С этого раздела начинается основная часть бизнес-плана. Здесь описываются те услуги, которые собирается предложить провайдер потенциальным покупателям (конечным пользователям), а также дается основная информация по провайдерской фирме, призванная доказать потенциальному инвестору способность фирмы осуществить производство заявленных услуг.
Удовлетворение потребностей человека в оперативной информации и общении является целью предоставления сетевых услуг. Круг интересов пользователей русскоязычных ресурсов Интернета характеризуют следующие составляющие:
a) общественно-политические новости;
b) деловые новости;
c) погода;
d) наука;
e) путешествия, отдых;
f) искусство;
g) поиск работы;
h) спорт;
i) электронная коммерция, электронный бизнес;
j) медицина;
k) дистанционное обучение и образование;
l) межличностные коммуникации;
m)промышленность;
n) IP-телефония и др.
Для удовлетворения потребностей конечных пользователей в соответствии с их интересами провайдерская фирма должна иметь необходимые производственные фонды и нематериальные активы (лицензии, программные средства и т.п.). Данные о составе, структуре, количестве, стоимости основных фондов могут быть сведены в табл. 3.2.
Маркетинговый план и исследование рынка.
В рамках раздела маркетингового плана и исследования рынка можно выделить следующие основные подразделы:
• рынки сбыта;
• сегментация;
• прогнозы объемов продаж;
Таблица 3.2
Наименование основных средств | Количество, шт. | Стоимость единицы оборудования, у.е. |
Сервер | 4 | 1500 |
Маршрутизатор | 1 | 1750 |
… | … | … |
… | … | … |
Лицензия на предоставление услуг IP-телефонии | 1 | 75 |
… | … | … |
• ценообразование;
• анализ конкурентов;
• реклама;
• продвижение;
• стимулирование продаж;
• рынок ресурсов.
Бизнес интернет-провайдера отличается отсутствием сезонности, что делает его особенно привлекательным, хотя могут происходить незначительные колебания численности конечных пользователей.
Трудности вхождения провайдерской фирмы в информационный рынок обусловлены следующими факторами:
• крупные и состоявшиеся фирмы имеют гораздо более дешевые порталы связи с Интернетом и соответственно меньшие издержки;
• пользователи привержены компаниям, которые их устраивают и с которыми они уже работают;
• рынок сбыта услуг доступа в Интернет (аккаунтов) возможен при условии наличия городского телефонного номера и устойчивой связи с приемлемой скоростью соединения;
• доступ в Интернет в глазах преобладающей массы людей пока является роскошью — достаточно дорог.
В целях рекламы предоставление услуг Интернета для студентов и преподавателей вузов осуществляется по очень низким ценам. Поскольку статистика показывает, что пользователь остается верен своему первому провайдеру либо провайдеру, услуги которого отличаются приемлемым соотношением «цена-качество», часть студентов и преподавателей будут длительное время пользоваться услугами создаваемой фирмы.
В настоящее время рынок провайдерских услуг в Санкт-Петербурге представлен достаточно большим количеством компаний.
Большинство существующих провайдеров предоставляют набор различных вариантов доступа в Интернет. Таким образом, набрать портфель конечных пользователей, число которых составит 5—10 тыс. физических лиц, особых трудностей не представляет.
Для анализа цен на информационном рынке и уровня конкуренции удобно информацию, полученную в результате исследования рынка, свести в табл. 3.3 и 3.4 соответственно.
Таблица 3.3
Название компании-провайдера | Цена на услуги (неограниченный доступ) | Тарифы повременной оплаты |
Cityline Demos (регистрация 20 долл.) … … | 36,6 долл. Нет … … | За 15 ч работы — 15 долл. С 9 до 24 ч - 2,4 долл./ч (по рабочим дням) С 9 до 24 ч — 1,8 долл./ч (по выходным дням) С 24 до 9 ч - 1,2 долл./ч … … |
Из табл. 3.4 следует, что создаваемая фирма будет обладать несомненными конкурентными преимуществами, а значит, имеет больше шансов победить в конкуренции на рынке.
Таблица 3.4
Учитывая сущность оказываемых услуг и отсутствие нацеленности фирмы на узкий сегмент рынка, представляется целесообразным придерживаться массового подхода к оказанию услуг.
В ценообразовании предполагается придерживаться политики проникновения на рынок, что очень важно в условиях конкуренции. Низкие цены (в сочетании с качеством) привлекут клиентов, а компания увеличит свою долю на рынке.
В части рекламной политики можно использовать различные методы:
• реклама в журналах;
• реклама в газетах, в том числе в бесплатно распространяемых;
• реклама в городском транспорте;
• реклама в Интернете;
• рекламные плакаты в различных магазинах и точках, где будут продаваться интернет-карты.
Рекламная кампания будет проводиться интенсивно на начальной стадии развития предприятия.
В дальнейшем фирма может реализовать услуги через собственную сбытовую сеть и/или авторизованных дилеров.
Производственный план.
Основная задача данного раздела бизнес-плана - доказать потенциальным партнерам, что фирма в состоянии производить необходимое количество информационных услуг в установленные сроки и с требуемым качеством.
Для реализации поставленной цели предприниматель при составлении бизнес-плана показывает, как будут решаться проблемы, связанные с помещениями, оборудованием, персоналом и т.д. По своей сути рассматриваемый раздел является технико-экономическим обоснованием разрабатываемого бизнес-плана.
При этом должны быть выделены следующие важные подразделы:
• способ производства, технология;
• производственные площади;
• оборудование;
• поставщики;
• потребность в оборотных средствах;
• общие затраты;
• заработная плата;
• смета затрат.
Провайдеру необходимо купить широкий канал в Интернете по оптовым ценам и распродать его конечным пользователям в виде узких каналов по розничным ценам, которые допускают подключение по телефонной линии через модем, установленный в компьютере пользователя. Ширина канала, выделенная пользователю, определяет, насколько быстро происходит обмен потоками данных между пользователем и сетью. Фирма-провайдер должна оценить ширину канала доступа в сеть. Расчет ширины канала может быть произведен по формуле:
Величина необходимой ширины канала | = | количество приобретаемых телефонных линий связи | x | скорость передачи, гарантируемая провайдером |
Для организации бизнеса предполагается арендовать или докупить помещение требуемой площади. Обычно в этом помещении располагается офис компании. Следует привести информацию об арендодателе и арендной плате. Следует также определить состав оборудования, приобретаемого или арендуемого фирмой-провайдером. Данные, приведенные в табл. 3.5, могут служить базой для расчетов стоимости приобретаемого оборудования или его аренды, затрат на основные производственные фонды, необходимые для выполнения планируемого объема услуг, величины фонда оплаты труда и т.п.
Таблица 3.5
Организационный план.
После ответа на вопрос, как будут решены проблемы, связанные с производством услуг, важно решить проблему набора сотрудников и планирования их работы. Поэтому в данном разделе бизнес-плана обосновывается организация управления производственной деятельностью провайдерской фирмы, описываются квалификационные требования к специалистам и их состав.
Рассматриваемый раздел содержит следующие основные подразделы:
• организационная структура фирмы;
• организационно-правовая форма;
• менеджеры;
• персонал;
• законодательная база (регулирующая данный вид деятельности);
• стимулирование работы персонала.
Организационная структура создаваемой фирмы определяется составом и объемом информационных услуг (рис. 3.5).
Рис. 3.5 Примерная организационная структура средней провайдерской фирмы.
Одновременно с разработкой оргструктуры следует решить вопрос о выборе организационно-правовой формы провайдерской фирмы.
При определении состава и структуры, привлекаемых к работе специалистов, руководящего и обслуживающего персонала необходимо руководствоваться объемом и видами информационных услуг, предлагаемых фирмой-провайдером. Надо помнить, что качество оказываемых услуг существенно зависит от квалификации работников фирмы.
Вся информация по персоналу фирмы может быть сведена в табл. 3.6.
Таблица 3.6
Оценка рисков .
Каждому предпринимателю необходимо предусмотреть возможные трудности и заранее разработать стратегии их преодоления. При этом важно обосновать степень существующего риска.
Угроза может исходить от конкурентов, собственных просчетов при осуществлении производственной деятельности, маркетинговой политики и при подборе руководящих кадров. К рискам также относится вероятность пожаров и землетрясений, забастовок, межнациональных конфликтов.
Для более полной оценки рисков предлагается выделить количественные и качественные критерии. Качественные оценки рисков характеризуются:
• наименованием риска;
• причиной риска;
• влиянием на ожидаемую прибыль;
• методами предотвращения риска и др. Количественные оценки рисков характеризуются:
• ранжированием риска;
• весом рисков;
• балльной оценкой рисков по видам и др.
Под риском может пониматься опасность того, что цели, поставленные в проекте, могут быть не достигнуты полностью или частично.
Если рассматриваемый проект охватывает несколько стадий, то оценку риска целесообразно проводить по ним, например по подготовительной и стадии функционирования.
По характеру воздействия риски могут быть разделены на простые и составные.
Составные риски являются композицией простых, каждый из которых рассматривается как простой риск.
Простые риски определяются как инвариантные (независимые) по отношению к другим рискам.
Для оценки вероятности воздействия рисков используются мнения экспертов. Разработчиками проекта составляется перечень первичных рисков по всем стадиям проекта. Каждый эксперт оценивает вероятность наступления этих рисков, руководствуясь некоторой системой оценок:
• 0 — риск рассматривается как несущественный;
• 25 — риск, скорее всего, не реализуется;
• 50 — о наступлении события ничего определенного сказать нельзя;
• 75 — риск, скорее всего, проявится;
• 100 — очень большая вероятность реализации риска.
Оценки приоритетов должны отражать важность каждого отдельного события для всего проекта. После определения вероятностей по простым рискам проводится интегральная оценка риска по двум последовательным этапам, но перед этим рассматриваются простые риски для каждой стадии.
Для получения оценки объединенных рисков используется процедура взвешивания.
Все простые риски могут быть ранжированы по степени важности (по приоритетам). Риски первого приоритета имеют больший вес, чем риски второго, и т.д.; все риски с одним и тем же приоритетом имеют равные веса, а сумма весов всех простых рисков должна быть равна единице. Суммарная балльная оценка каждого простого риска легко вычисляется, если определены величина приоритета, средняя оценка экспертов и вес для каждого простого риска.
Например, величина риска, связанного с появлением непредвиденных затрат, составляет 5,25 балла. Она получена перемножением средней оценки экспертов и веса этого риска.
Веса каждого простого риска рассчитываются исходя из приоритетов, им присвоенных, и общего количества наименований рисков. Оценка составного риска представляет собой сумму оценок простых рисков, входящих в составной.
С помощью балльных оценок рисков выявляют перечень наиболее значимых рисков и проводят мероприятия по уменьшению их последствий для реализации бизнес-проекта. Необходимо отметить, что перечень рисков может быть дополнен или, наоборот, некоторые риски следует из него исключить как нетипичные для провайдерской фирмы.
В качестве условий предотвращения рисков могут быть рекомендованы следующие мероприятия:
• страхование имущества и ответственности работников провайдерской фирмы;
• детальная проработка подготовительной стадии проекта в целях снижения значимых рисков;
• заключение долгосрочных контрактов с поставщиками, в которых четко оговорены условия и штрафные санкции;
• использование механизмов страхования рисков и др.
Финансовый план.
Важнейшим разделом разрабатываемого документа является финансовый план. Он формируется для обеспечения потребности фирмы в денежных ресурсах и достижения (поддержания) устойчивого финансового состояния.
Необходимо выделить следующие основные подразделы:
• источники собственных средств;
• источники заемных средств;
• прогноз объемов реализации продукции;
• общие затраты;
• заработная плата;
• налоги и отчисления в бюджет;
• отчет о движении денежных средств (простой и дисконтированный);
• график безубыточности;
• отчет о прибылях и убытках.
Следует особо отметить, что структуризация разделов бизнес-плана позволяет реализовать такие основополагающие требования, как достаточность и доступность для восприятия (при наличии четкой структуры потенциальному партнеру, в том числе и инвестору, легче принять правильное решение о сотрудничестве).
При формировании финансового плана необходимо определить размеры собственных средств, вкладываемых в дело, а также источники заемных средств с указанием размеров необходимых кредитов.
Прогноз объемов реализации информационной продукции следует сделать на 1 год с разбивкой на месяцы, а затем на последующие 2—4 года. На больший период времени этот прогноз составлять не следует.
Необходимо определить объемы реализации продукции провайдерской фирмы в стоимостном выражении, затраты и, наконец, планируемую прибыль. Результаты расчетов затрат, доходов и прибыли фирмы могут быть сведены в табл. 3.7, которая, по сути, объединяет в себя прогноз продаж и план по прибыли.
По той же форме можно представить данные по нескольким планируемым периодам (2—4 года).
Используя сведения из баланса фирмы и данные прогноза объемов реализации продукции и затрат, можно определить уровень общей рентабельности провайдерской фирмы (табл. 3.8).
В этом разделе следует также представить смету заработной платы, отчет о прибылях и убытках провайдерской фирмы, сводный баланс активов и пассивов и график достижения безубыточности.
Раздел может быть дополнен вопросами, связанными со стратегией финансирования бизнес-проекта. Например, уточняются план получения средств, их форма, период возврата капитала, величина прибылей.
Таблица 3.7
Часто задают вопрос, что нужно сделать, какие документы необходимо собрать, чтобы стать интернет-сервис-провайдером? Чтобы стать провайдером, необходимо как минимум:
• получить (купить, арендовать) высокоскоростные международные каналы связи;
• подключиться к провайдерам других уровней;
• заключить договоры с основными провайдерскими фирмами об обмене трафиком.
Таблица 3.8
Показатель | 1-й год | 2-й год | 3-й год |
Балансовая прибыль, у.е. | 27 000 | 42 000 | 63 000 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств, у.е. | 32 000 | 34 000 | 41 000 |
Рентабельность фирмы, % | 85 | 126 | 154 |
Дата: 2019-03-05, просмотров: 347.