Информационные посредники и конечные пользователи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Необходимо отметить, что в сетевой экономике наличие информации по всем направлениям хозяйственной и социаль­ной сфер не гарантирует автоматически успешную ее продажу, даже если эта информация уникальна. Очень трудно не столько приобрести, сколько найти требуемую информацию для реше­ния тех или иных задач по управлению предприятием, отрас­лью и т.д. В данном отношении необходимо обратить внимание на заметное отставание современного состояния отечественных рыночных и информационных каналов от потребностей пользо­вателей разнообразных экономических задач (как, впрочем, на отставание от современных потребностей общества и от зару­бежных аналогов в соответствующей сфере). Однако отстава­ние это не столь велико, как может представляться. В нашей стране сведения о новых технологиях распространялись и распространяются через каналы органов научно-технической ин­формации, как в печатном, так и в электронном виде (проспек­ты, извещения, информационные листки и т.д.).

Главный недостаток такого рода извещений — отсутствие формализованного представления данных даже в сообщениях, передаваемых по электронным каналам. Это, как правило, тек­стовые сообщения, объем которых не позволяет пользователю классифицировать имеющуюся информацию и выделить в ней ту, которая его интересует. Кроме того, такая информация в основном связана только с продуктом, на изготовление которо­го ориентирована технология, и практически не содержит дос­таточных сведений технико-экономического характера, позво­ляющих составить представление о предлагаемом варианте технологии изготовления продукта. Такие сведения можно по­лучить обычно только у разработчика технологии.

Субъекты информационного рынка технологий отличаются тем, что в их составе, как правило, отсутствует оптовый посред­ник и потребитель должен иметь дело непосредственно с производителем, хотя контакт может (и это желательно) устанавли­ваться через рыночного информационного посредника, который из-за природы товара в меньшей степени тяготеет к формиро­ванию биржевых структур, нежели в иных компонентах рынка (рис. 1.5).

Поскольку исходные данные для решения, например, задач управления фирмой попадают на информационный рынок в том виде, который соответствует информационной модели постав­щика, пользователь, даже хорошо зная, какие данные ему нуж­ны, и будучи уверен в том, что они существуют на рынке (что бывает далеко не всегда, например, для данных о технологии), не может выйти непосредственно на первичный источник ин­формации. Таким образом, появляется потребность в информа­ционном посреднике, обеспечивающем адаптацию запроса пользователя к существующей структуре данных на рынке, по­иск необходимых данных и их конверсию в тот вид, который необходим пользователю. Структура субъектов информацион­ного рынка, связанных с решением задач управления, представ­лена на рис. 1.7.

 

 

Предлагаемая схема не является обобщенной структурной моделью информационного рынка. Схема отражает взгляд на информационный рынок пользователя, связанного с решением производственных задач, но не ориентированного на непосред­ственную выдачу заказа на приобретение товара. В момент ре­шения задачи ему нужна информация о факторах рынка.            Ин­формационные потребности таких пользователей обслуживаются современным рынком гораздо хуже, особенно его биржевыми структурами.

Достаточно важной может быть роль информационного по­средника в различных сферах приложения сетевой экономики. Необходимость информационного посредника отмечается практически в любых научных литературных источниках, посвященных данной проблеме. Именно посредник, получая данные от первоисточника и производя дополнительную их об­работку (систематизацию, структурирование, индексацию, пред­ставление на носителе и т.д.), придает информации форму то­вара, который может быть потреблен конечным пользователем. Однако работа такого посредника в отечественных и зарубеж­ных источниках рассматривается в связи с поставкой информа­ционного продукта на рынок. Информационный посредник, предлагая свои услуги, исходит из потребностей поставщика ин­формации. Сознавая, что пользователь нуждается в информа­ционном обслуживании не меньше поставщика данных, в тра­диционных схемах маркетинга обслуживание предлагается выполнять тому же посреднику, ведущему наполнение базы данных. Действительно, он может выполнить ряд работ техническо­го характера, необходимых пользователю для обращения к сети и базе данных: формирование запроса, поиск и даже конверсию данных базы в вид, удобный пользователю, хотя последняя фун­кция ему весьма обременительна из-за нескончаемого многообразия информационных моделей пользователя. Вот почему для него конверсия данных «под пользователя» технически возмож­ная, но не характерная работа.

Помимо технических услуг пользователь нуждается в услу­гах по анализу информационного рынка, получению сведений из различных источников, баз данных, сетей. Рассчитывать на объективность информационного посредника «от поставщика» в общем случае не следует. Для таких услуг нужен независимый посредник «от пользователя», подобно тому, как на биржу про­давец и покупатель выходят каждый через своего брокера.

Работы, выполняемые посредником, ориентированным на конечного пользователя, можно распределить на три группы:

1) анализ информационного рынка по заданию потребителя на предмет получения им конкретных данных для решения оп­ределенной задачи (предлагаемые на рынке базы и банки дан­ных, их представление в информационных сетях, первичные источники информации, ее достоверность и актуальность, цены и т.д.). Такую работу можно рассматривать как своего рода про­должительную маркетинговую подготовку со стороны потреби­теля информации;

2) реализация запросов для получения конкретных данных по информационным каналам, их систематизация и приведе­ние к единому виду, в котором они могут восприниматься по­требителем;

3) конверсия данных, полученных по информационным ка­налам, в вид, который соответствует базе данных задачи, реша­емой пользователем.

Логическая последовательность выполнения работ инфор­мационным посредником представлена на рис. 1.8, причем пользователь может обращаться к посреднику и для выполне­ния части услуг: только первой, только второй или первой и второй групп.

Пользователь в принципе может выполнять эти работы са­мостоятельно, но эффективность может оказаться недостаточ­ной, поскольку для него они часто носят разовый характер.

Всем этим пользователь в должной степени может и не обла­дать, что делает возможным появление специализированного на данных информационных услугах посредника, который высту­пает как непосредственный пользователь информационных се­тей и банков данных.

 

 

Рис. 1. 7 Структура и субъекты информационного рынка в решении задач управления фирмой.

Рис. 1.8 Взаимоотношение конечного пользователя и посредника.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 270.