Основные источники права в средневековой Франции. Частные и официальные кодификации, тенденции к унификации права в европейских государствах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Главная особенность: из-за феодальной разобщенности общего национального права тоже не было, было очень много источников права, которые не были всеобщими: либо действовали на определенной территории, либо на определенных групп лиц (например, только на духовенство или только на торговцев). Такая ситуация была вплоть до революции в 1789 г.

К Х веку во Франции почти перестала действовать Салическая правда и прочие варварские обычаи, применявшиеся по персональному принципу. На смену им в условиях феодальной раздробленности пришли территориальные правовые обычаи – кутюмы (их было очень много – в разных областях и в разных феодальных владениях были разные кутюмы). Обычаи были устными, отражали реальные интересы жителей территории, формировались из компромисса, а не из произвола власти (как правило). Начиная с ХII отдельные кутюмы стали записываться.

В Нормандии был составлен сравнительно полный сборник обычного права — Большой кутюм Нормандии (середина XIII в.). Официальные кодификации записывались в судебных округах (по сути – основой была судебная практика). Частные кодификации стали появляться после Большого кутюма Нормандии и записывались частными лицами (королевскими судьями, легистами и другими желающими). Примеры частных кодификаций: «Совет другу», Кутюмы Бовези и пр. Стали появляться кодификации по местностям – Кутюмы Тулузы, Древний Кутюм Бретани. В 1389 г. был составлен Большой Кутюм Франции.

Появилась проблема – кутюмов много, на какой точно местности они действуют непонятно, какой применять суду – не ясно, отсюда куча судебных споров. Суды стали в случае неясностей привлекать десять местных знатоков обычного права, которые должны были пояснить, какой существует кутюм и какое у него содержание.

Карл VII в 1454 году велел собрать по всем местностям кутюмы и с его подачи в 16 веке были изданы отредактированные сборники больших (60) и малых (200) кутюмов. Унификации не было проведено, только кодификация (просто собрали всякие разные обычаи по стране и все).

В 17-18 вв. появились первые работы, направленные на унификацию – попытка унифицировать кутюмы и судебные решения по отдельным правовым институтам и обосновать идею создания единого общефранцузского права. + на юге Франции шла рецепция Римского права (спасибо глоссаторам – комментаторам Дигест Юстиниана). Начали появляться юрфаки (универ Монпелье). Римское прав как право ученых, далекое от судебной практики. Отношения королей к римскому праву было очень двояким: с одной стороны, они ссылались на него для укрепления своей власти, с другой – не хотели таким образом показать, что якобы находятся «под Римом» и Риму подчиняются.

Но римское право постепенно распространяется (спасибо постглоссаторам – бартолистам, которые адаптировали римское право к французским реалиям и потребностям судебной практики). В 1748 г. были изданы общие принципы права (автор – Потье). В 16 в. во Франции сложилась своя школа римского права – школа гуманистов (в отличие от бартолистов они изучали римское право как таковое, основываясь на историческом методе). Бартолисты подстраивали римское право к нуждам судебной практики, а гуманисты провели работу, которая стала началом для использования римского права в постреволюционный период.

Помимо обычаев еще было каноническое право, и оно существовало параллельно. В 1539 году церковным судам было запрещено рассматривать дела светских лиц. В 1582 году был издан Свод канонического права, который обобщал все уже существовавшие средневековые нормы, их Король признавал. А вот все новые канонические нормы уже требовали одобрения короля.

Часть обычного права – городское право. Основной источник – городские хартии, имевшие нормативный характер и отражавшие компромисс городского населения с королем или отдельными сеньорами. С 12 в. во Франции стали использоваться итальянские и испанские морские обычаи и торговые обыкновения, с 13 в. стали составляться такие сборники и во Франции (по сути – международное право, которое регулировало международную торговлю).

По мере усиления королевской власти все большее значение приобретали законодательные акты королей (ордонансы, эдикты, приказы, декларации и пр.). Они были не систематизированные, чаще декларативные и только добавляли хаоса в судебную практику. Их стало так много, что уже очень требовалась кодификация. Так появился свод всех ордонансов – Кодекс Генриха III (1587) – при этом это была частная кодификация. В 17-18 в. при Людовике 14 стали появляться королевские законы (большие ордонансы), которые по сути кодифицировали предыдущие акты. Была проведена широкая систематизация и кодификация права по отраслям – отдельно торговое, отдельно гражданское, гражданско-процессуальное, уголовное + уголовный процесс. Эти акты стали предшественниками кодексов по отраслям права, которые были приняты уже после революции (гражданский кодекс Наполеона, уголовный кодекс). К 18 веку законодательная функция переходит к государству окончательное, королевские акты становятся преобладающими над обычаем (раньше они наоборот только дополняли обычаи).

БИЛЕТ

Дата: 2019-03-05, просмотров: 990.