Общая характеристика рынка информационных услуг и продуктов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Все более значимым становится информационный рынок, где информация продается и покупается, а операции с инфор­мацией приносят прибыль и убытки. Соглашение о его либерализации, принятое Всемирной торговой организацией в конце 1')% г., положило начало сетевой экономике.

Под рынком информационных услуг и продуктов принято по­нимать совокупность экономических, правовых и организацион­ных отношений по торговле между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями). Рынок характеризуется опре­деленной номенклатурой предлагаемых услуг и продуктов, а так­же условиями и механизмами их предоставления и ценами.

Формирование устойчивого и относительно обособленного мирового и национального рынка в информационной сфере началось в середине 1950-х гг. В настоящее время этот рынок получил значительное развитие, однако на нем наряду с недав­но появившимися услугами и продуктами сохраняется большая часть традиционных услуг и продуктов. До середины 1960-х гг. основными поставщиками на этом рынке выступали службы новостей и агентства прессы, а также информационные службы пинков, работающих на коммерческой основе. Кроме того, активно развивались информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государствен­ных учреждений и учебных заведений (работающие преимуще­ственно на некоммерческой основе). Услуга включали новости, распространяемые по телеграфным каналам, информационные издания, распространяемые по подписке (библиографическая, популярно-аналитическая информация), библиотечное обслужи­вание и копирование первоисточников (по запросам, межбиб­лиотечному абонементу и т.п.).

С начала 1960-х гг. параллельно с рынком традиционных информационных услуг начал формироваться рынок услуг элек­тронной обработки и передачи данных. С середины 1960-х до середины 1970-х гг. важным видом услуг на рынке информации стали базы данных, содержащие вначале библиографическую, фактографическую и справочную научно-техническую инфор­мацию, а в дальнейшем — все в большей степени торгово-эко­номическую, статистическую и профессиональную информацию. В рамках информационного рынка специалистами ЮНЕСКО выделены три основных сектора:

• информация — деятельность по подготовке и продаже ин­формации;

• информационные услуги — деятельность по обработке и рас­пространению информации;

• средства обработки информации — производство оборудо­вания, необходимого для подготовки и распространения инфор­мации и информационных услуг.

Суммарный годовой оборот в рассматриваемой сфере к на­стоящему времени составляет по некоторым оценкам несколь­ко триллионов долларов.

Рассмотренное выше деление информационной сферы на сектора удобно для анализа рынка, однако не отражает всех особенностей взаимодействия существующих в этой сфере объек­тов и видов деятельности. В этом плане могут быть выделены виды деятельности, направленные на удовлетворение нужд ко­нечных потребителей, информационные услуги и виды деятель­ности, обеспечивающие возможность функционирования сете­вой экономики. В секторе рынка средств обработки информации, в свою очередь, можно выделить:

· рынок технических средств обработки информации, к ко­торым относится оборудование, необходимое для функциони­рования индустрии информации (средства вычислительной тех­ники, оборудование связи, множительная и полиграфическая техника и др.);

· рынок программных средств промышленно-производственного назначения (программные изделия, которые имеют материальный носитель, являются творческим, авторским про­дуктом и используются как инструмент для решения задач пользователей);

· рынок услуг, направленных на поддержание функционирования предприятий сетевой экономики (обслуживание и ремонт технических средств, сопровождение программного изделия, обучение работе на технических средствах, услуги по их продаже и т.п.).

Все эти классификации не абсолютны и довольно условны. Например, персональный компьютер, относящийся к техничес­ким средствам обработки информации, может быть продуктом потребления конечного пользователя для решения своих задач с использованием программных продуктов.

Что касается деятельности по подготовке информации, то традиционно выделяют три обособленных сегмента.

1. Деловая информация:

· биржевая и финансовая информация о котировке ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынке товаров и ка­питалов, инвестициях, ценах и т.п., предоставляемая биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями, банками;

· экономическая и статистическая (демографическая, соци­альная) информация в виде рядов динамики, прогнозных моде­лей и оценок, предоставляемая государственными службами, а также компаниями, занятыми соответствующими исследовани­ями, с разработками и консалтингом;

· коммерческая информация о деятельности компаний, фирм, предприятий, направлениях работы и связях, сделках, руководителях, предоставляемая как самими фирмами, так и организациями, специализирующимися на маркетинге, консал­тинге и т.п.;

· деловые новости в области экономики, бизнеса, предо­ставляемые специальными государственными или частными службами.

2. Информация для специалистов:

· профессиональная информация (специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, инженеров, преподавателей и т.п.);

· научно-техническая информация (документы, библиогра­фия, реферативные сборники, справочная информация и дан­ные в области фундаментальных и прикладных естественных, Общественных и технических наук, отраслей производства и сфер Человеческой деятельности);

· первоисточники, доступ к которым осуществляется через библиотеки и специальные службы (предоставляются в виде фотокопий и микрокопий и т.п.).

Дата: 2019-03-05, просмотров: 239.