с- социальный; э – эмоциональный, ис – социальный интеллект; и – интеллектуальный; в – волевой; т- телесный; п – поведенческий;д – деятельностный; м – метафоры; к – конвенциональный;мат-материальный.
Сравнивая структуры компонентов образов реального и идеального врача мы можем отметить, что и в том и в другом образе подростки выделили в первую очередь интеллектуальные качества медицинского работника. На втором месте оказались социальные качества. Также подростки выделили социальный интеллект и эмоциональные качества врачей. В последнюю очередь и в том и в другом образе опрошенными были выделены метафоры и конвенционные качества.
Полученные результаты говорят о том, что подростки, оценивая врача, обращают внимание в первую очередь на его интеллектуальные способности и профессиональные умения, а также на его социальные и эмоциональные качества, обеспечивающие возможность поддерживать контакт для продуктивного взаимодействия. Наименьшее значение для опрашиваемых имеет то, к каким общественным группам принадлежит или относит себя сам врач.
В образе Я, подростки в первую очередь выделили социальные качества. На втором месте оказались эмоциональные и телесные качества. На последнем месте находятся метафоры (что очень схоже с образом идеального врача) и поведенческие характеристики. Также мы можем отметить общее значение материальных качеств с образом реального врача.
Так же, для того чтобы сравнить все 3 образа сразу, нами была составлена диаграмма (Рисунок 1), отражающая соотношение компонентов структуры изучаемых образов, которая позволяет наглядно оценить их качественное содержание.
Условные обозначения компонентов образа: с- социальный; э – эмоциональный, ис – социальный интеллект; и – интеллектуальный; в – волевой; т- телесный; п – поведенческий;д – деятельностный; м – метафоры; к – конвенциональный;мат-материальный.
Рисунок 1.Соотношение компонентов структуры образов реального и идеального врача, Я-образа.
Модальность образов
Модальность образов иллюстрирует нам какие качества, по оценочным характеристикам, преобладают в том или ином образе. Рассмотрим результаты методики у подростков в виде гистограммы. (Рисунок 2).
Рисунок 2. Модальность образов реального и идеального врача, и образа Я.
Условные обозначения на гистограмме: «+» - положительная модальность; «=» - нейтральная; «-» - отрицательная.
Из первого графика мы можем сделать вывод, что образ Я имеет больше положительных характеристик (примерно 70%) в глазах подростков. Качеств с амбивалентной модальность около 20% и очень маленькое количество отрицательных качеств (около 8%). В описании образа «Идеальный врач» мы наблюдаем достаточно большое количество качеств с положительной модальностью (около 85%) и качеств с амбивалентной модальностью немного больше 15%, качеств с отрицательной модальностью имеется совсем маленький процент. Дело с описанием образа «Реальный врач» обстоит немного иначе: качества с положительной модальностью 70%, качества с амбивалентной модальностью 20% и присутствует 5% с отрицательными качествами.
Из этого мы можем сделать вывод, что подростки приписывают идеальному врачу больше положительных качеств, в отличии от своего образа и образа реального врача. Это может говорить о том, что образ идеального врача они видят намного совершенным, в отличии от своего и образа реального врача.
Также можем заметить, что модальность положительных и отрицательных качеств образе Я и образе реального врача совпадает. Это может говорить о том, что подростки сравнивают свои качества с образом реального врача.
Таблица 2. Частотный словарь
В ходе процентного анализа качеств, которыми подростки охарактеризовали себя, нам видны расхождения в процентном отношении между качествами образа «идеальный» и «реальный» врач.
Я | Частота | Идеальный врач | Частота | Реальный врач | Частота |
Внимательный/ая | 95% | Наблюдательный/ая | 100% | Знающий | 100% |
Красивый/ая | 95% | Справедливый/ая | 100% | Помогающий | 85% |
Общительный/ая | 70% | Мудрый | 90% | Опытный | 80% |
Добрый/ая | 65% | Умный | 90% | Внимательный | 65% |
Смелый/ая | 60% | Внимательный | 80% | Добрый | 60% |
Умный/ая | 60% | Добрый | 70% | Общительный | 60% |
Ученик/ца | 60% | Веселый | 65% | Умный | 60% |
Активный/ая | 55% | Общительный | 65% | Аккуратный | 55% |
Веселый/ая | 50% | Аккуратный | 45% | В халате | 50% |
Ловкий/ая | 50% | Знающий | 45% | Лечащий | 50% |
Любимый/ая | 50% | Лечащий | 45% | Мудрый | 45% |
Верный/ая | 45% | Опытный | 45% | Наблюдательный | 45% |
Милый/ая | 45% | Взрослый | 40% | Ответственный | 40% |
Спортивный/ая | 45% | Заботливый | 40% | Активный | 35% |
Открытый/ая | 40% | Много знает | 40% | Воспитанный | 35% |
Парень | 40% | Ответственный | 40% | Неторопливый | 35% |
Грубый/ая | 35% | Открытый | 40% | Отзывчивый | 35% |
Девушка | 30% | Помогающий | 40% | Серьезный | 35% |
Аккуратный/ая | 30% | Мужчина | 35% | Медленный | 30% |
Подростки чаще всего упоминали такие качества как: внимательность (95%), красивый (95%), общительность (70%), доброта (65%) и др.
В образе идеального врача все опрашиваемые выделили такие качества, как: наблюдательность и справедливость.
А в образе реального врача были выделены такие качества, как: знающий (100%), помогающий (85%), опытный (80%) и др. Самыми используемыми терминами в образах «реального» и «идеального» врача оказались те, которые характеризуют отношение врача (добрый, общительный, внимательный и пр.) и те, которые указывают на профессиональную личность врача (знающий, опытный и пр.).
Так же можем отметить, что образ идеального врача несет основательно положительный характер, в то время, как образ реального врача достаточно противоречив – в нем были выделены и положительные, и отрицательные, и нейтральные характеристики.
Стоит отметить, что в образах «реального» и «идеального врача» среди определений больше совпадений (11), антонимов в этих 2-х образах не наблюдается. С образом «Я» и образом «идеального врача» насчитывается 7 совпадений и одно противоречие. Все иначе обстоит в сравнении образа – «Я» и образа «реального врача». Совпадений насчитывается 6, противоречий 4. Можно сделать вывод о том, что подростки приписывали себе качества, более схожие с образом «идеального», нежели «реального» врача.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 279.