Наличие у предприятия внутреннего конкурентного преимущества по издержкам является следствием уже вышеупомянутого закона опыта, открытого БКГ и подкрепляющим его эффектом масштаба. Он заключается в возможности снижения издержек по мере накопления опыта производства товара, связанное с тем, что рабочие улучшают свои приемы работы, фирма осваивает и новые и совершенствует имеющиеся производственные процессы. Индикатор наличия внутреннего конкурентного преимущества по опыту можно записать в следующем виде:
, (2.17)
где:
Со - полная себестоимость производства марки товара, выпускаемой предприятием;
Сс - полная себестоимость производства марки товара, выпускаемой приоритетным конкурентом.
Кривая опыта может быть описана следующей формулой:
где:
Ср - плановая полная себестоимость единицы продукции предприятия в плановый период;
Су,ь - базовые единичные условно-переменные затраты;
Qp - плановый суммарный объем производства продукции с начала выпуска;
Qb - базовый суммарный объем производства продукции с начала выпуска; С b . fix - условно-постоянные затраты в базовый период;
е1 - статистический показатель эластичности условно-переменных затрат от накопленного опыта;
е2 - статистический показатель эластичности условно-постоянных затрат от накопленного опыта.
Статистические показатели эластичности могут быть описаны следующим образом:
На практике удобно отслеживать удвоение объема продукции. Тогда формула (2.18) примет следующий вид:
где:
Q -база расчета удвоений;
К - количество удвоений.
Анализ опыта крайне важен. Закон опыта помогает понять, как возникает внутреннее конкурентное преимущество, базирующееся на разнице издержек на единицу продукции у фирм, действующих на одной СЗХ, пользующимися теми же средствами производства и имеющими примерно одинаковую цепочку ценностей.
Данные для расчета показателя А1 поступают в подсистему AICS стратегического контроллинга из служб стратегического общего менеджмента и стратегического финансового менеджмента.
Правило принятия решения по показателю А i 1 следующее: А i 1>1 - предприятие обладает внутренним конкурентным преимуществом по издержкам по сравнению с приоритетным конкурентом; А i 1<1 - конкуренты превосходят фирму в части внутреннего конкурентного преимущества по опыту; А i 1=1 - силы предприятий в области внутреннего конкурентного преимущества по опыту равны
Внутреннее конкурентное преимущество по времени.
Еще одним важнейшим фактором, определяющим внутреннее конкурентное преимущество и одновременно являющийся подконтрольным предприятию, является фактор времени. Ясно, что внутреннего конкурентного преимущества добьется тот, кто не только сможет разработать и успешно реализовать свою новую идею в виде товара или услуги, но и сможет сделать это быстрее, чем конкуренты. Поэтому, на наш взгляд, следует ввести в рассмотрение еще один дополнительный показатель - внутреннее конкурентное преимущество по затраченному времени, записываемый следующим образом:
, (2.21)
где:
To - время доступа к точке глобальной безубыточности на предприятии;
T с - время доступа к точке глобальной безубыточности приоритетного конкурента/
Для удобства контроля с помощью факторного анализа разобьем этот показатель на три важнейших фактора: (41, с. 351 - 381).
1. Время доступа в лабораторию T 1 - длительность фазы «исследования и анализ».
2. Время доступа к продажам Т2 - длительность фазы «разработка-начало продаж».
3. Время доступа к равновесию Т3 - длительность периода возврата инвестиций после начала продаж.
Между показателем T и его компонентами существует очевидная зависимость:
Т = Т1 + Т2 + Т3 (2.22)
В свою очередь, каждая из составляющих может быть разбита на дополнительные элементы, конкретизирующие каждую из трех предложенных стадий. Количество таких составляющих зависит от конкретной фирмы и состояния окружения.
Правило принятия решения по показателю Ai 2 следующее: А i 2>1 - предприятие обладает внутренним конкурентным преимуществом по времени доступа к глобальной безубыточности; А i 2<1 - конкуренты превосходят фирму в части внутреннего конкурентного преимущества по времени доступа к глобальной безубыточности; А i 2=1 - силы предприятий в области внутреннего конкурентного преимущества по времени доступа к глобальной безубыточности равны.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 215.