Сознание как высшая форма развития психики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В литературе приводится много определений сознания как психологического феномена. Существует мнение, что любая попытка строго определения сознания, к сожалению, обречена на справедливую критику. Рассмотрим некоторые из них.

По В. Н. Мясищеву, сознание (в философском, эволюционно-психологическом и патологическом плане) – это высший уровень психической деятельности, в которой в единстве представлено отражение мозгом человека объективной действительности и его отношение к различным многообразным ее формам (Мясищев, 1999).

«Сознание – это свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. Сознание - это отношение к миру со знанием его объективных закономерностей» (Психология: Словарь, 1990). Вместе с тем объектом сознания выступает и внутренний мир человека. На основе сознания развивается и самосознание.

С. Л. Рубинштейн также рассматривает сознание как единство отражения и отношения к объективной действительности. Он уточняет, что понятие «отражение» тесно и непосредственно связано с процессами познавательной деятельности. Понятие же «отношение» представляет потенциальный аспект психологических процессов, связанных с избирательной и субъективной активностью личности.

В работах А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна и других ученых определены основные условия возникновения и развития сознания. В первую очередь они связывают этот процесс с общественно организованной деятельностью людей, с трудом.

«В процессе общественно организованного труда возникает и язык, слово. В слове откладываются и объективируются накапливаемые человеком знания. Только благодаря слову они обобщаются, абстрагируются» (Рубинштейн, 1999). С. Л. Рубинштейн подчеркивает связь сознания и языка, «без языка нет сознания». Однако «не слово само по себе, а общественно накопленные знания, объективированные в слове, являются стержнем сознания» (Рубинштейн, 1999).

Сходные взгляды на развитие сознания высказывает А. Н. Леонтьев. Каждый человек в ходе своего индивидуального развития через овладение языком приобщается к со-знанию – «совместному знанию», и лишь благодаря этому формируется его индивидуальное сознание. Следовательно, основные образующие сознания - смыслы и языковые значения.

Итак, обобщая приведенные определения, выделим наиболее существенные признаки сознания: это высшая форма психики, которая представляет единство отражения человеком действительности и его отношения к этой действительности.

Сознание, как принято считать, отсутствует у животных, т.е. является отличительным свойством человека. Оно позволяет человеку устанавливать связи между предметами и явлениями окружающей действительности и между самим индивидом и этой действительностью.

Исходя из приведенных определений, можно выделить основные функции сознания:

■когнитивная (отражательная, информационная);

■регулятивная (ориентировочная);

■коммуникативная.

По Б. М. Ломову, когнитивная функция на уровне сознания выступает как познание в полном смысле этого слова, т.е. как активное, целенаправленное приобретение знаний (Ломов, 2001). Прежде всего имеются в виду знания, являющиеся результатом общественно-исторической практики и представленные в виде научных, идеологических, этических идей, понятий, норм и т. д.

Еще раз необходимо напомнить, что знания фиксируются и передаются от поколения к поколению при помощи языка, хотя используются и другие средства. «При помощи языка человек (индивид) овладевает теми смыслами и значениями, идеями и образами, нормами и принципами, которые в нем зафиксированы» (Ломов, 2001).

Вместе с тем когнитивная функция сознания иногда рассматривается как интеллектуализированная психика. В этой связи сознание отождествляется с мышлением. Конечно, в системе психических процессов, протекающих на уровне сознания, мышлению принадлежит важнейшая, а может, даже ведущая роль (в отличие от восприятия, памяти, чувств и др.). Однако ограничивать когнитивную функцию сознания только мышлением не совсем корректно с научной точки зрения. Она реализуется также в процессах чувственного познания: ощущения, восприятия, представлений, образов, которые составляют, пользуясь словами А. Н. Леонтьева, «чувственную ткань сознания».

Основная характеристика регулятивной функции сознания - ее произвольность. Поведение индивида характеризуется как проявление его воли. Осознавая себя, свои действия, человек регулирует свое поведение, берет на себя ответственность за свои поступки. В качестве регуляторов при выполнении этой функции выступают осваиваемые им нормы, правила, принципы общественной жизни а уже на их основе формируются внутренние механизмы поведения и определенные свойства личности. В противном случае жизнь индивида в обществе будет затруднена, а то и вовсе невозможна.

Как и предыдущая, регулятивная функция сознания не может осуществляться без участия речи. Речь, как правило, направлена на объект, с которым индивид вступает во взаимодействие, но она может быть и внутренней, направленной на самого себя (в виде самотребований, самовнушений, самоприказов и т.д.).

Коммуникативная функция психики получает на уровне сознания свое наиболее полное развитие. Более того, сознание без этой функции вообще не могло бы существовать как идеальная форма отражения бытия. Коммуникативная функция сознания формируется и развивается в процессе общения между людьми, которое является необходимой «составляющей» жизни общества. Именно эта функция обеспечивает обмен идеями, замыслами, знаниями, чувствами, деятельностями и т.д. Благодаря ей индивид приобретает опыт других людей, конечно же, в трансформированном виде; происходит как бы воспроизводство, отражение свойств одного человека в другом.

Коммуникативная функция реализуется в процессах не только обмена знаниями, но и взаимной регуляции поведения людей. Именно в общении формируется идеальный план деятельности (и поведения в целом), как индивидуальной, так и совместной. «Благодаря коммуникативной функции сознания индивид как бы освобождается от необходимости повторять в своем развитии тот путь, который прошло общество» (Ломов, 2001).

Коммуникативная функция осуществляется разными способами. Ведущим среди них является речь, в которой в качестве основного средства используется исторически развивающийся язык. Конечно, индивид усваивает опыт других людей не только в речевом общении. Процесс взаимодействия людей складывается как сложнейшая система, включающая совместную деятельность, подражание, научение по наблюдению и многое другое.

Таким образом, все функции сознания неразрывно связаны между собой, и мы выделяем их в отдельности только теоретически.

Какова же структура сознания, его важнейшие психологические характеристики? По мнению А.В. Петровского, в структуре сознания можно выделить 4 основные характеристики:

1. сознание – совокупность знании об окружающем мире. Т.о. в сознание входят все познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь. Нарушение, расстройство или распад одного из процессов становится расстройством сознания.

2. Закрепленное в сознании отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Человек может познавать самого себя.

3. Сознание обеспечивает целеполагающую деятельность человека.

4. Сознание включает эмоциональные оценки в межличностных отношениях. В сознание человека обязательно входит мир чувств.

Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом к себе относиться. Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Главная функция самосознания — сделать для человека доступными мотивами и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле.

3. Структура и содержание сознания.

Одно из первых собственно научных представлений о структуре сознания принадлежит З. Фрейду. Австрийский ученый считал, что сознание имеет иерархическую структуру и включает в себя: бессознательное (инстинкты, влечения, забытая информация, «вытесненные» переживания); собственно сознание (то, что находится в поле актуального внимания и то, что легко вспоминается); сверхсознание (совокупность морально-нравственных установок и норм поведения, усваиваемые в процессе воспитания и выполняющие функцию совести).

Отечественный психолог А. В. Петровский в структуре сознания выделяет следующие содержательные характеристики: сознание является совокупностью знаний об окружающем мире; в сознании зафиксировано четкое различие между субъектом и объектом, между «я» и «не я»; сознание обеспечивает осуществление целеполагающей деятельности человека; в структуру сознания входит и эмоциональная сфера человека. Она отвечает за формирование эмоциональных оценок в межличностных отношениях и самооценки, эмоциональных реакций на явления окружающего мира, на внутренние явления.

Описанные выше феномены сознания позволяют выделить основные его функции:

отражательная – сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, память, мышление);

оценочная – сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств, что ведет к оценке большинства событий и самого себя;

креативная – творчество невозможно без сознания, оно есть путь и средство самопознания и развития человека через восприятие им своих собственных творений;

преобразующая – благодаря сознанию человек преобразует себя и окружающий мир в соответствии со своими потребностями;

духовная – обусловливает становление индивидуальности и развитие духовности;

рефлексивная – человек на уровне сознания оценивает самого себя, анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, сосредоточивается на самом себе, что позволяет ему лучше понять, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует, как они его оценивают.

Психика человека имеет два уровня: высший, образуемый сознанием и низший, образуемый бессознательным (или подсознательным). Сознательная деятельность человека не исключает наличия в ней бессознательного. Сознание и подсознание находятся между собой в постоянном взаимодействии. Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Бессознательное отличается от сознательного тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов. Бессознательное проявляется в сновидениях, эмоциональном заражении, панике, интуиции, аффектах, гипнозе, непроизвольном запоминании (забывании), ошибочных действиях (описки, оговорки) и т.д., а также в стремлениях, чувствах, поступках, причины которых не осознаются личностью.

Значительный вклад в разработку проблемы бессознательного внес австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856–1939). Согласно его теории бессознательного, в психике человека существуют три сферы, или области: сознание, предсознание и бессознательное. Предсознание – это скрытые, латентные знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент в его сознании не присутствуют. В свое время З. Фрейд сравнил человеческое сознание с айсбергом, который на 9/10 погружен море бессознательного. Бессознательное в личности человека – это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые присущи ему и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Бессознательное оказывает сильное влияние на наше поведение, действия. Они с трудом переходят в сознание, благодаря таким механизмам, как вытеснение и сопротивление.

По мнению 3. Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых – сексуальное влечение (либидо). Оно существует уже у младенца, хотя в детстве оно проходит через ряд стадий и форм. Ввиду множества социальных запретов сексуальные переживания и связанные с ними представления вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Они имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются: сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее, они прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму. З. Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного – сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т. п.) и невротические симптомы. Невротические симптомы были главными проявлениями, с которыми начал работать З. Фрейд. Вот один пример из его врачебной практики. Молодая девушка заболела тяжелым неврозом после того, как, подойдя к постели умершей сестры, на мгновение подумала о своем шурине (муже сестры): «Теперь он свободен и сможет на мне жениться». Эта мысль была тут же ею вытеснена как совершенно неподобающая в данных обстоятельствах, и, заболев, девушка совершенно забыла всю сцену у постели сестры. Однако во время лечения она с большим трудом и волнением вспомнила ее, после чего наступило выздоровление.

Согласно представлениям 3. Фрейда, невротические симптомы – это следы вытесненных травмирующих переживаний, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу. Очаг должен быть вскрыт и разряжен – и тогда невроз лишится своей причины.

Далеко не всегда в основе симптомов лежит подавленное сексуальное влечение. В повседневной жизни возникает много неприятных переживаний, которые не связаны с сексуальной сферой, и, тем не менее, они подавляются или вытесняются субъектом. Они также образуют аффективные очаги, которые «прорываются» в ошибочных действиях.

Вот несколько случаев из наблюдений 3. Фрейда. Первый относится к анализу «провала» его собственной памяти. Однажды З. Фрейд поспорил со своим знакомым по поводу того, сколько в хорошо известной им обоим дачной местности ресторанов: два или три? Знакомый утверждал, что три, а З. Фрейд – что два. Он назвал эти два и настаивал, что третьего нет. Однако этот третий ресторан все-таки был. Он имел то же название, что и имя одного коллеги З. Фрейда, с которым тот находился в натянутых отношениях.

Следующий пример относится к оговоркам. 3. Фрейд считал, что оговорки возникают не случайно: в них прорываются истинные (скрываемые) намерения и переживания человека. Однажды председатель собрания, который по некоторым личным причинам не хотел, чтобы собрание состоялось, открывая его, произнес: «Разрешите считать наше собрание закрытым».

А вот пример ошибочного действия. Когда З. Фрейд был молодым практикующим врачом и ходил к больным на дом (а не они к нему), он заметил, что перед дверями некоторых квартир он вместо того чтобы позвонить, доставал собственный ключ. Проанализировав свои переживания, он нашел, что это случалось у дверей тех больных, где он чувствовал себя «как дома».

В психоанализе был разработан ряд методов выявления бессознательных аффективных комплексов. Главные из них – это метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Оба метода предполагают активную работу психоаналитика, заключающуюся в толковании непрерывно продуцируемых пациентом слов (метод свободных ассоциаций) или сновидений. С той же целью используется уже частично знакомый вам ассоциативный эксперимент. В ассоциативном эксперименте испытуемому или пациенту предлагают быстро отвечать любым пришедшим в голову словом на предъявляемые слова. И вот оказывается, что после нескольких десятков проб в ответах испытуемого начинают появляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями.

Если вы читали рассказ К. Чапека «Эксперимент доктора Роуса», то можно составить себе представление о том, как это все происходит. Краткое содержание рассказа. В чешский городок приезжает американский профессор-психолог, чех по происхождению. Объявляется, что он продемонстрирует свое профессиональное мастерство. Собирается публика – знать города, журналисты и другие лица. Вводят преступника, который подозревается в убийстве. Профессор диктует ему слова, предлагая отвечать первым пришедшим в голову словом. Сначала преступник вообще не желает иметь с ним дело. Но потом игра «в слова» его увлекает, и он в нее втягивается. Профессор дает сначала нейтральные слова: пиво, улица, собака. Но постепенно он начинает включать слова, связанные с обстоятельствами преступления. Предлагается слово «кафе», ответ – «шоссе», дается слово «пятна», ответ – «мешок» (потом было выяснено, что пятна крови были вытерты мешком); на слово «спрятать» – ответ «зарыть», «лопата» – «яма», «яма» – «забор» и т. д. Короче говоря, после сеанса по рекомендации профессора полицейские отправляются в некоторое место около забора, раскапывают яму и находят спрятанный труп.

Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Содержание сновидений, по З. Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворенными или не вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями. Во сне неудовлетворенные потребности получают галлюцинаторную реализацию. Если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление даже во сне блокируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Действие цензуры искажает, запутывает содержание сновидений, делая их алогичными, непонятными и даже странными. Для их расшифровки требуется специальная интерпретация, называемая психоанализом.



Дата: 2019-03-05, просмотров: 263.