Право средневековой Германии характеризуется партикуляризмом, т. е. множественностью правовых систем: Первая центробежная тенденция, пока еще преобладающая в период средневековой Германии, получила название правового партикуляризма. Вторая — центростремительная — исторически более перспективная, еще пока в рассматриваемую эпоху слаба. Но именно она создаст основы будущей общегерманской правовой культуры. Правовой партикуляризм проявлялся в том, что, несмотря на существование относительного политического и административного единства государства германского народа и императорского законодательства по отдельным вопросам, для правовой культуры Германии средневековой эпохи характерно, главным образом, отсутствие общегерманского права.
1. Каноническое право. Регулировало вопросы церковной организации и брачно-семейные отношения. Источники - священные книги христиан, постановления соборов, папские декреталии и т. д.
2. «Имперское» право. Регулировало устройство королевской власти. Источники - указы императора.
3. «Ленное» право. Регулировало отношения между феодалами по поводу передачи и использования феода (лена). Основные источники - обычаи.
4. Земское право. Право отдельных немецких земель. Основные источники - обычаи.
5. «Дворовое» право - право, действовавшее при дворе господина и распространявшееся на его крепостных. Основные источники - обычаи.
6. Городское право охватывало городское население. Основные источники - обычаи, решения городских судов, королевские грамоты, статуты городских органов власти.
Из-за того, что правовые системы регулировали одни и те же отношения в обществе часто неодинаково, для субъекта права решение его вопроса было возможно только через суд, который и определял, нормы какого права будут применены.
Однако уже в IX– XVI вв. создаются основы для процесса создания единой правовой культуры Германии. Центростремительная тенденция развития правовой культуры Германии проявится в существовании имперского законодательства, создании правовых сборников XII–XIV вв., городском праве, каноническом праве и рецепции римского права.
Общегерманское королевское законодательство изначально стало формировать особую правовую сферу имперского права, т.е. «конституционное законодательство», закрепляющее основы единства империи и власти императора (напр., «Золотая Булла» 1356 г.) и «статуты мира», изданные в XII–XIII вв., ставившие своей целью пресечение феодальных усобиц.
Устранению местных различий способствовали так называемые правовые сборники XIII–XIV вв., представлявшие собой частные записи законов преимущественно земского или феодального характера, хотя их авторы видели своей целью изложение повсеместно действующего права (напр. Саксонское зерцало (1221–1235 гг.)),
В связи с развитием товарно-денежных отношений из земского права городов возникает и развивается городское право, имеющее традиционные черты отдельных местностей. Но в то же время в Германии благодаря схожести социальных и имущественных отношений, возникающих в городах, мы наблюдаем появление отдельных «семей городского права», т.е. нормы городского права были обработаны и записаны.
Особо широкое распространение получает Магдебургское (более 80 городов) и Любекское право (более 43 городов).
В рамках городского права развивается еще более универсальная система — торговое право, которое с момента своего возникновения имело национальный характер.
Римское право проникло в правовую культуру Германии еще до рецепции, через каноническое право. В Германии оно внесло свои коррективы в области уголовного права, а также судебного процесса.
Каноническое право реципируется и в светских судах, при этом данный процесс происходит легче и быстрее, чем рецепция римского права, т.к. преподавание канонического права началось существенно раньше римского и было в большей степени осовременено.
В XIV в. становлению единой правовой культуры Германии способствует рецепция римского права. Формальное основание рецепции видели в преемственности власти от римских императоров. Реципированное римское право получило название пандектного права.
Тексты римских источников подвергались формально-логической обработке: из них извлекались общие принципы, которые располагались во внешне стройном порядке. Эта переработка не являлась, однако, результатом сознательного стремления исказить римское частное права; она являлась исторически необходимым процессом приспособления римского права к новым производственным отношениям.
Римское право оказало существенное влияние на немецкую правовую культуру по следующим причинам:
1. В связи с развитием товарно-денежных отношений в обществе возникает потребность в общегерманском праве, которое бы носило общесословный характер. Законодательно на данном этапе развития правовой культуры восполнить существующий пробел было невозможно.
2. К римскому праву обращались охотнее, поскольку видели в германском императоре приемника римских императоров.
3. Одновременно с изучением немцами римского права шло и его проникновение в суды. Юристы, воспринявшие римское право, становятся чиновниками и судьями. Это приводит со временем к тому, что римское право в качестве обычного права фактически становится действующим правом.
4. Римское право было закреплено в законодательстве (в уставах о судопроизводстве в империи и княжеских судов).
Необходимо иметь в виду, что пандектное право, воспринимаемое на местах как имперское право, получило силу только как субсидиарное право, то есть в тех частях, что не противоречило праву партикулярному. Этому способствовали и особенности восприятия последнего юристами XVI–XVII вв. Партикулярное право ошибочно считали более древним, первоначально действующим правом. Принципы права, действовавшие в германских государствах, гласили: «Городское право ломает земское право», «Земское право ломает имперское право». Таким образом, к новому времени в Германии будут выработаны некоторые правовые принципы и институты, ставшие основой «общего права» в правовой культуре Германии. Но традиционный правовой партикуляризм, сформированный в эпоху средневековья, существенно замедлит процесс создания единой общегерманской правовой культуры.
БИЛЕТ
1,Понятие частно-научных методов и их классификация.
Частнонаучные методы правоведения могут складываться путем использования данных, а также методологических приемов других конкретных наук – статистики, социологии, кибернетики, психологии и др. Метод общей социологии, например, сам является комплексным и включает в себя математический, статистический методы, метод социального эксперимента.
К частнонаучным методам юридической науки относят следующие методы:
• историко-правовой;
• сравнительно-правовой (методы сравнительного правоведения и сравнительного государствоведения);
• правосоциологический',
• правовой статистики;
• правового моделирования;
• правового прогнозирования;
• правовой кибернетики;
• правовой психологии и др.
Историко-правовой метод является основным для историко-юридических наук: истории права и государства, истории учений о праве и государстве. Но он применяется и в общей теории права, и в теории государства в процессе анализа исторических источников, документов прошлых лет (законов, официальных документов, судебных решений по конкретным делам и т.п.). Это позволяет получить знания о событиях, явлениях, законодательных установлениях, юридической практике, существовавших в разные периоды жизни человеческого сообщества, и делать соответствующие теоретические выводы. Важным приемом исторического метода является научная (мысленная) реконструкция событий прошлого с тем, чтобы составить о них максимально полное представление в конкретике времени и пространства. В результате создается информационная основа для выводов о тех или иных исторических закономерностях (закономерностях в зарождении и развитии того или иного конкретного объекта), что составляет уже предмет истории.
Сравнительно-правовой (методы сравнительного правоведения и сравнительного государствоведения). В настоящее время, когда закономерно усиливаются интеграционные процессы, возрастает роль метода сравнительного государство- и правоведения, который имеет своим объектом сходные государственно-правовые институты различных стран.
Родоначальником этого метода является Аристотель, который сравнил конституции около полутора сотен греческих и варварских городов. Метод сравнительного исследования имеет своим объектом аналогичные или сходные институты двух или нескольких политических и правовых систем. Сравнительный метод может быть синхроническим (синхронным) и диахроническим (сравнительно-историческим).
Метод сравнения включает в себя следующие этапы:
• изучение сравниваемых институтов по отдельности;
• сравнение выявленных признаков с позиций их сходства и различия;
• оценку результатов.
По своей природе метод сравнительного правоведения и государствоведения является комплексным (собственно, как и другие частноправовые методы): он имеет философскую базу, использует метод аналогии, включает в себя формально-логические, специально-юридические и другие приемы.
Значение данного метода возрастает, когда возникает необходимость в политических и правовых реформах. Вместе с тем сравнительное государство- и правоведение не должно приводить к бездумному заимствованию иноземного опыта и механическому переносу в ту или иную национальную государственно-правовую систему.
Правосоциологический метод дает возможность изучать "право в действии": связи права с жизнью, эффективность государственно-правового регулирования. Этот метод отличают прежде всего объекты исследования и целевое назначение, а приемы используются традиционные (общесоциологические). Правосоциологический метод состоит в исследовании государственно-правовой действительности посредством таких социологических приемов, как анкетирование, опросы населения, изучение материалов уголовных и гражданских дел, иных документов, проведение социально-правовых экспериментов. С помощью данного метода можно выявить степень эффективности функционирования ветвей государственной власти, правового регулирования, состояние законности и правопорядка в стране.
Метод правовой статистики позволяет получить количественные данные, характеризующие изучаемое явление. В общей теории права и теории государства этот метод применяется в ходе исследования массовых повторяющихся явлений: правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и др.
Метод правового моделирования. В его основе лежит закономерность того, что, зная характеристики специально созданного или уже существующего объекта (модели), можно делать научные выводы об оригинале (прототипе) этой модели. Процесс моделирования составляют три стадии:
1) постановки задачи и выбора (или создания) модели;
2) изучения модели и формулирования выводов;
3) интерпретации (анализа, толкования) результатов и отнесения полученных знаний к оригиналу.
Основной признак и назначение модели – быть аналогом прототипа, что позволяет делать выводы по аналогии, т.е. выводы, в которых посылки относятся к одному объекту (модели), а заключение – к другому (прототипу, т.е. моделируемому явлению).
Модели могут быть физическими (макеты), математическими и описательными, которые содержат словесные описания качественных характеристик прототипа. В юриспруденции в основном используются описательные и математические модели. Хотя в такой прикладной юридической науке, как криминалистика, применяются и макеты.
Метод правового прогнозирования – система приемов, позволяющих составить научно обоснованные прогнозы о будущих состояниях государственно-правовых явлений. Например, предсказать изменения, которые произойдут в правовой системе, отдельных отраслях права, в правовом сознании населения, в состоянии правонарушаемости в ближайшей или отдаленной перспективе. Знание будущих состояний, процессов и явлений в области права и государства представляет собой необходимое условие компетентного управления обществом, экономическими, политическими и иными социальными процессами.
Метод правовой кибернетики – это метод, который на основе информационной системы и технических средств кибернетики позволяет добыть новые сведения о праве и государстве. В связи с глобальным развитием Интернета этот метод приобретает особое значение .
Метод правовой психологии представляет собой метод, построенный на законах и приемах психологии и предназначенный для изучения правовой психологии и правосознания граждан, должностных лиц, а также психологических механизмов, в частности мотивов, как правомерного поведения, так и совершения противоправных деяний.
Формально-догматический метод (формально-юридический, специально-юридический) заключается в исследовании догмы права, т.е. непосредственно юридического содержания правового регулирования. Он реализуется через:
• установление признаков правовых явлений, выработку понятий и их определений;
• классификацию правовых явлений;
• установление их природы с точки зрения правовых конструкций, общих положений юридической науки;
• их объяснение с точки зрения юридических теорий и концепций.
Формально-догматический метод выделяется не столько своими методологическими особенностями, сколько объектом исследования – догмой права . Сюда входит исследование строения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм права), формальной определенности права как его важнейшего свойства, способов систематизации нормативного материала, правил юридической техники. Этот метод применим и в теории государства.
Метод юридического толкования составляют способы уяснения содержания правовых актов. Этот метод в основном отличает его особая цель – практическое осуществление юридических норм, а составляют его, по существу, те же приемы познания права, в том числе и специально-юридический метод.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 1225.