Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философских традициях. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но стремились найти истину путём обмена своими мнениями.
Начиная с Гегеля, диалектика противопоставляется метафизике как способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга.
Определение диалектики от Гегеля: «Всеобщий метод познания противоречий как внутренних движущих сил развития бытия, духа и истории».
Для Гегеля диалектика — это переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика, согласно Гегелю, — «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…».
Он считал, что каждое отдельное понятие односторонне, представляет лишь частицу истины. Оно нуждается в дополнении своей противоположностью, после соединения с которой, образует высшее понятие, более приближающееся к истине. А также, что абсолютное в своем вечном созидании проходит чрез все противоположности, попеременно создавая и снимая их и приобретая таким путем при каждом новом движении вперед более ясное сознание своей настоящей сущности. Итак, положение, противоположение и их объединение (тезис – антитезис – синтез) составляют в системе Гегеля сущность диалектического метода. Самый широкий пример этой триады – идея, природа, дух.
Диалектикa Гегеля (идеалистическая) — это распространение не только на общество, но и на природу ключевых идей христианского понимания связи Бога и человека. Основные идеи гегелевской диалектики сводятся к следующему: «…Все конечное, вместо того, чтобы быть прочным и окончательным, наоборот, изменчиво и преходяще», поскольку, «будучи в себе самом другим, выходит за пределы того, что оно есть непосредственно, и переходит в свою противоположность»
Гегель разработал основные принципы диалектики:
• Принцип развития
• Принцип всеобщей связи
• Принцип противоречивости явлений и предметов мира
И основные законы диалектики:
• Закон перехода количественных изменений в качественные
• Закон диалектического синтеза (отрицание отрицания)
• Закон всеобщей противоречивости
Гегель противопоставлял разум народному духу, рационализм – иррационализму и романтике. Считал, что «народный дух» в процессе диалектического развития заменяется «мировым разумом», который формирует само право. (Мировой разум – «деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира»)
Гегель: право в развитии проходит три стадии:
1. Абстрактное право («голая возможность», сознание правоспособности»)
2. Мораль
3. Нравственность
Мораль и нравственность, наполненные конкретным содержанием, являются продуктом исторического развития.
Гегель выделяет следующие разновидности права: право (свобода), особое право (степень и форма свободы) и позитивное право (закон).
Абстрактное право – первое объективное выражение свободного духа по отношению к внешним вещам и другой воле. Это право базируется на частноправовом основании: граждане как свободные субъекты встыпают в правоотношения, одновременно находясь друг с другом в обязательственных отношениях (через систему разделения труда, правовых учреждений и пр.).
В сферу нравственности право входит в форме закона и позитивного права. Естественное право – это синоним философии права, правовые (позитивные) законы – это законы, идущие от людей, «внутренний голос может вступить с ними в коллизию, либо согласиться с ними». Мерило же естественных законов находится вне нас, и наше познание о них ничего не меняет в них. Почвой права является вообще духовное и его исходной точкой – волей, которая свободна, так как свобода составляет ее субстанцию, «право есть свобода как идея».
Проходя через стадии права мировой разум достигает своей высшей точки в государстве, которое есть «действительность нравственной идеи». Государство олицетворяет то единство, ту тотальность и солидарность, которые обеспечиваются правом, общее в этой системе стоит значительно выше индивидуального и частного права индивида – они всегда производны от воли государственного целого.
Кратко в итоге: диалектический метод - это метод познания явлений действительности в их развитии. Этот метод дает возможность объяснить, в частности, развитие государственных и правовых явлений как результат их внутренних противоречий. Используя этот метод, можно, например, объяснить смену одной формы правления государства другой или изменение методов правового регулирования общественных отношений.
Критиковали: Николай Гартман и Карл Поппер, сторонник – Б.Н. Чичерин (но выявлял отдельные недостатки)
БИЛЕТ
Дата: 2019-03-05, просмотров: 585.