Все более значимым становится информационный рынок, где информация продается и покупается, а операции с информацией приносят прибыль и убытки. Соглашение о его либерализации, принятое Всемирной торговой организацией в конце 1')% г., положило начало сетевой экономике.
Под рынком информационных услуг и продуктов принято понимать совокупность экономических, правовых и организационных отношений по торговле между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями). Рынок характеризуется определенной номенклатурой предлагаемых услуг и продуктов, а также условиями и механизмами их предоставления и ценами.
Формирование устойчивого и относительно обособленного мирового и национального рынка в информационной сфере началось в середине 1950-х гг. В настоящее время этот рынок получил значительное развитие, однако на нем наряду с недавно появившимися услугами и продуктами сохраняется большая часть традиционных услуг и продуктов. До середины 1960-х гг. основными поставщиками на этом рынке выступали службы новостей и агентства прессы, а также информационные службы пинков, работающих на коммерческой основе. Кроме того, активно развивались информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государственных учреждений и учебных заведений (работающие преимущественно на некоммерческой основе). Услуга включали новости, распространяемые по телеграфным каналам, информационные издания, распространяемые по подписке (библиографическая, популярно-аналитическая информация), библиотечное обслуживание и копирование первоисточников (по запросам, межбиблиотечному абонементу и т.п.).
С начала 1960-х гг. параллельно с рынком традиционных информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи данных. С середины 1960-х до середины 1970-х гг. важным видом услуг на рынке информации стали базы данных, содержащие вначале библиографическую, фактографическую и справочную научно-техническую информацию, а в дальнейшем — все в большей степени торгово-экономическую, статистическую и профессиональную информацию. В рамках информационного рынка специалистами ЮНЕСКО выделены три основных сектора:
• информация — деятельность по подготовке и продаже информации;
• информационные услуги — деятельность по обработке и распространению информации;
• средства обработки информации — производство оборудования, необходимого для подготовки и распространения информации и информационных услуг.
Суммарный годовой оборот в рассматриваемой сфере к настоящему времени составляет по некоторым оценкам несколько триллионов долларов.
Рассмотренное выше деление информационной сферы на сектора удобно для анализа рынка, однако не отражает всех особенностей взаимодействия существующих в этой сфере объектов и видов деятельности. В этом плане могут быть выделены виды деятельности, направленные на удовлетворение нужд конечных потребителей, информационные услуги и виды деятельности, обеспечивающие возможность функционирования сетевой экономики. В секторе рынка средств обработки информации, в свою очередь, можно выделить:
· рынок технических средств обработки информации, к которым относится оборудование, необходимое для функционирования индустрии информации (средства вычислительной техники, оборудование связи, множительная и полиграфическая техника и др.);
· рынок программных средств промышленно-производственного назначения (программные изделия, которые имеют материальный носитель, являются творческим, авторским продуктом и используются как инструмент для решения задач пользователей);
· рынок услуг, направленных на поддержание функционирования предприятий сетевой экономики (обслуживание и ремонт технических средств, сопровождение программного изделия, обучение работе на технических средствах, услуги по их продаже и т.п.).
Все эти классификации не абсолютны и довольно условны. Например, персональный компьютер, относящийся к техническим средствам обработки информации, может быть продуктом потребления конечного пользователя для решения своих задач с использованием программных продуктов.
Что касается деятельности по подготовке информации, то традиционно выделяют три обособленных сегмента.
1. Деловая информация:
· биржевая и финансовая информация о котировке ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынке товаров и капиталов, инвестициях, ценах и т.п., предоставляемая биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями, банками;
· экономическая и статистическая (демографическая, социальная) информация в виде рядов динамики, прогнозных моделей и оценок, предоставляемая государственными службами, а также компаниями, занятыми соответствующими исследованиями, с разработками и консалтингом;
· коммерческая информация о деятельности компаний, фирм, предприятий, направлениях работы и связях, сделках, руководителях, предоставляемая как самими фирмами, так и организациями, специализирующимися на маркетинге, консалтинге и т.п.;
· деловые новости в области экономики, бизнеса, предоставляемые специальными государственными или частными службами.
2. Информация для специалистов:
· профессиональная информация (специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, инженеров, преподавателей и т.п.);
· научно-техническая информация (документы, библиография, реферативные сборники, справочная информация и данные в области фундаментальных и прикладных естественных, Общественных и технических наук, отраслей производства и сфер Человеческой деятельности);
· первоисточники, доступ к которым осуществляется через библиотеки и специальные службы (предоставляются в виде фотокопий и микрокопий и т.п.).
Дата: 2019-03-05, просмотров: 271.