ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Направление: 44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование

 

 

Уровень образования: бакалавриат

Направленность (профиль ): Дошкольная дефектология

 



 

 





ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 8

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 30

4. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 32

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ... 41

6. ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 43

7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 43

8. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 44

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. 45


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

В процессе обучения и практической подготовки будущих бакалавров в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений образования, социальной защиты и здравоохранения ключевая роль принадлежит курсу «Психология детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата».


Очная форма обучения

Дисциплина «Психология детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата» (Б1.В.ОД.6.) является обязательной дисциплиной вариативной части основной профессиональной образовательной программы. Трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ (108 часов), из них 36 часов – аудиторная (18 часов – лекционные занятия, 18 часов – семинарские занятия) и самостоятельная работа студентов (45 часов); 27 часов отводится на подготовку и сдачу экзамена. Дисциплина изучается в течение 4 семестра. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Курс завершается экзаменом в 4 семестре.

Заочная форма обучения

На заочной форме обучения дисциплина имеет трудоемкость 3 ЗЕ (108 часов). Из них 16 часов – аудиторная нагрузка (6 часов – лекционные занятия, 10 часов – практических занятий), 83 часа отводится для самостоятельной работы студентов, 9 часов – контрольные мероприятия. Изучение дисциплины предполагаете написание контрольной работы. Изучение дисциплины заканчивается экзаменом на 4 курсе.

 

1.2. Необходимые для дисциплин ы знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.

Курс «Психология детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата» тесно связан с дисциплинами «Педагогика и психология», «Анатомо-физиологические основы сопровождения детей с ОВЗ», «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», «Специальная педагогика», «Специальная психология», «Основы специальной детской психологии», являющимися взаимосвязанными и взаимодополняющими в процессе изучения особенностей лиц с отклонениями в развитии и возможностями оказания им коррекционной помощи. Для освоения дисциплины студентам необходимы знания теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, основных закономерностей развития ребенка, представления о деятельности сенсорных систем; умения структурировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал, использовать имеющиеся социогуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых понятий психологии детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. Студентам необходимы навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций, составления таблиц, разработки методических материалов.

 

1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.

При изучении дисциплины студенты знакомятся с базовыми понятиями психологии детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата, основными факторами и видами нарушений опорно – двигательного аппарата. Благодаря этому курсу у студентов должны сформироваться глубокие и устойчивые представления о сущности психологии детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата, имеющихся закономерностях и специфических особенностях. Студенты знакомятся с факторами, лежащими в основе своеобразия психического развития детей с церебральным параличом; овладевают знаниями об особенностях двигательного, речевого, сенсорного, умственного и личностного развития данной категории детей. Особое внимание уделяется вопросам об общих и специфических закономерностях развития нормально развивающихся детей и детей с церебральным параличом.

Это позволит им понимать психологические механизмы нарушений различных сторон психики при разнообразных поражениях и применять полученные знания в практической деятельности, а также при изучении других дисциплин.

Изучение и освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения таких дисциплин как «Воспитание и обучение детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата», «Инклюзивное обучение детей с ОВЗ», «Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ», дисциплин базовой и вариативной части основной профессиональной образовательной программы. Также курс «Психология детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата» лежит в основе подготовки студентов – бакалавров к педагогической производственной практике в ДОУ для детей с НОДА.

 

- 1.4. Цели дисциплины : формирование у студентов необходимых теоретических и практических представлений об особенностях развития дошкольников с НОДА, о закономерностях физического развития ребенка с НОДА, базовых категориях, принципах, своеобразии методов и приемов, о закономерностях психического развития детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата.

Задачи дисциплины:

- Сформировать у студентов систему знаний связанных с современным пониманием психологии детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата, вопросами коррекции, компенсации, реабилитации и социально-психологической адаптации детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата.

- Выработать у студентов навыки осуществления коррекционной работы по развитию и комплексной реабилитации дошкольников с НОДА, отбора специальных методов, средств и приемов развития дошкольников с НОДА с учетом структуры дефекта ребенка.


1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.


Планируемые результаты обучения

№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать уметь владеть
1 ПК-3 Готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ З.1 – структуру нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей детей с НОДА З.2 – общие и специфические закономерности развития детей с НОДА на разных возрастных этапах   У.1 – анализировать структуру дефекта у детей с НОДА   В.1 – навыками анализа психофизического развития ребенка с НОДА на основе выделения условий, источников и движущих сил психического развития, с учетом актуального состояния и потенциальных возможностей
2 ПК-5 Способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития З.3 – современные подходы к организации и проведению психолого-педагогического изучения детей с НОДА; З.4 – специфику использования методов психологической диагностики при проведении психолого-педагогического обследования детей с НОДА У.2 – проводить психолого-педагогическое обследование детей с НОДА; У.3 – анализировать результаты комплексного медико-психолого-педагогического обследования детей с НОДА на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития   В.2 – приемами адаптации диагностических методик с учетом структуры нарушений у детей с ДЦП
3 ПК – 8 Способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности З.5 – современные подходы в системе дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в работе с детьми с НОДА   У.4 – выделять дефектологические, педагогические, психологические, лингвистические, медико-биологические знания для постановки и решения исследовательских задач в работе с детьми с НОДА; У.5 – анализировать результаты комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения детей с НОДА на основе современных данных   В.3 – навыками анализа и адаптации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в работе в детьми с НОДА


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

Очная форма обучения

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
I Раздел I . Клинические особенности детского церебрального паралича 4 - 2 7 13
I.1 Этиология, патогенез и клиника детского церебрального паралича. Ранняя диагностика и прогноз НОДА 2 -   3 5
I.2 Клинические формы ДЦП 2 - 2 4 8
II Раздел II . Психологические особенности детей с церебральным параличом 4 - 2 9 15
II.1 Характеристика нарушений двигательных и сенсорных функций у детей с НОДА 2 -   3 5
II.2 Характеристика нарушений зрительно-моторной координации, пространственного анализа и синтеза, предметно-практической деятельности   - 2 3 5
II.3 Психологические особенности детей при разных формах детского церебрального паралича 2 -   3 5
III Раздел III . Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста с ДЦП 4 - 6 12 22
III. 1 Особенности детей с ЦП раннего возраста 2 -   3 5
III. 2 Проявление нарушений умственного развития у детей с ЦП   - 2 3 5
III. 3 Проявление нарушений речевых функций у детей с церебральным параличом 2 - 2 3 7
III. 4 Особенности разных видов деятельности дошкольников с ДЦП   - 2 3 5
IV Раздел IV . Особенности развития эмоционально – волевой и личностной сферы детей с НОДА 4 - 4 9 17
IV.1 Характеристика эмоционально – волевой сферы детей с НОДА 2 -   3 5
IV.2 Проявление нарушений личностного развития детей с НОДА - 2 3 5
IV.3 Специфика становления межличностных отношений детей с НОДА 2 - 2 3 7
V Раздел V . Психологические основы организации коррекционной работы с детьми с НОДА 2 - 4 8 14
V.1 Особенности психологического изучения детей с НОДА 2 -   3 5
V.2 Современные тенденции коррекционной работы с детьми с НОДА - - 4 5 9
  ИТОГО: 18 - 18 45 81
Контроль       27
  ВСЕГО:         108

 



Зао чная форма обучения

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
I Раздел I . Клинические особенности детского церебрального паралича 2 - 2 7 11
I.1 Этиология, патогенез и клиника детского церебрального паралича. Ранняя диагностика и прогноз НОДА - -   6 6
I.2 Клинические формы ДЦП 2 - 2 6 10
II Раздел II . Психологические особенности детей с церебральным параличом 2 - 2 9 13
II.1 Характеристика нарушений двигательных и сенсорных функций у детей с НОДА - -   6 6
II.2 Характеристика нарушений зрительно-моторной координации, пространственного анализа и синтеза, предметно-практической деятельности - - 2 6 8
II.3 Психологические особенности детей при разных формах детского церебрального паралича 2 -   6 8
III Раздел III . Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста с ДЦП 2 - 2 12 16
III. 1 Особенности детей с ЦП раннего возраста 2 -   6 8
III. 2 Проявление нарушений умственного развития у детей с ЦП - -   6 6
III. 3 Проявление нарушений речевых функций у детей с церебральным параличом - -   6 6
III. 4 Особенности разных видов деятельности дошкольников с ДЦП - - 2 6 8
IV Раздел IV . Особенности развития эмоционально – волевой и личностной сферы детей с НОДА - - 2 9 11
IV.1 Характеристика эмоционально – волевой сферы детей с НОДА - -   6 6
IV.2 Проявление нарушений личностного развития детей с НОДА - - 1 6 7
IV.3 Специфика становления межличностных отношений детей с НОДА - - 1 5 6
V Раздел V . Психологические основы организации коррекционной работы с детьми с НОДА - - 2 8 10
V.1 Особенности психологического изучения детей с НОДА - -   6 6
V.2 Современные тенденции коррекционной работы с детьми с НОДА - - 2 6 8
  ИТОГО: 6 - 10 83 99
Контроль       9
  ВСЕГО:         108

 


2.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Раздел I. Клинические особенности детского церебрального паралича (30 часов)


Требования к результатам освоения раздела: ПК-3: З.1; У.1; В.1

Содержание раздела

Дата: 2019-03-05, просмотров: 529.