Психологические особенности воспитания и самовоспитания характера
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Характер формируется под влиянием общественных условий в результате деятельности личности и зависит от социальной группы, в которой человек живет и действует, от активного взаимодействия с другими людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок, прежде всего, подражает своим близким. Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от двух-трех до девяти-десяти лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения.

Весьма важны для становления характера ребенка стиль общения взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком. В первую очередь это относится к обращению родителей, и особенно матери, с ребенком. Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества – эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования этих черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни, и определяется тем, как мать обращается с ребенком. Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде, – трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость – складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах дошкольного труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное подкрепление).

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, а также учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками и учителями не подтверждает как правильные те формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Характер не является застывшим образованием, а формируется на протяжении всего жизненного пути человека. Хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Поэтому после окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. На данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности.

Одним из основных путей формирования характера является самовоспитание. Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Для того чтобы обеспечить правильное направление самовоспитания учащихся, преподаватель должен помочь учащемуся осознать недостатки своего характера, указать правильные пути его воспитания, вооружить учащегося наиболее целесообразными и эффективными приемами работы над формированием необходимых черт характера.

Наиболее эффективным средством формирования характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль над выполнением намеченного. Поэтому можно утверждать, что характер, как и другие черты личности, формируется в деятельности. Действенным способом формирования характера являются занятия физкультурой и спортом, которые делают людей более выносливыми и мужественными.

 



ТЕМА 1.16. СПОСОБНОСТИ

Вопросы:

1. Понятие о способностях.

2. Виды способностей.

3. Уровни развития способностей.

4. Развитие способностей.

Понятие о способностях.

Всякая деятельность требует от человека обладания специальными качествами, которые определяют его пригодность к ней и обеспечивают определенный уровень успешности ее выполнения. Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности. Это же понятие используется и тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Обычно под способностями понимают такие индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и являются условиями успешного ее выполнения. Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес Б. М. Теплов. Он выделил следующие признаки понятия «способность»:

1) во-первых, под способностями понимают такие индивидуально-психологические особенности, которые принципиально отличают одного человека от другого;

2) во-вторых, способностями называют не любые особенности, а те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-нибудь одной или нескольких видов деятельности, при прочих равных условиях;

3) в-третьих, понятие «способность» не сводится к имеющимся у человека знаниям, умениям и навыкам.

От уровня развития тех или иных способностей зависят легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков. В дальнейшем приобретение этих знаний и умений, в свою очередь, содействует дальнейшему развитию способностей, а отсутствие соответствующих навыков и знаний является тормозом для развития способностей. По отношению к навыкам, умениям и знаниям человека способности выступают как некоторая возможность. Здесь можно привести аналогию с брошенным в землю зерном, превращение которого в колос возможно лишь при многих условиях, благоприятствующих его развитию. Поэтому способности – лишь возможность определенного освоения знаний, умений и навыков, и станет ли она действительностью, зависит от различных условий. Так, например, выявившиеся у ребенка математические способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок станет великим математиком. Без соответствующих условий (специальное обучение, творчески работающие педагоги, возможности семьи и т. д.) способности заглохнут, так и не развившись. Неизвестно, сколько гениев так и не было признано обществом. Показательной может быть история жизни А. Эйнштейна, который в средней школе был весьма заурядным учеником.

Однако знания, умения и навыки остаются внешними по отношению к способностям только до тех пор, пока они не освоены. Таким образом, можно сказать, что способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От способностей зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений, и также то, как эта деятельность выполняется. Математические способности человека никак не обнаружатся, если он никогда не учил математики: их можно установить только в процессе усвоения им чисел, правил действий с ними, решения задач и т. п. Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как техническое творчество, математика, спорт и т. п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Виды способностей.

Человеку присущи различные способности. Традиционно в психологии принято выделять: биологические (природные) и социальные; общие и специальные; предметные и коммуникативные (способности к общению). Рассмотрим каждую из названных групп способностей более подробно. Так, для биологических (природных) способностей необходимо, в первую очередь, наличие хороших врожденных задатков. Обучение и воспитание, безусловно, оказывают положительное влияние на формирование этих способностей, однако конечный результат, который может быть достигнут в их развитии, существенно зависит от данных человеку от рождения, а не приобретенных задатков. К примеру, если ребенок имеет с рождения высокий рост и неплохие задатки к развитию точных, координированных движений, то при прочих равных условиях он сможет добиться больших успехов в развитии своих спортивных способностей, связанных, например, с игрой в баскетбол, чем тот ребенок, который подобных задатков не имеет. Социально обусловленными называются способности, формирование и развитие которых у человека гораздо больше зависит от его обучения и воспитания, чем от имеющихся у него врожденных задатков. Такими, например, являются организаторские способности, коммуникативные способности, способности, связанные с правильным поведением в обществе среди людей и многие другие. Приобретенными являются и высшие способности человека, связанные с выполнением различных видов профессиональной деятельности. Однако вопрос о зависимости их развития от организма или среды до сих пор остается открытым. Общими обычно называют способности, которые имеются практически у всех людей, будучи в различной степени развитыми у них. К числу общих способностей относят такие, при наличии которых человек может успешно справляться со многими различными видами деятельности. Общими в указанном смысле слова являются, например, умственные и двигательные способности человека (тонкость и точность ручных движений), развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальными являются способности, которые, во-первых, обнаруживаются не у всех, а только у некоторых людей, во-вторых, при наличии таких способностей человек может успешно справляться только со специальными видами деятельности и не справляться с другими видами деятельности. К специальным способностям относят музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга. Предметные – это способности, которые проявляются в различных видах деятельности, связанных с неодушевленными предметами. Это может быть деятельность человека с реальными материальными предметами (их изготовление, ремонт), работа со знаковыми системами и различными символами (язык, научные символы, черчение и т. п.), манипулирование идеальными объектами (идеями, образами и т. п.). Коммуникативные (способности к общению) – это способности, которые проявляются в умениях и навыках общения с разными людьми в различных жизненных ситуациях. К их числу относятся, например, ораторские и организаторские способности, а также способности к убеждению, внушению, лидерству, способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе и т. п.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 191.