Массовая потребительская информация:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

· новости и литература (информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энцик­лопедии);

· потребительская и развлекательная информация, ориен­тированная на домашнее использование, которая охватывает общие и местные новости, сводки погоды, расписание транс­порта, предложения по обмену, услугам (путешествия, аренда дачи, прокат товаров и т.п.).

С появлением информационных продуктов и услуг в эконо­мике России сформировался соответствующий российский ин­формационный рынок (ИР), характеризующийся своими особенностями, проблемами и тенденциями развития и оказы­вающий существенное и постоянно растущее воздействие на общеэкономическую ситуацию.

В составе российского ИР можно выделить следующие ос­новные сектора:

• рынок информационных и коммуникационных техноло­гий (ИКТ);

• рынок информационных продуктов и услуг;

• рынок программных продуктов;

• рынок телекоммуникаций и средств связи;

• рынок средств информатизации (ЭВМ различных типов, периферийное оборудование, оргтехника, комплектующие и принадлежности).

На информационном рынке информационные и телеком­муникационные технологии могут выступать в различном каче­стве:

• как товар — продукты потребления различных субъектов рыночных отношений;

• как средство производства товаров и услуг - производ­ственные ресурсы предприятий различной отраслевой принад­лежности;

• как основа для слияния различных сфер производства и потребления продуктов и услуг;

• как один из системообразующих элементов информаци­онного пространства, являющегося основой для развития на­циональной информационной инфраструктуры.

Продолжает усиливаться тенденция на расширение рынка интерактивных информационных услуг. В целом этот подсектор информационного рынка представляется прибыльным ви­дом бизнеса и может быть условно подразделен на пять направ­лений:

1) рассылка вопросников пользователям;

2) работа непосредственно с потребителями через организа­цию специальных встреч с пользователями для выявления не­обходимости разработки и внедрения новых программных продуктов. В Западной Европе с начала 1980-х гг. в рамках развития информационного рынка осуществлялся целый комплекс рек­ламных, пропагандистских и маркетинговых мероприятий, организовывались специальные выставки и группы пропаганды воз­можностей диалогового доступа;

3) высокоспециализированный сектор рынка, прежде всего ориентированный на деловую сферу, который имеет потенциал роста, так как пока не пришел к насыщению;

4) сектор рынка услуг для обеспечения управленческих ре­шений, который представляется наиболее обещающим для раз­вития, поскольку способствует переходу от обработки инфор­мации внутри организации к использованию внешних систем, предлагающих более привлекательный набор услуг;

5) домашний рынок представляется самым значительным и может стать экономически эффективным, слившись с новым сектором услуг — электронных сделок (платежей, банковских операций, покупок).

Учитывая, что основным препятствием к широкому внедре­нию услуг диалогового доступа являются не цены, а ограничен­ный круг лиц, умеющих использовать возможности информа­ционной системы, в качестве одной из своих основных задач специалисты считают необходимым привлечение в этот сектор конечных пользователей.

В качестве средств маркетинговых услуг диалогового досту­па рассматриваются:

• организация обучения пользователей;

• организация справочной службы;

• выпуск бюллетеней новостей.

Российская индустрия интерактивных услуг не столь развита, как на Западе, что объясняется историческими условиями ее формирования (централизованное управление и низкий уровень рыночных связей). В результате этого спрос на интерактивные услуги носил неизбежно ограниченный характер, так как был направлен не на финансово-экономическую, а на научно-техническую информацию. Высокая цена на технические средства относительно заработной платы препятствовала замене рутин­ного (ручного) поиска информации поиском с использованием новых информационных технологий. Кроме того, слабое разви­тие телекоммуникаций, главным образом из-за дефицита кана­лов связи и сетевого оборудования, также не позволяло широко внедрять интерактивные услуги. Российская индустрия инте­рактивных услуг развивалась как система некоммерческих ин­формационных ресурсов, объединенных в ведомственные сети. С начала 1990-х гг. идет активная коммерциализация индуст­рии информации, и постепенно складывается структура, весьма похожая на ту, что характерна для международного рынка. В последнее время увеличивается удельный вес деловой (коммер­ческой) информации, что отражает растущий спрос со стороны участников формирующегося рынка.

Отечественные производители интерактивных услуг — спе­циалисты, проводящие поиск в интересах своих организаций, научные работники, административные работники.

В целом существует благоприятная тенденция в развитии отечественных интерактивных услуг. В настоящее время пред­принимаются активные усилия по ускоренному развитию телекоммуникаций (в том числе с помощью спутниковой связи), увеличивается число отечественных организаций, имеющих вы­ход на сети передачи данных. Формирование отечественного рынка и его интеграция в мировую экономику будут способ­ствовать росту спроса на оперативную информацию делового характера, а конвертируемость рубля создаст предпосылки дос­тупа к зарубежным информационным ресурсам.

Рассмотренная классификация не охватывает полностью су­ществующий информационный рынок. Имеются такие важные направления работ, как подготовка источников информации, оказание специальных услуг библиотек и архивов, перевод с иностранных (на иностранные) языков, разработка информа­ционных систем и т.п.

Тем не менее, можно попытаться представить хотя бы ук­рупненную структуру информационного рынка России (рис. 1.4).

Приведенная ниже структура позволяет в общем виде по­нять взаимосвязь между материальной и нематериальной про­дукцией в сетевой экономике.

На информационном рынке потребление товаров порожда­ет потребность в информационных услугах, и наоборот.

Российский информационный рынок имеет свои характер­ные особенности, существенно отличающие его от зарубежных формационных рынков:

• отсутствие стабильности;

• неоднородность информационного рынка в разрезе реги­онов страны;

• слабая развитость сектора личного потребления;

• отказ государства от функционирования на информацион­ном рынке в качестве производителя;

• низкая информационно-правовая культура общества в це­лом;

• недостаточное развитие и неэффективность информаци­онной инфраструктуры;

• отставание в области информационных технологий и средств вычислительной техники;

недостаточная финансовая поддержка научных исследо­ваний в области информатизации.

Рис. 1.4 Укрупненная товарная структура информационного рынка.

Однако в настоящее время российский рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов и услуг (ин­формационный рынок) — один из наиболее динамично разви­вающихся секторов российского рынка. Сегодня все програм­мно-техническое обеспечение процессов информатизации и развития телекоммуникаций представлено на российском информационном рынке, причем все новейшие средства и техно­логии появляются практически одновременно с их появлением на зарубежных рынках.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 327.