ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I

 

 

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 Лобова Ирина Викторовна

 

ОБРАЗ ВРАЧА В СОЗНАНИИ ПОДРОСТКОВ

Курсовая работа по общей психологии

 

 

Заведующий кафедрой                                          Научный руководитель

профессор, д-р психол. наук                                доцент, канд. психол. наук

Е.Ф. Ященко                                                 Н.Б. Казначеева

______________________                          _____________________

 

Санкт – Петербург

2018

 

Оглавление

Введение.. 3

Глава 1. Психологические особенности образа врача в сознании пациентов.. 6

1.1.Образ «Я» в сознании человека. 6

1.2.Понятие образа человека в психологии. 9

1.3.Психологические особенности восприятия медицинского работника 12

Глава 2. Организация исследования.. 16

2.1. Описание использованной в исследовании методики. 16

2.2.Программа обработки полученных данных. 21

2.3. Описание выборки. 22

Глава 3. Эмпирическое изучение ИССЛЕДУЕМых образов 23

3.1. Ранговые структуры образов. 23

3.2. Модальность образов. 25

3.3. Сопоставление невербальных образов. 29

Заключение. 30

Список литературы: 32

 

 



Введение

Актуальность исследования:

Здоровье имеет особое значение в жизни каждого человека. Оно определяет возможности достижения индивидуального и общественного благосостояния и благополучия, перспективы в развитии. В современных условиях значение здоровья существенно переосмысливается с учетом понимания его как неотъемлемого права человека, с точки зрения существующих угроз и вызовов  к качеству здоровья. Поэтому, в современном мире тяжело обойтись без медицинских учреждений. 

Медицина – одна из сложных наук. Ведь она, как ни одна другая область знаний, затрагивает саму жизнь людей. Современные научные медицинские открытия не только успешно излечивают конкретных больных, но и влияют на мировоззрение общества в целом.

Найти врача, которому можно доверить свое здоровье и здоровье своих родных, а особенно  детей – очень сложно. Поэтому, любой родитель добросовестно подходит к выбору врача для своего ребенка. Как правило, специалистом в области детских болезней является – педиатр.[3]

Добросовестные родители очень тщательно подходят к выбору врача для своего ребенка. Ведь очень важно в детском возрасте правильно преподнести всю значимость похода к врачу, чтобы в будущем не столкнуться с проблемой правильного восприятия медицинских работников.

У детей – подростков в таком случае уже сформулирована своя картина об образе врача. Но дети в подростковом возрасте часто скрывают свои проблемы со здоровьем от родителей, чтобы лишний раз не ходить в поликлинику.

Среди наиболее популярных причин, по которым дети боятся или не хотят ходить в больницы и поликлиники можно выделить:

· Неприятное воспоминание с предыдущих визитов к врачу.

· Назначение болезненных процедур/препаратов.

· Длительное ожидание, большие очереди.

Исходя из этого, можно сделать выводы о том, что не всегда подростки открыты к взаимодействию с врачами. И их представление о медицинских работниках часто из-за таких критериев меняется. Именно поэтому важно понять и изучить структуру образа «идеального» и «реального» врача в сознании подростков.

Цель исследования: изучить структуру и содержание образов медицинского работника и образа «Я» в сознании подростков.

Объект исследования: 20 человек, в возрасте 13-16лет. Среди них 10 девочек и 10 мальчиков, учащиеся средних классов школы.

Предмет исследования: образ врача и образ себя в роли пациента в сознании подростков.

Гипотеза исследования: существуют взаимосвязи между структурой и содержанием образа реального и идеального врача и образа Я в сознании подростков.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать литературные источники по данной проблеме.

2. Изучить структуру и содержание образа медицинского работника у представителей выборки.

3. Изучить структуру и содержание образа «Я» у представителей выборки.

4. Сделать выводы о взаимосвязи из ученных образов в сознании представителей данной выборки.

Выводы по первой главе

Таким образом, подводя итоги, мы можем сказать, что:

1) Отношение человека к своему здоровью является важной составляющей его Я-концепции. В структуре личности, самосознании, ценностно-смысловой сфере оно представлено внутренней картиной здоровья.

2) Представление о здоровье начинает формироваться с раннего детского возраста и очень важно в этот период правильно преподнести ребенку все плюсы медицины.

3) Картина здоровья не является статичной и способна сознательно и бессознательно изменяться на разных этапах жизни человека.

 

 


 


Квадрат.

Это линейная фигура, обозначающая человека - труженик, которому присущи потребность доводить начатое дело до конца, упорство, выносливость, терпение и методичность. Также наблюдается неутолимая потребность в информации и ее систематизация, разложение по полочкам. Сильная сторона Квадратов - мыслительный анализ, внимательность к деталям, подробностям, порядок во всем. Идеал Квадрата — распланированная, предсказуемая жизнь.

Треугольник.

Это также линейная фигура, обозначающая лидера, способного концентрироваться на главной цели. Треугольники — энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Это очень решительные, уверенные в себе и даже честолюбивые люди, способные глубоко и быстро анализировать ситуацию, но сосредоточивающиеся на главном, на сути проблемы, а не на деталях. Треугольники постоянно соперничают и конкурируют с другими и стараются из всего получить выгоду для себя.

Прямоугольник.

Это фигура, символизирующая состояние перехода и изменения. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и занятые поисками лучшего положения; они находятся в состоянии замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени. Наиболее характерные черты Прямоугольников — непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Такие люди обычно имеют низкую самооценку, но у них наблюдаются и положительные качества: любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость.

Круг.

Эта нелинейная фигура - символ гармонии – обозначает людей, настроенных на хорошие межличностные отношения. Высшая ценность для Круга — люди и их благополучие. Это самые доброжелательные люди из пяти форм и самые лучшие коммуникаторы, потому что они же и лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью и развитой эмпатией Для Круга очень тяжело вступать в межличностный конфликт, такие люди счастливы тогда, когда все ладят друг с другом, в ссоре они уступают первыми, не отличаются решительностью. Призванием Круга является психология.

Зигзаг.

Еще одна нелинейная и самая уникальная фигура, которая символизирует креативность и творчество. Это инакомыслящие люди, которым свойственна образность и интуитивность. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки: от а… к …я, его мышление не фиксируется на деталях, Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство. Зигзагам нравится комбинирование различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то оригинального. Зигзаги склонны видеть мир постоянно меняющимся, им скучны рутина, шаблон, правила и инструкции или люди, всегда соглашающиеся или делающие вид, что соглашаются. Зигзаги — самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур, они способны мотивировать всех вокруг себя, они несдержанные, очень экспрессивны и эксцентричны.

Считается, что фигуры, поставленные человеком на первые два места, описывают его тип, а фигура, поставленная на последнее место, означает, что человек себе таким не нравится (например, человек поставил на последнее место прямоугольник, т.к. не любит себя неуверенным в себе).

Исследование проводилось в следующем порядке:

· «20-Я»

· Психогеометрический тест о себе

· «20-реальный врач»

· Психогеометрический тест о реальном враче.

· «20-идеальный врач»

· Психогеометрический тест о идеальном враче

Далее производиться контент-анализ полученных результатов в программе Microsoftexcel. Затем проводиться интерпретация результатов.

Описание выборки

Объектом данного исследования являются представители подростковой группы (13-16 лет), жители г. Караганда. Среди них 10 парней и 10 девушек. Среди представителей выборки встречаются люди средних-старших классов общеобразовательных учреждений, отличающиеся также по множеству других критериев (семейное положение, воспитание, результаты в учебе, морально-ценностные ориентиры, вероисповедание и пр.).

Предметом исследования выступили образы идеального и реального врачей, а также образа «Я», отраженные в сознании представителей вышеуказанной выборки.

Основной задачей исследования является изучение выбранных образов, а также их сравнение и поиск связей, сходств и различий.

Данные собирались точечно, с каждым респондентом проводилась личная встреча, в ходе которой ему предлагалось заполнить анкету и выполнить методику СОЧ(И). Исследуемым были даны точные инструкции и, в случае необходимости, дополнительные пояснения для выполнения методики.

Полученные данные и интерпретация результатов исследования приведены в Главе 3.

 



Ранговые структуры образов

Для оценки особенностей образа реального врача и его сравнения с образом идеального врача была составлена ранговая структура компонентов образа, выделяемых в соответствии с методикой «СОЧ(И)» В.Л. Ситникова (Таблица 1).

Таблица 1.Структура компонентов образов Реального и Идеального врача и Образа - Я

Структуры компонентов образов Образ - Я Реальный врач Идеальный врач
в 2,8 2,25 2
д 0,8 2,15 1,95
ис 2,4 3,4 4,25
к 1,65 0,25 0,85
п 0,95 1,85 0,7
с 8,15 5,35 6,55
т 5,1 3,3 3,4
э 5,9 3,55 3,5
м 0,05 0,15 0,05
мат 0,1 0,1 0
и 3,5 7,05 6,65

Рисунок 1.Соотношение компонентов структуры образов реального и идеального врача, Я-образа.

Модальность образов

Модальность образов иллюстрирует нам какие качества, по оценочным характеристикам, преобладают в том или ином образе. Рассмотрим результаты методики у подростков в виде гистограммы. (Рисунок 2).

Рисунок 2. Модальность образов реального и идеального врача, и образа Я.

Условные обозначения на гистограмме: «+» - положительная модальность; «=» - нейтральная; «-» - отрицательная.

Из первого графика мы можем сделать вывод, что образ Я имеет больше положительных характеристик (примерно 70%) в глазах подростков. Качеств с амбивалентной модальность около 20% и очень маленькое количество отрицательных качеств (около 8%). В описании образа «Идеальный врач» мы наблюдаем достаточно большое количество качеств с положительной модальностью (около 85%) и качеств с амбивалентной модальностью немного больше 15%, качеств с отрицательной модальностью имеется совсем маленький процент. Дело с описанием образа «Реальный врач» обстоит немного иначе: качества с положительной модальностью 70%, качества с амбивалентной модальностью 20% и присутствует 5% с отрицательными качествами.

Из этого мы можем сделать вывод, что подростки приписывают идеальному врачу больше положительных качеств, в отличии от своего образа и образа реального врача. Это может говорить о том, что образ идеального врача они видят намного совершенным, в отличии от своего и образа реального врача.

Также можем заметить, что модальность положительных и отрицательных качеств образе Я и образе реального врача совпадает. Это может говорить о том, что подростки сравнивают свои качества с образом реального врача.

Таблица 2. Частотный словарь

В ходе процентного анализа качеств, которыми подростки охарактеризовали себя, нам видны расхождения в процентном отношении между качествами образа «идеальный» и «реальный» врач.

Я Частота Идеальный врач Частота Реальный врач Частота
Внимательный/ая 95% Наблюдательный/ая 100% Знающий 100%
Красивый/ая 95% Справедливый/ая 100% Помогающий 85%
Общительный/ая 70% Мудрый 90% Опытный 80%
Добрый/ая 65% Умный 90% Внимательный 65%
Смелый/ая 60% Внимательный 80% Добрый 60%
Умный/ая 60% Добрый 70% Общительный 60%
Ученик/ца 60% Веселый 65% Умный 60%
Активный/ая 55% Общительный 65% Аккуратный 55%
Веселый/ая 50% Аккуратный 45% В халате 50%
Ловкий/ая 50% Знающий 45% Лечащий 50%
Любимый/ая 50% Лечащий 45% Мудрый 45%
Верный/ая 45% Опытный 45% Наблюдательный 45%
Милый/ая 45% Взрослый 40% Ответственный 40%
Спортивный/ая 45% Заботливый 40% Активный 35%
Открытый/ая 40% Много знает 40% Воспитанный 35%
Парень 40% Ответственный 40% Неторопливый 35%
Грубый/ая 35% Открытый 40% Отзывчивый 35%
Девушка 30% Помогающий 40% Серьезный 35%
Аккуратный/ая 30% Мужчина 35% Медленный 30%

Подростки чаще всего упоминали такие качества как: внимательность (95%), красивый (95%), общительность (70%), доброта (65%) и др.

В образе идеального врача все опрашиваемые выделили такие качества, как: наблюдательность и справедливость.

А в образе реального врача были выделены такие качества, как: знающий (100%), помогающий (85%), опытный (80%) и др. Самыми используемыми терминами в образах «реального» и «идеального» врача оказались те, которые характеризуют отношение врача (добрый, общительный, внимательный и пр.) и те, которые указывают на профессиональную личность врача (знающий, опытный и пр.).

Так же можем отметить, что образ идеального врача несет основательно положительный характер, в то время, как образ реального врача достаточно противоречив – в нем были выделены и положительные, и отрицательные, и нейтральные характеристики.

Стоит отметить, что в  образах «реального» и «идеального врача» среди определений больше совпадений (11), антонимов в этих 2-х образах не наблюдается. С образом «Я» и образом «идеального врача» насчитывается 7 совпадений и одно противоречие. Все иначе обстоит в сравнении образа – «Я» и образа «реального врача». Совпадений насчитывается 6, противоречий 4. Можно сделать вывод о том, что подростки приписывали себе качества, более схожие с образом «идеального», нежели «реального» врача.

Таблица 3. Сопоставление невербальных образов реального и идеального врача,  образа - Я

 

абсолютная частота

относительная частота

Я - идеальный врач

сопоставление

9

45,0%

противопоставление

5

25,0%

Я - реальный врач

сопоставление

10

50,0%

противопоставление

5

25,0%

Идеальный - реальный врач

сопоставление

10

50,0%

противопоставление

7

35,0%

 

Сопоставив данные психогеометрического теста, полученные для каждого образа мы можем отметить, что образ Я и образ реального врача совпадают у 10-ти из опрошенных испытуемых (50%), так же как и образ идеального врача совпадает с образом реального врача (50%). В тоже время образ реального врача на 35% противопоставляется образу идеального, а образы Я, идеальный и реальный врач имеют одинаковый процент противопоставления (25%).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что подростки больше сопоставляют себя с образом реального врача, тем самым считая себя в какой-то степени схожим с ним.

Выводы по третьей главе

· Структура образов реального и идеального врача, а так же  образа Я  в первую очередь характеризуется большим количеством выделяемых интеллектуальный качеств у образа идеального и реального врача и социальных у образа Я. Это позволяет говорить нам о том, что большинство подростков в личности врача отмечают первостепенно его коммуникативные качества.

· Образы реального врача и образ Я отмечены куда более отрицательной модальностью, чем образ идеального врача. Следовательно, исследуемые склонны ожидать от идеального врача больше положительных качеств, нежели они их наблюдают в образе реального врача.

·  Невербально образ Я оценивается схоже с образом реального врача, так же как и образ идеального с реальным врачом. Это еще раз подтверждает то, что подростки более склонны к образу реального врача.

Заключение

В ходе проведенной нами работы были исследованы «образ Я» и образы «реального» и «идеального» врача в сознании подростков средних-старших классов общеобразовательной школы. В теоретической части были рассмотрены понятия образа человека в психологии, Образ Я в сознании человека и психологические особенности восприятия медицинского работника. В практической части была исследована ранговая структура компонентов образов, процентные соотношения преобладающих качеств образов, сопоставление невербальных образов и модальность образа Я и образов «реального» и «идеального» врача.

Исходя из полученных данных, мы можем подтвердить гипотезу о том, что между образами существует тесная взаимосвязь. Подростки в основном приписывали идеальному врачу элементы преимущественно положительные. В то же время, оценивая образ Я и образ реального врача отрицательными элементами, тем самым характеризуя свой образ более склонным к образу реального врача.

Важнейшим элементом продуктивного взаимодействия врача и пациента является их социальный контакт, о чем говорят нам многочисленные социальные структурные компоненты всех трех образов. Со стороны пациента продуктивность взаимодействия со специалистом определяется эмоциональным настроем. В личности специалиста немалое значение отдается его интеллектуальным и профессиональным качествам, но преимущественным остается так или иначе именно человеческий фактор.

Проведенное исследование может иметь практическое применение в медицинских учреждениях, для более глубокого изучения взаимодействия врачей и пациентов-подростков в различных условиях и являются хорошей теоретической базой для размышления над более конкретными аспектами психологических элементов в медицине.


 

1. Список литературы:

1. Азаренко С. А. Образ // Современный философский словарь. М.: Академический проект, 2004. 466-468 с.

2. Березина Т. Н. Психические образы высших порядков в структуре образной формы // Психология и психотехника. 2012. № 1. 13-24 с.

3. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный.- М.: Рус. яз. 2000.- в 2 т.- 1209 с.    

4. Леонтьев А. Н. Образ мира / М.: Педагогика, 1983, 251-261 с.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / М.: Смысл, Академия, 2004. – 352 с.

6. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006г. – 944 с.

7. Платон. Кратил // Платон. Сочинения: в 3-х т. М., 1968. Т. 1. 623 с.

8. Райгородский  Д.Я. Психология самосознания: Хрестоматия/ ред.-сост.. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2003.-303с.

9. Резников Л. О. Гносеологические вопросы семиотики. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1964. 304 с.

10. Роджерс, К.Р. Становление личности: Взгляд на психотерапию / К.Р. Роджерс. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 416 с.

11. Соколова Л.Ю. Ж.-П.Сартр и Г.Башляр – две феноменологические концепции воображения, 2003г. – 304 с.

12. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд : пер. с нем. Г.В. Барышниковой: под ред. Е.Е.Соколовой, Т.В. Родионовой. – М.: Азбука – Аттикус, 2011. – 480 с.

13. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон; пер. с англ. А.Д. Андреевой, А.М. Прихожана, В.И. Ривош. – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.

14. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Академический проект, 2007г. – 288 с.

15. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Академический проект, 2007г. – 288 с.

 


ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 183.