ЭКОНОМИКА РАЗВИТИЯ. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ
Оглавление
1. Модель внутренней иммиграции М. Тодаро. 3
2. Охарактеризуйте модель Р.Солоу и сформулируйте условия ее применение к развивающимся странам 5
3. Охарактеризуйте модель Мэнкью-Ромера-Уэйла. 6
4. Охарактеризуйте причины бедности и недопотребления в развивающихся странах. 7
5. Теории Франка и Валерстайна. 9
6. Теории ущербного развития. Концепция неэквивалентного обмена А.Эммануэля. 10
7. Концепция "Накопление в мировом масштабе" по С.Амину. 10
8. Охарактеризуйте основные стадии роста в концепции У.Ростоу 12
9. Появление и содержание и модели Харрода- Домара 13
10. Развитие теории «большого толчка» 14
11. Особенности слаборазвитости как формы кругового движения. Варианты «порочных кругов». 15
12. Охарактеризуйте концепцию законопослушания и цену внелегальности согласно концепции Э. де Сото. Порочный круг внелегальности. 17
13. Раскройте три аспекта глобализации. 17
14. Охарактеризуйте особенности глобализации экономики в «третьем мире». 19
15. «Азиатская драма» Г.Мюрдаля. 19
16. Раскройте применяемые стратегии импортозамещения. 22
17. Раскройте применяемые стратегии поощрения экспорта. 22
18. Теория квазистабильного равновесия Х.Лейбенстайна 23
19. Каково основное значение модели с двумя дефицитами, её теоретические предпосылки, содер жания и основные фазы развития. Модель экономического роста с двумя дефицитами. 24
20. Теория дуалистической экономики В.А.Льюиса. 25
21. Модель дуалистической экономики с излишком рабочей силы Дж. Фея и Г.Райниса. 27
22. Развитие теории «сбалансированного набора инвестиций» Р. Нурксе и и несбалансированного роста А. Хиршмана 27
23. Раскройте «эшелоны развития» капитализма» 29
24. Этапы формирования административно-командной системы в СССР. 30
25. Применения теории абсолютных и сравнительных преимуществ к экономике развивающихся стран, их достоинства и недостатки. 31
26. Институциональный анализа постсоветской России. 32
27. Урбанизация, как форма углубления дуализма между городом и деревней. 33
28. Теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина. 34
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ 35
1. Дефицит в СССР. 35
2. Членства в ВТО и его влияние на экономику различных стран. 37
3. Мировой процесс «утечки умов». 38
4. Влияние миграции рабочей силы на разные страны. 41
5. Влияние ТНК на экономику развитых и развивающихся стран. 43
6. Значение инноваций в экономическом развитии стран. 44
7. Последствия кризиса в развивающихся странах. 45
8. Экспортная политика развивающихся стран. 46
9. Требования «Вашингтонского консенсуса» 47
10. Роль государства в процессе обеспечения экономического развития страны. 48
11. Особенности развития Северной и Южной Америки. 50
12. «Эффекты международной интеграции». 52
13. Восточноазиатское экономическое чудо. 54
14. Влияние иностранной финансовой помощи на величину капитальных ресурсов в развивающихся странах. 56
15. Институты как причины различия траекторий экономического развития стран. 57
16. Аграрные реформы в Китае. 58
17. Заимствование технологий или развитие собственных в развивающихся странах? 59
18. Структурные особенности развивающихся стран. 60
19. Причины основных проблем развития Евросоюза. 61
20. Приватизация в России и Китае. 62
21. Есть ли мировая тенденция в доходах на душу населения в масштабах всего мира? 63
22. «Торговые войны» между США и Китаем. 64
23. Таможенные пошлины и квоты. 66
24. Экономический дуализм в Индии. 67
25. Влияние торговой политики на экономический дуализм. 68
26. Накоплений в процессе стимулирования темпов экономического роста. 69
27. Демократия и экономический рост. 70
28. Является ли стратегия импортозамещения фактором развития? Обосновать. 71
29. Институциональный анализ постсоветской России. 72
30. Влияние институтов на экономическое развитие Китая. 75
Охарактеризуйте модель Мэнкью-Ромера-Уэйла.
Теории Франка и Валерстайна.
Модель Домара.
Прирост совокупного спроса зависит от прироста инвестиций: | Увеличение совокупного предложения |
Где m – мультипликатор расходов, с- предельная склонность к потреблению, s- предельная склонность к сбережению | где а- предельная производительность капитала, I – инвестиции |
В условия равновесия совокупный спрос равен совокупному предложению Поскольку в условиях равновесия: I = S; S = s*Y; s = const | |
Темпы роста национального дохода равны темпам роста инвестиций |
Модель Харрорда.
Инвестиции заданы эндогенно (дополнил мультипликатор Кейнса принципом акселлератора и ввел в модель ожидания предпринимателей).
Любое изменение дохода вызывает соответствующее изменение инвестиций прямо пропорционально изменению дохода.
где v - акселератор | |
Объем совокупного предложения | Объем совокупного спроса при I=S |
Равновесный эк.рост предполагает равенство совокупного спроса и предложения:
|
Если совокупный спрос был равен совокупному предложению, то n=1. Тогда предприниматели сохранят те же темпы роста, т.е.:
- гарантированный темп роста.
Тр естественный <Tp гарантированный – состояние дипрессии.
Тр естественный > Tp гарантированный – бум.
Тр естественный = Tp гарантированный = Тр фактический – идеальное развитие национальной экономики.
Модели Харрода и Домара дополняли друг друга, они были объединены в единую модель, которая стала «теоретическим оружием» кейнсианства в экономике развития. Именно эта модель легла в основу теории «большого толчка».
Несмотря на то что модель была довольно несовершенна, она показывала несомненную связь между темпами роста инвестиций и темпами роста ВНП, что неоднократно подтверждалось многочисленными эконометрическими проверками.
Особенности слаборазвитости как формы кругового движения. Варианты «порочных кругов».
Концепция "порочного круга нищеты" возникла в связи с применением теории экономического равновесия для анализа слаборазвитых стран. Понятие порочный круг нищеты" предложили впервые ещё в 1949-1950 гг. Г. Зингер и Р. Пребиш. Ученые попытались объяснить слаборазвитость определенным набором взаимосвязанных экономических и демографических факторов. В послевоенные годы появились разнообразные варианты "порочных кругов нищеты". В основе их - соотношение между ростом населения и изменением экономических условий. Колебание связано с улучшением или с ухудшением среднедушевого уровня национальногодохода. Повышение качества жизни обычно быстро "съедается" последующим ростом населения.
Если вследствие роста продуктивности сельского хозяйства увеличивается среднедушевой
доход, то он быстро поглощается возросшим населением. Увеличение урожайности, пишет
Х. Лейбенстайн, приводит к улучшению питания. Это выражается в уменьшении показателя
смертности и ведет к росту естественной продолжительности жизни. Однако демографический
рост усиливает давление на имеющиеся в распоряжении общества природные ресурсы, прежде
всего, на землю. Происходит дробление земельных участков и в конечном итоге - падение
урожайности
Варианты «порочных кругов»:
1.
в результате высоких темпов роста населения и медленных – ВВП, происходит
снижение ВВП на душу населения.
2.
Ряд исследователей связывает отсталость с институциональными условиями, в частности с
низкой квалификацией рабочей силы и неразвитостью систем народного образования и
профессиональной подготовки. Действительно, отсталая экономика не позволяет
выделить достаточные ассигнования для развития народного образования и профессиональной
подготовки и переподготовки кадров. Отсталость системы общего и специального образования
приводит к низкому уровню квалификации рабочей силы, постоянной нехватке специалистов, что, в свою очередь, является одной из важнейших причин низкой производительности труда. А
невысокий уровень производительности труда и медленные темпы его роста являются главной
причиной отсталости экономики, которая уже не может выделить необходимые ассигнования для кардинального изменения существующего положения вещей.
3.
4.
Согласно кейнсианской традиции, порочный круг нищеты связан с низким уровнем дохода,который объясняется низким уровнем потребления и невысокий уровень сбережений. Низкий уровень потребления оборачивается неэффективным спросом, который способствует узкому внутреннему рынку и низким темпам роста инвестиции, а, они в свою очередь, приводят к низкой эффективности производства, низкому уровню прибыльности и низким стимулам к росту производства, что в конечном счете, объясняет невысокий доход.
К порочным кругам бедности добавляются порочные круги политической нестабильности.
Глобальные проблемы
Азиатская драма» Г.Мюрдаля.
В 60-70е гг. ХХ века на основе теорий современного институционализма в центре внимания оказываются значение ценностей, проблемы отчуждения, традиций и культуры.
Наибольшее влияние на социально-экономическую мысль развивающихся стран оказали работы Г. Мюрдаля.
Карл Гуннар Мюрдаль (1898-1987) – шведский экономист, почетный профессор Стокгольмского университета, эксперт ООН, лауреат Нобелевской премии по экономике. Изучал проблемы бедности в развивающихся странах. Причислял себя к сторонникам институциональной теории.
1968 г. – «Азиатская драма. Исследования бедности народов». Объекты анализа – страны Южной и Юго-Восточной Азии (Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Бирма, Таиланд, Малайзия, Филиппины, Индонезия).
Содержание и фазы развития
Модель экономического роста с двумя дефицитами была разработана в 1960– 1970-е гг. группой американских исследователей — Х. Ченери, М. Бруно, А. Страутом, П. Экстейном, Н. Картером и др. Ее цель — проследить взаимосвязь развития внутреннего накопления и внешних источников финансирования. Она представляет собой систему средне- и долгосрочных регрессивных моделей, в которых темп роста определяется в зависимости от дефицита внутренних (дефицит сбережений) либо внешних (торговый дефицит) ресурсов. Диалектика модели такова, что, решая проблему нехватки сбережений, мы одновременно избавляемся от торгового дефицита и, наоборот, решая проблему нехватки торгового дефицита, одновременно решаем проблему сбережений. Всё зависит, в конечном счете, от правильного выбора целевого темпа роста ВНП и мер, которые обеспечивают его достижение. Поэтому существует такая точка, в которой стратегии пересекаются, она и определяет целевой темп роста ВНП. Развитие трактуется при таком подходе, как вытеснение внешних источников финансирования — внутренними, как замена импортных товаров — отечественными, как создание предпосылок для преодоления внешней зависимости.
Модель включает три основных элемента: во-первых, расчет необходимых ресурсов, получаемых как разность сбережений (S) и инвестиций (I); во-вторых, вычисление внешнеторгового дефицита: экспорт (X) минус импорт (M); в-третьих, определение абсорбционной (поглотительной) способности, понимаемой как максимальный объем капитальных ресурсов, которые развивающаяся страна способна производительно использовать в данный момент. Поэтому в статике модель можно записать следующим образом:
где Y – доход, Q – выпуск, С – совокупное потребление, S – валовые внутренние сбережения, I – валовые внутренние инвестиции, X – экспорт, I – импорт.
Объем иностранной помощи для обеспечения предусмотренного политикой модернизации заданного целевого темпа роста определяется наибольшим из двух дефицитов. Помощь осуществляется не только для того, чтобы уменьшить внутренний и внешний дефициты, но и для того, чтобы с течением времени либо вообще отказаться от иностранной помощи, либо значительно снизить ее величину.
Модель предполагает два периода. Второй (долгосрочный) включает в себя две альтернативные стадии (схема 6).
Схема 6. Модель экономического роста с двумя дефицитами
Теоретические предпосылки:
Модель с двумя дефицитами есть дальнейшая конкретизация идеи «большого толчка». В теории «большого толчка» ученые исходили из того, что для модернизации освободившихся стран необходимо крупное вливание капитала, в результате которого начинается самоподдерживающийся рост. Акцент делался на принудительные сбережения, образовавшиеся в результате кредитно-денежной и налоговой политики государства или импорта капитала. Развитие понимается в этом подходе прежде всего как глубокие структурные изменения, охватывающие основные отрасли народного хозяйства. На переднем плане оказываются технико-экономические проблемы, и первостепенное значение уделяется созданию набора современных отраслей.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
Дефицит в СССР.
Дефицитная экономика — характерная черта директивного планирования. В условиях административно-командной системы спрос ограничен не наличной денежной массой, а государственной системой централизованного распределения. В данном случае дефицит означает, что потребители не могут приобрести нужную им продукцию, несмотря на наличие денег. Парадокс заключается в том, что дефицит возникает в условиях всеобщей занятости и почти полной загрузки производства.
Дефицит является результатом абсолютизации политики ускоренного экономического роста, когда главной целью было «догнать и перегнать» развитые капиталистические страны (прежде всего в сфере военного производства). Такая ориентация экономического развития способствовала глубокой деформации общественных потребностей, постоянному недопроизводству тех или иных товаров народного потребления.
К тому же по мере разрастания авторитарно-бюрократической системы и усложнения хозяйственных связей практически невозможно учесть из центра все потребности в отраслевом и региональном аспектах. К этому следует добавить недостатки директивного планирования, замедленность его «реакции» на изменение НТП, моды и других обстоятельств нашей быстротекущей жизни. К тому же удобная для директивного планирования государственная система постоянных цен лишала их необходимой гибкости. Существующие цены уже фактически не отражали ни величину общественно-необходимых затрат, ни величину общественной потребности.
Формы дефицита в условиях административно-командной системы многообразны.
Товарный дефицит на предметы потребления и средства производства. Ликвидация дефицита какого-либо товара обычно порождает вереницу других. Рыночная экономика, как известно, быстро реагирует на возникновение дефицита ростом цен. Повышение цен делает более рентабельным, более прибыльным производство данного товара, что способствует переливу капитала и труда в эту отрасль. Такой автоматический перелив факторов производства в условиях жестко централизованной системы огосударствленной экономики невозможен, так как все ресурсы распланированы заранее и распределены «сверху». Пока административно- командная система перераспределит ресурсы, пройдет значительное время и, возможно, острая потребность в этом товаре уже исчезнет. Однако возникнет новая, для удовлетворения которой снова потребуется значительный временной лаг.
Дефицит трудовых ресурсов, связанный с нерациональностью использования рабочей силы, отсутствием действенных стимулов к производительному труду, его низкой эффективностью и недостаточной мобильностью.
Дефицит финансовых ресурсов. Его причинами являются как неоптимальное финансирование, так и нерациональное использование выделенных госбюджетом финансовых средств, невозможность использовать их для финансирования других программ. Целевой характер финансирования и строгий контроль за использованием выделенных средств не позволяют гибко использовать имеющиеся ресурсы. Существовавшая система финансирования фактически не стимулировала и экономию уже выделенных средств. Значительная экономия в данном году могла стать основанием для сокращения финансовых средств в будущем году.
Отрицательные последствия
1. Демпинг заработной платы со стороны мигрантов 2.Осложнение ситуации на национальном рынке труда, рост уровня безработицы определённой категории работников 3.Увеличение бюджетной нагрузки, в том числе на содержание безработных мигрантов (особенно в случае постоянной миграции и миграции семей) 4. Рост социальной напряжённости, межнациональных конфликтов 5. Вызовы политической и культурной идентичности 6. Рост преступности и другие последствия нелегальной миграции
Отрицательные последствия
1. Сокращение трудовых ресурсов 2. Уменьшение налоговых выплат 3. Технологическое отставание страны как следствие оттока наиболее квалифицированной рабочей силы (утечка «умов»)
4. Ухудшение возрастного состава занятой рабочей силы 5. Ухудшение демографической ситуации в результате оттока молодых людей и семей
Позитивные последствия: импорт рабочей силы способствует повышению конкурентоспособности товаров принимающей страны вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой оплатой труда иностранных рабочих.
Негативные последствия:
1) целые отрасли экономики (сфера услуг, торговля, строительство) при длительном использовании иностранных рабочих попадают в зависимость от их труда. Это ведет к сокращению количества рабочих мест среди коренного населения, увеличивает безработицу, в целом ухудшает ситуацию на национальном рынке труда; 2) происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочих на рынке труда, которые заполняют вакансии на низкооплачиваемую, неквалифицированную работу; 3) провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами;
Важное значение для экономики стран — экспортеров рабочей силы имеет приток иностранной валюты, которую переводят на родину трудящиеся-мигранты. Их переводы иногда составляют значительную часть доходов страны и тем самым способствуют нормализации финансовой ситуации.
Уместно напомнить, что ранее значительная часть специалистов исходила из того, что утечка рабочей силы за границу наносит большой ущерб стране. Действительно, такой итог был, когда эмигрировали “сливки” рабочей силы, а возникавшие вакансии заполнялись менее подготовленными работниками. К примеру, подобная ситуация возникла в Египте, когда строительные рабочие массами отправлялись на заработки в страны Персидского залива, что привело к снижению производительности труда в строительстве. Имеется три основных прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы:
• налоги с прибыли фирм-посредников;
• переводы мигрантов на родину на поддержку семей и родственников;
• личное инвестирование мигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, наличных средств, используемых на инвестиционные цели).
По данным МВФ, средняя норма прибыли при экспорте товаров составляет 20%, а услуг — 50%. Например, Югославия имела около 10 млрд. долл., поступлений от экспорта товаров и услуг ежегодно, практическая прибыль от этого экспорта составляла примерно 2,5 млрд. долл. Экспорт рабочей силы являлся генеральным родником валюты для Югославии. По расчетам некоторых российских экономистов, валютная эффективность экспорта рабочей силы минимум в пять раз выше валютной эффективности товарного экспорта.
Требования «Вашингтонского консенсуса»
Вашингтонский консенсус был сформулирован английским экономистом Джоном Уильямсоном в 1989 году как свод правил экономической политики для стран Латинской Америки. Документ имел целью обозначить отход этих стран от командной модели экономического развития 1960—1970-х годов и принятие ими принципов экономической политики, общих для большинства развитых государств. Речь шла о принципах, которые, по мнению Уильямсона, отражали общую позицию администрации США, главных международных финансовых организаций — МВФ и Всемирного банка, а также ведущих американских аналитических центров. Их штаб-квартиры находились в Вашингтоне — отсюда и термин «Вашингтонский консенсус».
Определение и основные принципы Вашингтонского консенсуса:
Вашингтонский консенсус» - документ-программа показывал латиноамериканским странам чёткий путь от их регулируемых авторитарными режимами экономик к либеральной финансово-экономической модели западного типа. В нём речь шла о принципах, которые, по мнению Уильямсона, отражают общую позицию администрации США, главных международных финансовых организаций (МВФ и Всемирного банка), а также ведущих американских аналитических центров. Так как штаб-квартиры всех перечисленных структур находились в Вашингтоне, написанный Уильямсоном документ был назван «Вашингтонский консенсус». Данный документ-программа включает набор из 10 основных принципов ,которые необходимо осуществить любому правительству для построения в стране современной финансовой и экономической системы западного типа. В частности осуществить:
1. либерализацию (дерегулирование) экономики;
2. приватизацию государственного сектора экономики;
3. усилить фискальную дисциплину (поддержание минимального дефицита бюджета за счёт сокращения социальных программ);
4. защиту собственности и прав собственников;
5. снижение ограничений для прямых иностранных инвестиций;
6. свободную конвертацию национальной валюты;
7. либерализацию внешней торговли (в основном за счет снижения ставок импортных пошлин);
8. либерализацию финансовых рынков;
9. снижение предельных ставок налогов;
10. реорганизацию структуры бюджетных расходов в сторону приоритетности здравоохранения, образования и инфраструктуры».
Критика:
Меры «Вашингтонского консенсуса» направлены на усиление роли рынка в экономике и снижение роли государства. Критики считают, что «Вашингтонский консенсус» оказался не просто неэффективным, а даже губительным для многих стран, где эти принципы пытались применять. Так, например, в Латинской Америке кризис только усугубился в 90-е годы прошлого века.
Аналогичная программа применялась и в России после распада СССР, но результаты также оказались весьма спорными. Многие воспринимают «Вашингтонский консенсус» как навязываемую США политику «минималистского государства», а сами методы реформ и требования МВФ и ВБ — важным инструментом в попытке изменить мировую экономику, сделать её более открытой.
Аграрные реформы в Китае.
Таможенные пошлины и квоты.
Таможенная пошлина это обязательный взнос, взимаемый за провоз товаров через границу государства.
Тарифные квоты представляют собой ограничения на количество товаров, в отношении которых применяется обычная таможенная пошлина.
По объекту обложения выделяются следующие пошлины.
1. Импортные. Они взимаются при ввозе иностранных товаров.
2. Экспортные. Они взимаются при вывозе товаров за границу.
3. Транзитные. Они взимаются с товаров перевозимых транзитом через территорию страны.
По способу взимания выделяют следующие виды пошлин.
1. Адвалорные. Они взимаются в % от стоимости товара.
2. Специфические. Они взимаются в размере определѐнной денежной суммы с веса или штуки товара.
3. Смешанные (комбинированные). Они предполагают сочетание адвалорных и специфических пошлин.
Существует два основных типа таможенной политики, проводимой государством - протекционизм и фритредерство.
Протекционизм – это защита внутренней экономики при помощи высоких импортных пошлин и низких квот на ввоз определѐнных товаров в страну. С другой стороны, стимулируется вывоз товаров.
Фритредерство – это политика снижения таможенных пошлин, увеличения квот, поощрение импорта иностранных товаров.
Применяются также пограничные внешнеторговые режимы, т.е. нечто среднее. 1. Режим недискриминации; 2. Режим наибольшего благоприятствования. 3. Преференциальный режим. Преференция это предпочтение в отношении одной страны. 4. Национальный режим.
Одним из направлений развития тарифных методов регулирования внешней торговли является координация таможенной политики между странами путем создания зон свободной торговли или таможенных союзов. При создании зоны свободной торговли, участвующие в ней страны сокращают или ликвидируют таможенные пошлины в торговле между собой, отменяют нетарифные барьеры, т.е. количественные ограничения, запреты. Но каждая страна сохраняет свой уровень таможенной защиты по отношению к третьим странам. Таможенный союз предполагает не только беспошлинную торговлю между странами-участницами союза, но и установление единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам. В этой координации участвуют также международные экономические организации ВТО, ЮНКТАД и др. Они исповедуют политику фритредерства.
ПРИМЕР
Экономика Индии представляет собой классический пример экономического дуализма. В этой стране с населением более 700 млн человек в обрабатывающей промышленности занято лишь около б млн рабочих. Но эти рабочие обеспечивают около 15% валового национального продукта и получают зарплаты, в шесть раз более высокие, чем зарплаты сельскохозяйственных работников. При этом обрабатывающая промышленность является намного более капиталоемкой, так как за последние 30 лет инвестиции в промышленное оборудование для сравнительно небольшого количества работников данной отрасли были намного более высокими, чем инвестиции в сельское хозяйство.
Со временем эти острые различия между обрабатывающей промышленностью и сельским хозяйством продолжали углубляться. Например, с 1960 г. реальная зарплата промышленных рабочих выросла на 80%, а сельскохозяйственных — только на 5%. Почему же разрыв между этими секторами оказывается столь значительным? Вероятно, во многом это обусловлено политикой, проводившейся индийским правительством. В этой стране государственные субсидии и методы протекционизма поощряли осуществление инвестиций в обрабатывающую промышленность, и в особенности в ее самые капиталоемкие отрасли.
ЭКОНОМИКА РАЗВИТИЯ. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ
Оглавление
1. Модель внутренней иммиграции М. Тодаро. 3
2. Охарактеризуйте модель Р.Солоу и сформулируйте условия ее применение к развивающимся странам 5
3. Охарактеризуйте модель Мэнкью-Ромера-Уэйла. 6
4. Охарактеризуйте причины бедности и недопотребления в развивающихся странах. 7
5. Теории Франка и Валерстайна. 9
6. Теории ущербного развития. Концепция неэквивалентного обмена А.Эммануэля. 10
7. Концепция "Накопление в мировом масштабе" по С.Амину. 10
8. Охарактеризуйте основные стадии роста в концепции У.Ростоу 12
9. Появление и содержание и модели Харрода- Домара 13
10. Развитие теории «большого толчка» 14
11. Особенности слаборазвитости как формы кругового движения. Варианты «порочных кругов». 15
12. Охарактеризуйте концепцию законопослушания и цену внелегальности согласно концепции Э. де Сото. Порочный круг внелегальности. 17
13. Раскройте три аспекта глобализации. 17
14. Охарактеризуйте особенности глобализации экономики в «третьем мире». 19
15. «Азиатская драма» Г.Мюрдаля. 19
16. Раскройте применяемые стратегии импортозамещения. 22
17. Раскройте применяемые стратегии поощрения экспорта. 22
18. Теория квазистабильного равновесия Х.Лейбенстайна 23
19. Каково основное значение модели с двумя дефицитами, её теоретические предпосылки, содер жания и основные фазы развития. Модель экономического роста с двумя дефицитами. 24
20. Теория дуалистической экономики В.А.Льюиса. 25
21. Модель дуалистической экономики с излишком рабочей силы Дж. Фея и Г.Райниса. 27
22. Развитие теории «сбалансированного набора инвестиций» Р. Нурксе и и несбалансированного роста А. Хиршмана 27
23. Раскройте «эшелоны развития» капитализма» 29
24. Этапы формирования административно-командной системы в СССР. 30
25. Применения теории абсолютных и сравнительных преимуществ к экономике развивающихся стран, их достоинства и недостатки. 31
26. Институциональный анализа постсоветской России. 32
27. Урбанизация, как форма углубления дуализма между городом и деревней. 33
28. Теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина. 34
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ 35
1. Дефицит в СССР. 35
2. Членства в ВТО и его влияние на экономику различных стран. 37
3. Мировой процесс «утечки умов». 38
4. Влияние миграции рабочей силы на разные страны. 41
5. Влияние ТНК на экономику развитых и развивающихся стран. 43
6. Значение инноваций в экономическом развитии стран. 44
7. Последствия кризиса в развивающихся странах. 45
8. Экспортная политика развивающихся стран. 46
9. Требования «Вашингтонского консенсуса» 47
10. Роль государства в процессе обеспечения экономического развития страны. 48
11. Особенности развития Северной и Южной Америки. 50
12. «Эффекты международной интеграции». 52
13. Восточноазиатское экономическое чудо. 54
14. Влияние иностранной финансовой помощи на величину капитальных ресурсов в развивающихся странах. 56
15. Институты как причины различия траекторий экономического развития стран. 57
16. Аграрные реформы в Китае. 58
17. Заимствование технологий или развитие собственных в развивающихся странах? 59
18. Структурные особенности развивающихся стран. 60
19. Причины основных проблем развития Евросоюза. 61
20. Приватизация в России и Китае. 62
21. Есть ли мировая тенденция в доходах на душу населения в масштабах всего мира? 63
22. «Торговые войны» между США и Китаем. 64
23. Таможенные пошлины и квоты. 66
24. Экономический дуализм в Индии. 67
25. Влияние торговой политики на экономический дуализм. 68
26. Накоплений в процессе стимулирования темпов экономического роста. 69
27. Демократия и экономический рост. 70
28. Является ли стратегия импортозамещения фактором развития? Обосновать. 71
29. Институциональный анализ постсоветской России. 72
30. Влияние институтов на экономическое развитие Китая. 75
Дата: 2019-03-05, просмотров: 262.