Киммерийцы, скифы, сарматы : расселение, быт , верования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Киммерийцы

С открытием и распространением железа в истории древнего населения Донбасса началась новая эпоха, которая сопровождалась сломом старых социально-экономических отношений. Железный век начинается в IX в. до н.э. с приходом киммерийцев.

 Откуда же взялся этот народ или народы? По одной версии, это были ираноязычные племена, первые обитатели Восточной Европы, вторгшиеся сюда в X-IX вв. до н.э. По другой теории, киммерийцы генетически связаны со срубной культурой местных племен позднебронзового периода, но уже в состоянии влияния на них культур раннего железного века.

Имя киммерийцев было зафиксировано в различных письменных источниках и дошло до нашего времени. Например, сведения о киммерийцах находим в «Илиаде» Гомера, где они названы «дивными млекоедами». Упоминаются киммерийцы и в «Одиссее»: «…Там народ и город людей киммерийских, окутанные мглою и тучами…». О племенах, «доивших кобылиц», упоминает поэт VII в. до н.э. Гесиод и даже Геродот, живший намного позже киммерийцев. Некоторые сведения сохранились и в «Географии» – главном труде греческого ученого Страбона.

Активность этих степных кочевников была столь значительной, что в своих походах они проникали вплоть до Малой Азии. Ассирийские клинописные глиняные таблички содержат сведения о разгроме киммерийцами в 714 г. до н.э. урартского царя Русы I.

Однако археологические памятники относящиеся к киммерийцам долго оставались неизвестными, и прежде всего из-за своей редкости. Среди более чем 150 киммерийских захоронений, известных на Украине, только около семи входят в степном Подонцовье. Особой известностью пользуется киммерийское погребение у села Черногоровка в Бахмутском уезде (часть современного Артемовского района) раскопанное в начале XX в. Городцовым В. А. Здесь найдены бронзовые удила и всевозможные бляшки, налобный венчик из бронзы – признак воина.

Киммерийцы были первым народом, который в полной мере приспособился к экологическим условиям восточноевропейских степей и благодаря кочевому образу производства максимально использовал имеющиеся здесь природные ресурсы, прежде всего богатые пастбища. Они создали первую собственно кочевую культуру в этом регионе, которая органично соотносилась с окружающей средой. Основой их хозяйства было кочевое скотоводство, ведущая роль в котором принадлежала коневодству, что обеспечивало «средствами передвижения» киммерийских воинов и пастухов.

Киммерийцы первыми в нашем регионе освоили технологию железного производства из болотных руд, а также металлообработку, которая помогла кардинально улучшить вооружение конных дружин. Большую роль в жизни киммерийцев играли войны.

Наряду с экономическими в киммерийском среде происходили важные общественно-политические процессы. Наблюдался переход от военной демократии к сословно-классовому обществу на базе рабовладельческого способа производства. Многие близкие племена объединялись и этим обеспечивали защиту своей территории, а при необходимости – получали возможность и завоевать чужую. Вооруженный всадник становится ключевой в социальном отношении фигурой общества I тыс. до н.э. Это как раз и прослеживается в захоронениях киммерийцев, где найдено больше всего предметов вооружения, деталей конской упряжи.

Как и большинство кочевых скотоводческих племен, киммерийцы поселений не имели, поэтому для истории нашего края наиболее значимыми источниками, свидетельствующими о них, являются погребения, сосредоточенные, главным образом, в степной зоне. Среди них встречаются «богатые» могилы.

Киммерийская культура широко представлена курганными захоронениями. Распространены они от Дуная (Истра) до Волги (Аракса). В науке киммерийские древности рассматриваются через призму двух археологических культур: черногоровскую, которая датируется IX – серединой VIII вв. до н.э., и новочеркасскую, относящуюся к середине VIII-VII вв. до н.э., поэтому их еще называют памятниками предскифского времени. На первых этапах своего развития киммерийцы хоронили умерших в простых прямоугольных и овальных ямах, иногда с деревянным перекрытием в скорченном на боку положении. Мужчин сопровождали оружие, доспехи, а женщин – золотые и бронзовые украшения, бусы, глиняная посуда. На новочерскасском этапе погребальный обряд претерпел существенные изменения: появились глубокие ямы, известны прямоугольные ямы с деревянной крышей, поставленной на деревянные столбы.

Кочевая жизнь и воинственность киммерийских племен отразились на всех сторонах их жизни, в том числе и на внешнем виде. Сохранилось несколько изображений всадников. Они одеты в узкие брюки, мягкие ботинки и короткие кутки. Головные уборы – высокие островерхие шапки или в достаточно небольшие с широкой тульей.

Специфика киммерийской жизни отразилась и в материальной культуре – прежде всего создание первоклассных для своего времени образцов вооружения и конского снаряжения. Главным оружием был мощный дальнобойный лук со стрелами имеющий бронзовое двухлопастное острие.

В ближнем бою киммерийцы применяли мечи, полностью изготовленные из железа или снабженные бронзовыми рукоятками. Их длина временами превышала 1 м. Металлурги в этот период могли изготавливать как простое каленное железо, так и высокоуглеродистую сталь, а кузнецы хорошо владели основными приемами своей профессии. В посуде преобладали кубки.

Киммерийское искусство имело прикладной характер – сложные орнаменты украшали рукоятки кинжалов и детали уздечки. Основу декора составляли разнообразные геометрические фигуры – спирали, ромбы, квадраты, которые в разных вариантах комбинировались друг с другом. Лучшим примером киммерийского геометрического стиля являются резные костяные украшения уздечки из кургана раскопанного вблизи с. Зольное в Крыму. Наиболее известен саркофаг в киммерийском захоронении на Самарском водохранилище (захоронение № 5). Там был найден фрагмент деревянной орнаментальной резьбы саркофага из четких геометрических ромбов.

Идея прославления воина, военного предводителя просматривается в их камнерезном искусстве. Особенность киммерийских стел – в едва просматриваемой антропоморфности, этим они и отличаются от статуй эпохи энеолита, скифов, ранних славян, тем более от половецких. Внешне их трудно назвать статуями, так как они в большей степени напоминают столбы-обелиски. Принадлежность стел-обелисков киммерийцам была доказана только в 70-х гг. прошлого столетия, когда над их захоронениями неоднократно были обнаружены стелы. Понять их художественное и смысловое содержание удавалось не сразу, так как многие детали, на первый взгляд, неуловимы и невыразительны, и только внимательное изучение поверхности камня подтвердило, что на них высечены или выгравированы колчаны, стрелы, обоюдолезвийные топоры, оселки – точильные камни. Все эти вещи как бы подвешены на широком поясе, опоясывающем стелу вокруг. Такие же предметы находят и в захоронениях киммерийцев.

География распространения стел-обелисков киммерийского типа – затрагивает степи Причерноморья, Приазовья, Подонцовья.

Эволюция киммерийской культуры была нарушена новой волной кочевников с востока – скифов, с которыми связан следующий этап истории Отечества.

 

Скифы

В VII в. до н.э. киммерийцев вытесняют северо-иранские племена скифов. Скифское царство V и – II ст. до н.э – протогосударственное образование.

Истории скифов посвящено огромное количество работ. В них есть различные точки зрения относительно происхождения скифов, уклада их жизни, культуры, взаимоотношений с близкими им племенами и более отдаленными народами, например, греками, сарматами, персами. Так, например, о географии, истории, населении Скифии мы узнаем от Геродота, который в V в. до н.э. посетил Ольвию и посвятил ее описанию значительную часть IV тома своего известного произведения «История». «Отец истории» считал, что прародина скифов находилась где-то к востоку от киммерийской земли. Но под давлением другого кочевого народа – массагетов, которых большинство античных авторов размещала в пустынных районах к востоку от Каспийского моря, скифы покинули свои родные места и двинулись на запад. На территории донецких степей скифы появились в VII вв. до н.э. Эта дата и является хронологическим рубежом начала скифской истории.

В состав Скифии, кроме ираноязычных племен, входили различные по происхождению народы. Геродот называет следующие народы и племена: над Бугом – скифы-скотоводы, между Бугом и Днепром – скифы-земледельцы, к югу от них – скифы-кочевники, между Днепром и Доном – царские скифы. Главными видами занятий были: металлургия, скотоводство, война.

Характерной особенностью истории скифов нашего края является отсутствие селищ, укрепленных городищ. Это объясняется тем, что основная масса скифского населения была связана со скотоводческо-кочевническим укладом жизни. Они разводили главным образом лошадей, крупный и мелкий рогатый скот. Корм для скота никто не заготавливал, и племя задерживалось на одном месте до тех пор, пока хватало травы.

Скифы-степняки устраивали себе временные стоянки-кочевья, эти места фиксируются только по незначительным находкам фрагментов керамики и другим отдельным вещам. Располагались кочевья обычно в поймах рек, там, где были хорошие пастбища и удобный водопой. Всего во всем бассейне Северского Донца обнаружено около 75 таких мест.

Как и киммерийцы, скифы были прекрасными наездниками и стрелками из лука. Скифский лук был сильно изогнут, отличался небольшими размерами и мощностью. Стрелы делались из тростника. Стрелы (до 75 штук) и лук помещались в специальный футляр – горит. Единичные находки скифских бронзовых стрел известны практически по всей Донецкой области. Найдены бронзовые наконечники скифских стрел. Они составляли главное оружие дальнего боя, ибо пущенные из лука стрелы пролетали и поражали цель на расстоянии до 300 м.

По мнению большинства ученых, под скифами-земледельцами выступают праславянские племена. Они вели оседлый образ жизни и занимались только земледелием. Для защиты от нападений скифов праславяне строили укрепленные городища.

Для хранения продуктов, приготовления пищи скифы использовали разнообразную посуду, как свою, так и привозную (особенно амфоры и кувшины древнегреческого производства). Местная посуда лепилась вручную, по ней видно полное отсутствие применения гончарного круга и обжига в печах. По форме преобладают банковидные горшки. Такая посуда найдена в обычных захоронениях при раскопках курганов.

Конец VII - начало VI в. до н.э. является временем наивысшего расцвета скифской культуры в степных районах Предкавказья. Способствовали этому многочисленные походы в Переднюю Азию, которые были неисчерпаемым источником обогащения скифов. Но укрепление Мидии и ликвидация господства скифов, а затем и полное их изгнание из этого региона негативно повлияли на развитие скифского общества, поскольку лишили его значительной доли прибавочного продукта в виде ремесленных изделий и продукции земледелия. Скифы первыми среди кочевых народов ощутили на себе притягательную силу Нижнего Поднепровья как ключевого пункта, который давал возможность использовать все выгоды транзитной торговли. Этим объясняется и перемещения основного ядра скифских племен с Предкавказья на территорию Лесостепи. По Геродоту, в конце VI в. до н.э. скифы уже прочно удерживали степи между Дунаем и Доном. Однако их ждало тяжелое испытания – большая война с войском Дария 1.

В конце VI в. до н.э. (514-512 гг.) персидский царь Дарий отправился на скифов войной. Причинами похода были: усмирение непокорных степняков, обеспечение неприкосновенности северных границ Персии, распространение ее власти на северо-причерноморские земли. Армия Дария была огромной и многоязычной, делилась на пешее войско и конницу. Основу ее составляли сами персы. Скифы не только мобилизовали все силы, но и обратились за помощью к соседям. По стратегическому замыслу скифских военачальников, их войско избегало открытого боя с персидской армией и, постепенно отходя вглубь родных степей, уничтожало на своем пути колодцы, источники и пастбища.

Многодневные переходы по бескрайним и незнакомым степям истощали персидскую армию. Немало хлопот причиняли ей подвижные скифские отряды, которые уничтожали небольшие подразделения персов. Бороться с этими отрядами было довольно трудно. Войско Дария ослабевало. По легенде, Дарий получил от скифов странные дары: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Один из его советников объяснил это так: «Если персы, вы не станете птицами и не полетите в небо, или мышами и не спрячетесь в землю, или лягушками и не упрыгаете в болота, то вы не вернетесь к себе, вас настигнут эти стрелы» . Дальнейшие события доказали правоту этих слов. Дарий был вынужден смириться с поражением и покинуть скифские земли с остатками своей армии. Так позорно закончилась попытка мощной Персидской империи покорить народы Северного Причерноморья. Эта победа усилила военно-политический авторитет скифов и оказала большое влияние на дальнейшую консолидацию Скифии.

Наивысший расцвет Скифии происходит в V-IV вв. до н.э. Зримым символом силы скифского объединения являются так называемые «царские курганы» – огромные погребальные памятники скифской знати. Основным отличием захоронений от предыдущих является наличие украшений с использованием «скифского звериного стиля». В нашем крае найдено более десятка скифских курганных захоронений V – П вв. до н.э. Наиболее известны два из них – Двугорбая Могила близ Мариуполя и Передериева Могила у Шахтерска.

Двугорбая Могила – грандиозное сооружение высотой более 5 и диаметром до 60 метров. Сверху кургана в древности стояла каменная скифская фигура. Насыпь была укреплена сверху большими каменными плитами. Под насыпью обнаружена могила, в которой лежали пять слуг. Рядом были ямы с инвентарем. В одной из них находился большой бронзовый котел на одной ножке с костями ягненка, в другой – 19 остродонных греческих амфор, в третьей – остатки деревянной колесницы. В центре площадки под насыпью была вырыта входная яма в виде шахты глубиной до 10 м. От нее отходили в стороны две камеры, в которых был погребен богатый скифский аристократ. К сожалению, обе эти камеры оказались начисто ограбленными в древности.

Эта находка подтверждает описанный Геродотом обряд захоронения представителей знати. После смерти владыки его тело бальзамировали и в течение 70 дней возили на деревянной двуколке по подвластным территориям. Затем его привозили в местность где находились царские могилы. Вырывали глубокую яму и подземные камеры и хоронили туда царя вместе со своими слугами, лошадьми и большим количеством вещей. Погребали также котел с заупокойной пищей, двуколку телохранителей. Сверху насыпали большой курган. Верхушка кургана была плоской, ее использовали для поминальных ритуалов – тризн.

Богатый, но также ограбленный в древности скифский курган высотой 3 метра (Передериева Могила) был раскопан у Шахтерска. Вся поверхность насыпи была покрыта крупными песчаниковыми плитами. Под насыпью сохранилась яма размерами 5 на 4 м и глубиной 3 м с несколькими мелкими предметами. Самая главная находка – золотой шлем – была спрятана в небольшом тайнике. На шлеме изображены шесть крупных фигур – двое стариков сражаются с четырьмя юношами.

Скифская каменная скульптура – отдельный и самостоятельный художественный стиль древнего искусства. Сейчас известно более ста скифских статуй, при этом основная часть их происходит из степей Северного Причерноморья. Отдельные, причем хорошие, образцы найдены и в Донбассе например, в с.Ольховчик (г.Шахтерск).

Характерной чертой скифских скульптур является подчеркнутая антропоморфность. Стелы-статуи скифов изготовлены в полный рост человека, в технике рельефа скульпторы пытаются передать многие детали человеческого тела, но наибольшее внимание уделяют военной амуниции, оружию, гориту (футляр под лук), кинжалу. Все наборы вещей изображены на поясе, здесь подвешено оружие: меч-акинак, кинжал, горит, футляр, реже показаны боевой топор, плеть. Мечи изображены почти в копии с реально найденными в скифских захоронениях акинаками. На скульптурах нередко изображались защитные средства: шлем, нагрудные бляхи, причем шлемы античных типов.

Захоронение скифов свидетельствуют о процессе общественного расслоения. Верхушку составляли цари, их двор, военные дружины и жрецы, которые сосредоточили в своих руках не только власть, но и богатства. Власть царей была деспотическая и наследственная, ограничена только советом вождей союзных племен или всего войска (народного собрания). Родовой строй скифов был отчетливо патриархальный.

Религия скифов была очень схожа с греческой, поскольку греческие мифы были популярны в полиэтнических городах Северного Причерноморья. Скифские божества олицетворяли природные стихии, космические явления и плодородие земли. Наиболее уважаемым из всех божеств была Табити – богиня царского очага (тождественна греч. Гестии), после нее – Папай («отец») (отвечал греч. Зевсу), женой которого была Апи («земля», в современных тюркских языках апа – мать ) (идентична с греч. Геей) греч. Аполлону отвечал скифский Гойтосыр, Афродите – Аргимпаса (Артимпаса), Посейдону – Тагимасад. Скифы почитали также бога-героя по имени Таргитай.

Важную роль у скифов играла торговля, в частности с греческими городами северного и западного Причерноморья, особенно торговля скотом, хлебом, лекарственными растениями, шкурами и рабами (которых брали в плен). Скифы покупали предметы роскоши, в частности ценные ювелирные изделия, а также другие товары. В греческих городах существовали даже специальные мастерские, работавшие по заказу богатых скифов. Одним из основных торговых партнеров Великой Скифии было Боспорское царство, которое образовалось около 480 г. до н.

После взлета скифского государства в IV в. до н.э. наступает внезапный спад на грани IV и III ст. до н.э. По мнению ученых, к этой катастрофе привел целый комплекс явлений: ухудшение климатических условий и высыхание степей, длительное вытаптывание травяного покрова в результате интенсивного выпаса скота, упадок экономических ресурсов лесостепи из-за их активной эксплуатации и т.п. Все это привело к разрушению экономических устоев Скифии, гибели ее как государства.

Однако сами скифы не исчезли с исторической арены. Их племена еще долго контролировали Нижнее Поднепровье, Крым хотя и потеряли навсегда политическую гегемонию в Северном Причерноморье, которая перешла к сарматам.

 

Сарматы

В III ст. до н.э. скифы были вытеснены воинственными племенами сарматов. Римский историк Диодор Сицилийский сообщает, что сарматы «опустошили значительную часть Скифии и ... превратили большую часть страны в пустыню».

Сарматы (древнегреческое – савроматы) были не коренным, а пришлым народом. Это родственные скифам кочевые племена восточно-иранской языковой группы, которые сформировались в Поволжье почти одновременно со скифами. Еще в VI-IV в. до н.э. сарматы занимали земли к востоку от Дона. Геродот сообщает, что «за рекой Танаисом (Дон) уже не скифская земля: первый из тамошних участков земли принадлежит савроматам, которые от Меотийского озера (Азовского моря) занимают пространство на 1 дней пути к северу». Римские писатели называют занятые сарматами причерноморские степи Европейской Сарматией, а территории к востоку от Дона – Азиатской Сарматией. Постепенно сарматские племена полностью покорили Скифию, Тамань и земли Северного Кавказа. Под их контролем оказались все греческие полисы Северного Причерноморья. Особенно сильным было влияние сармат в Боспорском царстве. В боспорских городищах сарматы смешивались с греками и синдо-меотским (синды и меоты – народы Восточного Приазовья) населением и оседали на земле. Ближайший к Донбассу античный полис с греческим и полуоседлым capмато-меотским населением – город Танаис недалеко от Таганрога.

Длительные исследования сарматских памятников позволили выделить четыре хронологических периода развития их культуры: савроматский (IV-III ст. до н.э.), раннесарматский (II-I вв. до н.э.), середнесарматский (I в. до н.э. – середина II в. н.э.), позднесарматский (вторая половина II-IV вв. н.э).

Первый этап исторического развития сарматов связан с савроматами (древнеиран. – «Тот, кто носит меч»), соседями скифов на востоке. Савроматов впервые упоминает Геродот, передавая легенду о происхождении савроматов от браков скифских юношей с амазонками. В сарматском обществе действительно сохранились пережитки матриархата, военное ремесло не было чуждым для сарматских женщин.

Во второй половине IV-III вв. до н.э. кочевые племена, имеющие общее название «сарматы», стали называть в письменных источниках сарматами. Но еще долго, вплоть до первых веков нашей эры, греческие и римские писатели называли их савроматами, отражая этим историческую преемственность савроматов и сарматов. С начала II в. до н.э. сарматы все чаще фигурируют в трудах греческих, римских и восточных авторов. Мы узнаем от Страбона названия их племен – языги, роксоланы, аорсы, сираки, аланы. На территории нашего региона Страбон размещает языгов и роксоланов.

Римский историк Корнелий Тацит сообщает об опустошительном набеге роксоланов на дунайскую провинцию Римской империи Мезию в 68 г. н. э, когда они «зарубили две когорты». Сосланный в город Тома (современная Констанца) в 8 г. н.э. великий римский поэт Овидий с тоской и ужасом описывает в своих «Грустных песнях» сарматов: «Враг, сильный конем и стрелой, далеко летит, широко опустошает соседнюю землю. Одни из жителей разбегаются ... Часть жителей забирается в плен..., а часть погибает жалкой смертью, пронизанные зазубренными стрелами». Пленных сарматы продавали в рабство. Работорговля была очень прибыльным промыслом. После завоевания Скифии сарматы сделались главными поставщиками рабов на невольничьих рынках Причерноморья.

Своеобразной была жизнь, быт и верования сарматов. Сарматское общество было полностью военизированным. Воинами были и мужчины, и женщины. Это было раннеклассовое общество, которое характеризовалось наличием имущественного расслоения и выделением господствующей верхушки при сохранении архаичных родоплеменных общественных институтов и коллективной (племенной) собственности на землю.

Образ жизни и быт сарматов на территории Донбасса не слишком отличался от быта их предшественников – киммерийцев и скифов. Римский географ, Помпоний Мела, отмечал, что: «Сарматы не живут в городах и даже не имеют постоянных мест проживания. Они вечно живут лагерем, перевозя имущество и богатство туда, куда привлекают их лучшие пастбища или заставляют враги». При смене пастбищ сарматы перевозили своих детей, стариков, женщин и имущество в кибитках.

Кочевое скотоводство, которое было экономической основой сарматского общества не могло полностью удовлетворить все его потребности. Естественным дополнением к выпасу лошадей и овец оставалась отработаная веками военно-грабительская экономика: сбор дани, грабежи, работорговля, контроль над товаропотоками, наемничество.

В сарматской среде определенное место занимали традиционные для сарматского общества ремесла: кузнечное дело, изготовление оружия. Находки прялок в женских могилах свидетельствуют о наличии ткацкого производства, по крайней мере на домашнем уровне. Также следует назвать изготовление лепной посуды и культовых вещей (курильщиц, жертвенников), деревянной и кожаной посуды.

Основным родом войск сарматов была легкая конница. Сарматы, которые были умелыми всадниками, имели на вооружении не только лук и стрелы, но и мечи, кинжалы и тяжелые копья. Знать составляла тяжелую конницу. Сарматы редко появлялись перед врагами пешими. Они всегда были на лошадях. Своих лошадей «рыцари» сарматские одевали в специальную сбрую. Длинные мечи они носили на левой стороне, а на правой – короткие кинжалы, похожие на скифский акинак. В колчанах из захоронений сарматов археологи иногда находят по несколько сотен острых стрел.

Своеобразной особенностью общественного строя сарматов, особенно в ранний, савроматский период, было высокое положение женщин в семье и обществе. Они были не только хранительницами очагов и воспитателями детей, но и воинами наравне с мужчинами. Знатные женщины нередко выполняли почётные жреческие функции. Показательно, что в могилу умершей женщины, даже девочки, нередко клали, кроме украшений, и предметы вооружения. Родовое кладбище, как правило, формировалось вокруг более раннего захоронения знатной женщины – предводительницы или жрицы, которую родственники чествовали как праматерь.

Греческий историк отмечал, что их женщины «ездят верхом на охоту с мужчинами и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду ... ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага». Античных писателей поражало почетное положение сарматских женщин, их участие в общественной жизни и войнах

О верованиях сарматов известно гораздо меньше, чем о религиозных представлениях скифов, но во многом они сходны. Так же как и всем индоиранским народам, сарматам было присуще семибожие с ведущим культом бога войны, которого олицетворяет меч, а также поклонением солнцу и огню. Археологическими доказательствами последнего являются следы очагов под курганами, наличие угля в сарматских могилах и тому подобное. Также у сарматов был распространен культ предков. У сарматов верховным божеством была, возможно, богиня плодородия Астарта, связанная с культом Солнца и лошади. Другим из известных богов был Танаис.

Образы животных занимали важное место в религиозно-культовых представлениях сарматов. Одним из главных культов был культ коня. Лошадям приносили жертвы, и лошадей приносили в жертву. Правда, чаще всего сарматы, жалея коня, клали в могилу хозяина его символ - узду.

Искусство сарматов известно по многочисленным изделиям – украшениям, оружию, личным предметам, культовым вещам. Как и у большинства кочевников, у сарматов искусство имело прикладной характер. Своеобразное продолжение нашел в искусстве сарматов скифский звериный стиль. На его основе они образовали так называемый полихромно-инкрустационный стиль. В золотые изделия, выполняемые по заказу сарматской знати, в мастерских городов Северного Причерноморья вставлялось большое количество драгоценных камней. Особенно сарматам нравилась бирюза и красные камни, которыми украшали глаза, уши, хвосты и другие части тела животных.

Посуда представлена горшками с шаровидным туловищем, цилиндрической шейкой, отогнутыми венцами; они орнаментированны горизонтальными линиями. Позже появились горшки с широким дном и высокими венцами. Производились также кувшины яйцевидной и грушевидной формы, с цилиндрическими шейками, а также бронзовые котлы с цилиндрически-коническими ножками. Совсем мало найдено античной посуды. В отличие от скифов сарматы очень любили фибулы – заколки для одежды.

В донецких степях известны только могилы кочевых сармат. Они изредка встречаются под небольшими курганными насыпями. У села Новолуганское Артемовского района найдено воинское мужское погребение. Воина сопровождали железные нож и кинжал, лук и колчан со стрелами (более 80 шт.). Наконечники сарматских стрел выкованы из железа и имеют три лопасти. Рядом с погребенным в небольшом тайнике лежал бронзовый котел. На внешней стороне котла греческими буквами выбиты две сарматские надписи. Одна из них сообщает емкость котла, вторая является ритуальной: «пей, жри Сордзий, сын Париадра». По поверьям сармат, такая надпись обеспечивала сытость хозяину котла при жизни и после смерти.

Женское сарматское захоронение раскопано у села Васильевка Старобешевского района. Среди находок выделяются круглое серебряное зеркало и золотые украшения. К сарматскому времени относится разрушенный курган у поселка Острый Марьинского района. В нем обнаружены фрагменты римских амфор, сарматский железный меч и очень крупная пластина, которая защищала грудь боевого коня. Предметы вооружения и конская сбруя найдены в сарматском кургане у поселка Квашино Амвросиевского района. Здесь сохранились железный меч и тяжелые железные наконечники копий. Этим оружием обладал тяжеловооруженный всадник – катафрактарий. Катафракта – действующая в сомкнутом строю тяжелая конница. Римляне взяли на вооружение это сарматское военное новшество.

Жизнь кочевых сармат отличалась стабильностью на протяжении нескольких веков. Сарматы продолжали господствовать во всем Северном Причерноморье и с наступлением новой эры.

В конце II – в первой половине III в. н.э. с северо-запада на территорию Донбасса пришли готские племена. Какая-то часть сарматов смешалась с ними. Конец готскому господству положили гунны. Так закончился сарматский период и с образованием гуннского государства началась эпоха средневековья. Сарматы исчезла на фоне общего кризиса обществ раннего железного века, когда погиб античный мир.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 2008.