В качестве нового направления деятельности АО «Молоко» следует рассмотреть производство сухого молока.
Сухим молоком называется специально высушенное пастеризованное коровье молоко. Это порошок со слабым молочным запахом. Считается, что такой продукт сохраняет все полезные свойства оригинала. Его удобно использовать в промышленности и кулинарии: для изготовления детских питательных смесей, кондитерских изделий, восстановленного молока. Отличается продолжительным сроком хранения, что служит ещё одним преимуществом для промышленности.
Рынок сухого молока России в последние годы характеризуется:
- Относительно стабильным объемом предложения сырья для производства сухого молока. Производство свежего молока в России на протяжении 2014-2017 гг. находится на уровне 30,5 - 30,9 млн. тонн. При этом производство молока в коммерческом секторе (сельхозорганизации и крестьянско-фермерские хозяйства) имеет устойчивую тенденцию к росту, в хозяйствах населения, напротив, падает. Важно отметить, что в отрасли молочного скотоводства России в последние годы отмечается существенное повышение эффективности производства - растут надои молока на 1 корову. Это в свою очередь оказывает влияние на изменение численности коров в сторону их снижения. Как ожидается, эта тенденция продлится и в долгосрочной перспективе.
- Увеличением объемов потребления сухого молока. В 2016 году объем потребления, по предварительным оценкам АБ-Центр, основанным на динамике за первые три квартала года, достигнет 276,3 тыс. тонн - наибольший за последние годы показатель.
- Высокой степенью зависимости рынка сухого молока от импортных поставок. Как ожидается, по итогам 2016 года самообеспеченность (отношение объемов производства к объемам потребления) страны сухим молоком составит всего 37,7%. Максимальный уровень самообеспеченности, по расчетам Экспертно-аналитического центра агробизнеса "АБ-Центр", приходился на 2014 год - 49,2%;
- Ростом цен на цельное, сухое молоко, молочные продукты. В последние годы отмечается устойчивый рост цен на цельное молоко, а также на сухое молоко. В среднем фактические цены за три года выросли чуть более, чем на 30%, что соответствует уровню инфляции в стране (за период с сентября 2013 г. по сентябрь 2016 г. инфляция в РФ достигла 33,0%).
Что касается молочных продуктов, то здесь рост цен более ощутим - в среднем цены на молочные продукты выросли более, чем на 45%.
- Наращиванием объемов производства молочных продуктов, при изготовлении которых может быть использовано сухое молоко. Суммарный объем производства основных видов молочных продуктов (сливки, сметана, сливочное масло, творог и сыры, кефир, йогурт, ряженка, простокваша, айран, кумыс), по предварительным данным, по итогам 2016 года достигнет 4 059,1 тыс. тонн. Для сравнения, 5 лет назад, в 2011 году, показатели составляли 3 607,4 тыс. тонн.
В целом, как ожидается, объем российского рынка сухого молока в течение последующих 5-ти лет превысит 300 тыс. тонн.
Технология производства сухого молока:
Процесс изготовления сухого молока включает в себя несколько этапов, каждый из которых предполагает применение соответствующего промышленного оборудования:
1. Нормализация. В готовом продукте массовая доля жира не должна превышать 26,1%. Для достижения этого результата следует проводить специальные мероприятия по подготовке.
2. Процесс пастеризации – свежее молоко подвергается обработке температурой 80-850 Со.
3. Процедура предварительного сгущения. Благодаря такому выпариванию содержание сухих компонентов достигает 48-50%. Посредством предварительного сгущения значительно улучшается качество готовой продукции и снижаются эксплуатационные расходы.
4. Процесс сушки, выполняемый в специальных сушильных камерах. Технология процесса достаточно проста: подготовленное заранее молоко и нагретый до определенной температуры воздух с помощью насоса перемещаются в сушильную камеру. Молоко, распыленное таким образом, подлежит сушке, затем удаляется из камеры и поступает на фасовку.
5. Получение сухого обезжиренного молока. Процесс изготовления значительно упрощается, поскольку не выполняется нормализация и гомогенизация продукта, а выпаривание осуществляется до получения сухих компонентов в продукции в пределах 30-34%. Процедуры приемки, очистки и пастеризации схожи с аналогичными операциями на прочих молочных производствах. Базовыми технологическими операциями изготовления сухого молока считаются предварительное сгущение продукта и его сушка.
Отведенные для изготовления сухого молока площади должны в полной мере отвечать действующим строительным и санитарным нормам и требованиям. Наличие канализационной и водопроводной систем, различного отопительного оборудования, системы электроснабжения и прочих основных систем жизнеобеспечения является обязательным условием при определении места изготовления сухого молока.
Помимо этого производственные цеха должны быть оборудованы вентиляционными вытяжками, а поверхность стен и пола облицована пластиком, керамической плиткой и прочими покрытиями, поверхность которых легко поддается очистке в случае необходимости. Такие же требования (кроме систем водоотведения и отопления) традиционно предъявляются и к помещениям складского типа.
В таблице 19 представлен расчет материальных затрат производства 1 тонны продукции.
Таблица 19 - Расчет материальных затрат производства 1 тонны сухого молока
Наименование необходимого сырья | Расход сырья, т | Цена, руб. | Затраты на сырье, руб. |
Молоко коровье | 8,3 | 4470,5 | 37105 |
Обезжиренное молоко | 11,6 | 790,1 | 9165 |
Итого |
|
| 46270 |
Таким образом, материальные затраты на изготовление 1 т готового продукта составляет 46,27 тыс. руб. Ожидаемый темп инфляции, по данным Росстат составляет 5,4%.
В таблице 20 представлены затраты на оборудование.
Таблица 20 - Затраты на оборудование, руб.
Наименование | Сумма затрат, тыс. руб. |
Вакуум-выпарная установка | 2 350 |
Кристаллизационные установки | 53 |
Распылительные сушилки | 79 |
Стеллажи для хранения готового продукта | 15 |
Итого | 2 497 |
Таким образом, затраты на оборудование составит 2 497 тыс. руб.
Срок полезного использования 10 лет.
Амортизация в год составит:
2 497/10 = 249,7 тыс. руб.
Объем производства в день составляет 1 т, в месяц 22 т, в год - 264 т.
Поскольку на подготовительный этап, связанный с поставкой и монтажом оборудования необходимо 3 месяца, то объем продаж в первый год составит:
9 месяцев * 22 т = 198 т.
Цену продажи примем равной среднерыночной – 70,5 руб., по оценкам экспертов, цены на сухое молоко продолжат расти, ожидаемые темпы прироста цены составят 6%.
Для организации производства сухого молока необходимо дополнительно нанять 3 человека, затраты на оплату труда которых составят:
3 человека * 12 месяцев * 18,5 тыс. руб. * 1,3 = 865,8 тыс. руб.
Индексация оплаты труда по предприятию проходит на 5% ежегодно.
Транспортные расходы состоят из затрат на доставку сырья и материалов, расчет производим укрупнено - 15% от материальных затрат.
Затраты на вспомогательные материалы также укрупнено составят 10% от материальных затрат.
Внедрение нового товара и анализ эффективности его внедрения очень важны для финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Таким образом, на основе расчетов, рассчитаем динамику доходов и расходов на прогнозный период.
В таблице 21 представлены доходы и расходы по проекту.
Таблица 21 - Доходы и расходы по проекту, тыс. руб.
Наименование | 1 год | 2 год | 3 год |
Выручка | 13959 | 14796,54 | 15684,33 |
Материальные затраты | 9161,5 | 9656,2 | 10177,6 |
Затраты на оплату труда | 865,8 | 908,8 | 954,2 |
Транспортные затраты | 1374,2 | 1448,4 | 1526,6 |
Затраты на вспомогательные материалы | 916,1 | 965,6 | 1017,8 |
Прибыль | 1641,4 | 1817,5 | 2008,1 |
Налог на прибыль | 328,3 | 363,5 | 401,6 |
Чистая прибыль | 1313,1 | 1454,0 | 1606,5 |
Таким образом, чистая прибыль в первый год реализации проекта составит 1313,1 тыс. руб., во второй год - 1454 тыс. руб., в третий год - 1606,5 тыс. руб.
Следующим методом повышения эффективности оборотных средств АО «Молоко» является оптимизация уровня запасов на предприятии, которую целесообразно провести, используя метод АВС-анализа.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 324.