Проблеме определения роли, места и специфики информации как экономического ресурса уделяется много внимания в научных разработках последнего времени.
По мере своего развития экономика информационного общества начинает использовать в качестве одного из основных ресурсов постоянно обновляемые теоретические знания и различного рода сведения, которые являются необходимым условием эффективного использования остальных ресурсов. Структура совокупного спроса сдвигается в сторону информационных потребностей, которые все более и более индивидуализируются. Совокупное предложение сдвигается в сторону увеличения информационных товаров и услуг.
Основным предметом труда в сетевой экономике является информация. Это так называемая исходная, или первичная, информация. Именно на ее основе создается информационный продукт, нужный для пользователя.
Исходная информация, представляющая собой предмет труда, подвергается обработке (преобразованию) с помощью различных видов информационных технологий. Информация собирается, подвергается контролю, преобразуется, если это необходимо, в машиночитаемую форму, накапливается (хранится), подвергается сортировке, компоновке (подбору), математической обработке, преобразуется в удобную для восприятия человеком форму (таблицы, графики, схемы), передается пользователю в требуемой форме. Таким образом, наряду с чертами, общими для предприятий материального производства, организациям, занятым производством информации, присущ ряд специфических особенностей:
· в процессе производства информации не создается вещественных продуктов;
· информация может фиксироваться на определенном вещественном носителе, являясь в то же время невещественным продуктом;
· имеется возможность как однократного, так и многократного удовлетворения потребностей с использованием одной и той же информации, а при однократном использовании информации процесс ее производства неотделим от процесса потребления;
· при однократном использовании информации в процессе материального производства ее стоимость сразу и полностью переносится на продукт, создаваемый с применением этой информации, а при многократном использовании информации ее стоимость переносится на готовый продукт частями;
· потребительские свойства информации (своевременность, достоверность, полнота и др.), а значит, ее потребительная стоимость, могут изменяться во времени;
· в процессе потребления информация не уничтожается, все ее потребительские свойства сохраняются, в отличие от технических средств, которые изнашиваются тем сильнее, чем выше интенсивность их использования. Информация не изнашивается, и, следовательно, чем интенсивнее она используется, тем меньшая доля ее стоимости будет включаться в себестоимость готового продукта;
· производство информации однородно по всем сферам управления.
Влияние некоторых характеристик информации на величину затрат, связанную с получением информации, а также на ее ценность отражено в табл. 1.1. Здесь использован подход к экономической оценке информации, проведенной на основе анализа отношения затраты/эффективность.
В практике обработки данных приняты следующие единицы измерения:
• машинописная страница (лист) — стандартного размера лист объемом 1,8 тыс. печ. зн.;
• печатный лист — типографский термин для измерения объема печатных полиграфических изданий, соответствует 24— 25 машинописным листам или примерно 40 000 печ. зн.;
• документострока — выделяется в документации, подлежащей обработке;
• знак — любой применяемый для отображения информации значок, имеющий отображение на бумаге или на экране, используемый в качестве универсального измерителя объема данных при их подготовке к обработке;
• символ — включает в себя кроме знаков, имеющих отображение в виде значка, также (невидимые) специальные символы (конец строки/возврат каретки, начало текста, конец текста);
• байт — компьютерный эквивалент знака и символа (комбинация из восьми бит);
• бит — один двоичный разряд.
Таблица 1. 1 Влияние некоторых характеристик информации на величину затрат,
связанную с получением информации.
Характеристики информации | Влияние на затраты, связанные с получением информации | Влияние на ценность информации |
1. Характеристики формы Общее количество информации. Доступность. Гибкость. | Затраты на сбор, восстановление, ввод в память непрерывно снижаются. Затраты на кодирование находятся в асимптотической зависимости от степени доступности. Модульная концепция информации все меньше противоречит экономичному достижению этой характеристики. | Рост количества информации вызывает увеличение ее потенциальной полезности. Экономический оптимум находят между затратами на легкий доступ и вызываемыми такой легкостью субъективными изъянами. Решающее и часто главное условие. |
2. Характеристики сроков Скорость сбора данных. Скорость операции запрос/ответ. | Затраты на сбор данных в реальном масштабе времени постепенно сближаются с затратами на сбор данных со сдвигом времени. Экономические показатели улучшаются. | Менее полезна, чем можно было ожидать. Чрезвычайно полезна. |
3. Характеристики места Условия доступа. Свобода доступа (с юридической точки зрения). | Прогресс дистанционной обработки, но затраты на нее высоки и снижаются мало. Не влияет на затраты. | Играют, бесспорно, определяющую роль. Имеет косвенное значение. |
Окончание таблицы 1.1.
4. Характеристики содержимого Выборочное содержимое. Структурное содержимое (категории). Метрическое содержимое (точность). | Не связано со значительными затратами. Вероятно, сопряжено с трудностями и еще долго будет обходиться дорого. Обходится все дороже и дороже. | Не играет такой решающей роли, как принято считать. Очень важно. Не столь полезно, как принято считать. |
Эти единицы измерения лежат в основе определения объемов информационно-вычислительных услуг, предоставляемых пользователям. В процессе преобразования нашей экономики очень важны вопросы юридического характера по информационным правоотношениям. С одной стороны, согласно принятой в Российской Федерации Декларации прав и свобод человека и гражданина, «каждый человек имеет право искать, получать и распространять информацию». С другой стороны, ограничения этого права устанавливаются законом в целях охраны личной, профессиональной, коммерческой и государственной информации.
На рис. 1.2 представлены элементы информационных правоотношений, где перечислены основные права, обязанности, ограничения прав на информацию и ответственность пользователя.
Элементы информационных правоотношений |
Права · на информацию и информационные услуги; · авторства на информационные технологии и их элементы; · собственности на информацию и информационные технологии; на защиту интересов физических, юридических лиц в области информатизации и информации; защиту прав граждан в условиях информатизации; · на информационную безопасность. |
Ограничение прав · собственности на информацию; · на доступ и распространение информации; · личных прав в связи с защитой государственной тайны; · на личную тайну по условиям правоохранительной деятельности; · на деятельность в области информационного обслуживания. |
Обязанности · по формированию информационных ресурсов; · по обеспечению информационными ресурсами (предоставлению услуг); · по созданию условий для развития информатизации; · по защите информации, прав физических и юридических лиц, государства; · по использованию информации в соответствии с законодательством. |
Ответственность · за нарушение в работе с информацией; · за нарушение прав и свобод граждан, прав юридических лиц; · за создание недоброкачественной продукции; · за нарушение обязательств в отношении субъектов по поводу информации и информационных технологий. |
Рис. 1. 2 Классификация элементов правоотношений в информационной сфере.
Законодательство РФ устанавливает правовой режим формирования и использования информационных ресурсов. По возможностям защиты имущественных прав они приравнены к другим, в том числе материальным ресурсам. За исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ, информационные ресурсы могут быть товаром. На них распространяются права владения, пользования и распоряжения.
Классификация информационных ресурсов по признаку собственности, по доступу информации и ее использованию (рис. 1.3) проведена с учетом требований и в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне».
Порядок формирования информационных ресурсов и доступа к ним должен определяться их собственником или другим законным владельцем. В то же время определенные массивы информации, необходимые для обеспечения деятельности государства и общества, могут в установленном законом порядке изыматься из товарного обращения, что предусмотрено соответствующим законом РФ.
Рис. 1.3 Классификация информационных ресурсов.
Информационные ресурсы могут быть государственными и, как элемент состава имущества, находиться в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Собственниками и владельцами информационных ресурсов на территории государства могут являться Российская Федерация, субъекты РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица РФ, а также иностранных государств и лица без гражданства.
При создании единого информационного пространства РФ необходимо придерживаться государственных стандартов и классификаторов, использовать Единый государственный регистр предприятий и организаций.
В рамках единого информационного пространства в приоритетном порядке необходимо формировать и вести государственный информационный регистр организаций—держателей государственных, негосударственных и смешанных информационных ресурсов (по видам информационной продукции и услуг).
Это может быть обеспечено путем создания:
• регионального центра для накопления сведений о государственных информационных ресурсах и условиях доступа к ним пользователей, а также для сертификации информационных систем и сетей, баз и банков данных;
• региональных и межрегиональных государственных коммерческих организаций для справочно-информационного обслуживания юридических и физических лиц.
Особое место в развитии информационных ресурсов и информационных систем занимают создание развитой системы информационной поддержки деятельности органов власти и местного самоуправления и создание единой системы нормативно-правовых баз данных в составе информационно-правового пространства России.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 329.