Институциализация научной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Новое время дает импульс к формированию научного познания современного типа, которое приобрело институциональный характер и промышленный размах и стало важнейшим внеэкономическим фактором промышленной революции на Западе, открывшей дорогу научнотехническому прогрессу и индустриальному производству Новейшего времени. Новое время явилось тем периодом, когда благодаря теоретическим усилиям мыслителей и правоведов в общих чертах сложился тот методологический базис юриспруденции, который продолжает существовать и на современном этапе ее развития. Тогда же было положено начало формированию отдельных юридических дисциплин: философии права, энциклопедии права, несколько позднее общей теории права, а также теоретического аспекта отдельных отраслевых дисциплин.

2.Теологические концепции права. Религиозная методология Авиценны и Фомы Аквинского. Каноническое право как самостоятельная правовая система.

В средневековом обществе церковь занимала центральное место, религиозное мировоззрение было господствующим. Сильное влияние католической церкви, религиозных доктрин проявилось как в методологической основе политико-правового знания, так и в определении круга разрабатываемых проблем, в аргументации в пользу той или иной точки зрения. Проблемы главенства церковной или светской власти находились на первом плане политико-правовой науки. Притязания церкви на светскую власть получили теоретическое обоснование в теологических теориях.

Идеи о соединении всей духовной и светской власти в руках папы, о создании всемирной монархии под руководством христианской церкви зародились в V—VI вв. Но вплоть до XII в. сохраняется формальное (до XII в. германские императоры утверждали пап) первенство светской власти. Вторая половина XII и XIII в. — время усиления позиций католической церкви. Необходимость единства светской и духовной власти, верховенства последней доказываюсь по-разному. Один из главных аргументов сводился к тому, что единый миропорядок существует в соответствии с божественным замыслом, поэтому духовное начало должно иметь первенство. Ключевую роль играло обращение к текстам Библии.

На толковании Священного писания основаны многократно повторяемые теории «двух мечей», «солнца и луны». Два меча вручил Бог для защиты христианской веры: один папе, а второй — императору (или вариант — два меча вручено папе, затем один передан императору). При этом светская власть должна применять насилие там, где церковная власть не может этого делать. Светская власть занимает подчиненное положение, помогая церкви блюсти чистоту веры. Согласно теории «солнца и луны» так же, как луна светит светом, отраженным от солнца, так же и светская власть получает свое могущество от церкви.

Свое обоснование приоритет церковной власти нашел и в одной из самых известных доктрин Средневековья — в учении ученого-богослова Фомы Аквинского, который детально разработал многие вопросы правовой теории с точки зрения теологии. В работе «О правлении государей» доказывается преимущество монархической формы правления перед иными; а также необходимость подчинения светской власти духовной — все цари христианского мира должны подчиняться пане римскому. Фундаментальная «Сумма теологии» — главное богословское и философское произведение Фомы Аквинского, в котором в том числе нашли обоснование идеи о первенстве знания божественного перед знанием человеческим, рациональным, о первенстве теологии перед философией, об основополагающем значении теологии по отношению к остальным наукам. (метод – формально – логические доказательства).

Каноническое право — это совокупность правил, регулирующих отношения внутри самой церковной организации, а также между церковью и светскими лицами. Каноническое право как система стало формироваться с конца XI в. Оно представляет собой компиляцию из предписаний Библии, решений церковных соборов, извлечения из папских булл, отрывки из трудов церковных служителей, некоторые нормы римского и обычного права. Каноническое право изначально носило письменный характер, что в условиях поголовной неграмотности обеспечило ему авторитет.

Каноническое право изучалось в средневековых университетах. Самым известным был Парижский университет, устав и автономия которого в 1213 г. были признаны папой Иннокентием III. Вторым по значимости был университет в Болонье. С XII в. надзор за юридическим образованием осуществляла церковная власть. С XIII в. заниматься преподавательской деятельностью стало возможным только с разрешения церкви.

Первым сборником канонического права стал составленный около 1140 г. монахом Граиианом «Декрет Граииана».

В рамках канонического права была выработана юридическая техника, способствовавшая развитию наследственного права, с помощью которого церковная организация приобретала огромные богатства, усиливающие ее власть. На основе канонического права регулировались брачно-семейные отношения. Каноническое право много сделало для развития института собственности.

***Часть вопроса про Авиценна (в учебниках информации нет)

 ИБН СИНА (по лат.. Авиценна) (ок. 980-1037), ученый, философ, врач, музыкант. Жил в Ср. Азии и Иране, был врачом и везиром при разных правителях.

По мнению величайшего мыслителя, избрание правителя в мусульманском мире должно стать результатом компромисса между авторитетными людьми. Как считал учёный, властитель должен обладать следующими качествами: храбрость, наличие организаторских способностей, знание религиозных канонов, справедливость. Если существующий правитель обладает всеми указанными качествами, то подданным следует ему беспрекословно подчиняться, а если же он им не соответствует или нарушает их, то данная обязанность снимается с людей.

Авиценна считал, что именно на мусульманско-правовой религиозной доктрине строилось политическое устройство Арабского халифата – могущественнейшего мусульманского государства Средневековья.. Цельная мусульманская концепция государства сложилась здесь в основном в XI–XIV вв. и развивалась в рамках мусульманского права. Халифат воспринимался не просто как государство, но и как продолжение благочестивого царства пророка Мухаммеда, на него возлагались религиозные функции: «суть преемство пророческой миссии в защите веры и руководстве земными делами».

Верховным носителем суверенитета в халифате полагался Аллах, представленный халифом. Последний несет личную ответственность за осуществление власти над мусульманской общиной.

БИЛЕТ

Дата: 2019-03-05, просмотров: 809.