Условные обозначения структуры компонентов образа:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

с- социальный; э – эмоциональный, ис – социальный интеллект; и – интеллектуальный; в – волевой; т- телесный; п – поведенческий;д – деятельностный; м – метафоры; к – конвенциональный;мат-материальный.

Сравнивая структуры компонентов образов реального и идеального врача мы можем отметить, что и в том и в другом образе подростки выделили в первую очередь интеллектуальные качества медицинского работника. На втором месте оказались социальные качества. Также подростки выделили социальный интеллект и эмоциональные качества врачей. В последнюю очередь и в том и в другом образе опрошенными были выделены метафоры и конвенционные качества.

Полученные результаты говорят о том, что подростки, оценивая врача, обращают внимание в первую очередь на его интеллектуальные способности и профессиональные умения, а также на его социальные и эмоциональные качества, обеспечивающие возможность поддерживать контакт для продуктивного взаимодействия. Наименьшее значение для опрашиваемых имеет то, к каким общественным группам принадлежит или относит себя сам врач.

В образе Я, подростки в первую очередь выделили социальные качества. На втором месте оказались эмоциональные и телесные качества. На последнем месте находятся метафоры (что очень схоже с образом идеального врача) и поведенческие характеристики. Также мы можем отметить общее значение материальных качеств с образом реального врача.

Так же, для того чтобы сравнить все 3 образа сразу, нами была составлена диаграмма (Рисунок 1), отражающая соотношение компонентов структуры изучаемых образов, которая позволяет наглядно оценить их качественное содержание.

Условные обозначения компонентов образа: с- социальный; э – эмоциональный, ис – социальный интеллект; и – интеллектуальный; в – волевой; т- телесный; п – поведенческий;д – деятельностный; м – метафоры; к – конвенциональный;мат-материальный.

Рисунок 1.Соотношение компонентов структуры образов реального и идеального врача, Я-образа.

Модальность образов

Модальность образов иллюстрирует нам какие качества, по оценочным характеристикам, преобладают в том или ином образе. Рассмотрим результаты методики у подростков в виде гистограммы. (Рисунок 2).

Рисунок 2. Модальность образов реального и идеального врача, и образа Я.

Условные обозначения на гистограмме: «+» - положительная модальность; «=» - нейтральная; «-» - отрицательная.

Из первого графика мы можем сделать вывод, что образ Я имеет больше положительных характеристик (примерно 70%) в глазах подростков. Качеств с амбивалентной модальность около 20% и очень маленькое количество отрицательных качеств (около 8%). В описании образа «Идеальный врач» мы наблюдаем достаточно большое количество качеств с положительной модальностью (около 85%) и качеств с амбивалентной модальностью немного больше 15%, качеств с отрицательной модальностью имеется совсем маленький процент. Дело с описанием образа «Реальный врач» обстоит немного иначе: качества с положительной модальностью 70%, качества с амбивалентной модальностью 20% и присутствует 5% с отрицательными качествами.

Из этого мы можем сделать вывод, что подростки приписывают идеальному врачу больше положительных качеств, в отличии от своего образа и образа реального врача. Это может говорить о том, что образ идеального врача они видят намного совершенным, в отличии от своего и образа реального врача.

Также можем заметить, что модальность положительных и отрицательных качеств образе Я и образе реального врача совпадает. Это может говорить о том, что подростки сравнивают свои качества с образом реального врача.

Таблица 2. Частотный словарь

В ходе процентного анализа качеств, которыми подростки охарактеризовали себя, нам видны расхождения в процентном отношении между качествами образа «идеальный» и «реальный» врач.

Я Частота Идеальный врач Частота Реальный врач Частота
Внимательный/ая 95% Наблюдательный/ая 100% Знающий 100%
Красивый/ая 95% Справедливый/ая 100% Помогающий 85%
Общительный/ая 70% Мудрый 90% Опытный 80%
Добрый/ая 65% Умный 90% Внимательный 65%
Смелый/ая 60% Внимательный 80% Добрый 60%
Умный/ая 60% Добрый 70% Общительный 60%
Ученик/ца 60% Веселый 65% Умный 60%
Активный/ая 55% Общительный 65% Аккуратный 55%
Веселый/ая 50% Аккуратный 45% В халате 50%
Ловкий/ая 50% Знающий 45% Лечащий 50%
Любимый/ая 50% Лечащий 45% Мудрый 45%
Верный/ая 45% Опытный 45% Наблюдательный 45%
Милый/ая 45% Взрослый 40% Ответственный 40%
Спортивный/ая 45% Заботливый 40% Активный 35%
Открытый/ая 40% Много знает 40% Воспитанный 35%
Парень 40% Ответственный 40% Неторопливый 35%
Грубый/ая 35% Открытый 40% Отзывчивый 35%
Девушка 30% Помогающий 40% Серьезный 35%
Аккуратный/ая 30% Мужчина 35% Медленный 30%

Подростки чаще всего упоминали такие качества как: внимательность (95%), красивый (95%), общительность (70%), доброта (65%) и др.

В образе идеального врача все опрашиваемые выделили такие качества, как: наблюдательность и справедливость.

А в образе реального врача были выделены такие качества, как: знающий (100%), помогающий (85%), опытный (80%) и др. Самыми используемыми терминами в образах «реального» и «идеального» врача оказались те, которые характеризуют отношение врача (добрый, общительный, внимательный и пр.) и те, которые указывают на профессиональную личность врача (знающий, опытный и пр.).

Так же можем отметить, что образ идеального врача несет основательно положительный характер, в то время, как образ реального врача достаточно противоречив – в нем были выделены и положительные, и отрицательные, и нейтральные характеристики.

Стоит отметить, что в  образах «реального» и «идеального врача» среди определений больше совпадений (11), антонимов в этих 2-х образах не наблюдается. С образом «Я» и образом «идеального врача» насчитывается 7 совпадений и одно противоречие. Все иначе обстоит в сравнении образа – «Я» и образа «реального врача». Совпадений насчитывается 6, противоречий 4. Можно сделать вывод о том, что подростки приписывали себе качества, более схожие с образом «идеального», нежели «реального» врача.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 279.