Периодизация развития юридической науки. Первый этап развития юридической науки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Юридическая наука, как удел избранных (IV в. до н.э.- ХII в н.э.). Для этого периода характерно то, что теоретическое осмысление феномена права было действительно уделом либо одиночек, либо представителей определенных философских или религиозных направлений. Собственно, ученые–юристы были в основном самоучками. Юридическое образование делало только первые шаги (юридические школы Древнего Рима и Византии), а первым из университетов стал Болонский, созданный в 1083 г. на базе юридической школы.

Право возникло одновременно с первыми государствами (ХХХII – ХХХ вв. до н.э.), а первые дошедшие до нас памятники права датируются рубежом ХХII – ХХI вв. до н.э. (законы Ур-Наммы). Однако о возникновении юридической науки до VI в. до н.э. говорить не приходится, хотя предпосылки ее возникновения формировались многие века. Ее генезис (зарождение) связано с Древней Грецией. До нас дошли сведения о правовых реформах полулегендарного Драконта (проведена около 620 г. до н.э.), вполне реальных Салона (проведена в 594 г. до н.э.) и Клисфена (осуществлена 508 г. н.э.), а особенно Перикла ( даты жизни 500-429 г.до н.э.) в середине V в.

Приоритет в значительной степени принадлежит софистам (Протогор, Гиппий, Фросимах и др.), которые перешли от натурофилософии к философии человека и начали разделять фюсис (природу, прообраз естественного права) и номос (закон). Сократ (469-399 г. до н.э.) говорил о неразрывной связи права и государства, необходимости назначать управленцев (в т.ч. судей) не по жребию, а по квалификации («правление знающих»), вещал о праве, как о компромиссе между гражданами, по сути, обосновал презумпцию справедливости закона и обоснованности приговора. Сократ вывел формулу, что «законное» и «справедливое» тождественны. Приверженность ей он доказал не только своей жизнью, но и смертью, предпочтя подчиниться законному, хотя и явно не справедливому, по мнению многих, приговору.

Ученик Сократа Платон (427-347 гг. до н.э.) организовал в пригороде Афин, в Академе (отсюда - академия), школу (387 г. до н.э.), просуществовавшую почти тысячу лет. Он сформулировал учение о понятиях, одним из первых предложил выделить формы государства (тимократия, демократия, монархия, аристократия, олигархия, тирания, охлократия). Философ выступал за профессионализацию государственного аппарата («правление философов», подобно «правлению знающих» Сократа). Он постулировал принудительный характер закона, но за равновесие убеждения и принуждения. Справедливость он помещал в основу государства и права. При этом его приверженность абсолютному равенству, этатизму (сторонник цензуры, вмешательства государства в дела общества и др.) и идеализму («вечные идеи», показанные через аллегорию пещеры) делают его одним из идеологов своеобразного коммунизма.

Ученик Платона Аристотель Стагирит (384-322 г. до н.э.) в 335 г. до н.э. основал Ликей (у храма Аполлона Ликейского, отсюда - лицей), который просуществовал до 529 г. н.э. Он так же считал подчинение закону нравственным долгом и что «дела, продиктованные добродетелью, открывают путь к счастью». Он подошел к разделению права на частное и публичное. При этом для частного права выводилась уравнительная справедливость (арифметическое равенство), а для публичного - распределительная справедливость (геометрическое равенство). Аристотель стоял у истоков патриархальной теории возникновения государства и теории среднего класса (полития). Его можно признать и одним из идеологов правового государства, ибо «закон должен властвовать над всеми».

Последовательно придерживались идеи правового государства эпикурейцы и основатель данной школы Эпикур (341-270 гг. до н.э.). Умеренность и законопослушание он считал причиной душевного спокойствия, которое и означает приятную и счастливую жизнь: «Нельзя жить сладко, не живя разумно, хорошо и праведно».

Представители школы стоиков, прежде всего Зенон (336-264 гг.) перенесли акцент в осмысление права на самоограничение, осознания ограничения произвола государства и каждого гражданина во имя интересов как всего общества, так и каждого из людей. Именно стоики наиболее глубоко для своего времени разрабатывали идеи естественного права. Однако осмысление феномена права в Древней Греции осуществлялось в рамках философии, и юриспруденция не стала отдельной сферой знания.

Эта прерогатива принадлежит Древнему Риму, где юриспруденция обособилась в отдельную сферу знаний. Уже в 254 г. до н.э. Тиберий Корунканий, жрец из плебеев, заявил, что будет разъяснять содержание законов всем желающим. Цицерон (106-43 гг. до н.э.), юрист и оратор, испытал влияние стоиков. Он был последовательным сторонником формального равенства (обосновал формальное равенство фактически неравных людей), идеологом правового государства и естественного права («природного закона»), одним из первых теоретиков гражданского общества. Сабиан в I в. н.э. создал первую частную школу права (аналогичные школы функционировали в последствие в Александрии (Музион), Афинах, Риме, Константинополе, Бейруте и др.). При этом нельзя недооценивать влияние древнегреческих ученых на изучение права в Древнем Риме. В частности, римские стоики, прежде всего философ Сенека (3-65 гг. н.э.) и император Марк Аврелий (121-180 гг. до н.э.) обосновывали формальное равенство, а также свободу, как осознанную необходимость и полагали сознательность основой права.

Отметим, что в западной традиции (идущей от античной Греции и Рима) естественное право не противопоставляется действующему праву, как совокупности правовых норм. Напротив, естественное право должно выражаться в правовых нормах, а мерилом правомерности закона является его соответствие, в современном смысле, нормам естественного права (прежде всего, справедливости и равенства). Жизнь по закону и означала жизнь по справедливости. Кстати, даже слово «право» в древнегреческом языке отсутствовало.

Классическое римское право (I-III в. н.э.) дало высокие образцы исследований в сфере частного права, связанные, прежде всего, с отцами-учителями римского права Гаем, Павлом, Папинианом, Модестином, Ульпианом. В частности, проведенное Ульпианом (170-228 г. н.э.) разграничение частного и публичного права (по предмету правового регулирования и правовому положению сторон) до сих пор сохраняет свое значение.

Вершиной античного правоведения стал Свод цивильного права («кодекс») византийского императора Юстиниана (527-565 гг.). Он состоял из следующих частей: 1) институции (элементарные учебники, прежде всего Гая),2) дигесты (или пандекты) (собрание из отрывков трудов 38 римских юристов, в т.ч. Сцеволы, Лабеона, отцов-учителей римского права), 3) кодекс (собрание отрывков из императорских распоряжений (конституций)). Данные акты дополнили новеллы.

В раннее европейское Средневековье научные исследования правовых явлений (вне Византии и осколков римского мира) практически не осуществлялось.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 584.