В этот период благодаря разветвленной системе высшего образования и научно-исследовательских учреждений юридическая наука стала массовым и глобальным явлением. Уже в конце ХХ в. юридическими исследованиями занималось больше людей, чем за всю историю науки до середины того же века.
К классическим естественно-правовому и позитивистскому подходу к праву добавился социологический, связанный с выведением на первый план самих регулируемых правом общественных отношений, которые зачастую принимались за право. Именно в ХХ в. это направление оформилось с многими побочными ответвлениями. Оно связано с именем австрийца Е. Эрлиха(1862-1922). Определенную пограничную сферу составил социологический позитивизм (американец Р. Паунд (1870-1964) и др.), строившийся на основе прагматизма и функционализма. При этом в дефиницию права включался определенный порядок, поддерживаемый силой; совокупность норм права и фактическую реализацию этих норм, отправление правосудия. Это не отменяло разделения «книжного права» и «права в действии», а монополия государства на принуждение сочеталась с расширением судейского усмотрения.
Естественно-правовое направление было связано с «возрождением естественного права с изменяющимся содержанием»(австриец Р. Штаммлер (1856-1938) и др.). Право отождествлялось с формальной справедливостью, а набор естественных прав менялся с развитием всей совокупности общественных отношений. Немец Г. Радбрух (1878-1949) правильность (позитивность) права связывал с совокупностью его соответствия принципам справедливости (равенства), целесообразности и правовой стабильности (безопасности). Принципы провозглашались высшей правовой ценностью, а абсолютно несправедливое право провозглашалось не правом.
В 20-40-х гг. ХХ в. в США господствующим направлением выступал «правовой реализм» (О. Холмс (1841-1935), К.Н. Ллевелин(1893-1962), Д. Фрэнк (1889-1957) и др.). Основой этого направления выступил прагматизм и фрейдизм. Ключевые положения сводились к тому, что право подвижно и создается судами и выступает только как средство регулирования (правовой плюрализм). При этом выражалось тотальное недоверие к нормам и фактам вплоть до отрицания нормативности права, а право понималось как практическая деятельность по принятию судебных и административных решений. Известно скандинавское (психологическое) направление правового реализма (шведы А. Хегерстрем (1869-1939), В. Лунштет (1882-1955), К. Оливеркрон (1897-1980) и др.). Право провозглашалось системой норм о силе, при этом на первое место выводилось психологическое воздействие этих норм.
Развитие правового позитивизма было связано с «чистым учением о праве» австрийца Х. Кельзена (1881-1973) и «аналитическим правоведением» британца Г. Харта (1907-1992). Х. Кельзен свел право только к упорядоченной совокупности правовых норм, связанных с государством, причем каждая из них выводилась в той или иной степени из более сильной юридически нормы. Именно как исследовательский нормативно–догматический метод такой подход является весьма эффективным.
Напротив, Г. Харт исходил из социального контекста рассмотрения права, но при этом разделял право и мораль, связывал право с легальной процедурой его принятия и возможностью принудительного исполнения.
Помимо классических направлений в правоведение, получили направление неклассические подходы (интегральный (интегративный подход), юридическая герменевтика и др.).
Прогресс юридической науки в это время был связан с развитием сравнительного правоведения, использованием различных методов исследования (выделение криминологии, обособление социологии права, использованием в правовых исследованиях вычислительной техники, затем компьютеров и др.), развитием юридического образования. Встал вопрос о формировании «виртуального права».
2. Становление в Новое время (XVII – начало XX в.) конституционно-правовых идей и их влияние на развитие юридической науки.
Английская буржуазная революция, сопровождаемая гражданскими войнами (1642–1649 гг.), дала толчок к возникновению других буржуазных революций XVIII века в странах Западной Европы и Северной Америки. Это привело к возникновению новых буржуазных международных отношений и, следовательно, к качественному преобразованию международного права.
Подписанный по окончании тридцатилетней войны (24 октября 1648 г.) Вестфальский трактат сформулировал новые конституционно-правовые принципы, ставшие доминирующими почти на два последующих столетия:
• политического равновесия,
• независимости светской власти от власти духовной,
• равенства государств.
Он также сформулировал декларативную теорию признания, предусмотрел применение коллективных санкций против агрессоров, мирные средства разрешения споров, внес изменения в правовой режим государств, трансформировал статус консулов новых государств и т.д. Трактат подготовил переход к качественно новому периоду в развитии конституционного нрава.
Система юридических принципов и норм, постепенно сложившихся в период с 1648 по 1917 г. и регулировавших отношения в государстве той исторической эпохи, именуется классическим конституционным правом. Основные черты этого периода следующие:
1) конституция становится главным источником норм конституционного права;
2) происходит демократизация конституционных правовых отношений;
3) зарождается естественное право.
Это время рождает выдающихся просветителей и мыслителей (Н. Макиавелли, Т. Мор, Ж. Боден, Т. Кампанелла, Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо, Т. Джефферсон, Дж. Медисон и др.), разработавших первые фундаментальные учения о государственности и конституционализме, послужившие идейной основой будущего формирования конституционного (государственного) права как целостной отрасли нрава.
Наиболее значимые из выдвинутых ими идей касались народного и государственного суверенитета, разделения властей, естественных и неотчуждаемых прав человека, равенства и свободы граждан, парламентаризма, ответственного правительства.
Прогрессивные идеи были воплощены в ходе демократических антиабсолютистских революций, освободительной войны в Северной Америке, в период Французской революции 1789–1793 гг. и стали реальностью в первых источниках конституционного права. К ним относятся: Петиция о праве 1628 гола и Билль о правах 1689 года в Англии; Декларация независимости США 1776 года, автором которой был будущий третий президент США Томас Джефферсон; Конституция США 1787 года и американский Билль о правах 1789 года; знаменитая французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года; Конституция Франции 1791 и 1793 годов; польская Конституция 1791 года и др.
Понятие "конституционное право" начало интенсивно употребляться в XVIII в., причем этот термин появляется раньше, чем формируется собственно отрасль права. Так, французские конституционалисты считают, что выражение "конституционное право" появилось во Франции как минимум за 15 лет до революции 1789 г.
В этот период на европейском и североамериканском континентах термин "конституционное право" использовался в трех значениях.
1. Сначала им обозначалось субъективное право, т.е. право индивида или коллектива, предоставленное конституцией. Отсюда право индивида отказаться платить налог, не установленный законом, рассматривалось как часть конституционного права.
2. Затем термином "конституционное право" стали обозначать группу правовых норм, закрепленных в конституции конкретной страны. Во Франции, например, можно было встретить королевское решение, в котором констатировалось "посягательство на конституционное право провинции". Иначе говоря, до Французской революции 1789 г. провинциальное право слагало в совокупности конституцию государства.
3. Выражение "конституционное право" использовалось также для обозначения науки и дисциплины, объектом исследования которых являлись принципы и правила конституционализма и публичных отношений, урегулированных конституцией. Перед началом революции во Франции можно было встретить профессоров конституционного права, преподающих эту новую отрасль права, которая одновременно называлась "политическое право".
Дальнейшее развитие конституционного (государственного) права в новое время, т.е. в XIX – начале XX в., отличалось интенсивным процессом конституционного и текущего законотворчества, кодифицировавшего правовые нормы, регулирующие публичные отношения. Вслед за США, Францией и Польшей конституции были приняты в Норвегии (1814 г.), Бельгии (1831 г.), Аргентине (1853 г.), Люксембурге (1868 г.), Швейцарии (1874 г.).
В XIX в. в системах публичной власти наиболее передовых государств окончательно формируется институт местного самоуправления. Как заметил английский исследователь Д. Е. Эшфорд, концепция местного самоуправления этого периода явилась продуктом либерально-демократического государства XIX в.
Именно Новое время можно считать периодом формирования конституционного права как ведущей отрасли права в правовой системе конкретных государств. В этот период государственное право, с одной стороны, отделяется от других отраслей права, а с другой – преобразовывается в ведущую отрасль, именуемую теперь во многих государствах "конституционное право".
БИЛЕТ
Дата: 2019-03-05, просмотров: 964.