ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

                     ( 6-ой тип слоговой структуры).

 

Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково». 

  Логопед:         Ребенок:                              Логопед:                  Ребенок:  
Бант –              бантик Лист –                      листик
Бинт –             бинтик Зонт –                           зонтик
Фант –                 фантик Мост –                          мостик
Куст -                 кустик Болт –                           болтик
Дождь –              дождик* Холм –                    холмик
Шарф –             шарфик*  

 

Упражнение «ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ».

Цель:

1. Учит четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: предметные картинки: метла, губка, игла, нитка, булка, халва, вилка, ложка, масло, бинт.

Ход игрового упражнения.

     Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать». 

Логопед:                                                     Ребенок:                                        

а) с окончанием «ОЙ».

Двор метут (чем?)                                   Метлой.             

Моются (чем?)                                           Губкой.

Шьют (чем?)                                            Иглой, ниткой.

Угощают (чем?)                                       Булкой, халвой.

Едят (чем?)                                               Вилкой, ложкой.

 

б) с окончанием «ОМ».

Хлеб намазывают (чем?)                          Маслом.

Рану бинтуют (чем?)                                 Бинтом.

Упражнение «ЧЕГО НЕТ?»

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имен существительных множественного числа родительного падежа.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: предметные картинки: винты, болты, банты, кусты, листы, зонты, волки, катки, куски, комки, узлы, козлы, дятлы, мосты.

Ход игрового упражнения.

Логопед, показывая ребенку картинку, называет предмет, изображенный на ней. Затем убирает картинку и просит ответить на вопрос:

«Чего (кого) нет?»

 

Логопед: Ребенок:     Логопед: Ребенок:  Логопед: Ребенок:

 

Винты –         винтов Зонты –       зонтов Узлы –  узлов
Фильмы –     фильмов Волки –  волков Углы –      углов
Банты –         бантов Катки –  катков Козлы –  козлов
Бинты –        бинтов Куски –  кусков Дятлы –     дятлов
Кусты –        кустов Листы –      листов Мосты –    мостов

 

Упражнение « ОДИН – ПЯТЬ » .

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при согласовании числительного «пять» с именами существительными.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

3. Развивать слуховое внимание.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Логопед говорит ребенку: « Я буду называть один предмет, а ты пять таких предметов».

а) с нулевым окончанием.

Логопед:  Ребенок:                 Логопед:  Ребенок:

Одна комната – пять комнат Одна яблоня – пять яблонь
Одна конфета – пять конфет Одна котлета – пять котлет
Одни колготы – пять колгот Одно яблоко – пять яблок

 

б) с окончанием «ЕЙ»

Логопед:  Ребенок:                 Логопед:  Ребенок:

Один огонь – пять огней Один бивень – пять бивней
Один уголь – пять углей Один парень – пять парней*
Один камень – пять камней Один корень – пять корней*
Один ливень – пять ливней  

 

Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА».

Цель:

1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имен прилагательных от имен существительных.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Ход игрового упражнения.

Логопед произносит словосочетание и дает образец образования относительного прилагательного. Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу.

 

а) с суффиксом «Н» и окончанием «ЫЙ»

 

Логопед:                      Ребенок:

 

Котел из меди –             медный котел

Бульон из рыбы –          рыбный бульон*

Костюм из ваты –     ватный костюм

Пузырь из мыла –          мыльный пузырь*

Палас в пыли –          пыльный палас

Лоб в поту –                    потный лоб

Поток из воды –        водный поток

Запах дыма –             дымный запах

 

б) с суффиксом «Н» и окончанием «ИЙ»

 

День летом –                   летний день

День зимой –                  зимний день

 

 

Упражнение «КТО ЭТО?»

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа.

2. Упражнять в словообразовании.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

 

 Ход игрового упражнения.

 

 

Логопед предлагает ребенку ответить на вопросы:

     Логопед:                                          Ребенок:

 

       Кто мелет муку?                                   Мельник.

       Кто кладет печи?                             Печник.

       Кто ухаживает за лесом?      Лесник.

       Кто много шутит?                 Шутник.

       Кто продает и рубит мясо?      Мясник.

Как называется спортсмен,

который катается на лыжах?

                                                             Лыжник.

 

 

       Кто пасет коней и коров?      Пастух.

       Кто кует цепь?                                  Кузнец.

       Кто много ленится?             Лентяй.

       Кто много болтает?             Болтун.

       Кто лечит больных?            Доктор.*

       Кто управляет самолетом?         Летчик.*

 

( Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия. Существительные с суффиксом –НИК- используются на первом занятии).

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 202.