Цены на информационном рынке и их разновидности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цена является важнейшим экономическим параметром ры­ночной среды, с которым вынуждены считаться фирмы, пред­приятия и организации, действующие на информационном рынке.

Основные виды цен на информационном рынке определя­ются видами продукции (услуг) и формами их представления потребителям.

Для средств вычислительной техники и средств связи:

– продажа в полную собственность (имеющая, в частности, ту особенность, что комплектность поставки делается под за­каз, с комплектующими от разных производителей);

– сдача средств в аренду целиком или в повременной форме (машинное время, время связи и т.п.);

– лизинг (особая форма сдачи во временное пользование);

– проектирование и изготовление специальных образцов техники под заказ (в исключительных случаях).

Для программных изделий:

– продажа (в разных организационных формах и по различ­ным видам цен);

– разработка на договорной основе под заказ;

– аренда вместе с техническими средствами.

Для информационных продуктов:

– продажа массово–тиражируемых продуктов (справочников, типовых БД на носителях и т.п.);

– продажа сделанного под заказ информационного продукта.

Для сервисных услуг:

– предпродажные услуги и услуги во время продажи;

– услуги в рамках гарантийного срока (формально бесплатно или с частичной оплатой);

– послегарантийные услуги по договору (за плату).

Для информационных услуг:

– услуги на договорной основе (например, электронная по­чта Relcom );

– услуги, формально бесплатные для потребителя (телетекст, рекламные издания и т.п.).

В соответствии с разнообразием форм предоставления потре­бителям продукции и услуг разнообразны и формы их оплаты.

В зависимости от степени регулируемости рынка цены мо­гут быть:

– договорными (свободными), устанавливаемыми на осно­ве прямого соглашения продавца и потребителя без каких–либо ограничений;

– лимитируемыми (регулируемыми), если продавец и по­требитель вправе устанавливать цены по соглашению (догово­ру), но не выше установленного предела. Такого рода ограниче­ния обычно применяются по отношению к монополистам, занимающим на рынке доминирующее положение;

– фиксированными в тех случаях, когда государство (или иной уполномоченный орган) устанавливает жесткий фиксиро­ванный уровень на тот или иной вид товаров или услуг в ин­формационной сфере.

На рис. 2.1 и 2.2 приведены соответственно обобщенная схема движения информационных продуктов и действующих видов цен, а также состав и структура розничных цен.

 

 

Рис. 2.1 Обобщенная схема товародвижения информационных продуктов и действующих видов цен.

Рис. 2.2 Структура взаимосвязей экономических показателей
в сетевой экономике для оценки трудоемкости (а)
и себестоимости информационного продукта (б).

Цена информационного продукта (услуги) Р в общем виде может быть представлена следующим соотношением:

                                                       (2.1)

где: C 1 – затраты на предметы труда;

       C 2 – затраты, связанные с применением средств труда (амортиза­ционные отчисления, обслуживание и ремонт);

V – затраты, связанные с использованием живого труда;

M – включенная в цену прибыль.

Естественно, для разных видов цен каждая из составляющих слагается из соответствующих статей расходов и прибыли участ­ников товародвижения информационных продуктов (табл. 2.1).

Таблица 2.1 Статьи расходов и прибыль участников товародвижения информационных продуктов.

Национальный провайдер
(предприятие (фирма) –
 производитель
информа6ционных продуктов)

Региональный провайдер
(оптовый посредник)







Местный провайдер

Себестоимость, издержки,

ден. ед.

Прибыль

предприятия,

ден. ед.

Надбавка сбыта

Торговая надбавка (наценка)

Издержки оптового сбыта, ден. ед. Прибыль оптового сбыта, ден. ед. Издержки торговли, ден. ед. Прибыль торговли, ден. ед. 100 20 10 5 10 5

Оптовая (отпускная) цена предприятия–производителя информационных продуктов

15

15

120

       

Цена оптового посредника

       

135

   

Розничная цена конечного провайдера

       

150

Есть некоторые особенности (иногда закрепленные в нор­мативных документах) учета транспортных и складских расхо­дов it составе цены. В связи с этим цены могут различаться по пи лам франко, т.е. по месту сдачи товара отправителем и пере­воду ответственности за его дальнейшую судьбу к покупателю.

Практика налогообложения и взимания в пользу государства некоторых видов платежей требует выделения в платежных до­кументах кроме цен производителя (продавца) налога на добав­ленную стоимость, акциза и других платежей, являющихся кос­венными налогами.

Можно выделить три вида цен на продукцию в сетевой эко­номике:

– фактические, действующие в рассматриваемом периоде цены;

– прогнозируемые цены, принятые при составлении плано­вых расчетов, которые используются при разработке технико–экономических обоснований, бизнес–планов и т.п., ориентиро­ванных на применение информационных продуктов в различных сферах экономики. В этом случае цена определяется на основе действующих на данный момент цен с их последующей коррек­тировкой с учетом ожидаемого на планируемый период уровня инфляции, изменения факторов ценообразования (тарифов на энергию, стоимость перевозок, размера ставок налогообложе­ния и т.п.);

– сопоставимые цены, если требуется оценить динамику производства и продаж информационных продуктов и услуг в натуральном объеме.

В целях укрепления своих позиций на рынке многие про­вайдеры создают централизованные базы данных, объединяю­щие родственные по тематике данные, и тем самым снижают плату за поиск таких данных, расценки на работу в ночное вре­мя; совершенствуют системы поиска, переводя их в упрощен­ные режимы работы; организуют возможность получения до­полнительных услуг (например, системы оперативного заказа первоисточников на основе кооперации с библиотеками); пре­доставляют потребителям возможность формирования и веде­ния личных файлов, недоступных для других пользователей.

При предоставлении услуг диалогового доступа к базам дан­ных в основном используются лицензионные договоры, а в пос­леднее время все более широкое распространение находит под­писка. Четко выделились два основных подхода к политике ценообразования в области предоставления числовых и тексто­вых данных.

Первый подход характеризуется схемой расчетов за услуги обработки данных в режиме разделения времени, как правило, предусматривающей:

– минимальную месячную подписку;

– время подключения к сети;

– использование ресурсов (для этого чаще всего применя­ется такой показатель использования ЭВМ, как CRU(Computer Resource Unit), представляющий собой комбинацию использо­вания CRU, устройств ввода–вывода, дисковой памяти и т.д.);

– использование дисковой памяти в случае создания пользо­вателем персональных файлов.

Второй подход базируется на почасовой ставке, включаю­щей оплату времени подключения к сети, объема использова­ния баз данных и услуг телекоммуникаций. В случае обращения к библиографическим базам данных, как правило, дополнительно взималась плата за найденные описания документов. В некото­рых централизованных базах данных предусматривается разо­вая оплата пароля для новых пользователей.

В последнее время предпочтение отдают подписке и другим упрощенным вариантам оплаты, так как затраты на учет и веде­ние делопроизводства при использовании сложных схем весьма велики. Цены на диалоговый доступ складываются из стоимос­ти тарифа по предоставлению этого режима, стоимости исполь­зования баз данных, услуг посредников, а также стоимости ус­луг передачи данных. Цены на диалоговый доступ постоянно растут. Рост цен в основном затрагивает популярные и широко используемые базы данных. Цены государственных баз данных растут в меньшей степени. Ввиду того, что диалоговые услуги пока в основном осуществляются в порядке выполнения слу­жебных обязанностей и оплачиваются из средств фирмы, спрос не является эластичным по отношению к изменению цены.

К ценам на услуги диалогового доступа, как правило, уста­навливаются скидки, пропорциональные объему использования потребителем услуг диалогового доступа, которые могут дости­гать 7–32% первоначальной цены.

 

2.2 Ценообразование на информационном рынке.

 

При выводе на рынок новых информационных продуктов и услуг предприятие сетевой экономики не всегда устанавливает цены на эти продукты и услуги, сопоставляя валовые и предельные величины издержек и доходов.

Иногда цены устанавливаются на основе внеэкономических факторов ценообразования.

Процесс ценообразования обычно включает в себя установ­ление расчетной цены, способов оплаты, видов скидок и надба­вок, политики цен, определение цен на сопутствующие или дополнительные продукты и услуги и т.п. Основные этапы процесса ценообразования представлены на рис. 2.3.

Рис. 2.3 Основные этапы процесса ценообразования.

Необходимыми условиями рыночного ценообразования яв­ляются:

– экономическая самостоятельность и свобода выбора по­ведения предприятий как собственников;

– коммерческая основа отношений субъектов хозяйствова­ния, реализуемая путем взаимовыгодных договорных отноше­ний;

– наличие конкурентной среды, обеспечивающей возмож­ность различного поведения субъектов хозяйствования;

– равновесие рынка (уравновешенное состояние спроса и предложения).

Принципы установления цены на информационном рынке отражены в табл. 2.2.

Таблица 2.2 Принципы установления цены на информационном рынке.

Слишком низкая цена

Возможная цена

Слишком высокая цена
   

Главные ограничители

   
Получение прибыли невозможно. Себестои­мость. Конкуренты–заменители. Уникальные свойства продукта (услуги). Формирова­ние спроса невозможно.
Нет предло­жения. Массовый спрос. Снижение спроса из–за возможности замены. Престижный спрос. Нет спроса.

К внешним факторам ценообразования можно отнести по­требителей, рыночную среду, участников каналов товародвиже­ния и государство.

Потребителями могут выступать государственные учрежде­ния и предприятия, фирмы, работающие в сетевой экономике и представляющие другие секторы экономики, индивидуальные потребители и т.п. Именно эти субъекты рыночной экономики формируют спрос на информационные продукты и услуги.

В рыночной среде можно выделить несколько основных сек­торов, сформированных по способу ценообразования:

– цена контролируется предприятием (фирмой);

– цена контролируется группой предприятий (фирм);

– цена определяется балансом спроса и предложения (рав­новесная цена);

– цена контролируется государством.

Роль государства заключается в возможности влиять на цены, устанавливая их от фиксированных до регулируемых и свобод­ных (договорных) цен.

Возможности государства влиять на ценообразование на ин­формационном рынке отражены в табл. 2.3.

Таблица 2.3 Влияние государства на ценообразование на информационном рынке.

Виды цен Фиксированные государственные цены Регулируемые государством цены Свободные (договорные) цены
Роль государства. Государство само устанавливает цены. Государство определяет правила, в соответствие с которыми фирмы устанавливают цены на рынке. Государство устанавливает правила «честно игры» (запрет на недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка).
Формы государственного влияния на ценообразование. Государственные прейскурантные цены (на все или только на главные продукты). «Замораживание» рыночных свободных цен (на всю продукцию или ее часть). Фиксирование монопольных цен (только для высших монополий). Установление предельного уровня цен. Установление предельных надбавок или коэффициентов к фиксированным прейскурантным ценам. Установление предельного уровня разового повышения цен. Госконтроль за монопольными ценами. Регулировании путем установления цен госпредприятиям, действующим на рынке. Запрет на демпинг. Запрет на недобросовестную ценовую рекламу. Запрет на ценовую дискриминацию. Запрет на горизонтальное фиксирование цен*. Запрет на вертикальное фиксирование цен**. Регулирование налогов, пошлин, акцизов и др.

* Горизонтальное фиксирование цен основывается на сговоре двух или более производителей об уровне цен на их продукцию.

** Вертикальное фиксирование цен основывается на навязывании поставщикам (производителям) цен торговли.

Внутренние факторы, влияющие на установление цены на информационном рынке, можно разделить на четыре группы.

1. Факторы спроса, определяющие цену спроса на товар, ко­торую предлагает покупатель:

– платежеспособный спрос – сумма, которую может выде­лить покупатель на данный товар;

– уровень сбережений покупателя для приобретения товара;

– объем спроса – количество товара, которое покупатель сможет приобрести при некотором уровне цен;

– потребительские свойства товара (качественные характе­ристики);

– полезность товара – способность удовлетворить запросы потребителя.

2. Факторы потребительского выбора, определяющие конкурентоспособность конкретного товара на рынке заменяющих товаров:

– структура потребностей возможных покупателей данного товара и конкурирующих с ним товаров;

– замещаемость данного товара конкурентными товарами;

– возможное сопоставление (нормы замещения) данного товара с заменяемыми (заменяющими) товарами;

– сопоставление рынка данного товара с рынком дополня­ющих его товаров.

3. Факторы предложения, определяющие цену предложения товара, на которую претендует поставщик {производитель, продавец):

– количество товара, которое будет предложено на рынке и которое может предложить фирма;

– объем запасов данного товара у возможных его поставщи­ков и запасы у предприятия–поставщика;

– издержки производства и обращения при реализации то­вара на рынке;

– цены на средства или факторы производства, используе­мые в производстве соответствующего товара, и на затрачивае­мый живой труд;

– налоги, пошлины, акцизы и другие платежи, отчисляе­мые в государственные общественные фонды;

– прибыль и ее распределение на инвестиции, резервные и страховые фонды, дивиденды и другие цели.

4. Факторы, обусловленные альтернативными производствен­ными возможностями:

– предельная замещаемость продуктов в использовании име­ющихся производственных возможностей предприятия;

– предельная замещаемость альтернативных технологий;

– предельная замещаемость производственных факторов.

Могут быть учтены и многие другие факторы, как внешние, так и внутренние, например:

– общее состояние экономики страны и ее место в мировой экономике;

– стоимость труда и социальная обстановка в стране (безра­ботица, недостаток рабочей силы, наличие дешевой иностран­ной рабочей силы).

После установления основных факторов, влияющих на цено­образование, определяются цели ценообразования, которые дол­жны соответствовать целям фирмы на рынке в данный период.

При определении базовых цен на информационные продук­ты и услуги можно использовать ряд методов, используемых в ценообразовании.

1. Затратный метод, основанный на оценке затрат произво­дителя (продавца):

.

Этот метод наиболее прост, потому что производитель име­ет больше информации о своих затратах, чем о потребительс­ком спросе. С другой стороны, если большинство продавцов используют этот же метод, то цены у них примерно одинако­вые, ценовая конкуренция сводится к минимуму.

Отрицательный момент – цена не увязана с текущим спро­сом и формируется без учета потребительских свойств товара (услуги) и товаров (услуг) конкурентов.

Затратный метод удобен при установлении цены на принци­пиально новую продукцию, когда сопоставление с ценой на ра­нее выпускаемую продукцию невозможно, а также при установ­лении цен по разовым заказам или на опытные образцы и цены на товары, когда спрос на них заведомо опережает предложение.

2. Агрегатный метод ценообразования, применяемый для про­дукции и услуг, агрегируемых из уже существующих модулей, элементов, видов услуг, файлов и др., можно представить в сле­дующем виде:

;

.

В сущности, это модификация затратного метода для слож­ных продуктов и услуг. Точность установления цены на инфор­мационные продукты зависит от точности определения цены на составляющие элементы. Метод не учитывает эффект от со­вместного применения элементов.

Данный метод имеет те же плюсы и минусы, что и затрат­ный. Он может быть использован как дополнение к другим ме­тодам ценообразования.

3. Параметрический метод ценообразования. Основан на формировании цены на базе оценки и соотношения качественных параметров сетевых продуктов.

Суть метода сводится к тому, что выбирается набор пара­метров (характеристик) качества продукта или услуги, опреде­ляющих их потребительские свойства.

Например, для программ­ного изделия это может быть функциональная полнота, удобство интерфейса, скорость решения задачи, надежность работы, до­стоверность результатов, наличие и качество помощи, наличие и качество документации, срок гарантии, организация консуль­таций (сопровождение), занимаемый объем памяти и др.

Подбирается несколько независимых экспертов или прово­дится изучение мнения пользователей (опрос, анкетирование и т.п.) и определяется с помощью экспертов важность каждого из параметров в баллах (по единой шкале оценок).

Этот метод позволяет определить цену на информационные продукты фирмы исходя из цен аналогичных продуктов и услуг на рынке с учетом соотношения качества этих продуктов и услуг.

Метод позволяет учитывать состояние цен на рынке, каче­ство информационных продуктов и услуг, но при этом не при­нимается во внимание себестоимость информационных продук­тов и услуг.

4. Ценообразование на основе текущих цен. Применяется для информационных продуктов или услуг, которые хотят предложить на рынке. Выбираются аналоги и анализируются их текущие цены. Это позволяет определить «коридор» цен на продукты и услуги.

Далее в рамках «коридора» выбирается с учетом целей фир­мы и свойств информационного продукта или услуги один из путей продаж:

a. по ценам более низким, чем у большинства конкурентов;

b. по ценам большинства конкурентов;

c. по самым высоким ценам в пределах «коридора». Как пра­вило, так поступают, если в информационных продуктах или услугах есть уникальные свойства.

Данный метод позволяет учитывать рыночную ситуацию в целом и обойтись без анализа качества предлагаемого инфор­мационного продукта.

К недостаткам метода следует отнести игнорирование уров­ня себестоимости информационных продуктов и услуг.

5. Ценообразование на основе анализа безубыточности и обес­печения целевой прибыли. Базируется на задаваемой величине прибыли (целевая прибыль). При этом анализируются выручка и издержки для определения уровня цен и объема продажи, обеспечивающих требуемую прибыль.

Графики, представленные на рис. 2.4, иллюстрируют подход к определению объема производства и реализации продукции при задаваемой величине прибыли. Очевидно, что величина яв­ляется функцией цены, издержек и задаваемой прибыли.

В реальной жизни применяют несколько методов, проверяя, таким образом, достоверность результатов расчетов и добиваясь получения наиболее правильного конечного решения о базовой цене информационных продуктов и услуг на рынке.

Стратегия ценообразования на информационном рынке пред­ставляет собой выбор возможной динамики изменения исход­ной цены информационного продукта или услуги, наилучшим образом соответствующей целям фирмы:

Стратегия строится в зависимости от того, устанавливается цена на новый информационный продукт или на информаци­онные продукты, уже имеющиеся на рынке.

 

Рис. 2.4 Определение величины объема производства и реализации информационных продуктов и услуг (Q)
по задаваемой величине прибыли (P0) FC – постоянные издержки; VC – переменные издержки;
ТС - валовые издержки; D – валовая выручка.

Рассмотрим возможные стратегии поведения предприятий информатики на рынке.

1. Стратегия «снятия финансовых сливок» ( skimming price policy ). Заключается в том, что фирма выводит свои информа­ционные продукты на рынок по максимальной цене, добиваясь высокой величины покрытия.

В начальный период фирма ориентируется на богатых пользо­вателей информационной продукции. Такая стратегия харак­терна для краткосрочных целей.

Уровни цен на информационные продукты для стратегии «снятия финансовых сливок» представлены на рис. 2.5.

Стратегия будет эффективна, когда есть достаточно большой первоначальный спрос на информационные продукты, а сам спрос неэластичен, предприятие защищено от конкуренции, а цена поддерживает образ высокого качества информационных про­дуктов.

Данная стратегия поведения на информационном рынке подходит в большей степени для технических средств, нежели для программных изделий или информационных продуктов.

Рис. 2.5 Зависимость уровня цен от времени проникновения на рынок.

2. Стратегия прочного внедрения { penetration price policy ). Свя­зана с установлением возможно низкой цены для завоевания определенной доли рынка и вытеснения конкурентов. Далее цена будет меняться с учетом рыночной ситуации. Предпочтительно, снизив издержки, снижать и цену, не теряя в уровне доходнос­ти. В дальнейшем, если продукция будет пользоваться спросом и утвердилась на рынке, цену можно постепенно повышать.

Данная стратегия эффективна при условии, что существует достаточно большой объем спроса, спрос эластичен, а низкая цена не заставляет потребителей думать, что предлагается про­дукция низкого качества.

3. Стратегия установления цен на уже существующие това­ры. Связана с использованием стратегии скользящей падающей цены, эффективной при тех же условиях, что и стратегия «сня­тия финансовых сливок».

Чтобы не проиграть в конкуренции, надо продавать уни­кальные информационные продукты или проводить мероприя­тия по разработке новых информационных продуктов и услуг.

Кроме того, существует стратегия преимущественной цены, суть которой состоит в достижении преимущества по отноше­нию к конкурентам по издержкам или по качеству информационных продуктов, предлагаемых по более высоким ценам.

Ценовая тактика на информационном рынке состоит в том, что устанавливаются начальные цены на информационную про­дукцию и определяется направление ее желаемого изменения с учетом воздействия рынка на действия производителя.

Интерес представляет установление психологически привле­кательных цен. Например, вместо цены в 200 долл. устанавли­вается цена в 199 долл.

Для увеличения объемов продаж используются различные скидки, в том числе при покупке большего количества товаров и за оперативность платежей, а также периодические скидки в рекламных целях, скидки постоянным пользователям.

Реально процесс купли–продажи на рынке в информацион­ной сфере разнесен во времени: договор о поставке, разработке информационного продукта, оказании услуг заключается в одно время, сама поставка производится в другое, а оплата – в тре­тье. Возможны изменения рыночной ситуации, определяющей уровень цен. В этих случаях стремятся застраховать цены, сде­лав в договоре специальные оговорки о возможном их повыше­нии или понижении.


 




Дата: 2019-03-05, просмотров: 271.