Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа.
2. Активизировать и вводить в речь обобщающие понятия.
3. Развивать логическое мышление.
Оборудование: предметные картинки: тумба, тахта, кепка, диван, тапки, туфли, майка, унты, юбка, кофта, пальто
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком ряд из четырех картинок, уточняя названия предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку выбрать и назвать «лишний» предмет и объяснить свой выбор.
Логопед: Ребенок:
а) тумба, тахта, кепка, диван кепка
б) тапки, туфли, майка, унты майка
в) майка, юбка, кофта, туфли туфли
г) пальто, тахта, кофта, юбка тахта
Упражнение «УЗНАЙ ВЕТКУ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при образовании имен существительных единственного числа родительного падежа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: пальма, ольха, айва, пихта, сосна, елка; ветки перечисленных деревьев.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия деревьев, изображенных на них. Затем показывает картинки с изображением веток перечисленных деревьев и просит ответить на вопрос: «От какого дерева эта ветка?»
Ребенок:
Ветка пальмы.
Ветка ольхи.
Ветка айвы.
Ветка пихты.
Ветка сосны.*
Ветка елки.
Упражнение «НАЗОВИ НУЖНОЕ СЛОВО ».
Цель:
1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа.
2.Учить заканчивать предложение словом, подходящим по смыслу.
3.Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: метка, ветка, сетка.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия деревьев, изображенных на них. Затем предлагает ребенку закончить предложение словом, подходящим по смыслу.
(В качестве опоры используются предметные картинки).
Логопед: Ребенок:
Я тебе задачу дам –
Все расставить по местам.
Вот печать на простыне – (метка).
Зеленеет за окном – (ветка).
Волейбольная висит – (сетка).
(Т. Ткаченко).
Упражнение «ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ».
Цель:
1.Учить четко произносить словосочетания из слов слоговой структуры 5-го типа.
2.Упражнять в употреблении предлога «НА».
3. Учить отвечать на вопросы словосочетанием.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки и предлагает ответить вопросы:
Логопед: | Ребенок: |
Где буквы? | Буквы на ленте. |
Где метка? | Метка на майке. |
Где губка? | Губка на ванне. |
Где детки? | Детки на катке. |
Где капли? | Капли на окне. |
Где деньги? | Деньги на тумбе. |
Где пятно? | Пятно на пальто. |
Упражнение «УЗНАЙ ПРЕДМЕТ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова 5 слоговой структуры 5-го типа.
2.Учить называть целый предмет по названиям его частей.
3. Развивать логическое мышление.
Оборудование: предметные картинки: окно, утка, кофта, тумба, банка, лейка, юбка.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку угадать и сказать, о каком предмете идет речь.
Логопед: Ребенок:
Подоконник, рама, стекло, форточка окно
Крылья, клюв, хвост, лапки утка
Рукава, манжеты, воротник, застежка кофта
Крышка, дверца, ножки, стенки тумба
Горлышко, дно, стенки банка
Носик, ручка, горлышко лейка
Пояс, лямки, подол, молния юбка
Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».
Цель:
1. Учить четко произносит слова слоговой структуры 5-го типа при употреблении антонимов.
2. Расширять и активизировать словарный.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, и называет слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово с противоположным значением.
Логопед: Ребенок:
Трудно – легко
Здорова – больна
Светло – темно
Недавно – давно
Мир – война
Толсто – тонко.
Упражнение «ВЫПОЛНЯЕМ КОМАНДЫ».
Цель:
Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при образовании глаголов множественного числа повелительного наклонения.
Ход игрового упражнения.
Логопед говорит ребенку: «Представь, что я командир и буду отдавать приказы, а ты будешь их выполнять. Потом ты станешь приказывать мне, а я буду выполнять твои команды».
Логопед: | Ребенок: |
Дуй | Вы дуйте |
Мой | Вы мойте |
Пой | Вы пойте |
Лей | Вы лейте |
Пей | Вы пейте |
Бей | Вы бейте |
Упражнение «ЧЕГО НЕТ?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при употреблении имен существительных единственного числа родительного падежа.
2. Развивать внимание и зрительную память.
Оборудование: предметные картинки: венок, каток, бубен, уголь, огонь, камень.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком 6 картинок, предлагает внимательно рассмотреть и запомнить предметы, изображенные на них. Затем ребенок закрывает глаза, логопед убирает одну из картинок и обращается к ребенку с вопросом: «Чего нет?»
Ребенок: венка катка угля огня бубна камня.
Упражнение «ПОДБЕРИ СЛОВА».
Цель:
1. Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при употреблении имен существительных винительного падежа.
2. Активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: пальто, юбка, кофта, майка, белье, тапки, туфли, унты, чулки, гольфы, носки, утка, тыква, лейка.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать».
Логопед: Ребенок:
Что можно шить? Пальто, юбку, кофту, майку, белье.
Что можно обуть? Тапки, туфли, унты.
Что можно штопать? Чулки*, гольфы, носки*.
Что можно слепить? Утку, лейку, тыкву
Упражнение «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».
Цель:
Упражнять в употреблении несклоняемого имени существительного «пальто».
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает заканчивать предложения словом «пальто».
Логопед: Ребенок:
В прихожей на вешалке висит . . . пальто.
У мамы нет теплого зимнего . . . пальто.
Бабушки пришивает пуговицы к . . . пальто.
Брат пошел за . . . пальто.
Малыш вышел гулять в новом . . . пальто.
Упражнение «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Цель:
1. Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа.
2. Учить составлять предложения по опорным словам.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку составить предложения из отдельных слов.
Логопед: Ребенок:
Ольги, у, тапки, туфли, и. У Ольги тапки и туфли.
Ольга, ели, Инга, и, вафли. Ольга и Инга ели вафли.
Тополя, пух, ольха, на. Пух тополя на ольхе.
Илья, кидай, не, камни. Илья, не кидай камни.
Кегли, дайте, Ивану. Дайте Ивану кегли.
Пальто, Толе, у, унты
Упражнение «ЗАГАДКИ».
Цель:
1. Продолжать учит четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа.
2.Развивать слуховое внимание и логическое мышление.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку отгадать загадки.
Логопед: Ребенок:
Во дворе поставлен дом,
На цепи хозяин в нем. Будка.
Плещет теплая волна
В берега из чугуна:
Угадайте, вспомните,
Что за море в комнате. Ванна.
Из железа тучка,
А у тучки ручка.
Эта тучка по порядку
Полила за грядкой грядку. Лейка.
Черные птички
На каждой страничке.
Молчат, ожидают
Кто их прочитает. Буквы.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ДВУХСЛОЖНЫХ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ
ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.
У дома ольха.
Мальвы увяли.
На Илье кепка.
Дайте Илье кегли.
На Татке новые тапки.
На окне капли воды.
Инга и Илья, пойте.
Коля, не кидай камни.
На майке моя метка.
Ольга и Инга едят вафли.
У Юльки на тумбе нитки.
Пух тополя на ольхе и мальве.
У Коли коньки. Он давно на катке.
Ольга больна. Мама дает ей капли.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 250.