Психологические особенности восприятия медицинского работника
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Взаимоотношения между врачами и пациентами остаются одной из основных проблем в медицинской практике.

Каждый больной на основе представлений общества о враче, своего прошлого опыта общения с медиками и характера ожидаемой помощи имеет определенный образ врача, который может удовлетворить его потребности в помощи и эмоциональном общении.

На основании специального исследования В.А. Ташлыковым было выделено несколько описаний представлений больных об образе "идеального" врача: "сопереживающий и недирективный", "сопереживающий и директивный" и "эмоционально-нейтральный и директивный":

· Сопереживающий и недирективный: "Добрый, отзывчивый, терпеливый, склонный к глубокому сочувствию и состраданию, вызывающий у больного полное доверие и откровенность, способный все терпеливо выслушать и с пониманием отнестись к самым необычным заявлениям больного".

· Сопереживающий и директивный: "Этому врачу свойственно стремление проникнуть в душу больного, понять суть его переживаний, но, несмотря на склонность к сочувствию, он будет действовать непреклонно и сможет заставить больного следовать его указаниям; своей чуткостью, отзывчивостью и в то же время твердостью, строгостью он вызывает доверие и уважение".

· Эмоционально-нейтральный и директивный: "Ему свойственны твердые убеждения, целеустремленность, умение внести ясность в дело и довести его до определенного конца; по отношению к больным он внимателен, сдержан; вызывает доверие к себе своей уверенностью, волей и спокойствием, а умением убеждать и внушать он оказывает сильное влияние на больного".

Для большинства больных признаки пола и возраста врача являются второстепенными по сравнению с представлениями о его личности. Однако имеется некоторая тенденция к выбору врача более старшего возраста.

Пол же врача многими больными рассматривался как фактор, облегчающий общение. Например, в эталоне врача-женщины чаще преобладает "сопереживающий" комплекс личностных черт, а в эталоне врача-мужчины — "эмоционально-нейтральный".

Наиболее ценными для больных оказываются следующие личностные качества врача: ум, увлеченность работой, внимательность, чувство долга, терпеливость, чуткость, интуиция, серьезность, доброта, чувство юмора.

Каждый пациент, приходя к врачу, хочет донести ему всю информацию, но дети, чаще в таких случаях остаются замкнутыми. В таком случае, между открытым контактом ребенка с врачом, барьером могут выступать родители, контролирующие деятельность врача. Как правило, дети часто не могут высказать всю суть своей проблемы в присутствии родителя.

Поэтому, для повышения эффективности лечения врачу, работающему с подростками, очень важно найти общий язык с ребенком и его семьей. Это помогает получить доверие со стороны семьи и самого ребенка.

При каждом последующем визите к врачу, у подростка появляется открытость при диалоге, ребенок становится не таким скованным, как в первые дни визита.  В ходе совместной работы врача, ребёнка и его родителя важно грамотно распределить возможности взаимодействия объектов друг с другом не только для того, чтобы медицинский аспект был выполнен удовлетворительно, но и для того, чтобы у ребенка формировалось верное представление о врачах, их качествах и работе. Этот процесс является достаточно тонким, требует большой осторожности, так как становится тем самым «предыдущим опытом» на который в дальнейшем будет опираться человек при выборе и взаимодействии с медицинскими работниками. Поэтому, стремление врача поставить проблемы пациента в центр внимания успешно решает эту проблему.



Выводы по первой главе

Таким образом, подводя итоги, мы можем сказать, что:

1) Отношение человека к своему здоровью является важной составляющей его Я-концепции. В структуре личности, самосознании, ценностно-смысловой сфере оно представлено внутренней картиной здоровья.

2) Представление о здоровье начинает формироваться с раннего детского возраста и очень важно в этот период правильно преподнести ребенку все плюсы медицины.

3) Картина здоровья не является статичной и способна сознательно и бессознательно изменяться на разных этапах жизни человека.

 

 


 


Дата: 2019-03-05, просмотров: 217.