· новости и литература (информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии);
· потребительская и развлекательная информация, ориентированная на домашнее использование, которая охватывает общие и местные новости, сводки погоды, расписание транспорта, предложения по обмену, услугам (путешествия, аренда дачи, прокат товаров и т.п.).
С появлением информационных продуктов и услуг в экономике России сформировался соответствующий российский информационный рынок (ИР), характеризующийся своими особенностями, проблемами и тенденциями развития и оказывающий существенное и постоянно растущее воздействие на общеэкономическую ситуацию.
В составе российского ИР можно выделить следующие основные сектора:
• рынок информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
• рынок информационных продуктов и услуг;
• рынок программных продуктов;
• рынок телекоммуникаций и средств связи;
• рынок средств информатизации (ЭВМ различных типов, периферийное оборудование, оргтехника, комплектующие и принадлежности).
На информационном рынке информационные и телекоммуникационные технологии могут выступать в различном качестве:
• как товар — продукты потребления различных субъектов рыночных отношений;
• как средство производства товаров и услуг - производственные ресурсы предприятий различной отраслевой принадлежности;
• как основа для слияния различных сфер производства и потребления продуктов и услуг;
• как один из системообразующих элементов информационного пространства, являющегося основой для развития национальной информационной инфраструктуры.
Продолжает усиливаться тенденция на расширение рынка интерактивных информационных услуг. В целом этот подсектор информационного рынка представляется прибыльным видом бизнеса и может быть условно подразделен на пять направлений:
1) рассылка вопросников пользователям;
2) работа непосредственно с потребителями через организацию специальных встреч с пользователями для выявления необходимости разработки и внедрения новых программных продуктов. В Западной Европе с начала 1980-х гг. в рамках развития информационного рынка осуществлялся целый комплекс рекламных, пропагандистских и маркетинговых мероприятий, организовывались специальные выставки и группы пропаганды возможностей диалогового доступа;
3) высокоспециализированный сектор рынка, прежде всего ориентированный на деловую сферу, который имеет потенциал роста, так как пока не пришел к насыщению;
4) сектор рынка услуг для обеспечения управленческих решений, который представляется наиболее обещающим для развития, поскольку способствует переходу от обработки информации внутри организации к использованию внешних систем, предлагающих более привлекательный набор услуг;
5) домашний рынок представляется самым значительным и может стать экономически эффективным, слившись с новым сектором услуг — электронных сделок (платежей, банковских операций, покупок).
Учитывая, что основным препятствием к широкому внедрению услуг диалогового доступа являются не цены, а ограниченный круг лиц, умеющих использовать возможности информационной системы, в качестве одной из своих основных задач специалисты считают необходимым привлечение в этот сектор конечных пользователей.
В качестве средств маркетинговых услуг диалогового доступа рассматриваются:
• организация обучения пользователей;
• организация справочной службы;
• выпуск бюллетеней новостей.
Российская индустрия интерактивных услуг не столь развита, как на Западе, что объясняется историческими условиями ее формирования (централизованное управление и низкий уровень рыночных связей). В результате этого спрос на интерактивные услуги носил неизбежно ограниченный характер, так как был направлен не на финансово-экономическую, а на научно-техническую информацию. Высокая цена на технические средства относительно заработной платы препятствовала замене рутинного (ручного) поиска информации поиском с использованием новых информационных технологий. Кроме того, слабое развитие телекоммуникаций, главным образом из-за дефицита каналов связи и сетевого оборудования, также не позволяло широко внедрять интерактивные услуги. Российская индустрия интерактивных услуг развивалась как система некоммерческих информационных ресурсов, объединенных в ведомственные сети. С начала 1990-х гг. идет активная коммерциализация индустрии информации, и постепенно складывается структура, весьма похожая на ту, что характерна для международного рынка. В последнее время увеличивается удельный вес деловой (коммерческой) информации, что отражает растущий спрос со стороны участников формирующегося рынка.
Отечественные производители интерактивных услуг — специалисты, проводящие поиск в интересах своих организаций, научные работники, административные работники.
В целом существует благоприятная тенденция в развитии отечественных интерактивных услуг. В настоящее время предпринимаются активные усилия по ускоренному развитию телекоммуникаций (в том числе с помощью спутниковой связи), увеличивается число отечественных организаций, имеющих выход на сети передачи данных. Формирование отечественного рынка и его интеграция в мировую экономику будут способствовать росту спроса на оперативную информацию делового характера, а конвертируемость рубля создаст предпосылки доступа к зарубежным информационным ресурсам.
Рассмотренная классификация не охватывает полностью существующий информационный рынок. Имеются такие важные направления работ, как подготовка источников информации, оказание специальных услуг библиотек и архивов, перевод с иностранных (на иностранные) языков, разработка информационных систем и т.п.
Тем не менее, можно попытаться представить хотя бы укрупненную структуру информационного рынка России (рис. 1.4).
Приведенная ниже структура позволяет в общем виде понять взаимосвязь между материальной и нематериальной продукцией в сетевой экономике.
На информационном рынке потребление товаров порождает потребность в информационных услугах, и наоборот.
Российский информационный рынок имеет свои характерные особенности, существенно отличающие его от зарубежных формационных рынков:
• отсутствие стабильности;
• неоднородность информационного рынка в разрезе регионов страны;
• слабая развитость сектора личного потребления;
• отказ государства от функционирования на информационном рынке в качестве производителя;
• низкая информационно-правовая культура общества в целом;
• недостаточное развитие и неэффективность информационной инфраструктуры;
• отставание в области информационных технологий и средств вычислительной техники;
недостаточная финансовая поддержка научных исследований в области информатизации.
Рис. 1.4 Укрупненная товарная структура информационного рынка.
Однако в настоящее время российский рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов и услуг (информационный рынок) — один из наиболее динамично развивающихся секторов российского рынка. Сегодня все программно-техническое обеспечение процессов информатизации и развития телекоммуникаций представлено на российском информационном рынке, причем все новейшие средства и технологии появляются практически одновременно с их появлением на зарубежных рынках.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 379.