Психологическая теория о праве и государстве и ее методологическое своеобразие. Ф. Ницше, Л. Петражицкий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психологическая теория происхождения государства развивалась в рамках социологического направления в юриспруденции. Возникновение психологической теории происхождения государства было в определенной степени большим прорывом в юридической науке. Это стало возможным лишь в конце XIX в., когда стала формироваться психология как самостоятельная отрасль знаний. Данная теория разработана Львом Петражицким.

 Согласно этой теории, государство образовалось в результате деления общества по психологическим признакам: одни способны только подчиняться и подражать, другие могут управлять.

Суть теории состоит в утверждении, что у человека существует психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также чувство коллективного взаимодействия. Её сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство и есть следствие реализации этих психологических закономерностей развития человека. Психика человека, его импульсы и эмоции играют главную роль не только в приспособлении человека к изменяющимся условиям, но и в образовании государства и права.

Оценка теории

Заслугой сторонников данной теории является указание на то, что в процессе образования государства большую роль играют психологические факторы. Верно и то, что различные интересы людей (экономические, политические, культурные, бытовые и пр.) реализуются только через психику. Все действия человека проходят через его психику на уровне условных и безусловных рефлексов. Психические и психологические качества людей формируются под влиянием экономических, политических, социальных, военных, религиозных, духовных факторов.

В целом, положительную оценку заслуживают попытки её сторонников найти универсальную причину, объясняющую процесс образования государства. Однако представляется, что эта задача ими не выполнена. Например, критикуется приверженность к субъективному идеализму сторонников данной теории.

На основе данной теории построена упсальская и феноменологическая школа права. 

Петражицкий, Лев Иосифович (апрель 1867 – 15.05.1931, Варшава)

Государство - явление чрезвычайно многогранное. Причины его возникновения объясняются многими объективными факторами: биологическими, психологическими, экономическими, социальными, религиозными, национальными и другими. Их общее научное осмысление вряд ли возможно в рамках какой-то одной универсальной теории, хотя в истории человеческой мысли такие попытки делались, и довольно успешно.

Критика нормативизма. Критике подвергается то, что право является велением государства.

Психологическая теория государства и права рассматривала народ как пассивную инертную массу, ищущую подчинения. А право представляет собой продукт психических переживаний людей.

В своих работах по теории государства и права Петражицкий подразделяет право на автономное (или интуитивное) и на позитивное (гетерономное). Автономное право образует переживания, исполняющиеся по зову внутреннего «голоса» совести. Позитивное правовое представление имеет место тогда, когда оно основано на чужом авторитете, на внешнем нормативном акте.

По Петражицкому, право выполняет распределительную и организационную общественные функции. Содержание распределительной функции выражается в том, что правовая психика наделяет граждан материальными и идеальными благами: неприкосновенностью личности, свободой совести, свободой слова и другими. Организационная функция права состоит в наделении субъектов властными полномочиями.

Несмотря на известную теоретическую сложность и «замкнутость» на психологической стороне правовых явлений общественной жизни, многие принципиальные положения теории Петражицкого, в том числе и созданный им понятийный аппарат, восприняты и довольно широко используются современной теорией государства и права.

Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше (15.10.1844 – 25.08.1900, Веймар, Германская империя)

Государство и право- служебные орудия, средства, которые есть проявление, обнаружение и образование борьбы сил и воль (воли сильных- аристократических господ и воли слабых- массы, рабов, стада). Аристократическая воля- это воля к власти, к жизни, к подъему; рабская воля- воля к смерти, к ни к чему.

Различал два типа государства: демократический (упадочный строй), аристократический (для высокой культуры и сильной породы людей).

Ф. Ницше строил тезис о том, что причиной возникновения государства является разделение общества на высшие и низшие расы (расовая теория). Первые, к которым прежде всего относятся арийцы, призваны господствовать в обществе, вторые — «недочеловеки» (славяне, евреи, цыгане и др.) — слепо повиноваться первым. Государство необходимо для того, чтобы одни расы господствовали над другими. Однако современная биологическая наука не видит никакой связи между расовыми различиями людей и их умственными способностями. Сама расовая теория носит не научный, а политический характер: не случай народов использовались нацистами для обоснования права арийской расы на захват территорий других народов и уничтожение последних во время Второй мировой войны. Таким образом, становится абсолютно очевидно, что теория Ницше неверна.

БИЛЕТ

Дата: 2019-03-05, просмотров: 662.