БИЛЕТ
Понятие метод и методологии юридической науки. Классификация методов юридической науки
БИЛЕТ
Понятия, критерии научного знания и научного исследования. Юриспруденция в системе наук.
БИЛЕТ
1. История юридической науки: спорные вопросы генезиса и основных этапов развития науки о праве
1. Юридическая наука в Древнем мире
2. Юридическая наука в Средние века
3. Юридическая наука в Новое время
4. Юридическая наука в период Новейшего времени
БИЛЕТ
Концепция гуманизма и ее влияние на политико-правовые исследования
На смену мировоззренческому теократическому мышлению приходит гуманистическая система мышления, в центре которой стоит человек с его потребностями, стремлениями и желаниями. Развивается в эпоху Возрождения (эпоха разложения феодализма и становления раннего буржуазного общества в XV - начале XVII вв).
Гуманизм - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманизм провозглашает принципы равенства, свободы, справедливости как нормы взаимоотношений между людьми.
Гуманизм эпохи Возрождения имел ярко выраженную социалистическую направленность - на человека со своими интересами, потребностями и ценностями. Философские и социологические учения, возникшие в Европе и ранее всего в Италии, выражали уважение достоинства и прав человека, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных условий общественной жизни, возобновление античного философского учения. Гуманистическое понимание мира предполагало антимистическое, свободное его восприятие, требовало полноты чувственной и рациональной жизни, выдвигало личность, ее достоинства и честь.
Гуманистическое направление в юриспруденции сосредоточивает внимание на изучении источников действующего (особенно римского) права. Для мыслителей гуманистического направления право — это, прежде всего, законодательство. Усиливаются движения против феодальной раздробленности, за централизацию государственной власти, единое законодательство, равенство всех перед законом. Сосредоточение внимания на позитивном праве вместе с тем не сопровождалось полным отрицанием естественно-правовых идей и представлений.
Представители: Лоренцо Валла, Донелл, Цазий, Куяций.
Диалектический метод познания государства и права. Г.В.Ф. Гегель (1770-1831).
БИЛЕТ
БИЛЕТ
1. Юснатурализм и юспозитивизм в истории юридической науки.
Юснатурализм и юспозитивизм в понимании права на разных этапах развития юридической науки.
Естественно-правовой подход. Нужно знать периодизацию (редакции):
• античная (Ульпиан и Цицерон, нужно знать представителей и определения обязательно) при которой естественное право уподоблялось закону природы;
• средневековая, теологическая или христианская (фома аквинский) при которой обязательность естественного права вытекает из созданного богом природы вещей, бытия либо из созданной богом природы человека. Послание Павла – совесть – естественный закон, положенный даже в сердцах у язычников;
• Новое время (17-18 века) индивидуалистическая, рационалистическа (Гуго Гроций, Иммануил Кант, Самуил Пуфендорф, Джон Локк и т.д.) при которой естественное право отождаствляется с правами и свободами человека, которые выводились разумом из разумной человеческой природы;
• возрождённое естественное право (после второй мировой и в 20 веке – в два этапа) (П.И. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой, в Германии Рудольф Штаммлер, Густав Радбрух, США Лон Фуллер – Поляков не согласен).
На этом этапе Естественное право – исторически изменчивая совокупность нравственных требований к субъективному праву. То есть право отождествляется с нравственностью – главный упрёк. Здесь полностью разрушается идея естественного права как права незыблемого. Об этом Трубецкой спорил с Новгородцевым. Он говорил, если это критерий, идеал, то как он может быть изменчив? Это всё равно что метр с изменяющейся длиной или кг с изменяющимся весом. Нужно представлять достоинства и недостатки каждого подхода, а также особенности на каждом этапе развития.
Теория естественного права (философский подход к праву) как утверждение свободы и справедливости в практике правового государства.
Контуры этой теории наметились еще в древности. Истоки естественно-правовых взглядов лежат в Древней Греции и Древнем Риме. Еще Сократ и Платон пытались выявить нравственные, справедливые начала в праве, заложенные самой природой человека.
Например, Цицерон говорил, что закон государства,противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон.
Логически завершенную форму и распространение эта концепция получила вXVII-XVIII веках в трудах Гоббса, Локка, Радищева и др. В ней разделяются такие понятия, как право и закон.
Фундаментальную разработку эта теория получила в трудах Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Н.Радищев.
Суть теории естественного права состоит в том,что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т.п.). Эти права принадлежат человеку от рождения и должны беспрепятственно осуществляться, источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой природе человека.
Основными положениями теории естественного права являются:
• право и закон - не одно и то же;
• законы (писаное, "позитивное" право) созданы законодателями (людьми) и приняты государственными органами;
• право существует само по себе,имеет естественный (производный от природы) характер;
• право - совокупность высших нравственных ценностей (свобода, равенство, справедливость);
• фактически право и мораль едины, основу права составляют нравственные ценности;
• не всегда законы соответствуют естественному праву;
• права человека имеют естественный характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя.
Достоинствами теории естественного права являются:
1. прогрессивность;
2. признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод;
3. допущение, что официальные законы не всегда соответствуют естественному праву (то есть, нормам справедливости).
4. обосновывает необходимость приведения законов в соответствие с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода и др.
К основным недостаткам теории естественного права относятся:
1. прямое отождествление права и морали;
2. противопоставление писаного (позитивного) и неписаного(естественного) права, то есть конкретных формально-определенных юридических норм и абстрактных идей;
3. преувеличение роли неписаного права;
4. различное понимание людьми идей справедливости.
5. отрицание роли государства в правотворческом процессе.
Общее у всех этапов:
1) естественное право как право совершенное всегда противопоставляется праву позитивному (в теории дуализм естественного и позитивного права), то есть нужно понимать, что они логически взаимно предполагают друг друга, как север с югом.
2) Право наделяется свойством постоянства и неизменности (присуще всем, ).
3) естественное право универсально, в том смысле, что (Гуго Гроций) одинаково пригодно для всех времён и народов. Обладает свойством социокультурной значимости (универсальной). Недостатки сформулированы исторической школой права, и в частности главой Ф.К. фон Савиньи, и другой представитель Г.Пухта.
Недостатки естественного права:
1) оно антиисторично, ведь оно выведено из разума и оно выполняет функцию исторически сложившегося правового порядка.
2) естественное право – субъективная конструкция, порождение индивидуального разума, а следовательно субъективно.
3) априорный характер естественного права, так как естественное право никак не соотносится с социальной жизнью общества, оно рационально, но к жизни не имеет никакого отношения.
4) если и естественное и позитивное право – всё таки право, то они как виды родового понятия права, то у них должно быть что-то общее, которое позволяет относить их к роду права. Но делали вывод, что естественное право явление отличное от права позитивного.
Достоинства:
1)естественно-правовой подход возможно впервые указывает на то, что бытие права не исчерпывается исключительно государственно установленными формами, оно не сводимо только к приказу суверена, другое дело, что они не смогли определить границы права, но то, что право нельзя отождествлять с приказом суверена.
2)он выделяет в праве его ценностную составляющую, другое дело, что он абсолютизирует, но то, что в праве есть ценностная составляющая это чётко показывается. Позитивное право в социальном смысле будет действовать тогда, когда оно соответствует неким базовым ценностям общественной культуры.
Юридический позитивизм или правовой этатизм
право – сов-ть охран-х гос-ом норм, это гос воля, выраженная в обязат-ом акте, обеспеченном принудит силой. Кельзен. иерархическая система норм – строгий режим законности. Приоритет МП норм над внутренними. Право не мыслимо без Г и наоборот.
(+)-подчеркивает нормативность, формальная определенность права, фиксированность ср-в гос принуждения, ориентация на подзаконное нормат регулирование общ отн в ходе юр практики, воз-ть гос-ва влиять на общ развитие.
(-)- игнорирование содержательной стороны права – соотв-ие их объектив потребностям общ развития, моральность юр норм.
Формируется во второй половине 19 века, хотя господство этого подхода исторически подготовлено заранее процессом кодификации в европе. Позитивизм оформляется как научная теория благодаря появлению собственного научного метода. Сначала появляется философский позитивизм, который становится основой для появления юридического позитивизма. Представитель ФИЛОСОФСКОГО позитивизма- Огюст Конт. Особенность: юриспруденция должна быть опытной наукой, то есть основана на опытных фактах, которые можно наблюдать. Должна быть наукой описательной и наукой классифицирующей, то есть она наблюдает, описывает и классифицирует различные факты, группируя нормы права в группы. То есть юриспруденция как фактический материал, в роли которого выступают нормы. Этот метод называют догматическим.
Признаки права в позитивизме:
1) 1)официальная установленность,
2) 2)формализованность, то есть всё право выражено в установленных государством формах, 3)государственно властная принудительность.
Право – совокупность установленных государством норм и защищённых его принудительной силой.
Достоинства:
1) разработка нормативного аспекта права,
2) разработка всей юридической терминологии,
3) различные конструкции, приёмы и принципы толкования права. А недостатков столько, но несмотря на то, что множество критических высказываний было сделано, он непобедим.
Недостатки:
1) он отказывает в правовом характере социальному праву, то есть праву в создании которого не принимало участие государство, то есть каноническое право. Позитивизм не может логически непротиворечиво объяснить правовой характер международного права и конституционного права. 2) он исключает из своего рассмотрения вопросы о справедливости права. Они считают это метафизическим вопросом. Любой приказ суверена – это право.
2) правопорядок как цель действия права рассматривается в позитивизме исключительно как результат исключительно достигаемый усилиями государственной власти, которая действует путём принуждения прежде всего.
3) этатистское определение права заключает в себе логический порок, то есть определение чего-то через то же самое. Initio per idem. Право (х) - Совокупность норм, установленных в предписанной правом(х) форме, созданными в соответствии с правом(х) органами государства, которое само есть правовой(х) союз.
4) логически невозможно обосновать принудительность как главное свойство права. Есть норма х1. Она будет правовой только если есть х2, предусматривающая санкцию за неисполение х1. Х2 будет…..х19.не находим х20 с санкцией за неисполнение х19. Значит х19 – неправовая норма, а значит и остальные не будут правовыми. Ганс Кельзен (нормативист) это понимал и говорил, что нужно просто постулировать существование основной нормы, обеспечивающей правовой характер остальных норм. Приводил пример. Отец ты должен ходить в школу. Ребёнок почему я должен?. Отец потому что я твой отец. Сын почему я должен тебя слушать. Отец потому что это завещано Богом. Сын почему я должен слушать Бога. Вот эту норму ставить под сомнение нельзя. Поэтому есть контитуция и законы. Конституцию ставить под сомнение нельзя. Представители: Джон Остин, Иеремия Бентам, в России Шершеневич, Герберт Харт, Ганс Кельзен, но с той поправкой, что у него не этатистская т зрения (для него право – иерархия норм, но этот порядок не всегда устанавливается государством), Байтин в наше время.
БИЛЕТ
БИЛЕТ
БИЛЕТ
БИЛЕТ
БИЛЕТ
1,Понятие частно-научных методов и их классификация.
Частнонаучные методы правоведения могут складываться путем использования данных, а также методологических приемов других конкретных наук – статистики, социологии, кибернетики, психологии и др. Метод общей социологии, например, сам является комплексным и включает в себя математический, статистический методы, метод социального эксперимента.
К частнонаучным методам юридической науки относят следующие методы:
• историко-правовой;
• сравнительно-правовой (методы сравнительного правоведения и сравнительного государствоведения);
• правосоциологический',
• правовой статистики;
• правового моделирования;
• правового прогнозирования;
• правовой кибернетики;
• правовой психологии и др.
Историко-правовой метод является основным для историко-юридических наук: истории права и государства, истории учений о праве и государстве. Но он применяется и в общей теории права, и в теории государства в процессе анализа исторических источников, документов прошлых лет (законов, официальных документов, судебных решений по конкретным делам и т.п.). Это позволяет получить знания о событиях, явлениях, законодательных установлениях, юридической практике, существовавших в разные периоды жизни человеческого сообщества, и делать соответствующие теоретические выводы. Важным приемом исторического метода является научная (мысленная) реконструкция событий прошлого с тем, чтобы составить о них максимально полное представление в конкретике времени и пространства. В результате создается информационная основа для выводов о тех или иных исторических закономерностях (закономерностях в зарождении и развитии того или иного конкретного объекта), что составляет уже предмет истории.
Сравнительно-правовой (методы сравнительного правоведения и сравнительного государствоведения). В настоящее время, когда закономерно усиливаются интеграционные процессы, возрастает роль метода сравнительного государство- и правоведения, который имеет своим объектом сходные государственно-правовые институты различных стран.
Родоначальником этого метода является Аристотель, который сравнил конституции около полутора сотен греческих и варварских городов. Метод сравнительного исследования имеет своим объектом аналогичные или сходные институты двух или нескольких политических и правовых систем. Сравнительный метод может быть синхроническим (синхронным) и диахроническим (сравнительно-историческим).
Метод сравнения включает в себя следующие этапы:
• изучение сравниваемых институтов по отдельности;
• сравнение выявленных признаков с позиций их сходства и различия;
• оценку результатов.
По своей природе метод сравнительного правоведения и государствоведения является комплексным (собственно, как и другие частноправовые методы): он имеет философскую базу, использует метод аналогии, включает в себя формально-логические, специально-юридические и другие приемы.
Значение данного метода возрастает, когда возникает необходимость в политических и правовых реформах. Вместе с тем сравнительное государство- и правоведение не должно приводить к бездумному заимствованию иноземного опыта и механическому переносу в ту или иную национальную государственно-правовую систему.
Правосоциологический метод дает возможность изучать "право в действии": связи права с жизнью, эффективность государственно-правового регулирования. Этот метод отличают прежде всего объекты исследования и целевое назначение, а приемы используются традиционные (общесоциологические). Правосоциологический метод состоит в исследовании государственно-правовой действительности посредством таких социологических приемов, как анкетирование, опросы населения, изучение материалов уголовных и гражданских дел, иных документов, проведение социально-правовых экспериментов. С помощью данного метода можно выявить степень эффективности функционирования ветвей государственной власти, правового регулирования, состояние законности и правопорядка в стране.
Метод правовой статистики позволяет получить количественные данные, характеризующие изучаемое явление. В общей теории права и теории государства этот метод применяется в ходе исследования массовых повторяющихся явлений: правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и др.
Метод правового моделирования. В его основе лежит закономерность того, что, зная характеристики специально созданного или уже существующего объекта (модели), можно делать научные выводы об оригинале (прототипе) этой модели. Процесс моделирования составляют три стадии:
1) постановки задачи и выбора (или создания) модели;
2) изучения модели и формулирования выводов;
3) интерпретации (анализа, толкования) результатов и отнесения полученных знаний к оригиналу.
Основной признак и назначение модели – быть аналогом прототипа, что позволяет делать выводы по аналогии, т.е. выводы, в которых посылки относятся к одному объекту (модели), а заключение – к другому (прототипу, т.е. моделируемому явлению).
Модели могут быть физическими (макеты), математическими и описательными, которые содержат словесные описания качественных характеристик прототипа. В юриспруденции в основном используются описательные и математические модели. Хотя в такой прикладной юридической науке, как криминалистика, применяются и макеты.
Метод правового прогнозирования – система приемов, позволяющих составить научно обоснованные прогнозы о будущих состояниях государственно-правовых явлений. Например, предсказать изменения, которые произойдут в правовой системе, отдельных отраслях права, в правовом сознании населения, в состоянии правонарушаемости в ближайшей или отдаленной перспективе. Знание будущих состояний, процессов и явлений в области права и государства представляет собой необходимое условие компетентного управления обществом, экономическими, политическими и иными социальными процессами.
Метод правовой кибернетики – это метод, который на основе информационной системы и технических средств кибернетики позволяет добыть новые сведения о праве и государстве. В связи с глобальным развитием Интернета этот метод приобретает особое значение .
Метод правовой психологии представляет собой метод, построенный на законах и приемах психологии и предназначенный для изучения правовой психологии и правосознания граждан, должностных лиц, а также психологических механизмов, в частности мотивов, как правомерного поведения, так и совершения противоправных деяний.
Формально-догматический метод (формально-юридический, специально-юридический) заключается в исследовании догмы права, т.е. непосредственно юридического содержания правового регулирования. Он реализуется через:
• установление признаков правовых явлений, выработку понятий и их определений;
• классификацию правовых явлений;
• установление их природы с точки зрения правовых конструкций, общих положений юридической науки;
• их объяснение с точки зрения юридических теорий и концепций.
Формально-догматический метод выделяется не столько своими методологическими особенностями, сколько объектом исследования – догмой права . Сюда входит исследование строения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм права), формальной определенности права как его важнейшего свойства, способов систематизации нормативного материала, правил юридической техники. Этот метод применим и в теории государства.
Метод юридического толкования составляют способы уяснения содержания правовых актов. Этот метод в основном отличает его особая цель – практическое осуществление юридических норм, а составляют его, по существу, те же приемы познания права, в том числе и специально-юридический метод.
БИЛЕТ
БИЛЕТ
Глоссаторы.
Чтение Свода законов Юстиниана на юридических факультетах сопровождалось его толкованием. Комментаторы делали на полях исследуемых тестов заметки (глоссы) – основатель школы Ирнерий.
Глоссаторы не ставили цель создания права, необходимого для практических потребностей. Они исходили из авторитета римского права и, изучая Дигесты, не соотносили их с действовавшим в государстве правом. Противоречия, встречающиеся в Дигестах в силу различных мнений римских юристов, они объясняли неверным толкованием терминов, используемых в Дигестах. На основе филологического анализа текстов римских юристов глоссаторы устранили ряд противоречий в них и создали обобщенное представление о различных институтах римского права. В этом состоит их большая заслуга.
Деятельность глоссаторов ограничивалась чисто научной сферой и имела историко-педагогическое значение. Свою задачу в этом деле глоссаторы видели не в подготовке специалистов, владевших нормами действовавшего тогда права, а в воспитании высокообразованных ученых-юристов.
Постглассаторы.
Сфера деятельности постглоссаторов была многообразной. Они занимались не только научной, но и практической деятельностью. Постглоссаторы изучали не столько оригинальные тексты римских юристов, сколько глоссы своих предшественников. Вместе с тем римское право изучалось в совокупности с местным правовым материалом и приспосабливалось к потребностям практической жизни. Кроме того, постглоссаторы давали заключения по важнейшим политическим, административным и частноправовым вопросам. Поздние глоссаторы занимали высокие государственные должности и часто выступали в качестве консультантов частных лиц.
Постглоссаторы явились новаторами в науке о праве. Главным теоретическим новшеством было создание доктрины о юридическом лице.
10.Европейские средневековые университеты. Догматический и схоластический методы в юриспруденции эпохи Средних веков.
Признание обществом и государством права в качестве важнейшего регулятора отношений в возрождающихся сферах экономики и торговли и действенного средства разрешения конфликтов между участниками имущественных отношений порождает острый дефицит в юристах, способных на высоком профессиональном уровне разрешать конфликты и выносить обоснованные, справедливые решения. Дефицит в юридических кадрах был преодолен посредством создания специальных юридических образовательных учреждений — университетов. Первым университетом, специализировавшимся на подготовке юридических кадров, был Болонский университет, основанный неким Пепо в конце XI в. Вскоре университет стал пользоваться успехом благодаря тому, что право в нем преподавалось в качестве основного предмета, а не как составная часть риторики, при этом римское право преподавалось системно и максимально полно. Кроме того, германский император Фридрих I предоставил ряд привилегий слушателям этого университета. Примечательно, что студенты сами избирали профессоров. При этом избранный профессор давал обязательство не преподавать в других учебных заведениях. Традиции и методика преподавания юриспруденции в Болонском университете были заимствованы другими аналогичными учебными заведениями Италии, Франции, Испании и других западноевропейских стран. Университеты были образованы в городах Виченце (1203), Ареццо (1215), Париже (1215), Монпелье (1220), Падуе (1222), а также в Испании (1218). В XII—XV вв. возникают юридические факультеты в Кембриджском, Парижском, Оксфордском университетах.
Процесс формирования сословия юристов в странах Западной Европы неизбежно потребовал дальнейшего развития правовой науки, способной не только комментировать соответствующие положения римского права и пути их применения в регулировании средневековых отношений, но и раскрыть природу права, его возможности и пределы в правовом регулировании экономических и политических отношений в условиях феодального строя. При этом предпринимается попытка возвысить церковь и каноническое право над светской властью и позитивным правом, обосновать правомерность претензий канонической власти на верховную власть в обществе и государстве.
Средневековый университет выполнял двойную функцию — был одновременно учреждением высшего образования и лабораторией научного исследования, поэтому структура образовательного процесса определяла структуру науки. Структура образования представляла собой многоступенчатую конструкцию: начальная ступень образования сводилась к изучению азбуки, занятиям письмом, чтением и заучиванием псалтири. Средняя ступень включала тривиум (который объединял грамматику, риторику и диалектику - именовались, как искусство) и квадривиум (включал арифметику, геометрию, астрономию и музыку, которые обозначались как науки или дисциплины).
Ведущие теологические авторитеты именовались докторами. Средневековые университеты Болоньи (1088), Оксфорда (1167), Парижа (1160), Кембриджа (1209) являли собой союзы факультетов: общеобразовательного — подготовительного (факультета свободных искусств), юридического, медицинского, теологического, главным из которых выступал теологический. Теология в целом, занимая ведущее место в структуре здания средневековой науки, выступала как некоторая, пронизывающая все науки. Такой подход отразился и на юридическом знании. Юриспруденция обретает статус прикладной отрасли теологии, соответственно, юридический дискурс сплетается с богословским.
Догматический метод - это проведение юридических исследований, исходя из общих положений, которые являются истинными и непреложными.
Догматический метод предполагает существование нескольких основных категорий, характеризуемых единообразно и служат для формирования иных подкатегорий. Например ,чистое учение о праве Кельзена. И ТГП - догматика.
Глоссаторы создавали юриспруденцию понятий (догму).Глоссаторы применяли только этот метод.
Схоластический метод.
Особенность схоластики состояла в том, что её представители основной путь постижения Бога видели в логике и логическом последовательном выведении из догматов христианства знаний об устройстве реально существующего мира.
Схоластический метод появился одновременно и в праве и в общетеоретической сфере в средневековье. Способствовал развитию самосознания, совершенствовал нормы логического мышления.
В университетах использовались эти 2 метода: сначала "глоссирорвание", затем "диспут" - реализация схоластики.
Благодаря этому методу были выведены общие принципы права. Комментаторы применяя методы анализа и синтеза провели критическую оценку догм римского права и превратили их в положительные нормы средневековья. При этом урегулировав коллизии между теологическими нормами и нормами обычного права.
Таком образом, догматический и схоластический методы на этом этапе существовали взаимосвязано - это привело к возникновению юридической науки.
БИЛЕТ
1. Формально-юридический метод в правовом исследовании
Формально-юридический метод предполагает изучение права в «чистом» виде, вне связи с другими социальными явлениями (политикой, экономикой, идеологией и т. д.). Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм) права, формальной определенности права и его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники — все это конкретные проявления формально-юридического метода. Данный метод применим и при анализе форм государства, при определении и юридическом оформлении компетенции органов государства и т. д. Словом, формально-юридический метод вытекает из самой природы государства и права, он помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-правовые феномены, исследовать их формы.
Формально-юридический метод дает возможность детально изучить технико-юридическую и нормативную стороны права и на этой основе профессионально заниматься юридической деятельностью.
Рассматриваемый метод состоит в исследовании используемых в праве категорий(определение категорий, которое заключается в том, что категории рассматриваются, как правило, в качестве предельно широких понятий, в которых отображены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений объективного мира, либо в качестве предельно общих, фундаментальных понятий, отражающих наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания), дефиниций, конструкций специально-юридическими приёмами. Он даёт возможность детально изучить технико-юридическую и нормативную стороны права и на этой основе профессионально заниматься юридической деятельностью.
Назовем особенности формально-юридического метода, исходя из компромиссного подхода к его пониманию:
1) этот метод является универсальным, поскольку имеет максимально широкую сферу применения в праве (может быть использован в отношении любых правовых явлений и процессов), но в рамках общей юридической методологии он входит в группу частных методов (частнонаучных), так как не выходит за рамки государственно-правовых исследований;
2) этот метод, будучи сложносоставным и комплексным, охватывает целую систему подходов принципов и приемов познания, используемых при исследовании правовых категорий;
3) этот метод имеет в качестве главного основания и объекта действующую в государстве систему права, систему законодательства;
4) этот метод нацелен на изучение структуры правовых явлений и процессов, определении их видов, места и роли в иерархии иных правовых явлений, установлении особенностей взаимодействия и взаимозависимости правовых категорий с применением правил формальной логики и норм действующего в стране законодательства;
5) для этого метода характерны абсолютизация правовых явлений и процессов, мыслительно-аналитическое их отграничение от иных (неправовых) социальных явлений и процессов, восприятие их как данности;
6) базой применения этого метода служат официальные идеологические и правовые установки, нормативные разъяснения права, шаблоны (штампы) юридического мышления компетентных субъектов;
7) этот метод заложен в основу позитивистского (нормативного) типа правопонимания и соответствующего типа правового мышления, предопределяет развитие право- вой культуры в государстве.
На основе изложенного сформулируем рабочее определение данного метода. Формально-юридический метод — это система подходов, принципов и приемов познания, используемых при изучении различных характеристик (свойств) правовых категорий, исходя из их места в структуре правовой действительности, выполняемых данными категориями задач/функций, а также их взаимодействия с иными правовыми явлениями и процессами в условиях, максимально исключающих воздействие на исследование иных (неправовых) факторов.
БИЛЕТ
БИЛЕТ
БИЛЕТ
Вопросы о власти и праве в трудах российских ученых XIX века
БИЛЕТ
БИЛЕТ
Понятие метод и методологии юридической науки. Классификация методов юридической науки
Дата: 2019-03-05, просмотров: 775.