Сравнительно-правовой метод исследования начал применяться ещё в глубокой древности. Так, к примеру, Платон сравнивал законы различных греческих полисов. Аристотель, чтобы сделать выводы о закономерностях политической организации, собрал, сравнил и проанализировал «конституции» 153 греческих и варварских городов. В то же время древнеримские юристы подобных исследований не проводили, поскольку были убеждены в несомненном превосходстве своих законов над всеми прочими «варварскими» законами.
Дальнейшее развитие сравнительно-правовой метод получил в Новое время. Во Франции Шарль Монтескье в своем труде «О духе законов» прибег к сопоставлению различных правовых систем и на предложениях относительно причин различий между этими системами строил своё понимание права. В Германии идею о сравнении правовых систем первым выдвинул Лейбниц.
Однако в качестве самостоятельной научной дисциплины сравнительное правоведение оформилось только во второй половине XIX века. Важнейшими событиями для развития новой науки стали основание в 1869 году французского общества сравнительного законодательства и проведение в 1900 году 1-го Международного конгресса сравнительного права.
С начала XX века кафедры сравнительного правоведения стали появляться в университетах Франции и некоторых других западных стран. После Второй мировой войны возникает много периодических изданий, посвященных сравнительно-правовым исследованиям. Так, в 1949 году в Париже основан «Международный журнал сравнительного права» (фр. Revue internationale de droit comparé).
В настоящее время исследования в области сравнительного правоведения ведутся во многих зарубежных научных центрах: в Центре европейского и сравнительного права Оксфордского университета; в Гарвардской школе права; в Институте Макса Планка (Max Planck Institute for Comparative Public Law and International Law) в составе Общества Макса Планка; в Международной академии сравнительного права;
В дореволюционной России значительное внимание сравнительно-правовому методу и изучению иностранного законодательства уделяли П. Г. Виноградов, Н. П. Загоскин, Н. М. Коркунов, С. А. Муромцев, Г. Ф. Шершеневич.
Однако превращение сравнительного правоведения в отдельную научно-правовую дисциплину в России происходит только с начала 1990-х годов. Существовавшие до этого идеологические установки препятствовали объективному сопоставлению различных правовых систем и конструктивному обмену правовым опытом, что в значительной степени лишало проводившиеся в СССР сравнительно-правовые исследования практического значения. Несмотря на это, в советский период издавались крупные научные работы, посвященные сравнительному праву (например, Тилле А. А. Социалистическое сравнительное правоведение. М., 1975). Ценнейшим источником по сравнительному правоведению стал изданный в СССР в 1967 году русский перевод монографии Рене Давида «Основные правовые системы современности».
К советской школе можно отнести современного узбекского ученого-компаративиста международного уровня А. Х. Саидова, большинство трудов которого издается на русском языке.
Произошедшая после распада СССР полная смена основ государственно-правового устройства страны, строительство совершенно новой правовой системы и обращение в этой связи к зарубежному законодательному опыту вызвали необходимость форсированного развития в России науки сравнительного правоведения. Один за другим стали выходить в свет не только общие курсы сравнительного права, но и специализированные работы по сравнительному конституционному, гражданскому, уголовному и трудовому праву.
В настоящее время научные исследования в сфере сравнительного правоведения проводятся в различных учреждениях, таких как: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Институт государства и права Российской Академии Наук;
В некоторых российских вузах в последние годы учреждены кафедры или отделения сравнительного правоведения (например, Отделение сравнительного правоведения Юридического института Сибирского федерального университета, Кафедра теории права и сравнительного правоведения Факультета права Высшей школы экономики в Москве).
Значительный вклад в развитие российского сравнительного правоведения в современный период вносят такие учёные, как М. Н. Марченко (автор ряда учебных пособий), Ю. А. Тихомиров (автор учебного курса сравнительного права), И. Д. Козочкин (зарубежное уголовное право), Л. Р. Сюкияйнен (исследования мусульманского права), Б.А. Страшун (сравнительное конституционное право), В.Н. Додонов (сравнительное уголовное право), И.А. Гончаренко (сравнительное налоговое право), А. А. Малиновский (сравнительное уголовное право), В. В. и Л. В. Бойцовы, Е.Н. Трикоз, В. Е. Чиркин, П.Н. Бирюков (исследования зарубежного права) и многие др.
В настоящее время в России выходят несколько периодических изданий, специально посвященных проблемам сравнительного права.
2. . Постклассическая юриспруденция (IV - VI вв. н.э.). Развитие правовой науки и образования в Византии. Основные кодификации.
После падения Западной Римской империи история римского права не закончилась. На территории бывшей империи образовались мелкие германские государства: Остготское, Вестготское, Бургундское и др., население которых состояло из двух этнических групп: германцев и римлян. Последние продолжали пользоваться римским правом. Германцы жили по своим обычаям.
По мере усиления своей власти германские короли занялись формированием права. Необходимо было создать сборники права как для римлян, так и для германцев с учетом новых условий жизни. Сборники, созданные для римлян, получили название «Римские правды варваров». К ним относятся «Бревиарий Алариха», Эдикт Теодориха, «Римская правда бургундов». Эти сборники не представляют систематизированного изложения римского права, а включают отрывки из римских кодификаций и трудов римских юристов, нередко с интерполяциями.
Для германского населения практически во всех государствах были изданы сборники, в основе которых лежало обычное право. Наиболее известными являются Бургундская правда, Аллеманская правда, Рипуарская правда, Салическая правда. Большинство кодификаций испытало влияние римского права. Среди тех кодификаций, которые сохранили самобытный характер, наибольший интерес представляет Салическая правда (Салический закон). Некоторые положения этого закона в дальнейшем оказали влияние на развитие европейского права. В частности, в некоторых европейских странах в эпоху Средневековья действовал закон о наследовании престола по мужской линии. Это правило было основано на гл. 59 («Об аллодах»), гласившей, что земля может быть наследована только лицами мужского пола.
Свод законов Юстиниана (Corpus luris Civilis)
После окончательного развала Римской империи и падения западной ее части восточная часть Римской империи преобразовалась в новое государство — Византию, в которой в отличие от германских государств продолжалось изучение и преподавание права.
Самым известным ее правителем и крупнейшим государственным' деятелем античного мира был Юстиниан. При нем произошло возрождение правовой науки, расцвет юридического образования. Как и прежде, работали юридические школы в Константинополе, Бейруте, Афинах, Александрии, где изучались труды известных римских юристов.
Но имя Юстиниана вошло в историю прежде всего в связи с созданием монументальной кодификации римского права — Corpus luris Civilis. Эта кодификация стала величайшим событием в истории европейского права.
Кодификации Юстиниана (Corpus luris Civilis), включала в себя:
1) Институции, т.е. освещение основ римского права для начального обучения (для этой части были использованы «Институции» Гая, а также работы Ульпиана, Флорентина и Марциана);
2) Дигесты (или Пандекты), т.е. собрание отрывков из сочинений 38 римских юристов (от I в. до н.э. по IV в. н.э.);
3) Кодекс Юстиниана (собрание императорских конституций) Руководил всей этой большой кодификационной работой, в том числе и составлением Дигест.
4) Новеллы – это положения, принятые после Кодекса Юстиниана. Постановления касались публичного, частного, церковного права.
После того как были созданы Дигесты, Юстиниан 16 декабря 533 г. издал конституцию, называемую по первому слову ее текста «Omnem». Эта конституция была использована профессорами константинопольской и бейрутской школ, участвовавшими в составлении Дигест. На основе этой конституции была проведена реформа Юридического образования. Ранее действовавшие юридические школы в Александрии, Афинах, Цезарее были закрыты, и преподавание права разрешалось только в Константинополе и Бейруте. Каждая из этих школ имела по четыре профессора, получавших государственное жалованье.
Конституция содержала указания о порядке преподавания права. Обучение продолжалось пять лет. Материалом для обучения должны были служить только созданные комиссиями сборники.
В процессе преподавания профессора права осуществляли толкование отдельных частей кодификации.
После издания «Corpus luris Civili» продолжалась и законодательная, и кодификационная деятельность. Были изданы более краткие сборники законов. Наиболее известными являются следующие:
Эклога — сборник, изданный в 740 г. императором Львом Исаврянином. Этот сборник содержал извлечения из Свода Юстиниана и ряд новых положений в области брачно-семейного права;
Прохирон — был издан императором Василием Македонянином в IX в., включал положения из сборников Юстиниана, Эклоги Льва и постановлений императора Василия;
Базилики — сборник, изданный в IX—X вв. Львом Философом. В сборник вошли положения из Свода Юстиниана и из Прохирона.
БИЛЕТ
Дата: 2019-03-05, просмотров: 771.