Выпускная квалификационная работа магистра должна отвечать целям и задачам современного развития науки и практики управления человеческими ресурсами.
Одной из главных задач обучения в магистратуре является не собственно решение какой-то научной проблемы, а развитие у магистрантов проблемного мышления: способности сформулировать проблему, наметить возможные пути решения, определить необходимые условия для ее решения (в том числе понять, каких знаний недостаточно, и рассмотреть способы нахождения нужной информации – овладеть новыми информационными технологиями). Основой для решения этих задач должно стать магистерское исследование.
Основной целью выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) является получение углубленных и специализированных знаний и навыков магистрантов в области управления персоналом в поэлементном, функциональном и объектном разрезах в условиях практического решения реальных производственно-хозяйственных и управленческих проблем. Целями выполнения магистерской диссертации также являются:
- закрепление и расширение теоретических знаний по определенной дисциплине или блоку базовых дисциплин общенаучного и профессионального циклов учебного плана;
- систематизация знаний во взаимной увязке блока базовых дисциплин со смежными дисциплинами;
- овладение методикой исследования при решении определенных теоретических, методических и практических проблем.
Задачами выполнения выпускной квалификационной работы магистра по направлению подготовки 38.04.03 «Управление персоналом» являются:
- реализация навыков самостоятельной организации и проведения научных исследований;
- демонстрация умений собирать, обрабатывать, анализировать данные и интерпретировать полученные результаты;
- систематизация, закрепление теоретических знаний по программе обучения и применение этих знаний при решении научных и практических задач в области управления персоналом;
- формирование способности анализировать и обоснованно вносить практическиепредложения по совершенствованию системы управления человеческими ресурсами в целом и системой управления персоналом организации, в частности;
- выработка навыков логично обосновывать и активно защищать свою научно-исследовательскую позициюи взгляды на теоретические и практические аспекты исследуемой проблемы.
Для достижения поставленных целей магистрант должен решить следующие взаимосвязанные задачи:
- определить направление исследования в сфере управления человеческими ресурсами;
- выбрать тему диссертации, обосновать актуальность выбранной темы диссертации, сформулировать цель и задачи, определить предмет и объект исследований;
- провести теоретическое исследований по обоснованию гипотезы научной идеи и сущности изучаемого явления или процесса;
- обосновать методы и методику анализа изучаемого явления или процесса, выявить тенденции и закономерности его развития на основе эмпирических данных;
- изучить и проанализировать теоретические и методические положения, нормативно-техническую документацию, статистические материалы, справочную литературу и законодательные акты в соответствии с выбранной темой диссертации и определить целесообразность их использования в ходе исследований;
- выявить и сформулировать проблемы развития объекта исследований, определить причины их возникновения и факторы, способствующие и препятствующие их разрешению, дать прогноз возможного развития событий и учесть возможные риски управленческой деятельности;
- оценить целесообразность использования для достижения цели диссертации экономико-математических, статистических и логико-структурных методов изучения объектов исследования;
- по результатам научных исследований обосновать научную новизну диссертации;
- обосновать направления решения проблем развития объекта исследования, учитывая факторы внутренней и внешней среды;
- разработать комплекс мероприятий по повышению эффективности управления человеческими ресурсами в соответствии с объектом исследования;
- обосновать и рассчитать экономическую эффективности разработанных мероприятий;
- провести апробацию полученных результатов исследования;
- оформить результаты диссертации в соответствии с действующими стандартами и требованиями нормоконтроля в вузе.
Для успешного выполнения выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) магистранту необходимо:
- иметь знания в области управления, планирования, технологии и экономики организации, проблем развития и управления определенными объектами и подсистемами и руководствоваться ими при решении задач;
- знать методы и технологию управления персоналом, принципы организации управления персоналом, уметь их самостоятельно использовать при решении теоретических, методических и практических задач, поставленных в выпускной квалификационной работе (магистерской диссертации);
- знать и уметь грамотно применять в процессе подготовки выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) методы оценки экономической и социальной эффективности разработанных методических рекомендаций и практических мероприятий;
- уметь использовать средства вычислительной техники, как в процессе выполнения исследований, так и в процессе оформления и защиты выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации);
- ориентироваться при подборе различных источников информации и уметь работать со специальной литературой;
- уметь логично и обоснованно формулировать теоретические, методические и практические рекомендации, результаты анализа и мероприятия по развитию управления персоналом;
- квалифицированно оформлять графический материал, иллюстрирующий содержание выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).
Выполнение и представление на защиту диссертации предусматривают следующую последовательность действий:
- выбор и утверждение темы диссертационного исследования и научного руководителя;
- составление рабочего плана подготовки магистерской диссертации и заполнение индивидуального плана магистранта;
- формирование информационной базы для выполнения диссертации;
- выполнение комплекса исследований в соответствии с рабочим планом подготовки магистерской диссертации;
- оформление диссертации; периодический отчет о ходе выполнения диссертации; подготовка документов к защите диссертации;
- предварительная защита магистерской диссертации на выпускающей кафедре, внешнее рецензирование магистерской диссертации;
- сдача комплекта документов на кафедру перед проведением защиты диссертации; прохождение защиты диссертации;
- окончательная сдача комплекта документов секретарю государственной комиссии.
Общими требованиями к содержанию выпускной квалификационной работы магистранта являются:
- актуальность;
- научно-исследовательский характер;
- практическая значимость;
- четкая структура и завершенность;
- логичное и последовательное изложение материала.
Магистерская диссертация по направлению подготовки 38.04.03 «Управление персоналом» должна отвечать следующим требованиям:
- соответствовать стандарту направления подготовки;
- выполняться самостоятельно и творчески на основе фактического материала конкретной организации;
- учитывать действующие законодательные акты, нормативные документы, инструктивные материалы;
- состоять из отдельных разделов, имеющих логическую последовательность, конкретность изложения материала, краткость и ясность формулировок;
- результаты проведенных исследований должны быть конкретными и доказательными;
- выводы, предложения и рекомендации должны вытекать из основного содержания работы, иметь социально-экономическое обоснование и практическую направленность;
- иметь приложения как первичную информацию об объекте исследования;
- прогнозно-аналитические расчеты должны быть представлены в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм и т.д.;
- содержать расчет экономического эффекта и обоснование социальной эффективности предлагаемых решений;
- текст работы должен быть оформлен в соответствии с действующими ГОСТами.
Основные понятия научно-исследовательской работы
Приступая к подготовке магистерской диссертации, следует, прежде всего, усвоить язык, на котором ученые общаются между собой. Язык науки весьма специфичен. В нем много понятий и терминов, имеющих хождение в научной деятельности. От степени владения понятийным аппаратом науки зависит, насколько точно, грамотно и понятно магистрант может выразить свою мысль, объяснить тот или иной факт, оказать должное действие на читателя своего диссертационного сочинения.
Основу языка науки составляют слова и словосочетания терминологического характера, некоторые из которых с некоторыми пояснениями приводятся ниже [28]:
Автореферат диссертации – научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание ученой степени.
Актуальность темы – степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).
Аспект – угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.
Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.
Диссертация – научное произведение, выполненное в форме рукописи, научного доклада, опубликованной монографии или учебника. Служит в качестве квалификационной работы, призванной показать научно-исследовательский уровень исследования, представленного на соискание ученой степени.
Идея – определяющее положение в системе взглядов, теорий и т.п.
Информация:
- обзорная – вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных документов;
- релевантная – информация, заключенная в описании прототипа научной задачи;
- реферативная – вторичная информация, содержащаяся в первичных научных документах;
- сигнальная– вторичная информация различной степенисвертывания, выполняющая функцию предварительногооповещения;
- справочная– вторичная информация, представляющаясобой систематизированные краткие сведения в какой-либо области знаний.
Исследование научное – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью.
Исследовательское задание – элементарно организованный комплекс исследовательских действий, сроки исполнения которых устанавливаются с достаточной степенью точности. Исследовательское задание имеет значение только в границах определенной исследовательской темы.
Категория – форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов.
Концепция – система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.
Метод исследования — способ применения старого знания, получения нового знания. Является орудием получения научных фактов.
Методология научного познания – учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.
Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объектных знаний о действительности. Одна из форм общественного сознания.
Научная тема – задача научного характера, требующая проведения научного исследования. Является основным планово-отчетным показателем научно-исследовательской работы.
Научная теория – система абстрактных понятий и утверждений, которая представляет собой не непосредственное, а идеализированное отображение действительности.
Научное исследование – целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов, и теорий.
Научное познание – исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное – методами получения и проверки новых знаний.
Научный доклад – научный документ, содержащий изложение научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории.
Научный отчет – научный документ, содержащий подробное описание методики, хода исследования (разработки), результаты, а также выводы, полученные в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение этого документа – исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершению или за определенный промежуток времени.
Научный факт – событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания.
Объект исследования– процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.
Определение (дефиниция) – один из самых надежных способов, предохраняющих от недоразумений в общении, споре исследовании. Цель определения – уточнение содержания используемых понятий.
Предмет исследования– все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.
Понятие– есть мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними.
Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.
Проблема – крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований. Различают следующие виды проблем:
- исследовательская – комплекс родственных тем исследования в границах одной научной дисциплины и в одной области применения;
- комплексная научная – взаимосвязь научно-исследовательских тем из различных областей науки, направленных на решение важнейших народнохозяйственных задач;
- научная – совокупность тем, охватывающих всю научно-исследовательскую работу или ее часть; предполагает решение конкретной теоретической или опытной задачи, направленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в данной отрасли.
Теория – учение, система идей или принципов. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.
Фактографический документ – научный документ, содержащий текстовую, цифровую, иллюстративную и другую информацию, отражающую состояние предмета исследования или собранную в результате научно-исследовательской работы.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 218.