Третий этап развития юридической науки (хviii - хiх вв.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В этот период юридическая наука стала социальным институтом, выступала как предпосылкой социально-экономических преобразований, так и их следствием. Именно научное обоснование правового государства и гражданского общества стало в значительной степени катализатором Великой французской революции 1789-1794 гг.

Юридическое образование в этот период приобрело характер, который общих чертах сохранился до сих пор. Римское и каноническое право перестали быть его основой, был сделан акцент на изучение национального права, последовательное прохождение отдельных отраслевых дисциплин и др.

Стоит отметить обоснование Ш.-Л. Монтескье (1689-1755) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Его не без основания считают первым социологом права, идеологом естественного права и общественного договора.

Важнейшее значение в этот период имело появление научного позитивизма. Большая заслуга в этом процессе принадлежит британцу И. Бентаму (1748-1832), который последовательно разделил право и мораль. Он определял право как совокупностью норм, связанных с государством и в значительной степени отождествил право с законом. Право неизбежно должно было стать формально определенным, рассчитанным на неопределенный круг лиц и неопределенное число случаев. Он вывел метод рационализма и позитивного оптимизма, обосновав главный лозунг правового утилитаризма: задача права принести «наибольшее счастье наибольшему числу людей». Следовательно, законодатель должен искать равновесие, допускающее максимальную свободу, но ограничивающее любое поведение, которое препятствует счастью других людей. Он вывел принцип утилитарной справедливости и равенства: «Все считаются за одного, никто не считается более, чем за одного». Разграничение морали и права углубил его ученик Дж. Остин (1790-1859), связав право исключительно с волей суверена.

Результатом научного осмысления правовых реалий новой буржуазной эпохи стал Гражданский кодекс Франции или Кодекс Наполеона (1804 г.). В его подготовки принимали участие наиболее яркие французские юристы той эпохи, в том числе Ж. Порталис (1746-1807) и Ж.-Ж. Комбасерес (1753-1824).

Немецкий философ Г. Гегель (1770-1831) внес в изучение права диалектическое начало, рассматривал правовую реальность во всех ее проявлениях, разделил право и идею права. Основой права он наиболее последовательно провозгласил свободу и формальное равенство, стал одним из основных теоретиков гражданского общества, как предпосылки правового государства. Его соотечественники Г. Гуго (1764-1844), Ф. Савиньи (1779-1861), Г. Пухта (1798-1846) были наиболее яркими представителями исторической школы права. Они последовательно критиковали крайности естественного права, считали право социально-культурным явлением с собственной историей, проявлением «народного духа», частью национальной культуры. Они выдвинули метод историзма как противовес рационализму, провозгласили переход от народного права к «праву науки», или праву юристов.

Этот же период связан с диалектико-материалистическим подходом к праву в рамках марксизма. Немцы К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895), соединив материализм и диалектику, обосновали неразрывную связь права и государства (относящихся к надстройке) при их зависимости от экономики (базиса), классовую сущность права («право - возведенная в закон воля правящего класса»), комплексный (социологический) подход к изучению правовых явлений. Они обосновали формационный подход к типологии государства и права, диалектико-материалистическую (марксистскую) версию возникновения государства и права.

Другой немец Р. Иеринг (1818-1892) стал основателем «юриспруденции понятий» (задача юридической науки - сформулировать понятия (догматическая логика)), считал право не идеалом и не велением государства, а результатом конфликта интересов, итогом «борьбы за право» заинтересованных субъектов. Критиковал крайности естественно-правовой и исторической школ, развивал органическое представление о праве (на основании его структуры и функций), выводил на главные позиции цель в праве.

В этой связи совсем не случайно именно в Германии было принято Германское Гражданское Уложение (1896 г.), которое стало результатом многолетней работы многих германских ученых, образцом для дальнейшего правотворчества. Оно действует с изменениями до настоящего времени.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 483.