Архитектура сети Интернет (рис. 3.1) представляет собой быстродействующую опорную сеть (Internet BackBone), соединяющую большое количество мощных компьютеров, по которой провайдеры перекачивают основную массу данных. Расположены они в крупнейших научно-исследовательских университетах США и Европы. Скорость трафика в сети Интернет может достигать 4000 Тбайт/с.
Рис. 3.1 Архитектура сети Интернет.
К быстродействующей опорной сети (хребту) присоединяются континентальные магистрали, в том числе трансатлантические и трансматериковые, к которым подсоединяются для обмена трафиком провайдеры так называемого первого уровня ПРк1 (транснациональные провайдеры). К ним подключаются национальные провайдеры, и затем провайдеры региональные и локальные. При этом образуется провайдерская сеть из ISP (Internet Service Provider), расположенных на различных уровнях иерархии сети.
На каждом материке формируются национальные провайдеры. В России такими провайдерами являются, например, Leivo, Telia, Golden Telecom, TransCom, RunNet, RelCom, Ростелеком, Global Odin и др., которые имеют точки обмена трафиком, где по соглашению провайдеров происходит обмен трафиком с региональными и местными провайдерами.
В современной интерпретации в рамках отрасли телекоммуникаций понятие провайдер (англ. provider — поставщик, посредник) подразумевает организацию, предоставляющую услуги связи пользователям посредством различных коммуникаций связи. Провайдер поддерживает связь единого стандарта между абонентами, т.е. провайдер является посредником между абонентами связи.
В научной и публицистической литературе принято ограничивать понятие провайдер интернет-провайдерами, а предприятия сотовой, пейджинговой и других видов связи называть операторами соответствующих предприятий связи. Понятие провайдер подразумевает поставщика телекоммуникационных услуг, понятие оператор — пользователя средств телекоммуникаций, получающего при их эксплуатации определенный эффект. Все предприятия связи, независимо от технологий и стандартов связи, являются, с одной стороны, пользователями соответствующих средств, с помощью которых они предоставляют коммерческие услуги, а с другой стороны — посредниками, обеспечивающими связь между абонентами.
Таким образом, провайдерская фирма является посредником между конечным пользователем и глобальной сетью или провайдерами более высокого уровня. При этом она оптом покупает трафик у более крупных провайдеров и продает его в розницу потребителям.
Провайдер может иметь несколько точек присутствия и в этом случае может создать свою опорную сеть, чаще всего основанную на волоконно-оптических соединениях. Провайдер арендует как международные выходы, так и локальные. По статистике, международный трафик составляет около 30% локального (российского).
Интернет-провайдерские фирмы могут иметь различные организационно-правовые формы:
• закрытые акционерные общества (ЗАО);
• общества с ограниченной ответственностью (ООО);
• открытые акционерные общества (ОАО).
Так как телекоммуникационный сектор российской экономики полностью приватизирован, в сфере сетевой экономики практически не присутствуют государственные учреждения и государственные унитарные предприятия.
Абсолютное большинство интернет-провайдерских фирм имеет правовой статус юридического лица. Специфика производственных отношений в отрасли не позволяет физическим лицам заниматься провайдерской деятельностью.
Хозяйственная деятельность интернет-провайдерской фирмы относится к номенклатуре посреднических услуг и характеризуется их ассортиментом. Основным направлением деятельности подобных фирм является использование собственных либо заемных технических и других средств для предоставления конечному пользователю доступа к информационным ресурсам сети Интернет и обмена информацией между абонентами сети. Либерализация отрасли телекоммуникаций позволила интернет-провайдерам вместе с основной работой совмещать различные виды деятельности, что способствует укреплению рыночных позиций фирмы, уменьшению рисков, связанных с каждым отдельным направлением, и соответственно увеличению ее инвестиционной привлекательности.
Выделим несколько наиболее распространенных и перспективных направлений деятельности, которые может осуществлять интернет-провайдерская фирма.
Предоставление доступа в сеть — всегда присутствует в ассортименте услуг фирмы. Остальные виды услуг фирма может не оказывать[1].
1. Интернет-телефония — позволяет передавать голосовые сообщения по трафику сети Интернет в реальном масштабе времени, что в несколько раз дешевле классического телефона.
2. Решения, связанные с веб-технологией (веб-сервис и веб-дизайн);
3. Формирование частных сетей, ориентированных на конкретных пользователей (корпоративные сети, кемпинговые сети, Интранет).
4. Создание интернет-магазинов под ключ.
5. Организация видеоконференций в сети Интернет.
6. Наполнение сети информационными ресурсами, создание и обслуживание баз и банков данных, поиск и предоставление пользователям на коммерческой основе специализированной информации.
7. Сотовая и пейджинговая связь, а также услуги местной и дальней голосовой связи, которые более капиталоемки и доступны немногим интернет-провайдерам.
Одним из действенных средств упорядочения разнохарактерных объектов и явлений являются классификации. Исходя из количества клиентов, имеющих коммутируемое (dial-up) соединение, все интернет-провайдерские фирмы можно условно подразделить на крупные, средние и малые. Каждой группе соответствует свой уровень доходов.
Классификация интернет-провайдерских фирм, предложенная исследовательской группой РОЦИТ, отражена в табл. 3.1.
В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе отсутствует исчерпывающая и представленная в системном виде классификация интернет-провайдерских фирм, полностью удовлетворяющая потребностям менеджмента в сетевой экономике.
Многоаспектная классификация таких фирм (рис. 3.2) позволит более четко охарактеризовать состояние и возможности рынка провайдерских услуг, определить направления его развития. Признаки, входящие в классификацию, не являются взаимоисключающими и в случае необходимости могут использоваться в сочетании.
Таблица 3.1
Интернет-провайдерская фирма | Количество клиентов, обслуживаемых в месяц | Доходы интернет-провайдерской фирмы, млн. долл. в год |
Крупная | 10 000 и более | 5-7 |
Средняя | 5000-10 000 | 1-3 |
Малая | 5000 и менее | 0,1-0,3 |
В качестве признаков классификации выбраны: уровень охвата аудитории и доходности, величина модемного пула, уровень владения магистральными каналами сети Интернет, уровень владения средствами телекоммуникаций, виды доступа к сети Интернет и др.
Дадим пояснения по некоторым признакам классификации. Количество вторичных ПР значительно превышает количество первичных, и порой вторичные ПР имеют аудиторию более многочисленную, чем первичные (конечно, если организацию считать за одного клиента).
При этом вторичные ПР сами являются клиентами первичных и создают значительную нагрузку на каналы первичного. По этой причине многие первичные ПР ведут расчет с вторичными по схеме, предусматривающей не только абонентскую плату, но и платежи, сумма которых напрямую зависит от нагрузки на канал. Такая система отношений заставляет вторичных ПР искать другие пути доступа в Интернет, при нахождении которых ПР сам становится первичным.
Признак величина модемного пула определяет количество линий связи, поддерживаемых ПР:
• большое количество линий связи, как правило, не менее 400;
• среднее количество линий связи — от 100 до 400 входных телефонных линий;
• малое количество линий связи — несколько десятков (до 100) входных телефонных линий.
По признаку виды доступа к сети Интернет можно выделить несколько способов подключения пользователя к Интернету различной степени сложности и новизны:
• по коммутируемой телефонной линии с помощью модема;
• на основе технологий спутниковой теле- или радиосвязи;
• на основе применения протоколов ADSL (Integrated Services Digital Network).
Каждый способ подключения к сети характеризуют следующие показатели:
• стоимость необходимого для подключения оборудования и стоимость монтажных работ;
• абонентская плата — на содержание и обслуживание средств связи ПР;
• качество услуг, гарантированное данным способом подключения.
Качество услуг ПР зависит от уровня технической оснащенности фирмы и характеризуется:
• скоростью обмена информацией;
• скоростью соединения;
• стабильностью соединения.
Рис. 3.2 Укрупненная классификация интернет-провайдерских фирм (ПР).
Предлагаемая классификация провайдерских фирм обладает рядом преимуществ по сравнению с другими:
• является достаточно полной, поскольку позволяет охарактеризовать все существующие и возникающие интернет-провайдерские фирмы;
• учитывает тенденции развития отрасли в целом и имеет открытую структуру (позволяет при необходимости добавлять новые классификационные признаки);
• имеет практическое значение, так как позволяет производить процедуру сегментирования рынка интернет-провайдерских услуг и определять рыночную позицию провайдера.
Российский рынок услуг интернет-провайдеров может быть структурирован аналогично мировому на сегменты индивидуального доступа (коммутируемые соединения), корпоративного доступа (выделенные линии), транспортных услуг (предоставление канальных мощностей для транспортировки трафика других провайдеров) и дополнительных услуг (веб-хостинг, интернет-телефония, интернет-коммерция). В настоящее время основной объем услуг российских интернет-провайдеров концентрируется в сегментах индивидуального и корпоративного доступа, однако отмечается возросшее внимание к сектору дополнительных услуг. Процесс смещения акцентов в деятельности провайдерских организаций объективно обусловлен ростом числа пользовательской аудитории и идет параллельно появлению и развитию новых возможностей применения Интернета, среди которых интернет-коммерция, IP-телефония и веб-услуги.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 444.