Крупы, хлебобулочные, кондитерские изделия, напитки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Горох 20,5 2,0 49,5 115 329 0 0,01 0 298 Мука пшеничная, высшего сорта 10,3 1,1  
  97
70,6

18 86 0 0 0 334 Крупы: манная 10,3 1,0 70,6 20 85 0 0 0 333 гречневая 12,6 3,3 57,1 20 298 0 0,01 0 308 рисовая 7,0 1,0 74,0 8 150 0 0 0 333 пшено 11,5 3,3 66,5 27 233 0 0,02 0 342 овсяная 12,3 6,1 59,5 64 349 0 0 0 342 перловая 9,3 1,1 66,9 38 323 0 0 0 315 «Геркулес» 12,3 6,2 61,8 52 328 0 0 0 352 Макаронные изделия высшего сорта 11,0 1,3 70,5 I9 87 0 0 0 338 Хлеб ржаной 6,6 1,2 33,4 35 158 0 0,005 0 174 Хлеб пшеничный формовой 1 сорта 7,9 1,0 48,3 23 87 0 0 0 235 Сухари сливочные 8,5 10,8 66,7 22,0 80,0 0,038 0,02 0 399 Батон нарезной 1 сорта 7,7 3,0 50,1 22 85 0 0 0 259 Булочка сдобная 7,9 9,4 55,5 31 89 0,018 0,005 0 339 Баранки сдобные 8,3 8,0 60,4 19 72 0 0 0 348 Сушки простые 10,7 1,2 71,2 24 91 0 0 0 339 Сахар-песок 0 0 99,8 3 0 0 0 0 399 Карамель 0 0 95,8 14 6 0 0 0 384 Шоколад молочный 9,8 34,7 50,4 352 309 0,02 0,012 0 554 Шоколадная паста 8,2 30,6
  98
56,6

174 198 0 0 0 536 Вафли фрукт.-ягодн. 2,8 3,3 77,3 16 36 0,002 0,005 0 354 Печенье сдобное 6,4 16,8 68,5 23 65 0,12 0,07 0 451 Печенье галетное 9,7 10,2 65,6 26 94 0,062 0,038 0 393 Пирожное слоеное с кремом 6,1 26,0 50,6 16 54 0,143 0,096 0 461 Пирожное бисквитное 4,4 7,3 63,1 22 55 0,065 0,02 0 336 Варенье из: клубники 0,3 0,1 74,0 10 10 0 0,02 8,4 285 малины 0,6 0,2 70,4 19 16 0 0,02 7,4 273 яблок 0,4 0,3 68,2 11 7 0 0 1,4 265 Мед пчелиный 0,8 0 80,3 14 18 0 0 0 328 Мармелад 1,5 9,2 64,2 13 42 0 0 0 349 Зефир 0,8 0,1 79,8 25 12 0 0 0 326 Халва арахис. 12,7 29,2 47,0 465 325 0 0 0 502 Чай черный байховый 20,0 0 6,9 495 825 0 0 10 109 Кофе растворимый 15,0 3,6 7,0 100,0 250,0 0 0 0 119 Кофе жареный в зёрнах 13,9 14,4 4,1 147,0 198,0 0 0 0 223 Соки: апельсиновый 0,7 0,1 13,0 18 13 0 0,05 40,0 60 яблочный 0,5 0,1 10,1 7 7 0 0 2,0 46

99



Приложение 34

ТЯЖЕСТЬ И НАПРЯЖЕННОСТЬ
ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА

(«Гигиеническая оценка факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» Руководство P 2.2.2006 – 05. Извлечение)

 

Критерии и классификация тяжести и напряженности трудового процесса представлена соответственно в таблицах 1 и 2.

Оценка тяжести физического труда проводится на основе учета всех приведенных в табл. 1 показателей. При наличии двух и более показателей класса 3.1 и 3.2 условия труда по тяжести трудового процесса оцениваются на 1 степень выше (3.2 и 3.3 классы соответственно). По данному критерию наивысшая степень тяжести – класс 3.3.

Таблица 1

Классы условий труда по показателям тяжести

трудового процесса

Показатели
тяжести

трудового
процесса

Классы условий труда

Оптимальный (легкая физическая нагрузка)

Допустимый (средняя физическая нагрузка)

Вредный (тяжелый труд)

1 степени 2 степени
1 2 3 4 5

1. Физическая динамическая нагрузка

2. (единицы внешней механической работы за смену, кг • м)

1.1. При региональной нагрузке (с преимущественным участием мышц рук и плечевого пояса) при перемещении груза на расстояние до 1 м: для мужчин для женщин до 2 500 до 1 500 до 5 000 до 3 000 до 7 000 до 4 000 более 7000 более 4000
1.2. При общей нагрузке (с участием мышц рук, корпуса, ног):        

 

 

100

 


продолжение таблицы 1

1 2 3 4 5
1.2.1. При перемещении груза на расстояние от 1 до 5 м для мужчин для женщин до 12 500 до 7 500

100
до 25 000

до 15 000

до 35 000 до 25 000 более 35000 более 25000
1.2.2. При перемещении груза на расстояние более 5 м для мужчин для женщин до 24 000 до 14 000 до 46 000 до 28 000 до 70 000 до 40 000 более 70000 более 40000

2. Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную (кг)

2.1. Подъем и перемещение (разовое) тяжести при чередовании с другой работой (до 2 раз в час): для мужчин для женщин до 15 до 5 до 30 до 10 до 35 до 12 более 35 более 12
2.2. Подъем и перемещение (разовое) тяжести постоянно в течение рабочей смены: для мужчин для женщин до 5 до 3 до 15 до 7 до 20 до 10 более 20 более 10
2.3. Суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа смены:        
2.3.1. С рабочей поверхности  для мужчин для женщин до 250 до 100 до 870 до 350 до 1500 до 700 более 1500 более 700
2.3.2. С пола для мужчин для женщин до 100 до 50 до 435 до 175 до 600 до 350 более 600 более 350

продолжение таблицы 1

1 2 3 4 5
3. Стереотипные рабочие движения (количество за смену)        
3.1. При локальной нагрузке (с участием мышц кистей и пальцев рук) до 20 000 до 40 000 до 60 000 более 60 000
3.2. При региональной нагрузке (при работе с преимущественным участием мышц рук и плечевого пояса) до 10 000 до 20 000 до 30 000 более 30 000
4. Статическая нагрузка – величина статической нагрузки за смену при удержании груза, приложении усилий (кгс – с)        
4.1. Одной рукой: для мужчин для женщин до 18 000 до 11 000 до 36 000 до 22 000 до 70 000 до 42 000 более 70 000 более 42 000
4.2. Двумя руками: для мужчин для женщин до 36 000 до 22 000 до 70 000 до 42 000 до 140000 до 84 000 более 140000 более 84 000
4.3. С участием мышц корпуса и ног: для мужчин для женщин до 43 000 до 26 000 до 100 000 до 60 000 до 200000 до120 000 более 200000 более 120000

 

продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

5. Рабочая поза

5. Рабочая поза

Свободная, удобная поза, возможность смены рабочего положения тела (сидя, стоя). Нахождение в позе стоя до 40% времени смены.

Периодическое, до 25 % времени смены, нахождение в неудобной (работа с поворотом туловища, неудобным размещением конечностей и др.) и/или фиксированной позе (невозможность изменения взаимного положения различных частей тела относительно друг друга). Нахождение в позе стоя до 60 % времени смены.

Периодическое, до 50 % времени смены, нахождение в неудобной и/или фиксированной позе; пребывание в вынужденной позе (на коленях, на корточках и т. п.) до 25 % времени смены. Нахождение в позе стоя до 80 % времени смены

Периодическое, более 50% времени смены нахождение в неудобной и/или фиксированной позе; пребывание в вынужденной позе (на коленях, на корточках и т. п.) более 25 % времени смены. Нахождение в позе стоя более 80 % времени смены.

6. Наклоны корпуса

Наклоны корпуса

(вынужденные более 30°), количество за смену

до 50

51 – 100

101 – 300

свыше 300

7. Перемещения в пространстве, обусловленные технологическим процессом

7.1. По горизонтали

до 4

до 8

до 12

более 12

7.2. По вертикали

до 1

до 2,5

до 5

более 5
                       

 

 

Таблица 2

Классы условий труда по показателям
напряженности трудового процесса

Показатели напряженности трудового процесса

Классы условий труда

Оптимальный (Напряженность труда легкой степени)

Допустимый (Напряженность труда средней степени)

Вредный (Напряженный труд)

1 степени 2 степени
1 2 3 4 5

1. Интеллектуальные нагрузки:

1.1. Содержание работы Отсутствует необходимость принятия решения Решение простых задач по инструкции Решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам (работа по серии инструкций) Эвристическая (творческая) деятельность, требующая решения алгоритма, единоличное руководство в сложных ситуациях
1.2. Восприятие сигналов (информации) и их оценка Восприятие сигналов, но не требуется коррекция действий Восприятие сигналов с последующей коррекцией действий и операций Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными значениями. Заключительная оценка фактических значений параметров Восприятие сигналов с последующей комплексной оценкой связанных параметров. Комплексная оценка всей производственной деятельности

 

 

продолжение таблицы 2

1 2 3 4 5
1.3. Распределение функций по степени сложности задания Обработка и выполнение задания Обработка, выполнение задания и его проверка Обработка, проверка и контроль за выполнением задания Контроль и предварительная работа по распределению заданий другим лицам.
1.4. Характер выполняемой работы Работа по индивидуальному плану Работа по установленному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельности Работа в условиях дефицита времени Работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат

2. Сенсорные нагрузки

2.1. Длительность сосредоточенного наблюдения (% времени смены) до 25 26 – 50 51 – 75 более 75
2.2.Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы до 75 76 – 175 176 – 300 более 300
2.3.Число производственных объектов одновременного наблюдения до 5 6 – 10 11 – 25 более 25
2.4. Размер объекта различения (при расстоянии от глаз работающего до объекта различения не более 0,5 м) в мм при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены) более 5 мм – 100% 5 - 1,1 мм – более 50 %; 1 - 0,3 мм – до 50 %; менее 0,3 мм – до 25 % 1 - 0,3 мм – более 50 %; менее 0,3 мм – 26 - 50 % менее 0,3 мм – более 50 %

продолжение таблицы 2

1 2 3 4 5
2.5. Работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены) до 25 26 – 50 51 – 75 более 75
2.6. Наблюдение за экранами видеотерминалов (часов в смену): при буквенно-цифровом типе отображения информации: при графическом типе отображения информации:   до 2     до 3   до 3     до 5   до 4     до 6   более 4     более 6
2.7. Нагрузка на слуховой анализатор (при производственной необходимости восприятия речи или дифференцированных сигналов) Разборчивость слов и сигналов от 100 до 90 %. Помехи отсутствуют Разборчивость слов и сигналов от 90 до 70 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 3,5 м Разборчивость слов и сигналов от 70 до 50 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 м Разборчивость слов и сигналов менее 50 % Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 1,5 м
2.8. Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю) до 16 до 20 до 25 более 25

 

 

продолжение таблицы 2

1 2 3 4 5

3. Эмоциональные нагрузки

3.1.Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки Несет ответственность за выполнение отдельных элементов заданий. Влечет за собой дополнительные усилия в работе со стороны работника Несет ответственность за функциональное качество вспомогательных работ (заданий). Влечет за собой дополнительные усилия со стороны вышестоящего руководства (бригадира, мастера и т.п.) Несет ответственность за функциональное качество основной работы (задания). Влечет за собой исправления за счет дополнительных усилий всего коллектива (группы, бригады и т.п.) Несет ответственность за функциональное качество конечной продукции, работы, задания. Влечет за собой повреждение оборудования, остановку технологического процесса и может возникнуть опасность для жизни
3.2. Степень риска для собственной жизни Исключена     Вероятна
3.3. Степень ответственности за безопасность других лиц Исключена     Возможна
3.4. Количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью, за смену Отсутствуют 1 – 3 4 – 8 Более 8

4. Монотонность нагрузок

4.1. Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях более 10 9 – 6 5 – 3 менее 3

продолжение таблицы 2

1 2 3 4 5
4.2. Продолжительность (в сек) выполнения простых заданий или повторяющихся операций более 100 100 – 25 24 – 10 менее 10
4.3. Время активных действий (в % к продолжительности смены). В остальное время – наблюдение за ходом производственного процесса 20 и более 19 – 10 9 – 5 менее 5
4.4. Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены) менее 75 76–80 81–90 более 90

5. Режим работы

5.1. Фактическая продолжительность рабочего дня 6 – 7 ч 8 – 9 ч 10 – 12 ч более 12 ч
5.2. Сменность работы Односменная работа (без ночной смены) Двухсменная работа (без ночной смены) Трехсменная работа (работа в ночную смену) Нерегулярная сменность с работой в ночное время
5.3. Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность Перерывы регламентированы, достаточной продолжительности: 7 % и более рабочего времени Перерывы регламентированы, недостаточной продолжительности: от 3 до 7% рабочего времени Перерывы не регламентированы и недостаточной продолжительности: до 3 % рабочего времени Перерывы отсутствуют





Приложение 35

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ТЯЖЕСТИ
    ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА

(«Гигиеническая оценка факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» Руководство P 2.2.2006 – 05. Извлечение)

 

Основными показателями тяжести трудового процесса являются:

- физическая динамическая нагрузка;

- масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную;

- стереотипные рабочие движения;

- статическая нагрузка;

- рабочая поза;

- наклоны корпуса;

- перемещение в пространстве.

Каждый из перечисленных показателей может быть количественно измерен и оценен в соответствии с методикой.

Общая оценка тяжести трудового процесса

Общая оценка по степени физической тяжести проводится на основе всех приведенных выше показателей. При наличии двух и более показателей класса 3.1 и 3.2 общая оценка устанавливается на одну степень выше.

 

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ
НАПРЯЖЕННОСТИ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА

 

1. Нагрузки интеллектуального характера

1.1. «Содержание работы» указывает на степень сложности выполнения задания. Различия между классами 3.1 и 3.2 по показателю «содержание работы» (интеллектуальные нагрузки) заключаются лишь в одной характеристике – используются ли решения задач по известным алгоритмам (класс 3.1) либо эвристические приемы (класс 3.2). Алгоритм – это логическая совокупность правил, которая, если ей следовать, всегда приводит к верному решению задачи. Эвристические приемы – это некоторые эмпирические правила (процедуры или описания), пользование которыми не гарантирует успешного выполнения задачи. Следовательно, классом 3.2 должна оцениваться такая работа, при которой способы решения задачи заранее не известны.

1.2. «Восприятие сигналов (информации) и их оценка». Критериальным с точки зрения различий между классами напряженности трудового процесса является установочная цель (или эталонная норма). Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров (информации) с их номинальными требуемыми уровнями отмечается в работе медсестер, мастеров, телефонистов и телеграфистов и др. (класс 3.1).

К классу 2 относится работа, при которой восприятие сигналов предполагает последующую коррекцию действий или операций (руководители промышленных предприятий, водители транспортных средств, авиадиспетчеры, конструкторы, врачи, научные работники и т. д.).

1.3. «Распределение функций по степени сложности задания». Чем больше возложено функциональных обязанностей на работника, тем выше напряженность его труда.

По данному показателю класс 2 (допустимый) и класс 3 (напряженный труд) различаются по двум характеристикам – наличию или отсутствию функции контроля и работы по распределению заданий другим лицам.

Работа лаборанта (класс 1). Напряженность возрастает, когда осуществляется обработка, выполнение с последующей проверкой выполнения задания (класс 2), что характерно для таких профессий, как медицинские сестры, телефонисты и т. п.

Обработка, проверка и, кроме того, контроль за выполнением задания указывает на большую степень сложности выполняемых функций работником, и, соответственно, в большей степени проявляется напряженность труда (мастера промышленных предприятий, телеграфисты, конструкторы, водители транспортных средств – класс 3.1).

Наиболее сложная функция – это предварительная подготовительная работа с последующим распределением заданий другим лицам (класс 3.2), которая характерна для таких профессий как руководители промышленных предприятий, авиадиспетчеры, научные работники, врачи и т. п.

1.4. «Характер выполняемой работы» – в том случае, когда работа выполняется по индивидуальному плану, то уровень напряженности труда невысок (1 класс – лаборанты). Если работа протекает по строго установленному графику с возможной его коррекцией по мере необходимости, то напряженность повышается (2 класс – медсестры, телефонисты, телеграфисты и др.). Еще большая напряженность труда характерна, когда работа выполняется в условиях дефицита времени (класс 3.1 – мастера промышленных предприятий, научные работники. Поэтому классом 3.1 по показателю «характер выполняемой работы» должна оцениваться лишь такая работа, при которой дефицит времени является ее постоянной и неотъемлемой характеристикой, и при этом успешное выполнение задания возможно только при правильных действиях в условиях такого дефицита.

Напряженный труд 2 степени (класс 3.2) характеризует такую работу, которая происходит в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат. В качестве примера степени ответственности приведем работу врачей. Работа далеко не всех врачей характеризуется одинаковым уровнем напряженности по характеру работы: например, работа врачей скорой помощи, хирургов (оперирующих), трав матологов, анестезиологов, реаниматоров, без сомнения, может быть оценена по рассматриваемому показателю классом 3.2 (дефицит времени, информации и повышенная ответственность за конечный результат), тогда как работа, например, врачей поликлиники – терапевтов, окулистов и других, – таким критериям не соответствует, так же как работа, например, врачей-гигиенистов.

 

2. Сенсорные нагрузки

2.1. «Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)» – чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100 %.

Пример. Наибольшая длительность сосредоточенного наблюдения за ходом технологического процесса отмечается у операторских профессий: телефонисты, телеграфисты, авиадиспетчеры, водители транспортных средств (более 75 % смены – класс 3.2). Несколько ниже значение этого параметра (51-75 %) установлено у врачей (класс 3.1). От 26 до 50 % значения этого показателя колебалось у медицинских сестер, мастеров промышленных предприятий (2 класс). Самый низкий уровень этого показателя наблюдается у руководителей предприятия, научных работников, конструкторов (1 класс – до 25 % от общего времени смены).

Длительное сосредоточенное наблюдение необходимо в тех профессиях, где состояние наблюдаемого объекта все время изменяется, и деятельность исполнителя заключается в периодическом решении ряда задач, непрерывно следующих друг за другом, на основе получаемой и постоянно меняющейся информации (врачи-хирурги в процессе операции, корректоры, переводчики, авиадиспетчеры, водители, операторы радиолокационных станций, и т. д.).

Так, у водителей транспортных средств длительность сосредоточенного наблюдения в процессе управления транспортным средством в среднем более 75 % времени смены; на этом основании работа всех водителей оценивается по данному показателю классом 3.2. Однако, это справедливо далеко не для всех водителей.

На практике достаточно часто такие расчеты показывают, что суммарное время вождения автомобиля и, соответственно, длительность сосредоточенного наблюдения не превышают 2-4 часов за рабочую смену.

2.2. «Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы» – количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений) позволяет оценивать занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме (или способу) предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных устройств (световые, звуковые сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графики и диаграммы, символы, текст, формулы и т. д.) и при речевом сообщении (по телефону и радиофону, при непосредственном прямом контакте работников).

У медицинских сестер и врачей реанимационных отделений (срочный вызов к больному, сигнализация с мониторов о состоянии больного) – 2 класс. Наименьшее число сигналов и сообщений характерно для таких профессий, как лаборанты, руководители, мастера, научные работники, конструкторы – 1 класс.

2.3. «Число производственных объектов одновременного наблюдения» – указывает, что с увеличением числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда. Эта характеристика труда предъявляет требования к объему внимания (от 4 до 8 не связанных объектов) и его распределению как способности одно временно сосредотачивать внимание на нескольких объектах или действиях.

Пример. Для операторского вида деятельности объектами одновременного наблюдения служат различные индикаторы, дисплеи, органы управления, клавиатура и т. п. Наибольшее число объектов одновременного наблюдения установлено у авиа диспетчеров – 13, что соответствует классу 3.1, несколько ниже это число у телеграфистов – 8-9 телетайпов, у водителей автотранспортных средств (2 класс). До 5 объектов одновременного наблюдения отмечается у телефонистов, мастеров, руководителей, медсестер, врачей, конструкторов и других (1 класс).

2.4. «Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены)». Чем меньше размер рассматриваемого предмета (изделия, детали, цифровой или буквенной информации и т. п.) и чем продолжительнее время наблюдения, тем выше нагрузка на зрительный анализатор. Соответственно возрастает класс напряженности труда.

Например, врачи-рентгенологи при просмотре флюорографических снимков должны дифференцировать затемнения диаметром до 1 мм (класс 3.1), и время от времени для уточнения информации пользуются лупой, что увеличивает размер объекта и переводит его в класс 2, однако основная работа по просмотру снимков проводится без оптических приборов, поэтому такая работа должна оцениваться по данному критерию классом 3.1.

2.5. «Работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)».

Продолжительность рабочего дня принимается за100%, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, лупы переводится в проценты – чем больше процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к развитию напряжения зрительного анализатора.

К оптическим приборам относятся те устройства, которые применяются для увеличения размеров рассматриваемого объекта – лупы, микроскопы, дефектоскопы.

2.6. «Наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)». Согласно этому показателю фиксируется время (ч, мин) непосредственной работы пользователя ВДТ с экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактировании текста или программ, чтении информации буквенной, цифровой, графической с экрана. Чем больше время фиксации взора на экран пользователя ВДТ, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда.

2.7. «Нагрузка на слуховой анализатор». Степень напряжения слухового анализатора определяется по зависимости разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и «белого» шума. Когда помех нет, разборчивость слов равна 100 % – 1 класс. Ко 2-му классу относятся случаи, когда уровень речи превышает шум на 10-15 дБА и соответствует разборчивости слов, равной 90-70% или на расстоянии до 3,5 м и т. п. Примером работ, связанных с нагрузкой на слуховой анализатор, является труд телефониста производственной связи, звукооператора ТВ, радио, музыкальных студий.

2.8. «Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов наговариваемых в неделю)». Степень напряжения голосового аппарата зависит от продолжительности речевых нагрузок. Перенапряжение голоса наблюдается при длительной, без отдыха голосовой деятельности.

Пример. Наибольшие нагрузки (класс 3.1 или 3.2) отмечаются у лиц голосо-речевых профессий (педагоги, воспитатели детских учреждений, вокалисты, чтецы, актеры, дикторы, экскурсоводы и т. д.). В меньшей степени такой вид нагрузки характерен для других профессиональных групп (авиадиспетчеры, телефонисты, руководители и т. д. – 2 класс). Наименьшие значения критерия могут отмечаться в работе других профессий, таких как лаборанты, конструкторы, водители автотранспорта (1 класс).

 

 

3. Эмоциональные нагрузки

3.1. «Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки» – указывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. Для таких профессий, как руководители и мастера промышленных предприятий, авиадиспетчеры, врачи, водители транспортных средств и т. п. характерна самая высокая степень ответственности за окончательный результат работы, а допущенные ошибки могут привести к остановке технологического процесса, возникновению опасных ситуаций для жизни людей (класс 3.2).

Если работник несет ответственность за основной вид задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны целого коллектива, то эмоциональная нагрузка в данном случае уже несколько ниже (класс 3.1): медсестры, научные работники, конструкторы. В том случае, когда степень ответственности связана с качеством вспомогательного задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны вышестоящего руководства (в частности, бригадира, начальника смены и т. п.), то такой труд по данному показателю характеризуется еще меньшим проявлением эмоционального напряжения (2 класс): телефонисты, телеграфисты. Наименьшая значимость критерия отмечается в работе лаборанта, где работник несет ответственность только за выполнение отдельных элементов продукции, а в случае допущенной ошибки дополнительные усилия только со стороны самого работника (1 класс).

3.2. «Степень риска для собственной жизни».

Показателем «степень риска для собственной жизни» характеризуют лишь те рабочие места, где существует прямая опасность, т. е. рабочая среда таит угрозу непосредственно поражающей реакции (взрыв, удар, самовозгорание), в отличие от косвенной опасности, когда рабочая среда становится опасной при неправильном и непредусмотрительном поведении работающего.

3.3.«Ответственность за безопасность других лиц». При оценке напряженности необходимо учитывать лишь прямую, а не опосредованную ответственность (последняя распределяется на всех руководителей), то есть такую, которая вменяется должностной инструкцией.

Как правило, это руководители первичных трудовых коллективов; работники, чья ответственность исходит из самого характера работы – врачи не которых специальностей (хирурги, реаниматологи, травматологи), воспитатели детских дошкольных учреждений, авиадиспетчеры и лица, управляющие потенциально опасными машинами и механизмами, например, водители транспортных средств, пилоты пассажирских самолетов, машинисты локомотивов.

3.4. «Количество конфликтных производственных ситуаций за смену». Наличие конфликтных ситуаций в производственной деятельности ряда профессии (сотрудники всех звеньев прокуратуры, системы МВД, преподаватели др.) существенно увеличивают эмоциональную нагрузку и подлежат количественной оценке. Количество конфликтных ситуаций учитывается на основании хронометражных наблюдений.

Конфликтные ситуации у педагогов встречаются в виде непосредственного взаимоотношения между педагогом и учащимися, а также участие в разрешении конфликтов, возникающих между учениками. Кроме того, могут возникать конфликты внутри педагогического коллектива с коллегами, руководством и в ряде случаев с родителями учащихся.

Пример. Наибольшее число конфликтных ситуаций в среднем за рабочую смену отмечено у работников правоохранительных органов: более 8 (класс 3.2), меньшее количество у преподавателей – от 4 до 8 (класс 3.1), у помощников следователей прокуратуры от 1 до 3 (класс 2), у работников канцелярии прокуратуры – отсутствуют (класс 1).

 

4. Монотонность нагрузок

4.1. и 4.2. «Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций» и «Продолжительность (с) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций» – чем меньше число выполняемых приемов и чем короче время, тем, соответственно, выше монотонность нагрузок.

Данные показатели наиболее выражены при конвейерном труде (класс 3.1-3.2). Эти показатели характеризуют так называемую «моторную» монотонию.

4.3.«Время активных действий (в % к продолжительности смены)». Наблюдение за ходом технологического процесса не относится к «активным действиям». Чем меньше время выполнения активных действий и больше время наблюдения за ходом производственного процесса, тем, соответственно выше монотонность нагрузок.

Наиболее высокая монотонность по этому показателю характерна для операторов пультов управления химических производств (класс 3.1-3.2).

4.4.«Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса, в % от времени смены)» – чем больше время пассивного наблюдения за ходом технологического процесса, тем более монотонной является работа.

Данный показатель, также как и предыдущий, наиболее выражен у операторских видов труда, работающих в режиме ожидания (операторы пультов управления химических производств, электростанций и др.) – класс 3.2.

 

5. Режим работы

5.1 «Фактическая продолжительность рабочего дня» – независимо от числа смен и ритма работы фактическая продолжительность рабочего дня колеблется от 6-8 ч (телефонисты, телеграфисты и т. п.) до 12 ч и более (руководители промышленных предприятий). У целого ряда профессий продолжительность смены составляет 12 ч и более (врачи, медсестры и т. п.). Чем продолжительнее работа по времени, тем больше суммарная за смену нагрузка, и, соответственно, выше напряженность труда.

5.2. «Сменность работы» определяется на основании внутрипроизводственных документов, регламентирующих распорядок труда на данном предприятии, организации. Самый высокий класс 3.2 характеризуется нерегулярной сменностью с работой в ночное время (медсестры, врачи и др.).

5.3. «Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без учета обеденного перерыва)». К регламентированным перерывам следует относить только те перерывы, которые введены в регламент рабочего времени на основании официальных внутрипроизводственных документов, таких как коллективный договор, приказ директора предприятия или организации, либо на основании государственных документов – санитарных норм и правил, отраслевых правил по охране труда и других.

Режимы работ авиадиспетчеров, врачей, медицинских сестер и т. д. характеризуются отсутствием регламентированных перерывов (класс 3.2), в отличие от мастеров и руководителей промышленных предприятий, у которых перерывы не регламентированы и непродолжительны (класс 3.1). В то же время, перерывы имеют место, но они недостаточной продолжительности у конструкторов, научных работников, телеграфистов, телефонистов и др. (2 класс).

Общая оценка напряженности трудового процесса

Независимо от профессиональной принадлежности (профессии) учитываются все 23 показателя, перечисленные в табл. 2. Не допускается выборочный учет каких-либо отдельно взятых показателей для общей оценки напряженности труда.

В том случае, если по характеру или особенностям профессиональной деятельности какой-либо показатель не представлен (например, отсутствует работа с экраном видеотерминала или оптическими приборами), то по данному показателю ставится 1 класс (оптимальный) – напряженность труда легкой степени.

«Оптимальный» (1 класс) устанавливается в случаях, когда 17 и более по казателей имеют оценку 1 класса, а остальные относятся ко 2 классу. При этом отсутствуют показатели, относящиеся к 3 (вредному) классу.

«Допустимый» (2 класс) устанавливается в следующих случаях:

- когда 6 и более показателей отнесены ко 2 классу, а остальные – к 1 классу;

- когда от 1 до 5 показателей отнесены к 3.1 и/или 3.2 степеням вредности, а остальные показатели имеют оценку 1-го и/или 2-го классов.

«Вредный» (3) класс устанавливается в случаях, когда 6 или более показателей отнесены к третьему классу (обязательное условие).

При соблюдении этого условия труд напряженный 1-й степени (3.1):

- когда 6 показателей имеют оценку только класса 3.1, а оставшиеся показатели относятся к 1 и/или 2 классам;

- когда от 3 до 5 показателей относятся к классу 3.1, а от 1 до 3 показателей отнесены к классу 3.2.

Труд напряженный 2-й степени (3.2):

- когда 6 показателей отнесены к классу 3.2;

- когда более 6 показателей отнесены классу 3.1;

- когда от 1 до 5 показателей отнесены к классу 3.1, а от 4 до 5 показателей – к классу 3.2;

- когда 6 показателей отнесены к классу 3.1 и имеются от 1 до 5 показателей класса 3.2.

В тех случаях, когда более 6 показателей имеют оценку 3.2, напряженность трудового процесса оценивается на одну степень выше – класс 3.3.

 

 



Приложение 36

ГЛОССАРИЙ

Общие положения

Гигиена – медицинская наука, изучающая влияние факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни, разрабатывающая нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей.

Гигиеническая диагностика – исследование и оценка здоровья и работоспособности населения в реальных условиях окружающей среды (жизнедеятельности).

Гигиенический норматив – установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор – деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.

Санитарная охрана – система государственных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение загрязнения окружающей среды (атмосферного воздуха, источников питьевого водопользования, территории, почвы и др.) и ограничение воздействия ее неблагоприятных факторов на здоровье населения.

Санитарно-гигиеническая экспертиза – процедура оценки объекта, территории на соответствие требованиям санитарного законодательства.

Санитарно-гигиенические нормы – показатели санитарно-гигиенических условий и качества окружающей человека среды, соблюдение которых обеспечивает для него условия существования, благоприятные для жизни и безопасные для здоровья.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия – организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Санитарно-эпидемиологическая безопасность – состояние среды обитания человека, продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан и среде обитания человека.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Санитарные нормы и правила – государственные законодательные документы санитарно-гигиенического назначения – нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Являются обязательными для выполнения всеми предприятиями, службами, ведомствами или отдельными лицами.

Селитебная зона – территория, предназначенная для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования.

Социально-гигиенический мониторинг (СГМ) – государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания.

Среда обитания человека – совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.

Факторы среды обитания – биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

Экспертиза – заключение компетентных лиц (лица), владеющих специальными знаниями в соответствующей области.

М етоды измерения и гигиеническая оценка
искусственного и естественного освещения

Боковое естественное освещение – естественное освещение помещения через световые проемы в наружных стенах.

Верхнее естественное освещение – естественное освещение помещения через фонари, световые проемы в стенах в местах перепада высот здания.

Естественное освещение – освещение помещений светом неба (прямым или отраженным), проникающим через световые проемы в наружных ограждающих конструкциях.

Инсоляция – облучение земной поверхности солнечной радиацией всех видов.

Комбинированное освещение – освещение, при котором к общему освещению добавляется местное.

Контраст объекта различения с фоном К – определяется отношением абсолютной величины разности между яркостью объекта и фона к яркости фона. Контраст объекта различения с фоном считается: большим – при К более 0,5 (объект и фон резко отличаются по яркости); средним – при К от 0,2 до 0,5 (объект и фон заметно отличаются по яркости); малым – при К менее 0,2 (объект и фон мало отличаются по яркости).

Комбинированное естественное освещение – сочетание верхнего и бокового естественного освещения.

Коэффициент естественной освещенности (КЕО ) – отношение естественной освещенности, создаваемой в некоторой точке заданной плоскости внутри помещения светом неба непосредственным или после отражений), к одновременному значению наружной горизонтальной освещенности, создаваемой светом полностью открытого небосвода; выражается в процентах.

Коэффициент светового климата т коэффициент, учитывающий особенности светового климата.

Неравномерность естественного освещения – отношение среднего значения к наименьшему значению КЕО в пределах характерного разреза помещения.

Объект различениярассматриваемый предмет, отдельная его часть или дефект, которые требуется различать в процессе работы.

Общее освещениеосвещение, при котором светильники размешаются в верхней зоне помещения равномерно (общее равномерное освещение) или применительно к расположе нию оборудования (общее локализованное освещение).

Показатель дискомфорта М – критерий оценки дискомфортной блескости, вызывающей неприятные ощущения при неравномер ном распределении яркостей в поле зрения.

Показатель ослепленности Р – критерий оценки слепящего действия осветительной установки, определяется выражением: Р = (S – 1) 1000, где S – коэффициент ослепленности, равный отношению пороговых разностей яркости при наличии и отсутствии слепящих источников в поле зрения.

Рабочая поверхность – поверхность, на которой производится работа и нормируется или измеряется освещенность.

Рабочее освещение – освещение, обеспечивающее нормируемые осветительные условия (освещенность, качество освещения) в помещениях и в местах производства работ вне зданий.

Световой климат – совокупность условий естественного освещения в той или иной местности (освещенность и количество освещения на горизонтальной и различно ориентированных по сторонам горизонта вертикальных поверхностях, создаваемых рассеянным светом неба и прямым светом солнца, продолжительность солнечного сияния, и альбедо подстилающей поверхности) за период более десяти лет.

Совмещенное освещение освещение, при котором недостаточное по нормам естественное освещение дополняется искусственным.

Стробоскопический эффект – явление искажения зрительного восприятия вращающихся, движущихся или сменяющихся объектов в мелькающем свете, возникающее при совпадении кратности частотных характеристик движения объектов и изменения светового потока во времени в осветительных установках, выполненных газоразрядными источниками света, питаемыми переменным током.

Фон – поверхность, прилегающая непосредственно к объекту различения, на которой он рассматривается. Фон считается: светлым – при коэффициенте отражения поверхности более 0,4; средним – при коэффициенте отражения поверхности от 0,2 до 0,4; темным – при коэффициенте отражения поверхности менее 0,2.

Яркость – отношение силы света (Кд) излучаемой поверхностью, к проекции светящей поверхности на плоскость, перпендикулярную данному направлению.

 

Методы измерения,
гигиеническая оценка климата и микроклимата

Допустимые параметры микроклимата – сочетания значений показателей микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека могут вызвать общее и локальное ощущение дискомфорта, ухудшение самочувствия и понижение работоспособности при усиленном напряжении механизмов терморегуляции и не вызывают повреждений или ухудшения состояния здоровья.

Климатический район – район, в котором в соответствии с его специфическими условиями климат относительно однороден. Климатические условия подразделяются на четыре климатических района: I,II,III,IV. Климатические районы имеют подрайоны А,Б,В,Г. На территории РФ располагаются I,II,III климатические районы. Климатические районы располагаются с севера на юг: I – до 70°c.ш., II – до 60°c.ш., III – до 45°c.ш.

Таблица

Климатические районы

Климатический район Среднемесячная температура воздуха в январе, °С Среднемесячная температура воздуха в июле, °С
l -14 – ниже -28 от 0 до +21
ll от -3 до -20 от +8 до +21
lll от -5 до -20 от +21 до +27
lV от -12 до +6 от +21 выше +31

Микроклимат – комплекс физических факторов, оказывающих влияние на теплообмен человека с окружающей средой и на его тепловое состояния, определяющих самочувствие, работоспособность, здоровье, производительность труда. Показателями М являются температура воздуха и его относительная влажность, скорость движения и интенсивность инфракрасного излучения.

Оптимальные параметры микроклимата – сочетание значений показателей микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивают нормальное тепловое состояние организма при минимальном напряжении механизмов терморегуляции и ощущение комфорта не менее чем у 80% людей, находящихся в помещении.

ТНС–индекс – индекс тепловой нагрузки среды является эмпирическим показателем, характеризующим сочетанное действие на организм человека параметров микроклимата.

Методы измерения
и гигиеническая оценка воздухообмена

Вентиляционная система – вентилятор или вентагрегат с сетью воздуховодов, оборудованных воздухораздающими или воздухоприемными устройствами, который может быть снабжен также устройствами для регулирования, контроля, тепловлажностной обработки и очистки воздуха.

Вентиляция – организованный воздухообмен, способствующий поддержанию требуемых гигиенических и технологических параметров воздуха, а также комплекс технических средств для реализации воздухообмена.

Вентиляция вытяжная местная (местные отсосы) – вентиляция, предназначенная для удаления загрязненного воздуха непосредственно от источников вредных выделений.

Вентиляция вытяжная общеобменная – вентиляция, предназначенная для удаления загрязненного воздуха из всего объема помещения.

Вентиляция естественная (аэрация) – воздухообмен, осуществляемый либо под действием разности удельных весов (температур) наружного и внутреннего воздуха, либо под влиянием ветра, либо совместным их действием, а также комплекс технических средств для реализации такого воздухообмена.

Вентиляция механическая воздухообмен, осуществляемый при помощи специальных побудителей тяги (вентиляторов, компрессоров, насосов, эжекторов), а также – комплекс технических средств для реализации такого воздухообмена.

Вентиляция приточная местная – вентиляция механическая, предназначенная для подачи воздуха на определенный участок рабочей зоны либо на определенное рабочее место.

Вентиляция приточная общеобменная – вентиляция механическая, предназначенная для подачи воздуха в помещение.

Воздухообмен – удаление и подача воздуха, организуемые действием естественной и механической вентиляции, в производственном помещении.

Воздушный баланс – это соотношение объемов притока и вытяжки в помещении.

Вытяжная шахта – вертикальный открытый канал, выступающий над кровлей, предназначенный для удаления воздуха из помещения либо под действием разности температур наружного и внутреннего воздуха, либо под влиянием ветра, либо совместным их действием.

Зона дыхания – пространство в радиусе до 0,5 м от лица работающего.

Кондиционирование во здуха – специальная обработка приточного воздуха (очистка, подогрев или охлаждение, увлажнение или сушка и др.) с целью создания и автоматического поддержания заданных параметров воздушной среды в помещении, а также комплекс технических средств, обеспечивающих указанный процесс.

Кратность воздухообмена – отношение часового объема удаляемого или подаваемого воздуха к строительному объему помещения.

Фильтры воздушные – устройства для очистки от пыли наружного или рециркуляционного воздуха, подаваемого в помещение системами приточной вентиляции и кондиционирования воздуха.

Исследования и гигиеническая оценка питьевой воды
и воды водоисточников

Водозабор – 1) отъем воды из поверхностного водоема (реки, озера, водохранилища) для энергетики, водоснабжения, ирригации ит. п.; 2) комплекс гидротехнических сооружений, предназначенный для подъема уровня воды на заданную отметку, регулирования уровня, сброса паводковых вод и приема воды в отводящие устройства.

Водообеспеченность – степень соответствия потребностей в воде (хозяйств, сообществ, местности и т. д.) возможностям их удовлетворения. Нормальная В. сохраняет полноценное функционирование природных и антропогенных систем, низкая – обусловливает бедность биогеоценозов живыми организмами, снижение качества окружающей среды, создает препятствия хозяйственному использованию земель и иным видам деятельности человека.

Водоочисткатехническое доведение качества воды, поступающей в водопроводную сеть, до установленных нормативами показателей. Очистка воды – устранение посторонних примесей из вод (включая живые организмы) с помощью механических, физико-химических (хлорирование, озонирование и т. п.) и биологических методов.

Норма водопотребления – установленное количество воды на одного жителя или условную единицу производимой продукции (единицу измерения в сфере обслуживания). В РФ одна из самых высоких в мире. Норма водопотребления в Москве – 500 л/сут на одного человека.

Охрана водных ресурсов мероприятия, направленные на сохранение ко личества и качества поверхностных и подземных вод.

Показатели качества воды – совокупность биологических и физико-химических характеристик воды: трофосапробности, солености и жесткости, водородного показателя (рН), концентрации вредных веществ.

Свойства воды – совокупность физических, химических, физ.-хим., органолептических, биохимических и других свойств воды («Правила охраны поверхностных вод» от 21 февраля 1991 г.).

Хлорирование водыобработка питьевой воды или сточных вод раствором хлора с целью их обеззараживания. Поскольку X. в. в ряде случаев приводит к образованию мутагенов и канцерогенов (веществ, вызывающих генетические перестройки и, как следствие, раковые заболевания), его заменяют озонированием. Для «смягчения» воды (снижения количества солей щелочно-земельных металлов, «накипи») в технологических процессах проводят ее магнитную обработку («омагничивание»).

Гигиеническая оценка качества почвы
населенных мест

Биогеоценоз – эволюционно сложившаяся, пространственно ограниченная, длительно самоподдерживающаяся, однородная экологическая система, в которой функционально взаимосвязаны живые организмы и окружающая их абиотическая среда. Б. характеризуется относительно самостоятельным обменом веществ и особым типом использования потока солнечной энергии. Б. являются: луга, леса, поля, водоемы.

Биомасса почвы – совокупность живых организмов, обитающих в почве и играющих ведущую роль в процессе формирования почвы. Почвенные организмы включают в круговорот веществ биосферы основные химические соединения.

Буферная способность почвы – способность почвы поддерживать химическое состояние на неизменном уровне при воздействии на почву потока химического вещества (МУ 2.1.7.730-99 «Гигиеническая оценка качества почвы населенных мест»).

Гумус – перегной, органическая часть почвы, образующаяся в результате биохимического превращения растительных и животных остатков; содержание гумуса – показатель плодородия почвы.

Земельное законодательство – совокупность правовых средств, регулирующих порядок использования и охраны земельных ресурсов и направленных на рационализацию эксплуатации, предотвращение истощения, загрязнения и засорения почв, восстановление и улучшение земель.

Охрана почв – 1) система мер, направленная на предотвращение снижения плодородия почв, их нерационального использования и загрязнения; 2) система мероприятий по сохранению, улучшению и целенаправленному изменению почв как одно из важнейших ландшафтообразующих (природных) компонентов и объектов антропогенного воздействия.

Почва – особое органоминеральное естественно-историческое природное образование, возникшее в результате воздействия живых организмов на минеральный субстрат и разложения мертвых организмов, влияния природных вод и атмосферного воздуха на поверхностные горизонты горных пород в различных условиях климата и рельефа в гравитационном поле Земли. Почва характеризуется плодородием. Мощность почвы – 2-3 м. Почва – один из главных природных ресурсов, важнейший геохимический барьер для загрязнителей при различного типа фильтрации. Почвы выщелоченные – почвы, в профиле которых нет легкорастворимых солей, гипса и карбонатов. Термин употребляется также для обозначения почв, не содержащих карбонатов в пределах гумусового горизонта.

Санитарная очистка – система мероприятий по сбору, хранению, удалению из населенных мест и обезвреживанию отходов.






Закаливание

Закаленность – высокая устойчивость организма к неблагоприятному действию факторов окружающей среды.

Закаливание – система мер, используемых для повышения устойчивости организма к неблагоприятному действию факторов окружающей среды за счет тренировки защитных физиологических механизмов путем систематического дозированного и комплексного воздействия этих факторов.

Терморегуляция – физиологическая функция, обеспечивающая постоянство температуры внутренней среды организма. Регулируется ЦНС. В покое 50% теплопродукции в органах брюшной полости (печень), по 20% в скелетной мускулатуре и ЦНС, 10% – дыхание и кровообращение. Теплоотдача за счет конвекции (проведения), радиации (теплоизлучения) и испарения (переход в пар 1 г воды отнимает 0,58 ккал).

Эритемный поток энергии – (мощности) характеризует УФ-излучение с точки зрения его полезности (в малых дозах) действия на организм человека. Единицей эритемного потока является эр – поток монохроматического излучения в 1Вт с длиной 297 нм.

Эритемная облученность – это отношение эритемного потока энергии к единице площади (эр/м2, эр/см2, мэр/м2).

Доза эритемной облученности – отношение эритемного потока энергии УФ-излучения за единицу времени к единице площади. Единица дозы эритемной облученности – эр/(м2 · ч); мэр/(м2 · ч); мкэр/(см2 · ч). Одна биодоза эритемной облученности (эритемная доза – ЭД) этого излучения (λ – 297 нм) составляет 5000 мэр/(м2 · ч).

 

Гигиена питания

Белки – высокомолекулярные азотсодержащие биополимеры, состоящие из L-аминокислот. Выполняют пластическую, энергетическую, каталитическую, гормональную, регуляторную, защитную, транспортную, энергетическую и другие функции.

Безопасность пищевых продуктов – отсутствие токсического, канцерогенного, мутагенного или иного неблагоприятного действия продуктов на организм человека при употреблении этих продуктов в общепринятых количествах.

Биологическая ценность (БЦ) – степень соответствия аминокислотного состава пищевого белка потребностям организма. Характеризуется показателем аминокислотного скора, т.е. процентным отношением количества незаменимой аминокислоты в белке продукта к количеству этой аминокислоты в стандартном белке с идеальной аминокислотной шкалой. БЦ белков характеризуется также доступностью аминокислот для усвоения пищеварительной системой (усвояемостью).

Величина основного обмена (ВОО) – минимальное количество энергии, необходимое для осуществления жизненно важных процессов, то есть затраты энергии на выполнение всех физиологических, биохимических процессов, на функционирование органов и систем организма в состоянии температурного комфорта (200С), полного физического и психического покоя натощак.

Витаминоподобные вещества вещества, животного и растительного происхождения с доказанной ролью в обмене веществ и энергии, сходные по своему физиологическому действию с витаминами.

Витаминыгруппа эссенциальных микронутриентов, участвующих в регуляции и ферментативном обеспечении большинства метаболических процессов.

Жиры (липиды) сложные эфиры глицерина и высших жирных карбоновых кислот, являются важнейшими источниками энергии. До 95% всех липидов – простые нейтральные липиды (глицериды).

Индекс массы тела (ИМТ) – массо-ростовой показатель для оценки адекватности питания. В качестве референтных рассматривается как нормальное значение ИМТ 18–25кг/м2, недостаточная масса тела – ИМТ <18,5, избыточная масса тела –– ИМТ >30 кг/м2.

Макронутриенты – пищевые вещества (белки, жиры и углеводы), необходимые человеку в количествах, измеряемых граммами, обеспечивают пластические, энергетические и иные потребности организма.

Микронутриенты – пищевые вещества (витамины, минеральные вещества и микроэлементы), которые содержатся в пище в очень малых количествах – миллиграммах или микрограммах. Они не являются источниками энергии, но участвуют в усвоении пищи, регуляции функций, осуществлении процессов роста, адаптации и развития организма.

Незаменимые (эссенциальные) – пищевые вещества, не образуются в организме человека и обязательно поступают с пищей для обеспечения его жизнедеятельности. Их дефицит в питании приводит к развитию патологических состояний.

Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах – усредненная величина необходимого поступления пищевых и биологически активных веществ, обеспечивающая оптимальную реализацию физиолого-биохимических процессов, закрепленных в генотипе человека.

Нутриенты – пищевые вещества.

Пищевые волокна – высокомолекулярные углеводы (целлюлоза, пектины и др., в т.ч. некоторые резистентные к амилазе виды крахмалов), главным образом растительной природы, устойчивы к перевариванию и усвоению в желудочно-кишечном тракте.

Пищевые продукты – продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутылированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки.

Пищевой статус – состояние здоровья, сложившееся на фоне конституциональных особенностей организма под воздействием фактического питания. Оценивается на основании изучения функции питания, пищевой неадекватности и заболеваемости. Функция питания оценивается по показателям процессов пищеварения и обмена веществ, пищевая неадекватность – по антропометрическим характеристикам индивидуума, биохимическим показателям и функциональному состоянию отдельных органов и систем; заболеваемость – по симптомам и синдромам недостаточного или избыточного питания.

Пищевая ценность – вся полнота свойств пищевых продуктов, включая обеспечение физиологических потребностей организма в пищевых веществах и энергии.

Рациональное питание (здоровое питание) – физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера трудовой деятельности, особенностей действия климатических факторов района проживания и других факторов. РП должно обеспечивать постоянство внутренней среды организма (гомеостаз) и поддерживать жизнедеятельность (рост, развитие, функции органов и систем) на высоком уровне.

Углеводыполиатомные альдегидо- и кетоспирты, простые (моносахариды и дисахариды), сложные (олигосахариды, полисахариды), являются основными источниками энергии для человека. Некоторые углеводы, в частности аминосахара, входят в состав гликопротеидов.

Фальсифицированные пищевые продукты, материалы и изделия – пищевые продукты, материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и/или имеющие скрытые свойства и качества, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной.

Физиологическая потребность в энергии и пищевых веществах – это необходимая совокупность алиментарных факторов для поддержания динамического равновесия между человеком, как сформировавшимся в процессе эволюции биологическим видом, и окружающей средой, и направленная на обеспечение жизнедеятельности, сохранения и воспроизводства вида и поддержания адаптационного потенциала.

Фосфолипиды – эфиры спиртов (глицерина, сфингозина), жирных кислот, фосфорной кислоты, содержат азотистые основания (холин, этаноламин, остатки аминокислот, углеводные фрагменты), составляют основной класс мембранных липидов.

Энергетический балансравновесное состояние между поступающей с пищей энергией и ее затратами на все виды физической активности, на поддержание основного обмена, роста, развития, и дополнительными затратами у женщин при беременности и грудном вскармливании.

Энерготраты суточные – сумма суточных энерготрат организма, состоящая из энерготрат основного обмена, затрат энергии на физическую активность, специфическое динамическое действие пищи (пищевой термогенез), холодовой термогенез, рост и формирование тканей у детей и дополнительных затрат энергии у беременных и кормящих грудью женщин.

Гигиена труда

Вредное вещество – химическое соединение, вещество, которое при контакте с организмом человека в случае нарушения требований безопасности может вызывать заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами исследования как в процессе контакта с ним, так и в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений.

Вредное воздействие на человека – воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений.

Вредный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях (интенсивность, длительность и др.) может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

Вредный эффект – изменения в морфологии, физиологии, росте, развитии или продолжительности жизни организма, проявляется в ухудшении функциональных способностей или способности компенсировать дополнительный стресс либо в увеличении чувствительности к другим факторам окружающей среды.

Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ)уровни вредных факторов рабочей среды, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов, но не более 40 часов в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений.

Заболевание профессиональное – болезнь, возникающая исключительно или главным образом в результате неблагоприятных условий труда и воздействия профессиональных вредностей.

Заболевания профессионально-обусловленные – общие заболевания различной этиологии, количество которых растет с увеличением стажа работы в неблагоприятных условиях труда и превышает таковые в профессиональных группах, не контактирующих с вредными факторами. Например, у рабочих горячих цехов (литейного, кузнечного, термического) чаще, чем у рабочих цехов холодной обработки металла, регистрируется гипертонический синдром.

Напряженность трудахарактеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

Опасный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти.

Организация труда – система мероприятий, обеспечивающая рациональное использование рабочей силы, которая включает соответствующую расстановку людей в процессе производства, разделение и кооперацию, методы нормирования и стимулирования труда, организацию рабочих мест, их обслуживание и необходимые условия труда.

Отбор профессиональный – система соответствия социальных, образовательных, медицинских и психологических качеств индивидуума применительно к требованиям, предъявленным предстоящей профессией.

Режим труда и отдыха – научно обоснованная организация трудовой деятельности, регламентирующая такое соотношение работы и отдыха, при котором высокая эффективность и надежность (безопасность) труда без ущерба для здоровья сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека в течение возможно длительного времени.

Среда рабочая – часть окружающей человека среды, образованная природно-климатическими условиями и профессиональными (физическими, химическими, биологическими и социальными) факторами, воздействующими на него в процессе трудовой деятельности.

Тяжесть трудахарактеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Физиология труда – 1) раздел физиологии, изучающий закономерности протекания физиологических процессов и особенности их регуляции при трудовой деятельности человека, т.е. трудовой процесс в его физиологических проявлениях; 2) наука, изучающая функционирование человеческого организма (закономерности протекания физиологических процессов и особенностей их регуляции) в ходе трудовой деятельности с целью разработки принципов и норм, способствующих улучшению и оздоровлению труда

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Гигиена [Электронный ресурс]: учебник / П.И. Мельниченко и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970430835.html

2. Гигиена с основами экологии человека: учеб. / В.И. Архангельский и др. / под ред. П.И. Мельниченко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 752 с.: ил. Уч.Рек.

                                     Дополнительная литература

1. Гигиена с основами экологии человека [Электронный ресурс]: учебник / Под ред. Мельниченко П.И. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970426425.html

2. Гигиена питания. Руководство для врачей [Электронный ресурс] / А. А. Королев - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970437063.html

3. Гигиена: учеб. / Под общ. ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 608 с.: ил. Уч.Рек.
4. Гигиена детей и подростков [Электронный ресурс]: учебник / Кучма В.Р. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970434987.html

5. Коммунальная гигиена. [Электронный ресурс]: учебник / В.Т. Мазаев, Т.Г. Шлепнина. /под ред. В. Т. Мазаева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970430217.html

6. Гигиена детей и подростков. Руководство к практическим занятиям [Электронный ресурс]: учебное пособие / Под ред. В.Р. Кучмы. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970422373.html

7. Гигиена. Соmреndium [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.И. Архангельский, Мельниченко П.И. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970420423.html

8. Гигиена труда. Руководство к практическим занятиям [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.А, Кирюшин, А.М. Большаков, Т.В. Моталова - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970418444.html

9. Военная гигиена и военная эпидемиология [Электронный ресурс]: учебник / П.И. Мельниченко, П.И. Огарков, Ю.В. Лизунов. - М.: Медицина, 2006. - (Учеб. лит. Для студентов мед. вузов). - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN5225048498.html

10. Кича Д.И., Дрожжина Н.А., Фомина А.В. Общая гигиена. Руководство к лабораторным занятиям: учеб. пособие. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 288 с.: ил. Уч.п.Рек.

11. Санитария и гигиена питания [Электронный ресурс] / Шлёнская Т.В., Журавко Е.В. - М.: КолосС, 2006. - (Учебники и учеб. пособия для студентов высших учеб. заведений). - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN5953202431.html

12. Гигиена и санитария (научно-практический журнал).

13. Экология человека (научно-практический журнал).

14. Эпидемиология и инфекционные болезни (научно-теоретический журнал).

15. Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора (научно-теоретический журнал).

16. Дезинфекционное дело (научно-теоретический журнал)

 


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

БГКП бактерии группы кишечных палочек
БПК биохимическое потребление кислорода
Вт ватт
в/к варено-копченая
ВДТ ВБИ                                – - видеодисплейный терминал внутрибольничные инфекции
     
БПК величина биохимического потребления кислорода
ГОСТ государственный стандарт
дБА децибел
     
ДОУ дошкольное образовательное учреждение
     
ИМТ индекс массы тела
КА коэффициент аэрации
КЕО коэффициент естественной освещенности
КЗ коэффициент заглубления
КО коэффициент отражения
КОЕ колониеобразующие единицы
КМАФАнМ количество мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов
ЛКП лактозоположительные кишечные палочки
лк люкс
ЛПО лечебно-профилактические организации
мм.рт.ст миллиметры ртутного столба
МЗ министерство здравоохранения
     
ПДК предельно-допустимая концентрация
ПНЖК полиненасыщенные жирные кислоты
СанПиН СГМ – -- санитарные правила и нормы социально-гигиенический мониторинг
СК световой коэффициент
СНиП строительные нормы и правила
УФ – излучение ультрафиолетовое излучение
ЭУВ-15, ЭУВ-30 Эритемные увиолевые лампы мощностью соответственно 15 и 30 Вт

 

 

 


ГИГИЕНА

Учебно-методическое пособие для студентов к практическим занятиям по дисциплине « Гигиена»

 

 

Подписано в печать . .2017

Формат 60×84/16

Бумага офсетная

П.л. – 16,9

Способ печати – оперативный

                                                         Тираж 100

 

ИТЦ БУ ВО «Ханты-Мансийская государственная медицинская

                                              академия», 2017

 

 


                                   

 
г. Ханты-Мансийск


[1] Локальная нагрузки – движение с преимущественным участием мышц кисти. Региональная нагрузка – движение с преимущественным участием мышц рук и плечевого пояса. Общая нагрузка – движение с участием мышц рук, корпуса, ног.




Дата: 2019-03-05, просмотров: 230.