Гипотезы в научном исследовании
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией.

В методологии науки различают два вида гипотез: теоретические гипотезы и гипотезы как эмпирические предположения, которые подлежат экспериментальной проверке. Первые входят в структуры теорий в качестве основных частей. Теоретические гипотезы выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории либо для преодоления рассогласований теории и экспериментальных результатов и являются инструментом совершенствования теоретического знания.

Второй тип гипотез – предположения, выдвигаемые для решения проблемы методом экспериментального исследования. Это экспериментальные гипотезы, которые не обязательно должны основываться на теории.

По содержанию гипотез их можно разделить на гипотезы [24]:

- о наличии явления – это гипотеза о фактах;

- о наличии связи между явлениями - эти гипотезы проверяются в ходе измерительного исследования, которое чаще называют корреляционным исследованием;

- о наличии причинно-следственной связи между явлениями – собственно экспериментальные гипотезы, основными элементами которых являются независимая переменная, зависимая переменная, отношения между ними и уровни дополнительных переменных.

Исследователи различают научные и статистические гипотезы [24]. Научные гипотезы формулируются как предполагаемое решение проблемы. Статистическая гипотеза – утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики. Любая научная гипотеза требует перевода на язык статистики. Для доказательства любой из закономерностей причинных связей или любого явления можно привести множество объяснений. В ходе организации эксперимента количество гипотез ограничивают до двух: основной или альтернативной, что и воплощается в процедуре статистической интерпретации данных. Эта процедура сводима к оценке сходств и различий. При проверке статистических гипотез используются лишь два понятия: Н1 (гипотеза о различии) и Н0 (гипотеза о сходстве). Как правило, ученый ищет различия, закономерности. Подтверждение первой гипотезы свидетельствует о верности статистического утверждения Н1, а второй – о принятии утверждения Н0 – об отсутствии различий.

Экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента, а статистическая – для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров. То есть статистическая гипотеза необходима на этапе математической интерпретации данных эмпирических исследований. Естественно, большое количество статистических гипотез необходимо для подтверждения или, точнее, опровержения основной – экспериментальной гипотезы. Экспериментальная гипотеза – первична, статистическая – вторична.

Гипотезы часто формулируются на языке абстрактных понятий. Например, понятие «эффективность работы кадровой службы» носит абстрактный характер. Для того чтобы изучить данный феномен на реальном предприятии, необходимо перейти от абстрактных понятий к конкретным, чтобы количественно определить понятие эффективности работы кадровой службы. То есть рассмотреть эффективность работы кадровой службы через призму таких параметров как количество отобранных кандидатов из числа претендентов на вакантное место, количество работников, уволенных в течение первого года работы, текучесть кадрового состава, наличие кадрового резерва и т.д. Таким образом, понятие «эффективность» раскрывается в конкретных показателях, доступных для количественного измерения и сравнения. Процесс подбора конкретных явлений для наблюдения и описания абстрактных понятий носит название операционализации. Уточнение шагов и подбор инструментария для изучения конкретного явления называется инструментализацией. Результатом инструментализации является измерение.

 

Программа исследования

Любое исследование начинается с составления исследовательской программы. От ее научной обоснованности в значительной степени зависят эффективность исследования, значимость его теоретических и практических результатов. Программа исследования представляет собой теоретико-методологическую основу процедуры исследования: сбора, обработки и анализа данных. Программа задает определенную логику (этапность) исследования [24]. Обычно она включает: определение проблемы, объекта и предмета исследования; предварительный теоретический анализ объекта исследования; характеристику целей и задач исследования; интерпретацию и операционализацию основных понятий; формулирование рабочих гипотез; определение плана исследования (поискового, описательного, экспериментального); составление плана выборки; описание методов сбора и обработки данных, схемы их анализа и интерпретации. Иногда в программе выделяют теоретический (методологический) и методический (процедурный) разделы. К первому относят компоненты программы, которые начинаются с постановки проблемы и завершаются составлением плана выборки, ко второму – описание методов сбора, обработки и анализа данных. Важным элементом программы принято считать пилотажное исследование. Цель его – оценка качества и надежности методического инструментария и процедур организации исследования, а также возможность внесения корректив и изменений в окончательные варианты методик и приемов сбора данных. Итоги исследования обычно оформляются в виде отчета, который составляется по определенному плану, содержит описание всех разделов программы, а также описание анализа полученных результатов.

Основными типами программ по цели исследования являются: поисковая, описательная, объяснительная.

Поисковые программы предназначены для того, чтобы поближе познакомиться с явлениями, которые собираются исследовать, дать возможность более точно сформулировать проблемы и построить гипотезы. Такие исследования играют важную роль, когда изучаются новые явления, или явления, которые ранее не изучались. Поисковое явление требует скорее гибкости, чем точности, поскольку его цель – выявить возможные, а не проверить гипотетические объяснения. Программы поискового исследования должны давать лишь возможность наблюдать соответствующее явление.

Описательные программы предназначены для того, чтобы дать точное представление о некоторых явлениях, позволяющее лучше сформулировать проблемы и гипотезы. Описательное исследование в отличие от поискового требует точного измерения явлений.

Программы объяснительных исследований должны не только обеспечивать беспристрастность и надежность наблюдений, но и давать возможность делать выводы относительно причинного воздействия переменных друг на друга.Объяснительные программы предназначены для проверки каузальных гипотез. Такое исследование подходит тогда, когда исследователь уже достаточно знает о явлении, чтобы начать искать объяснение того, почему данное явление таково, каково оно есть. Программа исследования дает возможность делать каузальные выводы, если она позволяет исключить любые правдоподобные объяснения наблюдаемых фактов, являющиеся альтернативными по отношению к проверяемой каузальной гипотезе.

Реализованная программа исследования оформляется в виде научной работы.



Раздел 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ МАГИСТРА

Дата: 2019-03-05, просмотров: 294.