Законодательное регулирование в сфере информатизации состоит из двух основных разделов:
– законодательство об интеллектуальной собственности;
– законодательство об информационных ресурсах.
Законодательство об интеллектуальной собственности. Этот раздел законодательства регулирует отношения, охватывающие первичную информацию и ее источники, т.е. отношения на этапе возникновения или производства информации. Основой данного раздела законодательства являются конституционные нормы о праве каждого на информацию, о гарантии свободы творчества и охраны интеллектуальной собственности силой закона. В состав данного раздела входят: законодательство об авторском праве и смежных правах, патентное законодательство и законодательство о «ноу–хау». Структура Федерального закона «Об авторском праве и смежных правах» приведена на рис. 1.9.
Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах» |
Общие положения |
Авторское право |
Смежные права |
Коллективное управление имущественными правами |
Защита авторских и смежных прав |
Рис. 1.9 Структура Федерального закона «Об авторском праве и смежных правах».
Этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений творческой деятельности. Закон определяет произведения, которые к объектам авторского права не относятся: это, в частности, официальные документы; сообщения о событиях и фактах, имеющие официальный характер. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. К объектам авторского права относятся так называемые первичные произведения, среди которых – программы для ЭВМ, а также произведения, называемые вторичными, в числе которых – базы данных.
Авторское право возникает в силу факта создания объекта. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления или соблюдения каких–либо формальностей. Закон регулирует авторские права также в случаях, когда произведение создано коллективом авторов.
В отношении его произведения автору принадлежат личные неимущественные права (право авторства, право на имя, право на обнародование произведения) и имущественные права (исключительное право на использование произведения в любой форме и любым способом).
Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения. Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о них вправе использовать знак охраны авторского права: это латинская буква «С» в окружности ©; имя (наименование) обладателя исключительных авторских прав; год первого опубликования.
За нарушение авторских и смежных прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность. Как правило, авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Права авторства, на имя и на защиту репутации автора охраняются бессрочно.
Специальный Федеральный закон «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» регулирует отношения вокруг программ для ЭВМ и баз данных. Его структура представлена на рис. 1.10.
Общие положения |
Исключительные авторские права |
Использование программ для ЭВМ и баз данных |
Защита прав |
Федеральный закон «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» |
Рис. 1.10 Структура Федерального закона
«О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных».
Согласно Закону в качестве объектов авторского права программы для ЭВМ охраняются как первичные произведения, а базы данных – как вторичные произведения. Он конкретизирует и дополняет нормы авторского права с учетом специфики сферы деятельности и особенностей данных продуктов.
Вместе с тем Закон определяет, что правовой охране не подлежат идеи и принципы, лежащие в основе программы для ЭВМ, базы данных или какого–либо их элемента, в том числе идеи и принципы организации интерфейса и алгоритма, а также языки программирования. Тем не менее, в судах такие дела время от времени рассматриваются. Примером такого иска может служить иск компании Apple против корпорации Microsoft: Apple оспаривала правомерность использования варианта графического интерфейса, принятого в ОС Microsoft Windows, начиная с первой ее версии, и указывала, что он неправомерно заимствован из ее операционных систем Mac OS.
Авторское право на программы для ЭВМ возникает в силу их создания со всеми его атрибутами. Особое значение в этой сфере имеет принципиальное отделение авторского права от права собственности на материальный носитель программы или базы данных. При этом передача прав на материальный носитель не влечет за собой передачу прав на программу или базу данных.
Использование программ или баз данных третьими лицами осуществляется, как правило, на основании договора с правообладателем. В противном случае автор может обратиться в суд, арбитражный суд за защитой своих законных прав. Выпуск под своим именем чужой программы для ЭВМ или базы данных либо незаконное воспроизведение или распространение таких произведений влечет за собой уголовную ответственность. В Уголовном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу с 1 января 1997 г., введен специальный раздел 28 «Преступления в сфере компьютерной информации», содержащий три статьи –272, 273 и 274. Эти статьи не исчерпывают всех ситуаций, которые могут возникнуть в этой сфере, но начало процессу повышения ответственности действующих в ней субъектов положено уже тем, что вполне определенно и недвусмысленно некоторые деяния отнесены к уголовным преступлениям.
Патентное законодательство регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов (объектов промышленной собственности). Его основой в нашей стране является Патентный закон Российской Федерации. В частности, установлено, что не признаются патентоспособными алгоритмы, программы для вычислительных машин, природные явления и абстрактные идеи.
В «Известиях» 19 августа 1998 г. известный журналист Мэлор Стуруа приводит мнение эксперта по патентному праву Стэнли Эмберга по этому поводу: если бы Альберт Эйнштейн запатентовал свою знаменитую формулу Е = тс2, связывающую массу т, энергию Е и скорость света с, то он мог бы получать отчисления от всех, кто применил его формулу, и вполне мог стать первым триллионером планеты.
Создатели изделий, подпадающих под действие Закона, – физические лица признаются их авторами. Право авторства является неотчуждаемым личным правом и охраняется бессрочно. Авторами не признаются лица, не внесшие личного вклада в создание изделия. Присвоение авторства, принуждение к соавторству, незаконное разглашение сведений об объекте промышленной собственности влекут за собой уголовную ответственность.
Все фирмы ревниво оберегают свои «ноу–хау», пресекая в судебном порядке попытки их заимствования, а также добиваясь соблюдения конкурентами правил, законов и норм работы на рынке. Законодательства о «ноу–хау» в Российской Федерации пока нет. В этой сфере существуют только Закон «О государственной тайне», проект закона «О коммерческой тайне» и начата разработка закона «О служебной тайне». Как видно, правовая база регулирования отношений в этой сфере явно недостаточна.
К этой сфере примыкает также законодательство о средствах массовой информации, в пределах которого существуют и разрабатываются новые законы, регулирующие отношения в данной области.
Законодательство об информационных ресурсах. Информационные ресурсы создаются не только в государственных структурах и ведомствах, но также на предприятиях, органами местного самоуправления и частными лицами. Каждый создатель таких ресурсов хотел бы обеспечить их правовую охрану. Однако и информация, собранная и обработанная в таких ресурсах, должна иметь правовую основу. На стадии накопления и преобразования информации и формирования информационных ресурсов действует соответствующий раздел информационного права, включающий несколько направлений:
– общие вопросы законодательства об информационных ресурсах;
– правовая информация;
– персональные данные;
– библиотечное дело;
– статистическая информация;
– международный обмен информацией;
– архивы.
Основой этого раздела является системообразующий Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» (его значение не исчерпывается только этим разделом информационного права), структура которого представлена на рис. 1.11. Он аналогичен по своему значению основам законодательства в сфере информатизации.
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» |
Общие положения |
Информационные ресурсы |
Пользование информационными ресурсами |
Информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения |
Защита информации и прав субъекта в области информационных процессов и информатизации |
Рис. 1.11 Структура Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации».
В соответствии с Законом информационные ресурсы (ИР) – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Как видно, Закон относит к ИР только документированную информацию, т.е. только такую, вид и форма которой позволяют ее идентифицировать. Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц и государства, в совокупности они составляют ИР страны и защищаются законом наряду с другими ресурсами.
Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими:
• порядок документирования информации;
• право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в ИС;
• категорию информации по уровню доступа к ней;
• порядок правовой защиты информации.
Информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и представлять собой элемент имущества. Отношения по поводу права собственности на ИР регулируются гражданским законодательством России. Государство принимает на себя все обязанности по правовому регулированию и правовой охране всех ИР и по созданию условий для создания и развития ИР.
При формировании любых ИР особое место занимают данные о гражданах – персональные данные. Эти данные относятся к конфиденциальной информации. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, составляющей личную тайну, без согласия соответствующих лиц не допускается иначе как в порядке, определенном законом. Любая деятельность по сбору таких данных подлежит обязательному лицензированию. Все субъекты, занимающиеся такой деятельностью, несут ответственность за соблюдение режима правовой защиты персональных данных, включенных в создаваемые ими ИР.
Правовой режим создаваемых в виде баз данных информационных ресурсов в их специальной части регулируется также Законом Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных».
Поиск, получение и применение информации. Закон «Об информации, информатизации и защите информации» устанавливает, что все пользователи – граждане, физические лица, органы государственной власти – обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем ИР необходимость получения запрашиваемой информации. Более того, все владельцы ИР обязаны обеспечивать обусловленный режим доступа к информации из ИР.
Государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными. В тоже время ограничение доступа к той или иной их части определяется законом.
Информация ограниченного доступа подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне и конфиденциальную. Запрещено относить к информации с ограниченным доступом документы, содержащие сведения о деятельности различных органов власти и должностных лиц, их правовые акты и материалы, сведения о чрезвычайных ситуациях, экологической обстановке, использовании средств бюджета и др. Отнесение информации к государственной тайне регулируется Федеральным законом «О государственной тайне».
Информация, полученная гражданами или организациями на законных основаниях из ИР, может использоваться ими для создания производной информации, в том числе и для коммерческих целей, но с обязательной ссылкой на источник первичной информации. При этом порядок получения информации, а также условия ее получения (за плату или бесплатно) регулируются положением о соответствующих государственных ИР. Возможно, что часть услуг по предоставлению информации из государственных информационных ресурсов должна быть оплачена пользователем полностью или частично. Перечень таких услуг определяется правительством Российской Федерации.
Граждане и организации имеют право на доступ к информации о них, на ее уточнение и контроль полноты, имеют право знать, кто и в каких целях использует эту информацию о них. Владелец соответствующих ИР обязан предоставлять такую информацию по требованию тех лиц, которых она касается. Субъекты, предоставляющие в установленном порядке информацию для комплектования ИР, имеют право бесплатно пользоваться этой информацией.
В связи с этим следует подчеркнуть, что владелец информационных ресурсов берет на себя определенные обязанности и несет ответственность за соблюдение и обеспечение правового режима и возможностей доступа к подведомственным ИР.
Защита информации и информационных систем . Структурной основой современных ИР являются информационные системы. Закон определяет: информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующая информационные процессы, т.е. процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. Таким образом, закон выделяет в информационных ресурсах в качестве компонентов информационные системы, информационные технологии и собственно информацию в виде документов.
Государственные и негосударственные организации, а также граждане имеют равные права на разработку и производство ИС, ИТ и средств их обеспечения. Эти работы составляют специальную отрасль экономической деятельности (ранее она была охарактеризована нами как «экономика информатики»), развитие которой в нашей стране во многом определяется государственной политикой информатизации.
Информатизация – организационный, социально – экономический и научно– технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Основные направления государственной политики в сфере информатизации:
– обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;
– формирование и защита государственных информационных ресурсов;
– создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве РФ;
– создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов местного самоуправления, организаций на основе государственных информационных ресурсов;
– обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а так же обеспечение реализации прав граждан в условиях информатизации;
– содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, систем, технологий, средств их обеспечения;
– формирование и осуществление единой научно – технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;
– поддержка проектов и программ информатизации;
– создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма разработки и реализации проектов информации.
ИС, ИТ и средства их обеспечения могут быть объектами собственности физических или юридических лиц и государства.
Собственником признается субъект, на средства которого эти объекты произведены, приобретены или получены в порядке наследования, дарения или иным законным способом. Эти объекты включаются в состав имущества субъекта, собственник определяет условия их использования, они могут выступать и в качестве товара и предназначаться для продажи. При этом следует подчеркнуть, что право авторства и право собственности могут принадлежать разным лицам.
ИС, банки и базы данных, предназначенные для информационного обслуживания граждан, подлежат обязательной сертификации. Они должны быть надлежащим образом защищены. Организации, выполняющие работы в области защиты информации, получают лицензию на этот вид деятельности.
Защита прав субъектов в сфере формирования ИР, пользования ИР, разработки, производства и применения ИС, ИТ и средств их обеспечения осуществляется в целях предупреждения правонарушений, пресечения неправомерных действий, восстановления нарушенных прав и возмещения причиненного ущерба.
Непосредственно целями защиты являются:
– предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;
– предотвращение угроз в адрес личности, общества, государства;
– предотвращение несанкционированных действий по отношению к информации, ИС, ИР и правовому режиму работы с документированной информацией как с объектом собственности;
– защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных;
– сохранение государственной тайны;
– обеспечение прав субъектов в информационных процессах.
Владелец документов, массивов документов, информационных систем обеспечивает уровень их защиты. Риск, связанный с использованием несертифицированных ИС и средств их обеспечения, лежит на собственнике этих систем и средств; риск, связанный с использованием информации, полученной из несертифицированной ИС, лежит на потребителе информации.
Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» определяет основные правовые условия использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. В Законе в частности устанавливается:
– документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
– юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью. Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно–технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования;
– право удостоверять идентичность электронной цифровой подписи осуществляется на основании лицензии. Порядок выдачи лицензии определяется законодательством Российской Федерации.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 313.