МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ
ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Направление: 44.03.03
Специальное (дефектологическое) образование
Уровень образования: бакалавриат
Направленность (профиль ): Дошкольная дефектология
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 8
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 30
4. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 32
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ... 41
6. ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 43
7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 43
8. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 44
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. 45
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.
В процессе обучения и практической подготовки будущих бакалавров в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений образования, социальной защиты и здравоохранения ключевая роль принадлежит курсу «Психология детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата».
Очная форма обучения
Дисциплина «Психология детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата» (Б1.В.ОД.6.) является обязательной дисциплиной вариативной части основной профессиональной образовательной программы. Трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ (108 часов), из них 36 часов – аудиторная (18 часов – лекционные занятия, 18 часов – семинарские занятия) и самостоятельная работа студентов (45 часов); 27 часов отводится на подготовку и сдачу экзамена. Дисциплина изучается в течение 4 семестра. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Курс завершается экзаменом в 4 семестре.
Заочная форма обучения
На заочной форме обучения дисциплина имеет трудоемкость 3 ЗЕ (108 часов). Из них 16 часов – аудиторная нагрузка (6 часов – лекционные занятия, 10 часов – практических занятий), 83 часа отводится для самостоятельной работы студентов, 9 часов – контрольные мероприятия. Изучение дисциплины предполагаете написание контрольной работы. Изучение дисциплины заканчивается экзаменом на 4 курсе.
1.2. Необходимые для дисциплин ы знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.
Курс «Психология детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата» тесно связан с дисциплинами «Педагогика и психология», «Анатомо-физиологические основы сопровождения детей с ОВЗ», «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», «Специальная педагогика», «Специальная психология», «Основы специальной детской психологии», являющимися взаимосвязанными и взаимодополняющими в процессе изучения особенностей лиц с отклонениями в развитии и возможностями оказания им коррекционной помощи. Для освоения дисциплины студентам необходимы знания теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, основных закономерностей развития ребенка, представления о деятельности сенсорных систем; умения структурировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал, использовать имеющиеся социогуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых понятий психологии детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. Студентам необходимы навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций, составления таблиц, разработки методических материалов.
1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.
При изучении дисциплины студенты знакомятся с базовыми понятиями психологии детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата, основными факторами и видами нарушений опорно – двигательного аппарата. Благодаря этому курсу у студентов должны сформироваться глубокие и устойчивые представления о сущности психологии детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата, имеющихся закономерностях и специфических особенностях. Студенты знакомятся с факторами, лежащими в основе своеобразия психического развития детей с церебральным параличом; овладевают знаниями об особенностях двигательного, речевого, сенсорного, умственного и личностного развития данной категории детей. Особое внимание уделяется вопросам об общих и специфических закономерностях развития нормально развивающихся детей и детей с церебральным параличом.
Это позволит им понимать психологические механизмы нарушений различных сторон психики при разнообразных поражениях и применять полученные знания в практической деятельности, а также при изучении других дисциплин.
Изучение и освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения таких дисциплин как «Воспитание и обучение детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата», «Инклюзивное обучение детей с ОВЗ», «Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ», дисциплин базовой и вариативной части основной профессиональной образовательной программы. Также курс «Психология детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата» лежит в основе подготовки студентов – бакалавров к педагогической производственной практике в ДОУ для детей с НОДА.
- 1.4. Цели дисциплины : формирование у студентов необходимых теоретических и практических представлений об особенностях развития дошкольников с НОДА, о закономерностях физического развития ребенка с НОДА, базовых категориях, принципах, своеобразии методов и приемов, о закономерностях психического развития детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата.
Задачи дисциплины:
- Сформировать у студентов систему знаний связанных с современным пониманием психологии детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата, вопросами коррекции, компенсации, реабилитации и социально-психологической адаптации детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата.
- Выработать у студентов навыки осуществления коррекционной работы по развитию и комплексной реабилитации дошкольников с НОДА, отбора специальных методов, средств и приемов развития дошкольников с НОДА с учетом структуры дефекта ребенка.
1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.
Планируемые результаты обучения
№ п/п | Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) | Конкретизированные цели освоения дисциплины | ||
знать | уметь | владеть | ||
1 | ПК-3 Готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ | З.1 – структуру нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей детей с НОДА З.2 – общие и специфические закономерности развития детей с НОДА на разных возрастных этапах | У.1 – анализировать структуру дефекта у детей с НОДА | В.1 – навыками анализа психофизического развития ребенка с НОДА на основе выделения условий, источников и движущих сил психического развития, с учетом актуального состояния и потенциальных возможностей |
2 | ПК-5 Способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития | З.3 – современные подходы к организации и проведению психолого-педагогического изучения детей с НОДА; З.4 – специфику использования методов психологической диагностики при проведении психолого-педагогического обследования детей с НОДА | У.2 – проводить психолого-педагогическое обследование детей с НОДА; У.3 – анализировать результаты комплексного медико-психолого-педагогического обследования детей с НОДА на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития | В.2 – приемами адаптации диагностических методик с учетом структуры нарушений у детей с ДЦП |
3 | ПК – 8 Способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности | З.5 – современные подходы в системе дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в работе с детьми с НОДА | У.4 – выделять дефектологические, педагогические, психологические, лингвистические, медико-биологические знания для постановки и решения исследовательских задач в работе с детьми с НОДА; У.5 – анализировать результаты комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения детей с НОДА на основе современных данных | В.3 – навыками анализа и адаптации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в работе в детьми с НОДА |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
Очная форма обучения
№ п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | ||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | Всего | ||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I | Раздел I . Клинические особенности детского церебрального паралича | 4 | - | 2 | 7 | 13 |
I.1 | Этиология, патогенез и клиника детского церебрального паралича. Ранняя диагностика и прогноз НОДА | 2 | - | 3 | 5 | |
I.2 | Клинические формы ДЦП | 2 | - | 2 | 4 | 8 |
II | Раздел II . Психологические особенности детей с церебральным параличом | 4 | - | 2 | 9 | 15 |
II.1 | Характеристика нарушений двигательных и сенсорных функций у детей с НОДА | 2 | - | 3 | 5 | |
II.2 | Характеристика нарушений зрительно-моторной координации, пространственного анализа и синтеза, предметно-практической деятельности | - | 2 | 3 | 5 | |
II.3 | Психологические особенности детей при разных формах детского церебрального паралича | 2 | - | 3 | 5 | |
III | Раздел III . Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста с ДЦП | 4 | - | 6 | 12 | 22 |
III. 1 | Особенности детей с ЦП раннего возраста | 2 | - | 3 | 5 | |
III. 2 | Проявление нарушений умственного развития у детей с ЦП | - | 2 | 3 | 5 | |
III. 3 | Проявление нарушений речевых функций у детей с церебральным параличом | 2 | - | 2 | 3 | 7 |
III. 4 | Особенности разных видов деятельности дошкольников с ДЦП | - | 2 | 3 | 5 | |
IV | Раздел IV . Особенности развития эмоционально – волевой и личностной сферы детей с НОДА | 4 | - | 4 | 9 | 17 |
IV.1 | Характеристика эмоционально – волевой сферы детей с НОДА | 2 | - | 3 | 5 | |
IV.2 | Проявление нарушений личностного развития детей с НОДА | - | 2 | 3 | 5 | |
IV.3 | Специфика становления межличностных отношений детей с НОДА | 2 | - | 2 | 3 | 7 |
V | Раздел V . Психологические основы организации коррекционной работы с детьми с НОДА | 2 | - | 4 | 8 | 14 |
V.1 | Особенности психологического изучения детей с НОДА | 2 | - | 3 | 5 | |
V.2 | Современные тенденции коррекционной работы с детьми с НОДА | - | - | 4 | 5 | 9 |
ИТОГО: | 18 | - | 18 | 45 | 81 | |
Контроль | 27 | |||||
ВСЕГО: | 108 |
Зао чная форма обучения
№ п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | ||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | Всего | ||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I | Раздел I . Клинические особенности детского церебрального паралича | 2 | - | 2 | 7 | 11 |
I.1 | Этиология, патогенез и клиника детского церебрального паралича. Ранняя диагностика и прогноз НОДА | - | - | 6 | 6 | |
I.2 | Клинические формы ДЦП | 2 | - | 2 | 6 | 10 |
II | Раздел II . Психологические особенности детей с церебральным параличом | 2 | - | 2 | 9 | 13 |
II.1 | Характеристика нарушений двигательных и сенсорных функций у детей с НОДА | - | - | 6 | 6 | |
II.2 | Характеристика нарушений зрительно-моторной координации, пространственного анализа и синтеза, предметно-практической деятельности | - | - | 2 | 6 | 8 |
II.3 | Психологические особенности детей при разных формах детского церебрального паралича | 2 | - | 6 | 8 | |
III | Раздел III . Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста с ДЦП | 2 | - | 2 | 12 | 16 |
III. 1 | Особенности детей с ЦП раннего возраста | 2 | - | 6 | 8 | |
III. 2 | Проявление нарушений умственного развития у детей с ЦП | - | - | 6 | 6 | |
III. 3 | Проявление нарушений речевых функций у детей с церебральным параличом | - | - | 6 | 6 | |
III. 4 | Особенности разных видов деятельности дошкольников с ДЦП | - | - | 2 | 6 | 8 |
IV | Раздел IV . Особенности развития эмоционально – волевой и личностной сферы детей с НОДА | - | - | 2 | 9 | 11 |
IV.1 | Характеристика эмоционально – волевой сферы детей с НОДА | - | - | 6 | 6 | |
IV.2 | Проявление нарушений личностного развития детей с НОДА | - | - | 1 | 6 | 7 |
IV.3 | Специфика становления межличностных отношений детей с НОДА | - | - | 1 | 5 | 6 |
V | Раздел V . Психологические основы организации коррекционной работы с детьми с НОДА | - | - | 2 | 8 | 10 |
V.1 | Особенности психологического изучения детей с НОДА | - | - | 6 | 6 | |
V.2 | Современные тенденции коррекционной работы с детьми с НОДА | - | - | 2 | 6 | 8 |
ИТОГО: | 6 | - | 10 | 83 | 99 | |
Контроль | 9 | |||||
ВСЕГО: | 108 |
2.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Раздел I. Клинические особенности детского церебрального паралича (30 часов) | ||
Требования к результатам освоения раздела: ПК-3: З.1; У.1; В.1
Содержание раздела
Лекция 1
Кол-во часов: 2
План:
Литература: [1, 2, 3, 4, 5, 9].
Информационное сопровождение:
1. Мультимедийная презентация «Основные этиологические факторы в разные возрастные этапы возникновения ДЦП»
Лекция 2
Кол-во часов: 2
План:
1. Теоретические основы выделения классификаций детского церебрального паралича.
2. Двойная гемиплегия. Проявление. Характеристика.
3. Спастическая диплегия. Проявление. Характеристика.
4. Гемипаретическая форма. Проявление. Характеристика.
5. Гиперкинетическая форма. Проявление. Характеристика.
6. Атонически – астатическая форма. Проявление. Характеристика.
7. Смешанная форма. Проявление. Характеристика.
Литература: [1, 2, 3, 4, 5, 9].
Информационное сопровождение:
1. Мультимедийная презентация «Клинические формы ДЦП»
Форма ДЦП | Локализация поражения | Проявление двигательных нарушений | Прогноз течения заболевания |
Самостоятельная работа
Инвариантная часть
Баллов
2. Контрольная работа по разделу
10 баллов
Паспорт оценочных средств по разделу
Наименование оценочного средства
- Участие в пресс – конференции «Клинические формы ДЦП».
- Мультимедийная презентация: «Классификация ДЦП»
- Контрольная работа
- Участие в пресс – конференции «Клинические формы ДЦП».
- Таблица: «Проявление двигательных нарушений при разных формах детского церебрального паралича».
- Контрольная работа
- Участие в пресс – конференции «Клинические формы ДЦП».
- Схема «Связь поражений структур головного мозга с проявлением детского церебрального паралича»
- Контрольная работа
Раздел II. Психологические особенности детей с церебральным параличом (30 часов) | |||||||||||||||||||||
Требования к результатам освоения раздела: ПК-3: З.1. ПК-8: З.5; У.4; В.3 | |||||||||||||||||||||
Содержание раздела План лекций | План семинарских занятий | ||||||||||||||||||||
Лекция 3 Кол-во часов: 2 План: 1. ДЦП как сложное психомоторное нарушение. 2. Основные проявления психоорганических синдромов. 3. Характеристика нарушения двигательных функций. 4. Проявление нарушений сенсорных функций. Литература: [1, 2, 3, 4, 5, 9]. Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Характеристика нарушений двигательных и сенсорных функций у лиц с ДЦП». 2. Видеофильм «Проявление нарушений двигательной активности у детей с ДЦП и пути их преодоления». | |||||||||||||||||||||
Практическое занятие 2 Тема II .2 Характеристика нарушений зрительно-моторной координации, пространственного анализа и синтеза, предметно-практической деятельности Кол-во часов: 2 Форма проведения: дискуссия. 1. Характеристика нарушений зрительно-моторной координации. 2. Проявление нарушений пространственного анализа и синтеза. 3. Проявление нарушений предметно-практической деятельности. Литература: [1, 2, 3, 4, 5, 9]. Информационное сопровождение: 1. Мультимедийные презентации по теме практического занятия «Характеристика нарушений зрительно-моторной координации, пространственного анализа и синтеза, предметно-практической деятельности». 2. Представление терминологического словаря по разделу. | |||||||||||||||||||||
Лекция 4 Тема II .3 Психологические особенности детей при разных формах детского церебрального паралича Кол-во часов: 2 План: 1. Психологические особенности детей с двойной гемиплегией. 2. Психологические особенности детей со спастической диплегией. 3. Психологические особенности детей с гемипаретической формой ДЦП. 4. Психологические особенности детей с гиперкинтеческой формой ДЦП. 5. Психологические особенности детей с атонически - астатической форме ДЦП. Литература: [1, 2, 3, 4, 5, 9]. Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Психологические особенности детей при разных формах детского церебрального паралича».
| |||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа | |||||||||||||||||||||
Инвариантная часть | Вариативная часть | ||||||||||||||||||||
Баллов
2. Контрольная работа по разделу 10 баллов | 1. Обзор материалов сайтов по проблеме «Психологические особенности детей с церебральным параличом» - 5. 2. Электронный пакет методических материалов на тему «Психологические особенности детей с церебральным параличом» -5. 3. Анализ материалов в периодических изданиях по теме «Психологические особенности детей с церебральным параличом» - 5 4. Подготовка методических материалов для работы с родителями и специалистами дошкольного образовательного учреждения по теме «Психологические особенности детей с церебральным параличом» -5 5. Представление компьютерной презентации лекций на тему «Психологические особенности детей с церебральным параличом» - 5. 6. Анализ материалов в периодических изданиях по теме « Психологические особенности детей с церебральным параличом» - 3. 7. Представление терминологического словаря по разделу – 5. | ||||||||||||||||||||
Требования к результатам освоения раздела: ПК-3: З.2; У.1 ПК-5: З. 3; З.4; У.2; У.3; В.2 | |||||||||||||||||||||
Содержание раздела План лекций | План семинарских занятий | ||||||||||||||||||||
Лекция 5 Кол-во часов: 2 План: 1. Характеристика неврологических нарушений в раннем возрасте. 2. Своеобразие раннего развития ребенка с церебральным параличом. 3. Специфика развития рефлексов. 4. Сравнительная характеристика психомоторного развития ребенка первого года жизни при нормальном и нарушенном развитии. Литература: [1, 2, 3, 4, 5, 9] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Сравнительная характеристика психомоторного развития ребенка первого года жизни при нормальном и нарушенном развитии».
| |||||||||||||||||||||
Практическое занятие 3
Тема III .2. Проявление нарушений умственного развития у детей с ЦП
Кол-во часов: 2
Форма проведения: деловая игра «Передача знаний».
Изучаемые вопросы:
1. Особенности познавательной деятельности детей с ЦП.
2. Состояние интеллектуального развития детей с ЦП.
3. Особенности мыслительной деятельности детей с ЦП.
4. Состояние представлений об окружающем мире у детей с ЦП.
Литература: [1, 2, 3, 4, 5, 9]
Информационное сопровождение:
1. Мультимедийные презентации, подготовленные бакалаврами на тему «Проявление нарушений умственного развития у детей с ЦП».
| |||||||||||||||||||||
Лекция 6 Кол-во часов: 2 План: 1. Механизмы речевых расстройств при ДЦП. 2. Проявление клинической и патогенетической общности речевых и двигательных расстройств при ДЦП. 3. Речевые расстройства 4. Дизартрия при спастической форме ДЦП 5. Дизартрия при гиперкинетической форме ДЦП 6. Дизартрия при других формах ДЦП 7. Алалии при ДЦП 8. Нарушения письменной речи Литература: [1, 2, 3, 4, 5, 9] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Проявление нарушений речевых функций у детей с церебральным параличом».
| Практическое занятие 4 Тема III . 3. Проявление нарушений речевых функций у детей с церебральным параличом Кол-во часов: 2 Форма проведения: деловая игра «Передача знаний». Изучаемые вопросы: 1. Речевые нарушения у детей с церебральным параличом в раннем возрасте. 2. Нарушение формирования артикуляции и орально-моторных рефлексов 3. Состояние фонетического компонента речи при ДЦП. 4. Особенности фонематического восприятия при ДЦП. 5. Состояние лексико – грамматического компонента речи. 6. Специфика проявления речевых расстройств при разных формах ДЦП 7. Соотношение речевых возможностей и реального уровня общения дошкольников с ДЦП. Литература: [1, 2, 3, 4, 5, 9] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийные презентации, подготовленные бакалаврами на тему «Проявление нарушений речевых функций у детей с церебральным параличом». 2. Составить компьютерную презентацию на тему «Влияние локализации и тяжести поражения головного мозга на состояние речи дошкольников с ДЦП». Необходимо показать зоны локализации поражения и специфику проявления речевых нарушений у дошкольников с детским церебральным параличом. 3. Терминологический словарь по теме. | ||||||||||||||||||||
| Практическое занятие 5
Тема III . 3 Особенности разных видов деятельности дошкольников с ДЦП
Кол-во часов: 2
Форма проведения: дискуссия.
Изучаемые вопросы:
| ||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа | |||||||||||||||||||||
Инвариантная часть | Вариативная часть | ||||||||||||||||||||
Баллов 2. Контрольная работа по разделу Баллов
| 1. Обзор материалов сайтов по проблеме «Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста с ДЦП» - 5. 2. Электронный пакет методических материалов на тему «Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста с ДЦП» -5. 3. Анализ материалов в периодических изданиях по теме «Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста с ДЦП» - 3 4. Подготовка методических материалов для работы с родителями и специалистами дошкольного образовательного учреждения по теме «Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста с ДЦП» -5 5. Представление компьютерной презентации лекций на тему «Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста с ДЦП» - 5. 6. Анализ материалов в периодических 7. Представление терминологического словаря по разделу – 5. | ||||||||||||||||||||
Требования к результатам освоения раздела: ПК-3: З.2; У.1 ПК-5: З. 3; З.4; У.2; У.3; В.2 | |||||||||||||||||||||
Содержание раздела План лекций | План семинарских занятий | ||||||||||||||||||||
Лекция 7 Кол-во часов: 2 План: 1. Характеристика эмоционального развития детей с ДЦП. 2. Специфика проявления волевых качеств детей с ДЦП. 3. Проявление высших чувств у детей с ДЦП. 4. Специфика проявления страхов и тревожности у детей с ДЦП. Литература: [1, 2, 3, 4, 5, 9]. Информационное сопровождение:
| |||||||||||||||||||||
| Практическое занятие 6 Тема IV .2 Проявление нарушений личностного развития детей с НОДА Кол-во часов:2 Форма проведения: дискуссия. Изучаемые вопросы: 1. Роль психогенных факторов и резидуально – органических нервно – психических расстройств в формировании личностных установок у детей с ЦП. 2. Нарушение формирования образа «Я». 3. Отличительные признаки личностных особенностей, указывающих в разные возрастные периоды на возможность искажения социального облика детей с ЦП. Литература: [1, 2, 3, 4, 5, 9]. Информационное сопровождение: - Мультимедийные презентации, подготовленные бакалаврами на тему «Проявление нарушений личностного развития детей с НОДА» . - Составить комплект диагностических методик для изучения особенностей нарушений личностного развития детей с ДЦП - Терминологический словарь по теме. | ||||||||||||||||||||
Лекция 8 Кол-во часов: 2 План: 1. Особенности межличностных процессов в группе детей с ДЦП. 2. Проявление нарушения коммуникативных функций дошкольников с ДЦП. 3. Роль психокоррекционной работы в преодолении нарушений межличностного взаимодействия. Литература: [1, 2, 3, 4, 5, 9]. Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Специфика становления межличностных отношений дошкольников с ЦП». 2. Видеофильм «Про любовь».
| Практическое занятие 7
Тема IV .3 Специфика становления межличностных отношений детей с НОДА
Кол-во часов: 2
Форма проведения: дискуссия.
| ||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа | |||||||||||||||||||||
Инвариантная часть | Вариативная часть | ||||||||||||||||||||
Баллов 2. Контрольная работа по разделу Баллов
| 1. Обзор материалов сайтов по проблеме «Особенности развития эмоционально – волевой и личностной сферы детей с НОДА» - 5. 2. Электронный пакет методических материалов на тему «Особенности развития эмоционально – волевой и личностной сферы детей с НОДА» -5. 3. Анализ материалов в периодических изданиях по теме «Особенности развития эмоционально – волевой и личностной сферы детей с НОДА» - 5 4. Представление компьютерной презентации лекций на тему «Особенности развития эмоционально – волевой и личностной сферы детей с НОДА» - 5. 5. Анализ материалов в периодических изданиях по теме «Особенности развития эмоционально – волевой и личностной сферы детей с НОДА» - 3. | ||||||||||||||||||||
Требования к результатам освоения раздела: ПК-3: З. 2; У.1. ПК-8: З.5; У.5; В.3 | |||||||||||||||||||||
Содержание раздела Самостоятельная работа | |||||||||||||||||||||
Инвариантная часть | Вариативная часть | ||||||||||||||||||||
Тема V .1 Особенности психологического изучения детей с НОДА
1. Составить таблицу «Специфика диагностики психического развития ребенка с ДЦП».
Литература: [1, 2, 3, 4, 5, 9]. Баллов Тема V .2 Коррекционная работа с детьми в условиях инклюзивного образования. Подготовка к контрольной работе 2. Контрольная работа по разделу Баллов
| 1. Составление методических рекомендаций специалистам на тему «Коррекционная работа с детьми в условиях инклюзивного образования» - 5. 2. Электронный пакет методических материалов на тему «Психологические основы организации коррекционной работы с детьми с НОДА» -5. 3. Представление компьютерной презентации лекций на тему «Психологические основы организации коррекционной работы с детьми с НОДА» - 5. 4. Анализ материалов в периодических изданиях по теме «Психологические основы организации коррекционной работы с детьми с НОДА» - 3. | ||||||||||||||||||||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИН Ы Список литературы Основная литература 1. Васильева, В.С. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в условиях инклюзивного образования [Текст]: учеб. пособие /В.С. Васильева, В.Н. Рязанова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. – 138 с. 2. Московкина А.Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье [Электронный ресурс]: учебное пособие – Электрон. текстовые данные. – М.: Прометей, 2015. – 252с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58225.html. - ЭБС «IPRbooks». 3. Ридецкая О.Г. Специальная психология [Электронный ресурс]: Электрон. текстовые данные. – М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 35с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10839.html. - ЭБС «IPRbooks». 4. Специальная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/Е.С. Слепович и др. – Электрон.текстовые данные. – Минск: высшая школа, 2012. – 511с. – режим доступа: http://www.iprbookshop.ru|20280 5. Спатаева М.Х. Специальная психология. Часть 1. Психология познавательных процессов в условиях психического дизонтогенеза [Электронный ресурс]: учебное пособие – Электрон. текстовые данные. – Омск.: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2013. – 188с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24941.html. - ЭБС «IPRbooks».
Дополнительная литература 6. Зеленина Н.Ю. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогическая диагностика развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения [Электронный ресурс]: практикум по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья. - Электрон. текстовые данные. – Пермь.: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2014. – 60с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32086 html. - ЭБС «IPRbooks». 7. Зельдин Л.М. Развитие движения при различных формах ДЦП [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые данные. – М.: Теревинф, 2015. – 136с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46106.html. - ЭБС «IPRbooks». 8. Михаленкова И.А. Психологическая коррекция и консультирование [Электронный ресурс]: методические рекомендации по практике для студентов по специальности 031900 «Специальная психология» – Электрон. текстовые данные. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2006 – 48с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29991.html. - ЭБС «IPRbooks». 9. Нэнси Р. Финни Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие [Электронный ресурс]: Электрон. текстовые данные. – М.: Теревинф, 2015. – 334с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46109.html. - ЭБС «IPRbooks». 10. Особый ребенок: Исследования и опыт помощи. Выпуск 2 [Электронный ресурс]: научно-практический сборник. - Электрон. текстовые данные. – М.: Теревинф, 2015. – 122с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46096.html. - ЭБС «IPRbooks». 11. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник для вузов/ред.И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. – 7-изд., стер.-Москва: Академия, 2013. – 335с. 12. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2004. – 368с. 13. Федосеева Е.С. Психолого-педагогические основы речевой деятельности детей (в норме и патологии) [Электронный ресурс]: учебное пособие. - Электрон. текстовые данные. – Саратов: Ай Пи Ар Букс, 2015. – 176с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/33865.html. - ЭБС «IPRbooks». 14. Цикото Г.В. Проблемные дети. Развитие и коррекция в предметно-практической деятельности [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые данные. – М.: Парадигма, 2014. – 193с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21235.html. - ЭБС «IPRbooks». 3.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины 1. http://www.iprbookshop.ru/ - электронная библиотечная система «IPRbooks» 2. http://elib.cspu.ru/xmlui; - Электронная библиотечная система ЮУрГГПУ (ЭБС ЮУрГГПУ) ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПК-3 Готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ | |||||||||||||||||||||
Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции | Оценочные средства контроля формирования компетенций | ||||||||||||||||||||
Знать: З.1 – структуру нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей детей с НОДА З.2 – общие и специфические закономерности развития детей с НОДА на разных возрастных этапах Уметь: анализировать структуру дефекта у детей с НОДА Владеть: В.1 – навыками анализа психофизического развития ребенка с НОДА на основе выделения условий, источников и движущих сил психического развития, с учетом актуального состояния и потенциальных возможностей | Текущий контроль: Проверка выполнения аналитических заданий (таблиц, схем, моделей), презентаций, конспектов; словаря терминов; групповое собеседование по темам самостоятельной работы, устный опрос на практических занятиях, индивидуальное собеседование, контрольные работы по 1, 2, 3, 4, 5 разделам. Промежуточная аттестация: экзамен | ||||||||||||||||||||
ПК-5 Способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития | |||||||||||||||||||||
Знать: З.3 – современные подходы к организации и проведению психолого-педагогического изучения детей с НОДА; З.4 – специфику использования методов психологической диагностики при проведении психолого-педагогического обследования детей с НОДА Уметь: У.2 – проводить психолого-педагогическое обследование детей с НОДА; У.3 – анализировать результаты комплексного медико-психолого-педагогического обследования детей с НОДА на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития Владеть: В.2 – приемами адаптации диагностических методик с учетом структуры нарушений у детей с ДЦП | Текущий контроль: Проверка выполнения аналитических заданий (таблиц, схем, моделей), конспектов, словаря терминов; групповое собеседование по темам самостоятельной работы, устный опрос на практических занятиях, индивидуальное собеседование, контрольные работы по 3, 4, разделам. Промежуточная аттестация: экзамен | ||||||||||||||||||||
ПК – 8 Шкалы оценивания | |||||||||||||||||||||
Порядка | Наименования | Отношения | Интервалов | ||||||||||||||||||
Знать | I II III | распознание запоминание понимание |
I : II : III : IV : V 1:3:5:7:9 |
I : II : III : IV : V 1:3:5:7:9 4:12: 20 : 28:36 | |||||||||||||||||
Уметь | IV | применение | |||||||||||||||||||
Владеть | V | владение |
Требования к отбору заданий для промежуточной аттестации:
1. Первая группа заданий (теоретического содержания) на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания.
2. Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний.
3. Третья группа заданий на умение применять знания в нестандартной ситуации.
4.5 Способы проверки и оценки заданий промежуточной аттестации и сформированности компетенции:
1. Определение коэффициента успешности (КУI, КУII, КУIII) выполнения заданий на основе метода поэлементного и пооперационного анализа
Кy=n/m;
Кy – коэффициент успешности; n – количество выполненных операции (заданий) студентом;
m – общее количество операций (заданий), которые должен выполнить студент.
2. Определение коэффициента сформированности компетенции (ККОМ) по результатам выполнения разноуровневых заданий (промежуточная аттестация)
Успешность выполнения разноуровневых заданий с учетом весовых коэффициентов позволяет рассчитать коэффициент сформированности компетенции
ККОМ=0,04*КУI+ 0,12*КУII + 0,20*КУIII + 0,28*КУIV + 0,36*КУV
Если в промежуточный контроль включено четыре разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:
ККОМ=0,16*КУI+ 0,20*КУII + 0,28*КУIII + 0,36*КУIV
Если в промежуточный контроль включено три разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:
ККОМ=0,36*КУI+ 0.28*КУII + 0.36*КУIII
Используя шкалу В.П. Беспалько, можно сделать вывод, что студент у которого коэффициент сформированности компетенций составляет 0,7-0,5 готов и способен осуществлять её в своей профессиональной деятельности в частности на педагогической практике
Первый этап
Студент получает положительную оценку если коэффициент сформированности компетенции больше или равен значению 0,5.
Типовые задания для проведения промежуточной формы контроля (первый этап).
1.Первая группа заданий (теоретического содержания) на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания.
2. Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний.
3. Третья группа заданий на умение применять знания в нестандартной ситуации.
Компетенции | Конкретизированные цели освоения дисциплины (ЗУВ), вынесенные на промежуточную аттестацию | Вопросы или задания для проверки освоения конкретизированной цели обучения | Коэффициент успешности | Коэффициент сформиро-ванности компетенции |
ПК-3 Готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ | Знать | Кy1=n/5;
| Уком=(0,36* К y 1)+(0,28* К y 2)+(0,36* К y 3) | |
З.1 – структуру нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей детей с НОДА З.2 – общие и специфические закономерности развития детей с НОДА на разных возрастных этапах | 1. Перечислите формы детского церебрального паралича. 2. Раскройте понятие «детский церебральный паралич» как сложное психомоторное нарушение. 3. Раскройте особенности форм проявления психической активности у детей с ЦП. 4. Перечислите основные подходы к определению значения семейного воспитания в формировании личности ребенка с церебральным параличом. 5. Верно ли высказывание: Использование принципа комплексного подхода необходимо и важно в процессе коррекционной работы с детьми с ЦП: да; нет. | |||
Уметь | Кy2=n/6;
| |||
У.1 – анализировать структуру дефекта у детей с НОДА | 6. Раскройте систему дошкольного воспитания дошкольников с ДЦП (max - 3 балла) 7. Перечислите условия реализации индивидуального подхода в работе с дошкольниками с детским церебральным параличом. (max - 3 балла). | |||
Владеть | Кy3=n/3.
| |||
В.1 – навыками анализа психофизического развития ребенка с НОДА на основе выделения условий, источников и движущих сил психического развития, с учетом актуального состояния и потенциальных возможностей | 8. Раскройте сущность реализации личностного – ориентированного подхода при разработке индивидуального образовательного маршрута для ребенка с детским церебральным параличом. (max - 3 балла). |
Второй этап - экзамен.
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Этиология, патогенез, формы ДЦП.
2. Характеристика клинических проявлений ДЦП.
3. ДЦП как сложное психомоторное нарушение
4. Структура двигательного дефекта при ДЦП.
5. Значение биологических и социальных факторов для развития психических процессов ребенка с церебральным параличом.
6. Понятие «диссоциации» в психическом развитии ребенка с церебральным параличом.
7. Психолого-педагогическое изучение детей с церебральным параличом (цели, условия организации).
8. Содержание психолого-педагогического изучения (оценка двигательных нарушений, изучение сенсорного развития, оценка эмоционально-волевой сферы, изучение способов ориентировочно-исследовательской деятельности, оценка умственного развития, изучение речевой деятельности).
9. Психолого-педагогическая оценка движения.
10. Проявления психической активности детей с церебральным параличом при тяжелой патологии движения, речи. Пути их выявления.
11. Особенности раннего развития ребенка с церебральным параличом.
12. Четыре уровня доречевого развития детей с церебральным параличом (по Е.Ф.Архиповой).
13. Особенности познавательной деятельности детей с церебральным параличом.
14. Усвоение сенсорных эталонов в разных видах деятельности дошкольников с ДЦП.
15. Состояние интеллектуального развития при ДЦП.
16. Клиническая характеристика ЗПР при ДЦП
17. Клиническая характеристика олигофрении при ДЦП.
18. Значение представлений об окружающей действительности в умственном развитии ребенка дошкольного возраста.
21. Роль психогенных факторов и резидуально-органических нервно-психических расстройств в развитии поведенческих реакций и формировании личностных установок ребенка с церебральным параличом.
22. Особенности межличностных процессов в группе детей с церебральным параличом.
23. Особенности коммуникативной деятельности при ДЦП.
24. Механизмы речевых нарушений при ДЦП.
25. Общий обзор речевых нарушений при ДЦП.
27. Особенности развития лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с церебральным параличом.
28. Особенности игровых действий детей на разных этапах овладения игрой.
29. Зависимость состояния игровой деятельности детей с церебральным параличом от двигательного, речевого и интеллектуального развития.
31. Значение изобразительной деятельности для психического развития ребенка с церебральным параличом.
32. Особенности изобразительной деятельности и конструирования при ДЦП.
38. Состояние психологической готовности к обучению в школе детей с церебральным параличом.
39. Взаимосвязь общеразвивающих и коррекционных задач в ходе воспитания и обучения детей с церебральным параличом.
40. Актуальные вопросы реабилитации дошкольников с детским церебральным параличом
4.7 Примерные критерии оценивания знаний студентов на экзамене
5 «отлично» | -дается комплексная оценка предложенной ситуации; -демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; - последовательное, правильное выполнение всех заданий; -умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы. |
4 «хорошо» | -дается комплексная оценка предложенной ситуации; -демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; - последовательное, правильное выполнение всех заданий; -возможны единичные ошибки, исправляемые самим студентом после замечания преподавателя; -умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы. |
3 «удовлетворительно» | -затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; -неполное теоретическое обоснование, требующее наводящих вопросов преподавателя; -выполнение заданий при подсказке преподавателя; - затруднения в формулировке выводов. |
2 «неудовлетворительно» | - неправильная оценка предложенной ситуации; -отсутствие теоретического обоснования выполнения заданий. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Методические указания к организации деятельности студентов
Вид учебных занятий | Организация деятельности студента |
Лекция | Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание следующим понятиям (Апраксии, атонически – астатическая форма, аффективная сфера, гидроцефальный синдром, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма, гипертензионный синдром детский церебральный паралич, двойная гемиплегия, дизартрия, зрительно – моторная координация, кинетическое восприятие, кинестетическое восприятие, ограничение жизнедеятельности, орально-моторные рефлексы, патологические двигательные стереотипы, поздний резидуальный период, промежуточный резидуальнай период, пространственный анализ и синтез, ранний резидуальный период, реабилитационная компетентность, реабилитация, судорожный синдром, физическая готовность и др.). Просмотр видеофильмов. |
Практические занятия | Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам структуре и содержанию дисциплины. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстом. Создание мультимедийных презентаций, решение задач по алгоритму и др. Просмотр видеофильмов. |
Контрольная работа/индивидуальные задания | Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. Создание мультимедийных презентаций, и др. |
Подготовка к экзамену | При подготовке к экзамену необходимо ориентироваться на конспекты лекций, материалы самостоятельной работы и практических занятий, рекомендуемую литературу и др. |
Вид поощрения
Изменение коэффициента ку
Решение контрольных заданий повышенной сложности
+0,2
Сдача контрольных заданий до начала изучения соответствующей темы
+0,2
Использование дополнительного материала, выходящего за рамки курса, при выполнении контрольного задания
+0,1-0,3
Развернутое оппонирование по теоретическим сообщениям
+0,1-0,3
Дополнения к ответам
+0,05-0,1
Участие в вузовской научной конференции по тематике дисциплины
+0,5
Публикация статьи по тематике дисциплины
+0,5
Участие в волонтерской деятельности
+1
№
Вид наказания
Изменение коэффициента ку
1
Сдача контрольных заданий в течение 12 учебных дней после окончания срока сдачи
-0,5
2
Сдача контрольных заданий с задержкой более 12 учебных дней от установленного срока
-0,8
5.4. Весовые значения (баллы) по каждой форме отчетности студентов.
№ п/п | Формы контроля | max |
1 | Выступление с докладом на семинарском занятии | 5 |
2 | Участие в пресс - конференции | 5 |
3 | Участие в дискуссии | 5 |
4 | Участие в деловой игре | 5 |
5 | Участие в психологический практикуме | 5 |
6 | Заполнение таблицы по теме | 3-7 |
7 | Представление терминологического словаря по теме | 5 |
8 | Составление методических материалов для родителей | 5 |
9 | Составление методических материалов для педагогов | 5 |
10 | Анализ материалов в периодических изданиях по теме | 3 |
12 | Обзор материалов сайтов по проблеме | 5 |
13 | Электронный пакет методических материалов на тему | 5 |
14 | Представление компьютерной презентации лекций на тему | 5 |
15 | Контрольная работа по разделу | 10 |
ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1. Технология активного (контекстного) обучения
2. Технология деловой игры
3. Технологии семинарских учебных занятий
4. Технологии игр, имитирующих профессиональную среду и профессиональные решения.
5. Объяснительно-иллюстративные технологии
6. Информационные технологии
7. Организация взаимодействия с обучающимися посредством электронной почты.
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
« ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ
Дата: 2019-03-05, просмотров: 619.