Образ «Я» в сознании человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Следует отметить, что «сознание» как психологическое понятие имеет давнюю историю.

Бэкон начинает переход от отождествления души и психического к трактовке психики как сознания. Но все же окончательно этот шаг был сделан Рене Декартом. В своем труде «Мыслю, следовательно, существую» он зафиксировал сознание как единственный предмет психологической рефлексии. По его мнению, сознание – акт мышления.

Сознание по Джеймсу – это жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде. Джеймс ввел «личностное» измерение сознания, считая, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне». По его мнению сознание это не плоская картинка, а изменчивый поток функциональных актов, остановить который можно только исходя от законов кратковременной памяти.

Вильгельму Вундту удалось создать целостную научную школу классической экспериментальной психологии сознания. Вундт описывал сознание как двухуровневую структуру. Основной его задачей является разложение непосредственного опыта сознания на элементы, выделение связей элементов друг с другом и определение законов этих связей. Где элементы сознания – это ощущения, представления и чувствования.

Одновременно с Вундтом свою теорию актов сознания развивал Франц Брентано. Где главным предметом послужила активность сознания.

Представитель гештальтпсихологии М.Вертгеймер, изучая структуру сознания, сделал вывод о том, что оно не однородно, а строится из отдельных целостных образов ,неразложимых на отдельные сенсорные элементы.

Психоаналитическая школа не пришла к единому пониманию термина сознание. К.Г.Юнг [14] определял сознание как собственно функцию или активность, которая поддерживает связь психических содержаний с Эго; так он концептуально отличал его от понятия психического, относимого как к сознанию, так и к бессознательному. З.Фрейд же подчеркивал, что сознание - лишь малая, поверхностная часть психического аппарата.

Согласно А.Н.Леонтьеву «сознание в своей неопосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния». Он выделял три основных элемента в структуре человеческого сознания:

чувственную ткань сознания (то, благодаря чему «мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания - как объективное "поле" и объект его деятельности»);

значения («образующие», создающие означенность чувственных образов);

личностный смысл (который «оценивает" жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах, хотя и прямо не совпадает с понимаемым объективным их значением).

Самосознание - осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мыслительный «образ-Я».

В научной литературе понятие «образ Я» появилось в связи с необходимостью исследования и описания глубинных психологических структур и процессов личности. Оно используется вместе с такими понятиями, как «самосознание», «самооценка», «Я – концепция».

Основоположником изучения « образа Я» принято считать У. Джеймса. Личностное «Я» он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я – сознающие и Я – как объект. Это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них представляет чистый опыт, а другая – содержание этого опыта [8]

Другой подход к изучению «Я» предлагается психоаналитической школой зарубежной психологии. В частности, З.Фрейд [12] рассматривал «образ Я» в тесном единстве с телесными переживаниями и указывал на значимость социальных связей и взаимодействия с другими людьми в психическом развитии человека, выводя при этом все психические акты из биологической природы тела.

Опираясь на взгляды З. Фрейда, Э. Эриксон также рассматривал « образ Я» сквозь призму эгоидентичности.[13] По его мнению, характер эгоидентичности связан с особенностями окружающей индивида культурной среды и его возможностями.

    Представители гуманистического направления в психологии рассматривают «образ Я» как систему самовоспитания и связывают развитие представлений о себе с непосредственным опытом индивида. [10] При этом выдвигается тезис о целостности организма, взаимосвязи внутреннего функционирования и взаимодействия со средой в рамках единого поля деятельности.

Именно в гуманистической психологии впервые было введено понятие «Я - концепции», определены модальности ее «образов Я». Понятие «Я – концепции» при этом определяется как структурированный образ, состоящий из представлений свойств «Я» как субъекта и «Я» как объекта, а также из восприятия отношения этих свойств к другим людям.

В отечественной психологии «образ Я» рассматривался, в основном, в русле изучения самосознания.

«Образ Я» представляет собой набор характеристик, с помощью которых каждый человек описывает себя как индивидуальность, как существо обладающее психологическими свойствами, характером, личностными особенностями, привычками, странностями и склонностями.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 222.