Понятие экономики информатики и ее структура
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экономика информатики представляет собой относительно новую отрасль экономики, которая сформировалась в последней четверти ХХ века и продолжает в настоящее время интенсивно развиваться. Функционирование экономики информатики направлено на удовлетворение потребности организаций и граждан в информации, а так же в средствах и инструментах ее обработки. Эта отрасль во многом определяет прогресс развития общества и пронизывает все другие отрасли экономики, что затрудняет четкое определение ее границ.

Структурирование экономики информатики осуществляется на тех же принципах что и структурирование экономической системы в целом. Прежде всего, можно выделить уровни этой системы. В частности, рассматривая мировую экономику информатики, в ее составе можно выделить мировые регионы, а затем – экономические системы информатики различных стран, т.е. национальные или страновые системы. Следует особо подчеркнуть чрезвычайно важную роль в развитии экономики информатики таких мировых регионов как Северо–Американский (США и Канада), Западно–Европейский и Азиатско–Тихоакеанический (Япония, Тайвань, Южная Корея, Гонконг, Сингапур и т.п.). Эти регионы можно охарактеризовать как разрабатывающие. В них сосредоточен основной интеллектуальный, информационный и программно–технологический потенциал данной отрасли экономики.

Остальные регионы мировой экономической системы информатики следует рассматривать преимущественно как воспроизводящие и потребляющие.

Рассматривая национальную экономическую систему информатики, обычно выделяют макроэкономический и микроэкономический уровень. В последнее время многие специалисты начали выделять промежуточный уровень экономической системы – так называемый мезоэкономический уровень.

Макроэкономический уровень представляет национальную экономическую систему информатики как единое целое, позволяя изучать наиболее общие закономерности ее развития.

Мезоэкономический уровень представлен региональными и отраслевыми подсистемами национальной экономической системы информатики. Его выделение позволяет рассматривать и изучать взаимосвязи между национальными регионами и между отраслями информатики.

В качестве отраслей (подотраслей) в составе экономики информатики можно, например, выделять производство вычислительной техники, производство коммуникационной техники, разработку и производство программного обеспечения, разработку и производство информационных компьютерных технологий и информационных систем, выпуск печатной литературы в сфере информатики, обучение в сфере информатики и т.п.

Экономические регионы в РФ могут соответствовать федеральным округам, субъектам Федерации или выделяться по иным признакам.

Микроэкономический уровень представляет экономическими процессы на уровне отдельных предприятий и на уровне локальных рынков сферы информатики (рынков конкретных производителей).

Кроме отдельных уровней в составе экономической системы, в том числе в составе экономической системы информатики, можно выделять отдельные элементы. Основными элементами в составе экономики информатики являются:

– продукция и услуги;

– участники экономических отношений, предприятия и организации в сфере информатики;

– рыночная среда;

– регулирующие механизмы;

– типы структурирования экономических связей между участниками экономических отношений.

Существует и второй аспект понятия экономики информатики – это экономическая наука (точнее – отраслевой раздел экономической науки), изучающая закономерности развития экономической системы информатики. В составе этой науки могут быть выделены такие научные дисциплины как мировая экономика, макроэкономика, мезоэкономика и микроэкономика информатики.

К данному аспекту рассматриваемого понятия относится и наша учебная дисциплина – Экономика информатики.

 

Продукция и услуги.

 

В связи с тем, что экономика информатики как бы пересекает многие другие отрасли экономики (промышленность, образование и т.п.), предлагается выделять в составе экономики информатики специфические и неспецифические продукцию и услуги. Неспецифические продукцию и услуги традиционно рассматривают как продукцию и услуги других отраслей. Можно в частности говорить, что компьютеры и другая вычислительная техника, средства коммуникаций производятся промышленностью – электронным машиностроением, промышленностью средств связи и т.п. Обучение в сфере информатики осуществляется учебными заведениями, которые относятся к сфере образования. Выпуск литературы и периодических изданий в области компьютерных технологий относится к сфере издательства и полиграфии.

Специфическая продукция сферы информатики связана с понятиями информации и программного обеспечения.

Наиболее распространенными видами специфической продукции являются:

Информационные системы (ИС) – представляют собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, а также персонала, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи информации, предназначенной для выполнения функции управления, других функций в зависимости от предметной области функционирования информационных систем.

Программное обеспечение (ПО) информационных систем (программные продукты) – представляют собой совокупность компьютерных программ, описаний и инструкций по их применению на ЭВМ.

Информационные технологии (ИТ) (компьютерные технологии, автоматизированные информационные технологии) – представляют собой организованную для решения задач управления или иных задач, совокупность методов и средств реализация процедур сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации на базе применения развитого программного обеспечения, средств вычислительной техники и связи, а так же способов, с помощью которых информация предлагается пользователям. Информационная технология – это способ объединения технического (аппаратного) и программного обеспечения в эффективно работающую компьютерную систему и одновременно – средство организации взаимодействия этой системы с пользователями. Базовые компьютерные технологии представлены в табл.1.2.

Информационные продукты (ИП) – совокупность полезной для клиента информации и программного обеспечения для представления ему этой информации. Примерами являются системы ГАРАНТ и Консультант +, обеспечивающие клиентов нормативной правовой информацией, компьютерные энциклопедические и иные справочники, обучающие программы, компьютерные игры, средства мультимедиа и т.п.

К специфическим услугам сферы информатики относятся:

· профессиональные услуги, в том числе анализ требований, планирование и разработка общей стратегии создания информационных систем, системное проектирование (конструирование), разработка ПО, внедрение и интеграция ИС, системный менеджмент и администрирование, обучение, подготовка и переподготовка разработчиков и пользователей;

· вычислительные услуги (услуги по обработке данных, включая представление машинного времени и обработку транзакций, предусматривающую обеспечение доступа пользователя к интересующим его прикладным программам);

· сетевые услуги: услуги по управлению сетями, сетевой обработке данных и передачи сообщений по сетям;

· техническое обслуживание и услуги по поддержке оборудования;

· коммуникационные услуги, включая услуги сетей передачи звука (голоса), услуги сетей передачи данных и услуги по установке и обслуживанию оборудования в помещениях пользователя.

Таблица 1.2 Примеры базовых компьютерных технологий.

Ориентация на использование выч. техники Ориентация на аппаратные средства Ориентация на программные средства Ориентация на орг.–тех. формы использования компьютерных систем
1. Адаптивные технологии: 1.1. Технология пользователь­ской среды; 1.2. Системная интеграция. 2.Оптимизационные технологии: 2.1. Безбумажные технологии; 2.2. Технология компьютерной безопасности. 3. Новые компьютерные технологии: 3.1. Искусственный интеллект; 3.2. Всеобщая компьютеризация.   1. Стандартный набор периферийных устройств. 2. Издательские системы. 3. Сканерные технологии. 4. Технология речевого общения. 5. MultiMedia. 6. Модемные и факсмодемные технологии. 7. Card–технологии. 8. CAD–технологии. 9. Виртуальная реальность.   1. Текстовые процессоры. 2. Графические процессоры. 3. Табличные процессоры. 4. Традиционное программирование: 4.1. Системы программирования; 4.2. Технология баз данных; 4.3. Объектное программирование. 5. Нетрадиционное программирование: 5.1. Генераторы; 5.2. Визуальное программиро­вание; 5.З. CASE–средства; 6. Встроенные и обеспечивающие технологии: 6.1. Операционные системы и оболочки; 6.2. Windows – технология; 6.3. Утилиты. 1. Автоматизированные системы управления. 2. Автоматизированное рабочее место. 3. Сетевые технологии: 3.1 Локальные вычислительные сети; 3.2. Архитектура "Клиент–сервер"; 3.3. Электронная почта; 3.4. Internet – технология; 3.5. Web – технология; 3.6. Intranet – технология. 4. Электронный офис. 5. Телекоммуникационные Технологии: 5.1. Двусторонняя связь; 5.2. Видеоконференции; 5.3. Рабочие группы; 5.4. Публичные группы. 6. Электронный дом.  

Важно подчеркнуть, что результатом выполнения ряда профессиональных услуг является создание специфической продукции сферы информатики.

Использование глобальной сети Интернет привело к модификации ранее существовавших услуг и появлению качественно новых услуг. Основными услугами в сфере Интернет являются:

– провайдерские услуги по обеспечению эффективной связи клиентов с Интернет, что, в свою очередь, предполагает поддержание и развитие инфраструктуры сети (прежде всего каналов связи и серверов);

– услуги по выделению клиентам сайтов и других областей информационного пространства Интернет (хостинг);

– услуги по обеспечению электронной почты и электронных конференций;

– услуги IP–телефонии, обеспечивающие использование каналов связи и протоколов Интернет для телефонных переговоров;

– аренда ASP–приложений (предусматривает предоставление в аренду клиентам программных средств и комплексов, доступ к которым осуществляется через Интернет);

– услуга типа «data center» представляет собой дальнейшее развитие предыдущей услуги, когда обработку информации с использованием арендованных программных средств осуществляет по договору с клиентом самостоятельная организация – администратор (иными словами – это аутсорсинг ИТ);

– услуги по WEB–интеграции или организации бизнес–процессов (например, по организации электронной коммерции) и др.

 

Предприятия и организации.

 

Производство продукции и оказание услуг в сфере информатики осуществляют специализированные предприятия, а в некоторых случаях специализированные подразделения в составе предприятий, не относящихся в целом к сфере информатики.

Основными видами специализированных предприятий сферы информатики являются:

– разработчики программного обеспечения и информационных систем, информационных технологий и продуктов;

– поставщики компьютерного, сетевого и телекоммуникационного оборудования (установка и монтаж, внедрение);

– системные интеграторы, которые выполняют следующие функции: разработка элементов ПО ИС, интеграция элементов сложной информационной системы на основе информационных технологий, поставка компьютерного, сетевого и телекоммуникационного оборудования, консультирование и обучение пользователей, сдача системы заказчику «под ключ», сопровождение системы, системное администрирование (например, администрирование пилотных проектов);

– предприятия информационно – вычислительного обслуживания – ИВО (иногда – это подразделения внутри других предприятий), которые могут оказывать клиентам весь набор специфических услуг: услуги по обработке информации, техническое обслуживание ВТ и т.п. Предприятие (подразделение) ИВО, выполняет, таким образом, функцию разработчика по части сопровождения системы и одновременно – функцию системного администратора. Другое обобщенное название этих предприятий (подразделений) – ИТ–департамент;

– провайдеры Интернет – услуг (в т.ч. доступ, хостинг, электронная почта);

– провайдеры Интернет – телефонии;

– провайдеры Интернет приложений (ASP–провайдеры, в том числе предлагающие аутсорсинг ИТ (услуги типа “data–center”);

– web – интеграторы;

– поставщики и производители корпоративных порталов – информационных программных комплексов для решения задач клиентов в Интернет;

– фирмы, оказывающие услуги в области Интернет – коммерции и интернет–бизнеса;

– торговые предприятия, реализующие ПО, учебные центры, кадровые агентства и т.п.

Рыночная среда.

Рынок – это экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и рыночная цена; одновременно – это место купли–продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок.

В составе рынка можно выделять уровни, соответствующие уровням мировой экономики: мировой рынок, рынок мировых регионов, национальный (страновой) рынок, рынок национальных регионов, местный и локальный рынок.

Вид товара и услуг. В соответствии с этим признаком в сфере информатики можно выделить рынки (сегменты общего рынка), соответствующие различным видам продукции и услуг (табл. 1.3).

Таблица 1.3 Сегменты мирового рынка экономики информатики, выделенные по видам продукции и услуг.

Укрупненные сегменты Ориентировочная доля продаж, %
1. Компьютеры всех типов 34,7
2. Периферийные устройства и телекоммуникационные системы 25,8
3. Программные средства 11,6
4. Сервис и обслуживание 24,4
5. Прочее 3,5

Доля рынка специфической продукции и услуг в сфере информатики ориентировочно составляет 36,0%. При этом не следует забывать, что реализуемые на рынке компьютеры также оснащены программным обеспечением.

Острота конкуренции. По этому признаку можно выделить рынок чистой конкуренции, рынок монополистической конкуренции, олигополистический рынок, рынок чистой монополии. В сфере информатики по основным видам продукции сложилась олигополия в форме преобладания на рынке нескольких компаний – лидеров.

Экспорт отечественных информационных систем и программного обеспечения осуществляется на так называемом рынке оффшорного программирования, когда заказчик и исполнитель находятся по разные стороны границ. Это не просто рынок экспортных товаров, а рынок, связанный с международным аутсорсингом, что означает выделение из производственного процесса по созданию программного обеспечения ключевых низкодоходных звеньев и передача производства этих звеньев специализированным компаниям в других странах. Обычно заказчиками на этом рынке выступают фирмы развитых стран, создающие сложные программные системы. Создание элементов этих систем они поручают фирмам достаточно развитых стран, не входящим в «золотой миллиард», стран с переходной экономикой и развивающихся стран. Главными заказчиками являются фирмы стран Западной Европы и США. Основные исполнители – фирмы Ирландии, Израиля, Болгарии, России, Индии, Вьетнама. Для этих стран характерно выгодное для заказчиков соотношение «цена – качество».

Оффшорное программирование является более благоприятной для многих фирм заказчиков альтернативой приглашения в развитые страны специалистов в сфере информатизации. Например, правительство США лимитирует число виз для иностранцев, оно требует одинакового уровня зарплаты для местных и приезжих специалистов, что приводит к значительным сложностям для приглашающих фирм.

Наиболее сильным конкурентом России на рынке оффшорного программирования является Индия. Там наблюдается ежегодный рост объема программирования до 50%. Преимущества индийских фирм по отношению к российским: англоязычная среда, наличие активно реализуемых государственных программ поддержки отрасли, наличие конкурентоспособных структур с низким уровнем затрат.

 

 

Регулирующие механизмы.

 

В качестве регулирующих механизмов в современной экономической системе и экономике информатики, в том числе выделяются механизм рыночного саморегулирования, механизм корпоративного регулирования и механизм государственного регулирования.

Механизм рыночного саморегулирования обеспечивает установление рыночной цены на основе соотношения спроса и предложения, а также приток и отток ресурсов в отрасли и регионы в соответствии с долговременной тенденцией конъюнктуры рынка. В частности рыночный механизм в начале XXI века выработал для фирм развитых стран сигнал о необходимости осуществления исключительно инновационного развития в связи с определенным насыщением потребителей компьютерной техникой, программным обеспечением, информационными системами. Проблема сбыта компьютерной техники, информационных систем и услуг стоит и в нашей стране, но связана она с низким платежеспособным спросом потенциальных пользователей. При этом необходимо принять во внимание следующие факторы:

- даже локальная во времени и пространстве нестабильного рынка может привести к существенному нарушению финансового оборота предприятий, производящих информационные системы;

- компьютерные технологии относятся, особенно в нашей стране, других странах с переходной экономикой, развивающихся странах, к квазиобщественным благам, т.е. сумма выделяемых на развитие экономики информатики частных средств не соответствует интересам общества.

В связи с этим в экономике информатики России большое значение имеют другие регулирующие механизмы.

Механизм корпоративного регулирования позволяет защитить предприятия, входящие в корпорацию, от нестабильности рынка за счет того, что корпорации в целом удается более гибко реагировать на изменение рыночного спроса. Основными способами корпоративного управления, обеспечивающими поддержку входящих в корпорацию предприятий, являются:

– согласование стратегического и текущего планирования;

– координация в выполнении заданий;

– осуществление внутрикорпоративного обмена продуктами и распределения материальных и финансовых ресурсов. Особенность заключается здесь в том, что процессы внутрикорпоративного распределения и обмена не подчиняются законам открытого рынка;

– концентрация ресурсов на проведение НИР;

– централизованная подготовка кадров.

Механизм государственного регулирования обеспечивает во имя общественных интересов перераспределение доходов и ресурсов, а также стабильное развитие экономики и общества.             В области экономики информатики основными инструментами государственного регулирования являются:

– законодательство;

– стандартизация;

– программы развития информационных технологий.

В последние годы появилось понятие наднационального регулирования экономики. Его можно рассматривать как своеобразную надстройку по отношению к государственному регулированию, которая воздействует, прежде всего, на национальное законодательство в целях либерализации международных торгово–экономических отношений и на систему стандартизации в целях обеспечения во всех странах прав потребителей, высокого качества жизни граждан, уменьшения препятствий для развития рыночных отношений.

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 292.