Направление: 44.03.03
Специальное (дефектологическое) образование
Уровень образования: бакалавриат
Направленность (профиль ): Дошкольная дефектология
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 8
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 30
4. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 32
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ... 41
6. ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 43
7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 43
8. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 44
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. 45
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.
В процессе обучения и практической подготовки будущих бакалавров в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений образования, социальной защиты и здравоохранения ключевая роль принадлежит курсу «Психология детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата».
Очная форма обучения
Дисциплина «Психология детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата» (Б1.В.ОД.6.) является обязательной дисциплиной вариативной части основной профессиональной образовательной программы. Трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ (108 часов), из них 36 часов – аудиторная (18 часов – лекционные занятия, 18 часов – семинарские занятия) и самостоятельная работа студентов (45 часов); 27 часов отводится на подготовку и сдачу экзамена. Дисциплина изучается в течение 4 семестра. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Курс завершается экзаменом в 4 семестре.
Заочная форма обучения
На заочной форме обучения дисциплина имеет трудоемкость 3 ЗЕ (108 часов). Из них 16 часов – аудиторная нагрузка (6 часов – лекционные занятия, 10 часов – практических занятий), 83 часа отводится для самостоятельной работы студентов, 9 часов – контрольные мероприятия. Изучение дисциплины предполагаете написание контрольной работы. Изучение дисциплины заканчивается экзаменом на 4 курсе.
1.2. Необходимые для дисциплин ы знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.
Курс «Психология детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата» тесно связан с дисциплинами «Педагогика и психология», «Анатомо-физиологические основы сопровождения детей с ОВЗ», «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», «Специальная педагогика», «Специальная психология», «Основы специальной детской психологии», являющимися взаимосвязанными и взаимодополняющими в процессе изучения особенностей лиц с отклонениями в развитии и возможностями оказания им коррекционной помощи. Для освоения дисциплины студентам необходимы знания теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, основных закономерностей развития ребенка, представления о деятельности сенсорных систем; умения структурировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал, использовать имеющиеся социогуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых понятий психологии детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. Студентам необходимы навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций, составления таблиц, разработки методических материалов.
1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.
При изучении дисциплины студенты знакомятся с базовыми понятиями психологии детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата, основными факторами и видами нарушений опорно – двигательного аппарата. Благодаря этому курсу у студентов должны сформироваться глубокие и устойчивые представления о сущности психологии детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата, имеющихся закономерностях и специфических особенностях. Студенты знакомятся с факторами, лежащими в основе своеобразия психического развития детей с церебральным параличом; овладевают знаниями об особенностях двигательного, речевого, сенсорного, умственного и личностного развития данной категории детей. Особое внимание уделяется вопросам об общих и специфических закономерностях развития нормально развивающихся детей и детей с церебральным параличом.
Это позволит им понимать психологические механизмы нарушений различных сторон психики при разнообразных поражениях и применять полученные знания в практической деятельности, а также при изучении других дисциплин.
Изучение и освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения таких дисциплин как «Воспитание и обучение детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата», «Инклюзивное обучение детей с ОВЗ», «Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ», дисциплин базовой и вариативной части основной профессиональной образовательной программы. Также курс «Психология детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата» лежит в основе подготовки студентов – бакалавров к педагогической производственной практике в ДОУ для детей с НОДА.
- 1.4. Цели дисциплины : формирование у студентов необходимых теоретических и практических представлений об особенностях развития дошкольников с НОДА, о закономерностях физического развития ребенка с НОДА, базовых категориях, принципах, своеобразии методов и приемов, о закономерностях психического развития детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата.
Задачи дисциплины:
- Сформировать у студентов систему знаний связанных с современным пониманием психологии детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата, вопросами коррекции, компенсации, реабилитации и социально-психологической адаптации детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата.
- Выработать у студентов навыки осуществления коррекционной работы по развитию и комплексной реабилитации дошкольников с НОДА, отбора специальных методов, средств и приемов развития дошкольников с НОДА с учетом структуры дефекта ребенка.
1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.
Планируемые результаты обучения
№ п/п | Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) | Конкретизированные цели освоения дисциплины | ||
знать | уметь | владеть | ||
1 | ПК-3 Готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ | З.1 – структуру нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей детей с НОДА З.2 – общие и специфические закономерности развития детей с НОДА на разных возрастных этапах | У.1 – анализировать структуру дефекта у детей с НОДА | В.1 – навыками анализа психофизического развития ребенка с НОДА на основе выделения условий, источников и движущих сил психического развития, с учетом актуального состояния и потенциальных возможностей |
2 | ПК-5 Способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития | З.3 – современные подходы к организации и проведению психолого-педагогического изучения детей с НОДА; З.4 – специфику использования методов психологической диагностики при проведении психолого-педагогического обследования детей с НОДА | У.2 – проводить психолого-педагогическое обследование детей с НОДА; У.3 – анализировать результаты комплексного медико-психолого-педагогического обследования детей с НОДА на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития | В.2 – приемами адаптации диагностических методик с учетом структуры нарушений у детей с ДЦП |
3 | ПК – 8 Способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности | З.5 – современные подходы в системе дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в работе с детьми с НОДА | У.4 – выделять дефектологические, педагогические, психологические, лингвистические, медико-биологические знания для постановки и решения исследовательских задач в работе с детьми с НОДА; У.5 – анализировать результаты комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения детей с НОДА на основе современных данных | В.3 – навыками анализа и адаптации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в работе в детьми с НОДА |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
Очная форма обучения
№ п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | ||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | Всего | ||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I | Раздел I . Клинические особенности детского церебрального паралича | 4 | - | 2 | 7 | 13 |
I.1 | Этиология, патогенез и клиника детского церебрального паралича. Ранняя диагностика и прогноз НОДА | 2 | - | 3 | 5 | |
I.2 | Клинические формы ДЦП | 2 | - | 2 | 4 | 8 |
II | Раздел II . Психологические особенности детей с церебральным параличом | 4 | - | 2 | 9 | 15 |
II.1 | Характеристика нарушений двигательных и сенсорных функций у детей с НОДА | 2 | - | 3 | 5 | |
II.2 | Характеристика нарушений зрительно-моторной координации, пространственного анализа и синтеза, предметно-практической деятельности | - | 2 | 3 | 5 | |
II.3 | Психологические особенности детей при разных формах детского церебрального паралича | 2 | - | 3 | 5 | |
III | Раздел III . Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста с ДЦП | 4 | - | 6 | 12 | 22 |
III. 1 | Особенности детей с ЦП раннего возраста | 2 | - | 3 | 5 | |
III. 2 | Проявление нарушений умственного развития у детей с ЦП | - | 2 | 3 | 5 | |
III. 3 | Проявление нарушений речевых функций у детей с церебральным параличом | 2 | - | 2 | 3 | 7 |
III. 4 | Особенности разных видов деятельности дошкольников с ДЦП | - | 2 | 3 | 5 | |
IV | Раздел IV . Особенности развития эмоционально – волевой и личностной сферы детей с НОДА | 4 | - | 4 | 9 | 17 |
IV.1 | Характеристика эмоционально – волевой сферы детей с НОДА | 2 | - | 3 | 5 | |
IV.2 | Проявление нарушений личностного развития детей с НОДА | - | 2 | 3 | 5 | |
IV.3 | Специфика становления межличностных отношений детей с НОДА | 2 | - | 2 | 3 | 7 |
V | Раздел V . Психологические основы организации коррекционной работы с детьми с НОДА | 2 | - | 4 | 8 | 14 |
V.1 | Особенности психологического изучения детей с НОДА | 2 | - | 3 | 5 | |
V.2 | Современные тенденции коррекционной работы с детьми с НОДА | - | - | 4 | 5 | 9 |
ИТОГО: | 18 | - | 18 | 45 | 81 | |
Контроль | 27 | |||||
ВСЕГО: | 108 |
Зао чная форма обучения
№ п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | ||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | Всего | ||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I | Раздел I . Клинические особенности детского церебрального паралича | 2 | - | 2 | 7 | 11 |
I.1 | Этиология, патогенез и клиника детского церебрального паралича. Ранняя диагностика и прогноз НОДА | - | - | 6 | 6 | |
I.2 | Клинические формы ДЦП | 2 | - | 2 | 6 | 10 |
II | Раздел II . Психологические особенности детей с церебральным параличом | 2 | - | 2 | 9 | 13 |
II.1 | Характеристика нарушений двигательных и сенсорных функций у детей с НОДА | - | - | 6 | 6 | |
II.2 | Характеристика нарушений зрительно-моторной координации, пространственного анализа и синтеза, предметно-практической деятельности | - | - | 2 | 6 | 8 |
II.3 | Психологические особенности детей при разных формах детского церебрального паралича | 2 | - | 6 | 8 | |
III | Раздел III . Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста с ДЦП | 2 | - | 2 | 12 | 16 |
III. 1 | Особенности детей с ЦП раннего возраста | 2 | - | 6 | 8 | |
III. 2 | Проявление нарушений умственного развития у детей с ЦП | - | - | 6 | 6 | |
III. 3 | Проявление нарушений речевых функций у детей с церебральным параличом | - | - | 6 | 6 | |
III. 4 | Особенности разных видов деятельности дошкольников с ДЦП | - | - | 2 | 6 | 8 |
IV | Раздел IV . Особенности развития эмоционально – волевой и личностной сферы детей с НОДА | - | - | 2 | 9 | 11 |
IV.1 | Характеристика эмоционально – волевой сферы детей с НОДА | - | - | 6 | 6 | |
IV.2 | Проявление нарушений личностного развития детей с НОДА | - | - | 1 | 6 | 7 |
IV.3 | Специфика становления межличностных отношений детей с НОДА | - | - | 1 | 5 | 6 |
V | Раздел V . Психологические основы организации коррекционной работы с детьми с НОДА | - | - | 2 | 8 | 10 |
V.1 | Особенности психологического изучения детей с НОДА | - | - | 6 | 6 | |
V.2 | Современные тенденции коррекционной работы с детьми с НОДА | - | - | 2 | 6 | 8 |
ИТОГО: | 6 | - | 10 | 83 | 99 | |
Контроль | 9 | |||||
ВСЕГО: | 108 |
2.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Раздел I. Клинические особенности детского церебрального паралича (30 часов) | ||
Требования к результатам освоения раздела: ПК-3: З.1; У.1; В.1
Содержание раздела
Дата: 2019-03-05, просмотров: 529.