Фабрика расширяет производство
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Несмотря на крупные достижения в развитии судостроения, в начале 1870-х годов Сормовскому заводу пришлось переключаться на новый профиль. Господствующей стала железнодорожная продукция: рельсы, поворотные круги, крестовины, сигнальные приборы, колесные оси и бандажи и, наконец, вагоны.

 

4 февраля 1872 года возникло акционерное общество «Сормово». Оно учреждалось «для выплавки чугуна, выделки железа и стали, приготовления из них изделий на продажу, построения машин, судов, подвижного состава для железнодорожных дорог, рельсов и проч., и равно самую добычу всякого рода металлов и минералов».

 

В том же году началась постройка на территории Сормовского завода вагонного цеха и связанных с ним колесной, деревообделочной, бандажной мастерских. Расширялись кузнечный и прокатный цехи, устанавливалось новое оборудование, в частности пятитонный паровой молот, и более мощные прокатные станы.

 

Огромный размах, с которым развертывалось производство, увеличение количества рабочих и небывалые доходы владельцев – все свидетельствовало о том, что завод становился крупнейшим предприятием отечественной индустрии.

 

Разразившийся в 1873–1875 годах промышленный кризис основательно потряс российскую экономику. Крах Камско-Волжского пароходства, а также резкое сокращение только что начавшегося вагоностроения тяжко отозвались на Сормовском заводе. Производство в 1874 году сократилось в шесть раз, а количество рабочих – в семь.

 

Экономический кризис привел к банкротству акционерного общества «Сормово». 11 апреля 1875 года по указанию царя над имуществом и делами несостоятельных наследников Д.Е. Бенардаки была учреждена опека.

 

Используя широкие связи в правительственных кругах, опекуны сумели заполучить для Сормовского завода казенный заказ на постройку 3000 железнодорожных вагонов. За пятилетие (1876–1880 гг.) вагонный отдел завода отправил на железные дороги 6628 товарных вагонов. Казенные заказы на железнодорожные вагоны приносили хозяевам огромные по тем временам дивиденды.

 

В четвертое десятилетие своего существования Сормовский завод вступил твердо и уверенно, как никогда ранее. Только одной стали можно было отливать за сутки до 2600 пудов, прокатывать железа и стали разных сортов 2500–3000 пудов. Завод мог изготовлять ежемесячно до 200–250 товарных, до 10 пассажирских вагонов и, кроме того, паровые машины, котлы, водопроводные трубы, весовые помосты и гири, мостовые части и еще много разнообразных изделий.

 

В судостроении, как и прежде, шли поиски новых, оригинальных решений. В 1885 году на районной промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде за «отличную работу пароходного вала с отделанными шейками» завод был отмечен Императорским русским техническим обществом Дипломом Первого разряда, что было равносильно Золотой медали.

 

В 1887 году Сормовский завод одним из первых в Поволжье приступил к изготовлению морского транспортного флота. В этом году со стапелей его судоверфи сошла шхуна «Минин» водоизмещением 500 т. Сормовские шхуны считались в те времена наиболее совершенными, даже по сравнению со шхунами шведской фирмы «Мотала», славившимися во всем мире.

 

В отличие от своих иностранных коллег, которые ревниво придерживались прежних конструкций, сормовские судостроители сумели применить на шхунах немало «удобовыгодных новшествu187 ». Они установили пониженные нормы расхода металла на изготовление корпуса судна. На сормовских шхунах было более удобное управление работой двигателей. По-новому была устроена охлаждающая система. Новинки техники, применявшиеся сормовичами, ранее вообще не использовались в шхунном судостроении не только в России, но и за границей. По свидетельству выдающихся специалистов, многие нововведения были «в высшей степени смелыми, отличавшимися оригинальностью и само-

стоятельностью своих конструкций».

 

Заслуга в осуществлении технических новшеств принадлежала А.Г. Некрасову, уже составившему себе имя на Волге, и Я.Я. Лазареву, чья деятельность тоже получила широкую известность далеко за пределами Сормова. Оба они постоянно добивались создания наивыгоднейших конструкций паровых машин. Так, в 1888 году в Сормове впервые в нашей стране была сконструирована двухколенчатая паровая машина с тройным расширением пара.

 

Значительный вклад в развитие парового флота был сделан прославленным знатоком отечественного судостроения Василием Ивановичем Калашниковым. На Сормовском заводе он около четырех лет (1890–1894) заведовал машиностроительным отделом. Он построил здесь несколько паровых машин и котлов для морских шхун и речных пароходов, в частности сконструировал и установил машины четверного расширения на пароходе «Богатырь». В эти же годы В.И. Калашников разработал оригинальный проект постройки паровых машин трой-

ного расширения для московского водопровода.

 

Солидная репутация, завоеванная в прежнее время и подкрепленная важными достижениями в судостроении, позволила привлечь новых заказчиков.

 

Производство поднималось, но на этот раз медленно. Обстановка промышленной жизни России сложилась не в пользу сормовских заводовладельцев. Наследники Бенардаки с согласия опекунов решаются навсегда распрощаться с Сормовским заводом.

 

С 1 июля 1894 года Сормовский завод перешел во владение группы финансистов и промышленников, которые создали новое акционерное общество механических, чугунолитейных, u1089 судостроительных, паровозо- и вагоностроительных, сталелитейных и железоделательных заводов «Сормово».

Сормовские династии

Первые пореформенные десятилетия в России были периодом интенсивного формирования промышленного пролетариата. Именно в этот период сформировался и основной костяк кадровых рабочих Сормовского завода. Всех фамилий потомственных рабочих-сормовичей, которые закрепили старые и заложили новые заводские и семейные традиции, не перечесть. Назовем лишь некоторые.

 

В 1872 году 12-летним мальчиком пришел на завод, чтобы работать на судоверфи, Василий Иванович Бояркин. При советской власти за свой творческий многолетний труд он был награжден орденом Ленина.

 

С ранних лет вслед за отцом и братьями пришел на завод и Яков Урыков. Вместе с другими старейшими рабочими в 1939 году ему был вручен орден Трудового Красного Знамени.

 

В те же годы пустила прочные корни в судостроительном производстве семья Гордеевых. Свой трудовой путь на заводе они начали еще в 1850-х годах. Тихон Григорьевич Третьяков шел на производство по проторенной дороге: с основания завода здесь работал его дед – столяр и плотник. 57 лет проработал Т.Г. Третьяков на Сормовском заводе. Одному из первых в стране ему было присвоено звание Героя Труда.

 

Рано, всего 12 лет от роду, начал трудовую жизнь и Михаил Всеволодович Курицын. А расстался он с родным заводом на 70-м году жизни. Советское правительство отметило его самоотверженный труд орденом Трудового Красного Знамени.

 

К коренным сормовичам принадлежало и вливавшееся в рабочий коллектив пополнение из семей Чнеговых, Караевых, Горевых, Куприяновых, Загребиных и многих других.

 

НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

Е годы

Дата: 2019-03-05, просмотров: 202.