Описание использованной в исследовании методики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В качестве методики для решения поставленных задач исследования была выбрана методика СОЧ(и)-структура образа человека "иерархическая" В.Л. Ситникова.Которая состоит из преобразованной методики “20-Я” М. Куна и Т. Макпартлэнд, 1954 г. и методики “психогеометрический тест” С. Деллингера.

Методика “20-я”

Каждому опрашиваемому по этой методики выдавался бланк ответов, включающий следующую инструкцию:

1 часть (о себе):

20 раз задать себе вопрос: “Кто я? Какой/какая я?”, 20 раз на него ответить (в одну строчку – одно прилагательное или одно существительное).

2 часть (о реальном враче):

20 раз задать себе вопрос: “Кто такой реальный врач? Какой он?”, 20 раз на него ответить (в одну строчку – одно прилагательное или одно существительное).

3 часть (о идеальном враче):

20 раз задать себе вопрос: “Кто такой идеальный врач? Какой он?”, 20 раз на него ответить (в одну строчку – одно прилагательное или одно существительное).

В каждой части после инструкции давались примеры ответов. Они были подобраны, исходя из различных вариантов характеристик, а также были положительными, отрицательными и нейтральными. Это было сделано для того, чтобы испытуемые приблизительно поняли, какие ответы необходимо давать, но при этом не были заранее установлены на определенный ответ (положительный или отрицательный).

Также перед выполнением теста оговаривалось, что его необходимо проходить быстро и не задумываясь, записывать в каждую строчку только одно существительное или определение, описывающее себя/реалього/идеального врача.

Методика “20-я” обрабатывалась методом контент-анализа.
Каждое определение/существительное опрашиваемого относилось благодаря специально разработанной компьютерной программе к определенной категории слов:
- “к” – конвенциональные характеристики (мальчик, имя, житель Санкт-Петербурга);

- “в” – личностно-волевые характеристики (целеустремленный, решительная);

- “д” – деятельностные характеристики (прекрасный лингвист, умею кататься на коньках);

- “п” – поведенческие характеристики (активный, бдительная);

- “и” – интеллектуальные характеристики (способная, креативный);

- “с” – социальные характеристики (безразличная, бесконфликтный);

- “ис” – социальный интеллект (манипулятор, наивная);

- “т” – телесно-ориентированные характеристики (курит, блондинка);

- “э” – эмоционально-личностные характеристики;  

- “м” – метафорические характеристики (солнышко, богиня);

- “мат” – материальные характеристики (при деньгах, вооруженный);

Модальности:
“+” – позитивная (хороший, добрый);

“-” – негативная (злой, ворчливый);

“=” – нейтральная / амбивалентная (девочка, учитель).

Каждое слово можно было отнести сразу к нескольким характеристикам, например, слово “ленивый” – и волевая характеристика (“в”), и деятельностная (“д”).

Методика “психогеометрический тест”

Тест состоит из выбора порядка записи 5 фигур: треугольника, квадрата, круга, зигзага и прямоугольника.

Каждому опрашиваемому по этой методики выдавался бланк ответов, включающий следующую инструкцию:

1 часть (о себе):

Переставить фигуры в порядке убывания (1 фигура – та, которая нравится Вам больше всего и на Вас похожа, 2 – чуть меньше,.., последняя - та, которая нравится меньше всего)

Ответ:

2 часть (о реальном враче):

Переставить фигуры в порядке убывания (1 фигура – та, которая, как Вам кажется, больше всего похожа на реального врача, 2 – чуть меньше,.., последняя - та, которая похожа на него меньше всего).

Ответ:

3 часть (о идеальном враче):

Переставить фигуры в порядке убывания (1 фигура – та, которая, как Вам кажется, больше всего похожа на идеального врача, 2 – чуть меньше,.., последняя - та, которая похожа на него меньше всего).

Ответ:

Каждая фигура означает определенный тип человека, отличающийся особенностями поведения, темпераментом и целями в жизни.

Алексеев А.А. и Громова Л.А. описывают фигуры следующим образом:




Квадрат.

Это линейная фигура, обозначающая человека - труженик, которому присущи потребность доводить начатое дело до конца, упорство, выносливость, терпение и методичность. Также наблюдается неутолимая потребность в информации и ее систематизация, разложение по полочкам. Сильная сторона Квадратов - мыслительный анализ, внимательность к деталям, подробностям, порядок во всем. Идеал Квадрата — распланированная, предсказуемая жизнь.

Треугольник.

Это также линейная фигура, обозначающая лидера, способного концентрироваться на главной цели. Треугольники — энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Это очень решительные, уверенные в себе и даже честолюбивые люди, способные глубоко и быстро анализировать ситуацию, но сосредоточивающиеся на главном, на сути проблемы, а не на деталях. Треугольники постоянно соперничают и конкурируют с другими и стараются из всего получить выгоду для себя.

Прямоугольник.

Это фигура, символизирующая состояние перехода и изменения. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и занятые поисками лучшего положения; они находятся в состоянии замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени. Наиболее характерные черты Прямоугольников — непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Такие люди обычно имеют низкую самооценку, но у них наблюдаются и положительные качества: любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость.

Круг.

Эта нелинейная фигура - символ гармонии – обозначает людей, настроенных на хорошие межличностные отношения. Высшая ценность для Круга — люди и их благополучие. Это самые доброжелательные люди из пяти форм и самые лучшие коммуникаторы, потому что они же и лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью и развитой эмпатией Для Круга очень тяжело вступать в межличностный конфликт, такие люди счастливы тогда, когда все ладят друг с другом, в ссоре они уступают первыми, не отличаются решительностью. Призванием Круга является психология.

Зигзаг.

Еще одна нелинейная и самая уникальная фигура, которая символизирует креативность и творчество. Это инакомыслящие люди, которым свойственна образность и интуитивность. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки: от а… к …я, его мышление не фиксируется на деталях, Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство. Зигзагам нравится комбинирование различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то оригинального. Зигзаги склонны видеть мир постоянно меняющимся, им скучны рутина, шаблон, правила и инструкции или люди, всегда соглашающиеся или делающие вид, что соглашаются. Зигзаги — самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур, они способны мотивировать всех вокруг себя, они несдержанные, очень экспрессивны и эксцентричны.

Считается, что фигуры, поставленные человеком на первые два места, описывают его тип, а фигура, поставленная на последнее место, означает, что человек себе таким не нравится (например, человек поставил на последнее место прямоугольник, т.к. не любит себя неуверенным в себе).

Исследование проводилось в следующем порядке:

· «20-Я»

· Психогеометрический тест о себе

· «20-реальный врач»

· Психогеометрический тест о реальном враче.

· «20-идеальный врач»

· Психогеометрический тест о идеальном враче

Далее производиться контент-анализ полученных результатов в программе Microsoftexcel. Затем проводиться интерпретация результатов.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 349.