваем мы электронную почту как систему или как сервис ИТ.
Таким образом, процесс расчета затрат на информационную систему и сервис ИТ принципиально не различаются по трудоемкости.
Наряду с этим использование сервисов ИТ в качестве объектов затрат лучше соответствует методологии функционально–стоимостного анализа. Объектами затрат в таком случае считаются сервисы, видами деятельности – функции ИС по обеспечению сервисов, ресурсами – сотрудники ИС, информационные системы, объекты инфраструктуры ИТ. Напротив, использование ИС в качестве объектов затрат при использовании ФСА ведет к смешению понятий – информационная система оказывается одновременно объектом затрат и ресурсом, например, для другой информационной системы. Скажем, сервер является при таком подходе объектом затрат, для которого может быть рассчитана ССВ.
Однако при расчете ССВ СУБД, работающей на этом сервере, он будет выступать как ресурс. Все это приводит к трудноразрешимым методологическим проблемам, а в итоге, как будет показано ниже, к неоднозначности самой величины ССВ той или иной информационной системы.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 278.