Характеристика продукции сетевой экономики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Характер продукции сетевой экономики определяется потребностями общества в услугах информационного характера. Внедрение информационных технологий не только не отменило потребности, существовавшие в обществе традиционно, но и позволило удовлетворять их на более высоком уровне.

В краткий перечень потребностей общества в информационных услугах входят:

• долговременное хранение информации (книги, библиотеки, микрофильмы и т.п.);

• сбор (получение), хранение и предоставление информации для различных видов деятельности;

• научная и специальная профессиональная информация (картотеки литературы и специальных сведений, аннотирован­ные списки, реферативные и библиографические сборники и т.п.);

• управленческая информация для обоснования и приня­тия решений (статистические отчеты, сводки показателей дея­тельности, паспорта объектов, справочники, своды законода­тельных актов, архивы и т.п.);

• коммерческая информация (списки с адресами и телефо­нами фирм, сведения о товарах, их ценах, производителях, от­четы о финансовом состоянии фирм, курсы валют и акций, своды законов по коммерческой деятельности, налогам, авторскому праву и т.п.);

• массовая информация (расписание движения транспорта, адреса и профиль магазинов, прогнозы погоды, адреса предпри­ятий бытового обслуживания, адреса станций медицинской по­мощи, справочники, справочные службы, в том числе телефоны, объявления в средствах массовой информации (СМИ) и т.д.);

• передача (пересылка) информации (почта, телеграф, телефон, радиосвязь и т.п.);

• обработка информации по различным направлениям хозяйственной и социальной деятельности: в органах государственной статистики, в научно-исследовательских и военных организациях, министерствах и ведомствах, на предприятиях и др.

Все вышеперечисленные потребности удовлетворяются комплексом предприятий и организаций, преобладающим продуктом производства которых являются информационные услуги или средства, необходимые для создания информационных услуг (средства вычислительной техники, программное обеспечение и др.). Услуги по преобразованию информации и обеспечению доступа потребителей к ней являются основными для конечного потребителя и могут рассматриваться как информационный продукт.

В общем случае под продуктом понимается объект, имеющий вещественную форму и способный удовлетворять те или иные потребности. Продукт получается из исходного сырья или материалов путем применения тех или иных технологий. При этом свойства исходного материала исчезают, а продукт приобретает самостоятельную потребительскую ценность.

Классификация продукции в сетевой экономике представлена на рис. 1.1.

В развитых странах значительная часть предприятий сферы обработки вовлечена в рыночные отношения и выступает в качестве одного из важнейших элементов рыночной инфраструктуры по обслуживанию, реализации и развитию рыночных отношений, а также как самостоятельный специализированный сектор рынка, на котором предлагаются особые продукты и услуги.

Рассмотрим более подробно информационный продукт, так как именно он составляет значительную долю продукции сете­вой экономики.

Информационный продукт — информация, собранная, переработанная (обработанная), представленная в виде, удобном для пользователя, и предлагаемая на информационном рынке в качестве товара.

Таким образом, информационные продукты представляют собой результаты расчетов (расчет зарплаты, плановые расчеты, научные расчеты и т.п.), различные документы, справочные дан­ные (справочники), каталоги, реферативные сборники, статистические и аналитические отчеты, аннотированные списки и др.

Рис 1.1 Схема классификации продукции и услуг в сетевой экономике.

Вся эта продукция может иметь форму печатных документов (текстовых, графических и т.д.), машинную форму, аудиовизуальную форму и др.

Предоставление информации связано обычно с оказанием пользователю некоторых услуг по ее обработке и доступу к ней (обработка на серверах, услуги по теледоступу к базам данных (БД), просто подбор сведений по запросу потребителя и т.д.). Такого рода услуги называют информационными услугами. Они могут выступать как в овеществленной (документ, технический носитель), так и в невещественной форме и, как правило, неотделимы от самой деятельности по обслуживанию пользователя (например, обучение пользователя).

В общем случае под услугой понимается такой вид деятельности, который не меняет натурально-вещественной формы продукта, но добавляет к его первоначальной стоимости определенную величину, которую конечный потребитель, заинтересованный в услуге, согласен оплачивать. Возможны услуги, не связанные с конкретным продуктом, но приводящие к изменению состояния лиц или объектов. Примером услуг являются перевозка товаров, ремонт средств вычислительной техники и обучение пользователя, предоставление устной справки, консультации и др. Поэтому часто к услугам относят все виды по­лезной деятельности, не создающие осязаемых материальных ценностей.

Информационные услуги в невещественной форме харак­теризуются тем, что процессы их производства и потребления совпадают во времени. В большинстве случаев эти услуги име­ют индивидуализированный характер, не могут накапливаться и не подлежат хранению, имеют конкретную адресность и не могут существовать вне индивидуального контакта с потребите­лем, ориентированы на локальные рынки.

В то же время существенная часть информационных услуг представляется в овеществленной форме.

Технико-экономические характеристики этих услуг, техно­логии, близкие к индустриальным методам производства, высо­кая и постоянно растущая фондовооруженность информацион­ного производства, основывающаяся на применении большого парка технических и программных средств, сближают их со сфе­рой материального производства.

Предоставление информационных продуктов и услуг потре­бителям часто называют информационным или информацион­но-вычислительным обслуживанием. Глобальные сети позво­ляют существенно поднять качество информационного обслуживания.

При использовании информации в качестве основного ре­сурса возникают изменения типичных способов поведения хо­зяйствующих субъектов, что влияет на характер конкуренции. Считается, что любая экономическая информация свободно рас­пространяется на рынке и при наличии средств на ее оплату доступна всем. Однако во многих случаях возникают различно­го рода препятствия для получения оперативной и качествен­ной информации. В результате одни хозяйствующие субъекты могут получить информационное преимущество перед други­ми, что приводит к усилению конкуренции, результаты кото­рой непредсказуемы.

Если информационное преимущество какого-либо субъекта устойчиво во времени и пространстве, оно постепенно транс­формируется в его экономическое преимущество. Следует иметь в виду, что отсутствие данных преимуществ можно толковать как неразвитость информационного пространства отдельного рынка или экономики в целом.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 243.