Школа «естественного права»: философско-методологические основания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теория естественного права (философский подход к праву) право у человека возникает от рождения и природы, который обладает неотъемлемыми естественными правами (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них.

Контуры этой теории наметились еще в древности. К примеру, Сократ и Платон пытались выявить нравственные, справедливые начала в праве, заложенные самой природой человека.

Распространение эта концепция получила в XVII-XVIII веках, в ней разделяются такие понятия, как право и закон.

Фундаментальную разработку эта теория получила в трудах следующих: Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев.

Суть теории естественного права состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т. п.). Эти права принадлежат человеку от рождения и должны беспрепятственно осуществляться, источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой природе человека.

Основными положениями теории естественного права являются:

Ø право и закон - не одно и то же;

Ø законы (писаное, "позитивное" право) созданы законодателями (людьми) и приняты государственными органами;

Ø право существует само по себе, имеет естественный (производный от природы) характер;

Ø право - совокупность высших нравственных ценностей (свобода, равенство, справедливость);

Ø фактически право и мораль едины, основу права составляют нравственные ценности;

Ø не всегда законы соответствуют естественному праву;

Ø права человека имеют естественный характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя.

Достоинствами теории естественного права являются:

§ признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод;

§ допущение, что официальные законы не всегда соответствуют естественному праву.

§ обосновывает необходимость приведения законов в соответствие с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода и др.

К основным недостаткам теории естественного права относятся:

§ прямое отождествление права и морали;

§ противопоставление писаного (позитивного) и неписаного (естественного) права, то есть конкретных формально-определенных юридических норм и абстрактных идей;

§ преувеличение роли неписаного права;

§ различное понимание людьми идей справедливости.

§ отрицание роли государства в правотворческом процессе.

 

В рамках классической школы естественного права есть три основных направления:

1.Деантологическое направление (Гроций). Право отождествлялось со справедливостью. Справедливость заложенное человеком свойство.

2.Логическая система естественного права (Лейбниц). Полагалось, что юридическая наука должна представлять собой систему юридических определений выводимых из первоначальных аксиом.

3.Онтологическая система естественного права (Гоббс и Спиноза). У них естественное право – закон природы. Естественное право здесь не имеет своего нормативного предписывающего характера.

Для всех этих трех направлений характерен дедуктивно-аксиоматический метод.

Дедуктивно-аксиоматический метод (из набора аксиом дедуктивно выводится теория). Гроций считал, что в юриспруденции необходимо найти общие признаки прав, существующие всегда и везде независимо от изменчивой воли людей. Для этого надо отделить то, что возникло путем человеческого установления от того, что вытекает из самой природы. Он делит право на право волеустановленное и естественное

Используя методы анализа и синтеза (анализ – разделение единого на части; синтез – наоборот объединение в одно целое) Гоббс создает механистическую теорию общества, характерную для классических представлений об обществе. Общество предстает, как сумма индивидуумов и целое общество объясняется из элемента, из природы отдельного индивидуума.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 937.