У мамы                                                                              мак. (У мамы фен.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

У папы                                                                              пень. ( У папы конь.)

 

У Тани                                                                               тень. (У Тани мак.)

 

 У дуба                                                                  фен. (У дуба тень.)

           

 У дома                                                                 конь. (У дома пень.)              

 

 

                                 Упражнение  «ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ».

Цель:

      1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа.

      2. Учить подбирать рифмующиеся слова.

      3. Развивать слуховое внимание и логическое мышление.

 

Ход игрового упражнения.

  Логопед предлагает ребенку отгадать загадки, в которых отгадка рифмуется с каким-либо словом загадки.

 

  Логопед:                                                   Ребенок:

 

Зеленеет даль полей.

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад.

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?                                     май

      

Этот зверь живет лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы,

Он, мурлыча, песнь поет,

Только мышь его боится…

Угадали? Это …                                     кот

 

С подстриженной гривой

Он скачет ретиво

Чуть шпорами тронь,

Кто же это?                                                 конь

 

 

Иван работы так боится,

Как палки пес,

Как камня птица.

Лежит в постели целый день.

Напала на Ивана…                              лень.

                     Упражнение «НАЗОВИ 5 ПРЕДМЕТОВ».

Цель:

  1.Учить четко произносить  слова слоговой структуры 3-го типа при согласовании числительного «пять » с именами существительными.

  2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: картинки с изображением предметов во множественном числе.

Ход игрового упражнения.

  Логопед раскладывает перед ребенком картинки и предлагает ему поиграть: « Я назову  предмет, а ты найдешь картинку, где пять  таких предметов и назовешь их».

 

Логопед:                       Ребенок:

 

Муха -                                  пять мух

Липа –                              пять лип

Дыня –                                  пять дынь

Нота –                              пять нот

Хата –                                    пять хат

Пуля -                               пять пуль

Ива –                                 пять ив

Лето –                               пять лет

 

Упражнение «СЛОЖИ КАРТИНКУ И НАЗОВИ ДРУГИМ СЛОВОМ».

Цель:

1. Учить четко проговаривать слова слоговой структуры 3-го типа при употреблении синонимов..

2. Формировать целостное восприятие предмета.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: предметные картинки, разрезанные на 2 части.

 

Ход игрового упражнения.

 

Логопед объясняет ребенку, что некоторые предметы можно называть разными словами. Например, про «дом» можно сказать «здание» и т.д.  

    Затем логопед делит разрезные картинки: одну часть оставляет у себя, другую отдает ребенку. Показывая половину картинки и называя слово, предлагает ребенку найти вторую часть, сложить картинку, и назвать изображенный на ней предмет  по-другому.

 

                           Логопед:      Ребенок:

                          Здание  -  дом

                       Лошадь -  конь

                     Книга    - том   

                     Дорога  -  путь

                          Битва    -  бой

 

 

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ

                    ( 4-ый тип слоговой структуры).

 

Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?»

Цель:

Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа.

2. Упражнять в слоговом синтезе.

3.Расширять словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Ребенок, бросая мяч логопеду, произносит начало слова. Логопед, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребенка назвать  слово полностью.

 

Ребенок:           Логопед:            Ребенок:

КА                    мень                    камень

                         мин                      камин      

                         ток                       каток

                         бан                       кабан

                         нат                       канат

                           фель                    кафель

БУ                    кет                     букет

                         тон                     бутон

                         фет                     буфет 

                         бен                     бубен

 

БА                     лет                     балет

                          тон                     батон

                          нан                     банан

 

БИ                    лет                      билет

                         вень                    бивень

 

ЛИ                    вень                    ливень

                         мон                     лимон

                       

(Значение выделенных слов необходимо уточнить. Лексический материал упражнения можно разделить на два занятия).

 

 

                        Упражнение «ДОБАВЬ ЗВУК».

Цель:

Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа.

2.Формировать навыки звукового синтеза.

3. Развивать слуховое внимание.

4. Уточнять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

 

Логопед, бросая мяч ребенку, произносит слово без последнего звука. Ребенок, возвращая мяч, добавляет последний звук, затем называет слово полностью.

 

Логопед: Ребенок:

 

 Като     каток            Бубе –(н)                         Ливе _(нь) Мебе_(ль)
Комо _(к) Лимо _(н) Каме _(нь) Педа _(ль)
Вени _(к) Бато _(н) Ого _(нь) Меда _(ль)
Доми _(к) Бана _(н) Тюле _(нь) Топо _(ль)
Пау _(к) Дива _(н) Оле _(нь) Пуде _(ль)
Тюби _(к) Ваго _(н) Оку _(нь) Уго _(ль)
Гама _(к) Бегу _(н)   Кафе _(ль)
Куби _(к) Вои _(н)    
Мото _(к) Фили _(н)    
Таба _(к) Ива _(н)    
Фини _(к) Каба _(н)    
Хомя _(к) Бато_(н)    

 

 (Лексический материал этого упражнения рекомендуется разделить на несколько занятий).

 

 

                                   Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО».

             

Цель:

1.Учить четко произносить слова  слоговой структуры  4-го типа при употреблении имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

 

 

   Логопед, бросая мяч, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».

 

а) с суффиксом «ИК».

Логопед:               Ребенок:

 

Кот –                       котик

Ноль -                     нолик

Дом -                            домик

Том -                       томик

Год –                       годик

 

б) с суффиксом «ОК».

 

дым –                          дымок

мед –                      медок

лед -                           ледок

ком –                      комок

дуб –                           дубок

 

в) с суффиксом « ЕК».

     

конь –                   конек

пень –                   пенек

тень -                    тенек

день –                        денек

 

                           Упражнение  «НАЗОВИ ОДИН ПРЕДМЕТ».

Цель:

 

1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа при образовании существительных единственного числа от множественного числа.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

 

   Логопед, бросая мяч, называет существительное во множественном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит это слово в единственном числе.

 

Логопед:    Ребенок:                 Логопед:              Ребенок:

 

Окуни –        окунь Огни –                        огонь
Олени -            олень Камни –                     камень
Петухи –           петух Ливни –                ливень
Батоны –          батон Туфли –               туфель
Пакеты –     пакет Бубны –               бубен
Билеты –          билет Венки –                венок
Кубики –         кубик Угли –                  уголь
Утюги –          утюг Катки –                     каток
Вагоны –    вагон Мотки -              моток

 

 

                                 Упражнение «ПОДУМАЙ И НАЗОВИ».

Цель:

1. Учить четко произносить  слова  слоговой структуры 4-го типа в предложении.

2. Учить различать имена существительные, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы.

3. Развивать слуховое внимание.

 

Оборудование: предметные и сюжетные картинки: каток, вагон, Иван (на машине), Олег (на самокате).

Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать».

 

Логопед:                                 Ребенок:

 

Едет (кто?)                            Едет Иван и Олег.

Едет (что?)                            Едет вагон и каток.

 

                          Упражнение «КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ?».

Цель:

     1. Учит четко проговаривать слова слоговой структуры 4-го типа

      2.Расширять, уточнять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: предметные картинки: удав, филин, олень, окунь, енот, паук, лебедь, кабан, хомяк, тюлень, пудель, удод.

 

Ход игрового упражнения.

 

Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя  названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать».

 

     Логопед:              Ребенок:

 

Ползает (кто?)         удав, паук.

Летает (кто?)         филин, лебедь, удод.

Ходит (кто?)           олень, кабан, хомяк, енот, пудель.

Плавает (кто?)        окунь, тюлень.

 

 

                             «ПОСМОТРИ И НАЗОВИ».

Цель:

 

1. Учить четко проговаривать слова слоговой структуры 4-го типа.

2. Упражнять в практическом употреблении глаголов 3-го лица множественного числа настоящего времени.

3.Расширять, уточнять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: парные сюжетные картинки.

 

Ход игрового упражнения.

 

Логопед показывает парные сюжетные картинки и предлагает догадаться, о какой из них идет речь. Затем просит ребенка назвать действие, изображенное на другой картинке.

 

               Логопед:              Ребенок:

 

            Поет –                           поют

        Идет –                      идут

                   Ведет -                      ведут

                   Едет –                       едут

                   Лепит –                         лепят

           Летит –                    летят

           Моет -                           моют       

           Дает –                      дают

 

 

                         Упражнение «ЧТО ТЫ БУДЕШЬ ДЕЛАТЬ?»

Цель:

 

1. Учить четко проговаривать слова слоговой структуры 4-го типа.

2. Упражнять в практическом употреблении глаголов единственного числа будущего времени.

3. Учить согласовывать речь с имитацией движения.

 

Ход игрового упражнения.

 

  Логопед, называя глаголы, имитирует движения. Затем обращается к ребенку: « Покажи и скажи, что ты будешь делать?».

 

Логопед:                 Ребенок:

 

Я копаю.               Я буду копать.

Я пилю.                 Я буду пилить.

Я топаю.                Я буду топать.

Я катаю.                Я буду катать.

Я летаю.                Я буду летать.

Я ловлю.               Я буду ловить.

Я леплю.               Я буду лепить.

Я мылю.                Я буду мылить.

Я делю.             Я буду делить.

 

 

Упражнение «НАЗОВИ 9 ПРЕДМЕТОВ».

 

Цель:

1. Учить четко произносить слова  слоговой структуры  4-го типа при согласовании числительного «девять» с именами существительными.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

3. Развивать слуховое внимание.

 

Ход игрового упражнения.

 

Логопед говорит ребенку: «Я буду называть 1 предмет, а ты 9 таких предметов».

 

а) с окончанием «ОВ»               б) с окончанием « ОК».

 

     1 дом – 9 домов                       1 ветка – 9 веток

       1 кот – 9 котов                              1 нитка – 9 ниток

       1 кит – 9 китов                             1 банка – 9 банок

       1 бык - 9 быков                           1 кепка – 9 кепок

       1 бак – 9 баков                              1 дудка – 9 дудок

       1 мак – 9 маков                             1 губка – 9 губок

       1 дуб – 9 дубов                             1 будка – 9 дубок

       1 духи – 9 духов                           1 утка - 9 уток

 

 

в) с нулевым окончанием

       1 минута – 9 минут

       1 монета – 9 монет

       1 утенок – 9 утят

       1 котенок – 9 котят

       1 теленок – 9 телят

       1 ягода - 9 ягод

       1 вафля – 9 вафель

       1 капля – 9 капель

       1 окно – 9 окон

( Лексический материал этого упражнения необходимо разделить на три занятия).

 

 

                                   Упражнение «ЧЬИ ПРЕДМЕТЫ?»

Цель:

1. Учить четко произносить слова  слоговой структуры 4-го типа

2.Учить образовывать притяжательные прилагательные.

3.Развивать слуховое внимание и память.

Ход игрового упражнения.

      Логопед произносит предложение предложения и задает вопросы. Ребенок отвечает, используя притяжательные прилагательные.

 

Логопед:                                                 Ребенок:

 

У мамы букет. Это чей букет?    - Это мамин букет.

У папы пудель. Это чей пудель? - Это папин пудель.

У Вовы кубик. Это чей кубик?  - Это Вовин кубик.

У Ани бубен. Это чей бубен?       - Это Анин бубен.

У Тани пакет. Это чей пакет?                - Это Танин пакет.

У Кати хомяк. Это чей хомяк?   - Это Катин хомяк.

 

 

Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».

 

Цель:

1. Учить четко произносить слова  слоговой структуры 4-го типа при употреблении антонимов.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Ход игрового упражнения.

Логопед  предлагает ребенку закончить предложение словом с противоположным значением.

 

          Логопед:                                    Ребенок:

 

Холодно зимой, а жарко…                  летом.

Красный карандаш острый, а синий… тупой.

Этот дом старый, а этот …                   новый.

У папы голос громкий, а у мамы…     тихий.

Этот зверь домашний, а этот…            дикий.

Этот ботинок правый, а этот…            левый.  

                       Упражнение «ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ».

Цель:

1.Учить четко произносить слова 4-го типа слоговой структуры 4-го типа при закреплении обобщающих понятий.

2.Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: предметные картинки: буфет, комод, диван; тапки, туфли, кеды; дубы, ели, сосны, осины; маки, лилии.

Ход игрового упражнения.

     Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать».

 

     Логопед:                                                  Ребенок:

 

 Как назвать одним словом?

буфет, комод, диван?                                 мебель.

тапки, туфли, кеды?                                   обувь.

Каких деревьев много в лесу?                   дубов, елей, сосен, осин

Каких цветов много в саду?                       маков, лилий

                          Упражнение «ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ СЛОВО?

Цель:

 1.Учить четко произносить слова 4-го типа слоговой структуры 4-го типа.

 2.Расширять и активизировать словарный запас.

3.Уточнять лексическое значение слов-омонимов.

4. Учить отгадывать загадки

Оборудование: предметные картинки: каток ледяной и асфальтный.

Ход игрового упражнения.

 

    Логопед раскладывает перед ребенком картинки и уточняет лексическое значение слова «каток»:

1. Площадка для катания        2. Машина для укатывания

на коньках, покрытая льдом.           и  выравнивания дороги.

 

Затем предлагает ребенку отгадать загадки:

 

Ходит скалка по дороге                    Сюда бежим мы коньках

Грузная, огромная.                            С друзьями покататься.

И теперь у нас дорога,                       Ну, а когда весна придет,

Как линейка ровная.                            Нам нужно с ним расстаться.

 

   Ребенок называет отгадки и показывает соответствующие картинки.

 

                       Упражнение «ПУТАНИЦА».

Цель:

1.Учить четко произносить слова 4-го типа слоговой структуры 4-го типа.

2.Расширять и активизировать словарный запас.

3.Развивать логическое мышление.

Оборудование: предметные картинки: бутон, батон, бидон, бетон, питон.

Ход игрового упражнения.

 

    Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку послушать стихотворение Н. Матвеевой.

 

Логопед:

Вот бутон, а вот батон.

Вот бидон, а вот питон.

В печке выпечен бутон,

А в петлицу вдет батон,

По траве ползет бидон.

Молоко течет в бетон,

А на стройке есть питон.

Нет, не так! Нет, не так!

Подскажите сами: как?

 

Затем логопед предлагает ребенку исправить ошибки в стихотворении.

 

Логопед:                                                Ребенок:

 

В печке выпечен                                   батон.

А в петлицу вдет                                   бутон.

По траве ползет                                     питон.

Молоко течет в                                      бидон.

А на стройке есть                                  бетон.

 

 

                Упражнение  «ПОСЛУШАЙ, ОТВЕТЬ И РАССКАЖИ».

Цель:

1. Учить четко поговаривать слова слоговой структуры 4-го типа, отвечая на вопросы к тексту

2. Учить пересказывать текст с опорой на сюжетную картинку.

Оборудование: сюжетная картинка.

Ход игрового упражнения.

 

Логопед показывает ребенку сюжетную картинку и читает рассказ:

«У тети Кати 9 котят. Она дает Олегу котика. У Олега будет котик. Олег будет любить котика».

Логопед просит ребенка ответить на вопросы.

               Логопед:                                   Ребенок:

 

Сколько котят у тети Кати?              У тети Кати девять котят.

Кого дает тетя Катя Олегу?               Она дает Олегу котика.

Как Олег будет относиться

к котику?                                                 Он будет любить котика.

 

    Затем ребенок пересказывает текст с опорой на сюжетную картинку.

 

 

Упражнение «РАЗЛИЧАЙ СЛОВА».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го (и 2-го) типа при практическом употреблении глаголов «одеть – надеть»

2. Развивать слуховое внимание.

Ход игрового упражнения.

Логопед объясняет детям различие в употреблении глаголов «надеть» - «одеть»:

НАДЕТЬ можно что-то;

ОДЕТЬ можно кого-то;

 

     Затем предлагает ребенку дополнить  предложения одним из этих слов.

 

Логопед:                                                             Ребенок:

 

Мама маленького сына                                        одела  

На улице холодно, надо . . . шубу.                       надеть

Олег . . .Петю и пошел с ним гулять.                 одел

Иван . . .шапку.                                                      надел

 

Мама песенку допела,

Мама девочку …                                                    одела.

 

 

                                Упражнение «ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа.

2. Развивать образное восприятие предмета и логическое мышление.

Ход игрового упражнения.

Логопед предлагает ребенку отгадать загадки.

 

  Логопед:                                        Ребенок:

 

Стройный, быстрый,

Рога ветвисты,

Бегает весь день. 

Кто это?                                            Олень.

 

В квартире нашей новый дом.

Живет посуда в доме том.

В нем место есть и для конфет

Он называется                                  Буфет.

 

Гладит все, чего касается,

А дотронешься – кусается.                  Утюг.

Я удобный, очень мягкий,

Вам не трудно угадать

Любят бабушки и внуки

Посидеть и полежать.                           Диван.

 

Хлопотун Егорка

Взялся за уборку

В пляс по комнате пошел

Оглянулся – чистый пол.                       Веник.

 

Наткёт, наплетет,

Сядет и добычи ждет.                             Паук.

Хвост – с узорами,

Сапоги со шпорами,

Ночью распевает,

Время считает.                                  Петух.

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 261.