Представим вариант алгоритма оценки, который позволял бы анализировать СЗХ, на которые организация планирует выйти с целью определения возможности достижения конкурентного преимущества.
Сформулируем основные положения, лежащие в основе разработки:
1. Анализ СЗХ должен производиться по трем направлениям, чтобы выполнить все критерии формулы (1.4) - ЕА, ICA и ЕСА
2. Для оценки конкурентного преимущества в матрице должны использоваться показатели, описывающие всю цепочку ценностей предприятия и входящие в управленческий треугольник стратегического контроллинга.
3. Должна быть обеспечена стыковка цепочки ценности предприятия с так называемой глобальной рыночной цепочкой ценностей, то есть цепочками ценностей поставщиков, каналов распределения и потребителей.
4. Для анализа внешней среды должны использоваться показатели, описывающие все семь сил (детерминант) конкуренции (рис.1. 2).
5. По возможности в матрице должны быть использованы индикаторы, которые могут быть либо оценены объективно, либо они должны быть легко интерпретированы экспертами внутри предприятия. Показатели должны быть укрупненными, то есть позволять видеть картину в целом, но с помощью факторного анализа должны демонстрировать всю исследуемую цепочку ценностей и отражающий их бизнес - процесс. Набор показателей должен быть ограничен и они не должны парно коррелировать между собой.
6. Результаты анализа по матрице должны, по возможности, позволять принимать однозначные решения по выбору базовой стратегии.
В данной работе предложен необходимый набор объективных и субъективных ключевых индикаторов для оценки рыночного портфеля. Определение окончательного количества конкретных показателей - это очень тонкий процесс, специфичный для каждой отдельной фирмы, и он осуществляется с учетом особенностей ее функционирования.
В любом случае выбор показателей требует соблюдения следующих условий:
1. Уровень каждого из преимуществ фирмы при оценке ее конкурентоспособности задается не абстрактно по отношению к «оптимальному» значению, а по сравнению с самым опасным конкурентом.
2. Если некоторые показатели кажутся более важными, чем другие, можно ввести весовые коэффициенты, которые должны быть одинаковыми для всех сопоставляемых СЗХ.
3. Желательно, чтобы оценки отражали те столько текущий, сколько ожидаемый уровень параметров
4. По результатам анализа должна быть выведена итоговая оценка, характеризующая общую привлекательность рынка товара и конкурентную позицию фирмы на этом рынке.
Оценка привлекательности среды
Привлекательность каждой СЗХ будет оцениваться относительно семи сил, формирующих единое целое - конкуренцию в СЗХ. К показателям, формирующим привлекательность той или иной СЗХ из рыночного портфеля, на наш взгляд, относятся:
3. Параметры рынка:
Привлекательность рынка для коммерческой организации будет определяться двумя макроэкономическими показателями: динамическим показателем роста рынка (или функцией спроса от времени) и статическим показателем масштабом рыночных возможностей. Рассмотрим каждый из этих показателей в отдельности.
Динамический показатель роста рынка. Он позволяет определить, на какой стадии жизненного цикла находится товар или услуга — выведение, рост, турбулентность, зрелость или упадок. Отдел маркетинга предоставляет информацию о росте рынка, полученную либо на основе собственных исследований, либо по кооперации со специализированной фирмой. Динамика роста рынка, описываемая показателем, определяющим направление (вектор) роста и скорость роста в плановом периоде по сравнению с базовым, определяется по формуле:
|
где:
Dt , Fd ( t )- величина спроса или значение функции спроса в момент времени t;
Dt -1 , Fd ( t -1) – величина спроса или значение функции спроса в момент времени t-1;
GRT а v – средний темп прироста рынка за период планирования (t-1, t).
Из формулы видно, что темп прироста может быть описан как частная производная функции спроса от времени, так как спрос может выражаться уравнением, зависящим от многих макроэкономических показателей, например месячного индекса промышленного производства, месячной учетной ставки процента, индекса цен и времени и других показателей. Зная уравнение спроса, организация может легко строить различные сценарии его развития в зависимости от времени и других составляющих. Обычно, на предприятии выбирают несколько СЗХ для рыночного портфеля. Каждая СЗХ характеризуется своей собственной средней величиной прироста рынка GRTav за период планирования. Эта величина выгодна тем, что она позволяет исключить сезонные колебания. Среднее ожидаемое значение прироста спроса может быть вычислено по следующей формуле:
(2.2)
Согласно теории ограниченной рациональности, невозможно исследовать все возможные варианты СЗХ во внешнем окружении. В связи с этим, сделаем следующие предположения:
1. Прирост спроса на СЗХ должен сравниваться с «ожидаемым ростом» - средним приростом спроса на СЗХ в отрасли или у конкурентов или тем темпом роста, которое предприятие считает желательным для себя — GRTe
2. В случае, если ожидаемый прирост СЗХ выше, чём ожидаемый, то он должен сравниваться с максимальным приростом спроса из множества всех СЗХ, доступных предприятию на момент выбора.
3. Если средний прирост спроса отрицательный, то это означает — существует большая вероятность, что данная СЗХ находится в состоянии «зрелость-спад» и инвестировать средства в эту СЗХ не имеет смысла.
Для анализа показателя привлекательности СЗХ по темпу прироста в момент времени t построим следующий показатель:
(2.3)
где:
IGRT , I - коэффициент привлекательности I – ой СЗХ по темпам прироста;
n – количество СЗХ, анализируемых на возможность включения в стратегический набор.
Показатель Igrt будет лежать в интервале [0,1]. Он будет равен единице для СЗХ с наибольшим приростом и равен 0 для СЗХ с отрицательным приростом. Величину прироста спроса можно исследовать как в натуральных единицах (например, ед./год), или в денежных единицах. Для глубоко диверсифицированных компаний предпочтительнее использовать денежные единицы (например, долл./год). При этом, также как в матрице БКГ, прирост спроса необходимо рассчитывать в постоянных ценах по отношению к ВВП.
Статический показатель – позволяет определить ценность той или иной СЗХ для предприятия на данный момент времени. Оценивать эту ценность будем с помощью показателя — масштаб рыночных возможностей SMP , рассчитываемого следующим образом:
где:
АРе – абсолютный потенциал спроса – то есть максимальный уровень спроса в предположении, что потенциальные потребители эффективно потребляют товар в приемлемом объеме (при каждом использовании) при заданных макроэкономических и институциональных условиях е (уровне инфляции, налоговой системе, ставке рефинансирования и т.д.);
СРе – текущий потенциал рынка в начале периода планирования — максимальный уровень спроса на момент измерения при условии бесконечного (или максимального) маркетингового давления на рынок при тех же условиях.
Эти два показателя зависят только от состояния внешней среды. Абсолютный потенциал рынка следует понимать как предел фазы «турбулентность – зрелость» выше которого спрос расти не будет. Масштаб рыночных возможностей имеет важную индикативную ценность. Он позволяет оценить экономические возможности предприятия, которые могут возникнуть при обслуживании данной СЗХ.
Рассмотрим, как действует этот показатель с точки зрения жизненного цикла СЗХ (рис. 2.3).
Рис. 2.3 Масштаб рыночных возможностей фирмы на СЗХ.
Показатель SMP лежит в интервале [0,1]. Он стремится к единице в том случае, когда значение показателей, характеризующих абсолютный потенциал, которым располагает СЗХ, превышают значения показателей, характеризующих текущее состояние СЗХ, и имеется возможность роста. Индикатор SMP стремится к нулю, когда на этапах «нестабильность – зрелость» показатели текущего потенциала СЗХ приближаются к абсолютному потенциалу СЗХ. При этом существует еще одно правило принятия решений: если СР<АР на этапе «спад», то показатель SMP=0. Отсюда вытекает общее правило принятия решения по этому показателю – СЗХ тем привлекательнее, чем ближе к единице индикатор SMP .
4. Параметры конкуренции на СЗХ.
Силу конкуренции в СЗХ будем описывать следующими индикаторами: статическим – типом конкуренции и динамическим - интенсивностью конкуренции. При оценке типа конкуренции можно пользоваться показателем ( Ih ), отражающим степень концентрации производства в отрасли – выражением, основанным на использовании индекса Херфиндаля (1, с. .39)
, (2.5)
где:
N – число предприятий на СЗХ;
mi – рыночная доля i -того предприятия
Поскольку mi меньше 1, то сам индекс лежит в пределах от 0 до 1. При чистой монополии он будет равен нулю, а при единице мы имеем ситуацию чистой конкуренции. Можно заключить, что при lh>0,5 мы имеем монополистическую конкуренцию, а при lh<0,5 – состояния олигополии. Правилом принятия решения по этому показателю будет следующее: чем ближе lh к единице, тем более привлекательной является рассматриваемая СЗХ.
Динамической составляющей вектора конкурентной борьбы является интенсивность конкуренции, то есть острота конкурентной борьбы в рассматриваемой СЗХ. Для оценки интенсивности конкуренции можно использовать коэффициент вариации рыночных долей конкурентов и среднюю рентабельностью в СЗХ. Индикатор, основанный на вычислении коэффициента вариации рыночных долей, разработан эмпирической школой менеджмента (1, с. 42-45). Из практики бизнеса известно, что существует некоторая критическая пропорция долей двух независимых конкурентов, когда стремление к изменению данной пропорции затухает. Обычно эту пропорцию определяют два к одному и более. И, напротив, отсутствие резкой разницы значений рыночных долей существенно повышает активность предприятий в борьбе за конкурентные преимущества. Наибольшая конкурентная активность наблюдается при равенстве долей. Отсюда, для оценки интенсивности конкуренции, воспользуемся коэффициентом вариации рыночных долей Iv: (1, с. 42)
где:
N – количество предприятий, действующих на рассматриваемой СЗХ.
Поскольку показатель нормирован по средней доле рынка, его значение лежит в интервале (0,1). Отсюда вытекает правило принятия решения по данному показателю: чем ближе Iv к единице, тем меньше острота конкурентной борьбы на данной СЗХ. Приближение значения индикатора Iv к нулю свидетельствует о возможности обострения конкурентной борьбы.
Применение средней рентабельности на СЗХ ® для оценки интенсивности конкуренции основано на теоретических исследованиях динамики рынков. Из микроэкономической теории (1, с. 44) известно, что наименьшая интенсивность конкуренции наблюдается на рынках с рентабельностью около 100%, и наибольшая интенсивность конкуренции наблюдается на убыточных рынках. Кроме того, положительная рентабельность на СЗХ говорит нам о том, что оптимальную прибыль здесь можно достигнуть с меньшими затратами ресурсов и времени, чем на «хронически убыточных» рынках типа «промышленный тупик». Введем показатель «интенсивность конкуренции» Ir , определяемый следующим образом:
В этом случае СЗХ будет наиболее привлекательной при I r=1 и наименее привлекательной при Ir=0. Остальные значения привлекательности будут лежать между этими значениями.
Большинство изменений в динамике конкурентной среды находит отражение в динамике рыночных долей и рентабельности рынка, поэтому полагаем, что этих двух укрупненных показателей достаточными для описания интенсивности конкуренции. Для удобства принятия решений выведем интегрированный показатель параметров конкуренции. Поскольку мы оцениваем один признак – конкуренцию, индивидуальные значения которой представляют собой относительные величины динамики, то для вычисления средней величины нам наиболее подходит средняя геометрическая (29, с. 95)
Интегрированный индикатор лежит в интервале [0,1], правило принятия решения по нему следующее: 1 – на СЗХ полностью отсутствует конкуренция; 0 – интенсивность конкуренции на СЗХ максимальна; (0,1) – промежуточные значения привлекательности.
3. Остальные факторы, определяющие привлекательность СЗХ.
Кроме трех вышеперечисленных факторов, по нашему мнению в наибольшей степени определяющих привлекательность СЗХ, существует целый ряд других факторов, определяющих привлекательность СЗХ и необходимых для успешной работы на ней параметры ЗСР и ГСВ. Большинство из этих показателей невозможно описать количественно или степень их влияния мала. Перечень этих показателей должен определяться предприятием самостоятельно, а их значения оцениваются субъективно на основании мнений экспертов. Основными показателями, которые должны оцениваться экспертами, являются (табл.2.1.):
Таблица 2.1
Дата: 2019-03-05, просмотров: 422.