Основные Категории философии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Философия - форма общественного сознания, имеющая свои специфические функции;

2. Материализм - решения основного вопроса философии с точки зрения признания независимости объективной реальности от сознания человека, (субстанция мира - материя);

3. Идеализм - решение основного вопроса философии с точки зрения признания зависимости реальности от сознания человека (субстанция мира - сознание);

4. Дуализм - признание основой мира двух основ: материальной и идеальной;

5. Онтология –учение о бытии;

 6. Гносеология - учение о Познании мира;

7. Субстанция - первооснова и первопричина мира;

8. Основной вопрос философии - вопрос о субстанции мира;

9. Виды материализма - наивный материализм древнегреческой философий (Фалес, Гераклит, Демокрит); - механистический материализм философии Нового времени (Бэкон, Гоббс); - диалектический материализм К. Маркса.

10. Виды идеализма - объективный и субъективный;

11 .Диалектика - греч. «умение вести спор», стиль мышления, основанный на принципах абсолютного изменения вещей, их универсальной связи (детерминизм) и развитии;

12. Метафизика - греч. «после физики», стиль мышления противоположный диалектики, вещи неизменны, статичны, не связанны между собой и нет никакого развития;

13.    Функции философии - онтологическая, гносеологическая, аксиологическая, социализации;

14. Дедуктивный метод - получение знаний из общего к частному, от теории к практике (рационализм);

15. Индуктивный метод - получение знаний от частого к общему, от опыта к теории (эмпиризм);

16. Эмпиризм - получение знаний опытным путем;

17. Рационализм - получение знаний через применение разума;

18. Пантеизм - растворение Бога в природе (стыдливый материализм);

19. Сенсуализм - знания из чувств;

20. Материя - философская категория для обозначения объективной реальности;

21.Сознание - свойство высокоорганизованной материи отражать мир, субъективный образ объективного мира;

22. Движение - изменение вообще;

23. Пространство - философская категория для обозначения свойств предметов и явлений, обусловленных фактом их существования

(протяженность);

24. Время - философская категория для обозначения свойств предметов и явлений, обусловленных сменой состояния движущейся материи (длительность);

25. Типы движения - первый - движение с сохранением качества вещи, явления; второй - движение с отрицанием качества предмета или явления;                                      ^

26. Количество - внешняя определенность вещи или явления

27. Качество - внутренняя определенность вещи или явления, устойчивая совокупность свойств;

28. Мера - единство количества и качества, граница изменений, за которой наступает смена качества;

29. Закон - устойчивая, повторяющаяся связь явлений;

30. Спиралевидность - несводимость исторического развития к прямолинейному движению;

31. Истина- степень соответствия знаний о предмете или явлении самому предмету или явлению;

32. Общество- совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их внутренняя зависимость друг от друга;

33. Человек - биосоциальное существо;

34. Личность - степень самопознания, самосознания и самоотвественности человека;

35. Особенности русской философии - имманентная    связь    с    религией; антропоцентризм; связь с практикой, отсутствие панлогических работ; связь с русской литературой;

36. Прогресс- это процесс длительного одновременного или разновременного преобразования элементов социальной системы, приводящий к появлению нового качества системы с признаками необратимости этих процессов;

37. Общественные отношения - взаимодействие людей по определенному поводу (предмет отношений);

38. Экосистема - гармоническое соотношение общества и природы;

39. Наука - социальный институт общества, обслуживающий потребности общества в познания мира, общества и человека; Логически стройное концептуальное знание об основных свойствах вещи или явления, дающее возможность их верификации и предвидения их развития;

40. Виды будущего - непосредственное, отдаленное, прогнозируемое.          

11.2 Методические указания для студентов

Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе

При изучении курса целесообразно придерживаться следующей последовательности:

1. До посещения первой лекции:

а) внимательно прочитать основные положения программы курса;

б) подобрать необходимую литературу и ознакомиться с её содержанием.

2. После посещения лекции:

а) углублено изучить основные положения темы программы по материалам лекции и рекомендуемым литературным источникам;

б) дополнить конспект лекции краткими ответами на каждый контрольный вопрос к теме и при возможности выполнить задание для самостоятельной работы;

в) составить список вопросов для выяснения во время аудиторных занятий;

г) подготовиться к практическим занятиям.

Самостоятельная работа студентов по заданию преподавателя должна быть спланирована и организована таким образом, чтобы дать возможность не только выполнять текущие учебные занятия, но и научиться работать самостоятельно. Контроль за самостоятельной работой студентов осуществляется преподавателем на практических занятиях.

Самостоятельная работа представляет собой работу с материалами лекций, чтение книг (учебников), изучение дополнительной литературы с конспектированием материала. Такое чтение с конспектированием должно обязательно сопровождаться также выявлением и формулированием неясных вопросов, вопросов, выходящих за рамки темы (для последующего поиска ответа на них). Полезно записывать новые термины, идеи или цитаты (для последующего использования). Желательно проецировать изучаемый материал на свою повседневную или будущую профессиональную деятельность.

В структуру самостоятельной работы входит

1. работа студентов на лекциях и над текстом лекции после нее, в частности, при подготовке к зачету;

2. подготовка к практическим занятиям (подбор литературы к определенной проблеме; работа над источниками; составление реферативного сообщения или доклада и пр.),

3. работа на практических занятиях, проведение которых ориентирует студентов на творческий поиск оптимального решения проблемы, развивает навыки самостоятельного мышления и умения убедительной аргументации собственной позиции.

Студент должен проявить способность самостоятельно разобраться в работе и выработать свое отношение к ней, используя полученные в рамках данного курса навыки.

Задания для самостоятельной работы студентов являются составной частью учебного процесса. Выполнение заданий способствует:

ü закреплению и расширению полученных студентами знаний по изучаемым вопросам в рамках учебной дисциплины «Философия»

ü развитию навыков работы со и специальной литературой

ü развитию навыков обобщения и систематизации информации;

ü развитию навыков анализа глобальных проблем современности, выявления тенденций изменения различных социокультурных показателей.

Самостоятельная работа приобщает студентов к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем в сфере экономики и страхования, в частности.

Задания для самостоятельной работы выполняются студентами во внеаудиторное время.

Методические рекомендации по подготовке реферата.

Важной формой работы по изучению курса является письменный реферат. С его помощью студент учится работать с литературой, анализировать и систематизировать учебный материал и излагать его в письменной форме в соответствии с выбранной темой. В процессе написания реферата также развиваются способности студента к самостоятельному и творческому мышлению. В соответствии с требованиями учебной программы каждый студент обязан подготовить реферат по одной выбранной им теме.

Работа по написанию реферата начинается с уяснения студентом темы и плана будущего реферата и определения объёма изучаемого материала, которого будет достаточно для раскрытия темы. По согласованию с преподавателем можно внести изменения в тему и план реферата.

Вторым этапом работы над рефератом является работа с литературой. Она заключается в подборе и проработке той литературы, с помощью которой можно наиболее полно раскрыть все вопросы выбранной темы. Как правило, студенту оказывается в этом помощь и рекомендуется основная литература, необходимая для написания реферата, которая указана в данном методическом пособии. Однако, студент может использовать дополнительную литературу, способную помочь ему в процессе работы над рефератом. Параллельно с проработкой литературы и после её идёт этап осмысления и систематизации студентом полученных знаний, в процессе которого вырабатывается студентом основная концепция реферата. После чего студент приступает к изложению своих идей в письменной форме в виде реферата. Следует обратить внимание студента на то, что процесс изложения мыслей в письменном форме не всегда сразу приобретает законченные и совершенные формы. Часто необходимо сделать предварительные наброски, чтобы потом с их помощью получить уже законченную и полную версию.

Оформление реферата должно осуществляться в следующей форме:

- титульный лист (см. следующую страницу),

- План (состоящий из таких пунктов как Введение, вопросы основной части, Заключение, Литература, с указанием страниц, с которых начинаются эти разделы реферата),

- Введение, в котором автор вводит читателя в курс рассматриваемых вопросов, ставит цели, которые он собирается достигнуть; определяет задачи, которые будут решаться в реферате, а также указывает на методы их решения,

- основная часть, в которой собственно идёт изложение и раскрытие вопросов темы и решение поставленных задач,

- Заключение, в котором студентом делаются выводы, проводятся сравнения и обобщения, высказываются собственные суждения по тем или иным проблемам, рассматриваемым в работе,

- Литература, использованная при написании реферата, приводится в его конце и размещается в алфавитном порядке. Следует обратить внимание на правильное оформление каждого из изданий.

Все страницы реферата должны быть пронумерованы, за исключение титульного листа, который считается за первую страницу. Название каждой главы должно указываться в основной части. При использовании цитат делаются сноски - в тексте, внизу страницы или в конце реферата. Следует также обратить внимание на правильность оформления этих сносок. Объём реферата должен составлять 15-20 страниц стандартного печатного (30 строк на страницу и 60 знаков в строке) текста на листах формата А 4.

Разработчики:

КГУ имени К.Э. Циолковского       к.ф.н., доцент                              Шарова М.А.

(место работы)                             (занимаемая должность)           (инициалы, фамилия)

___________________      _________________             ______________

(место работы)                     (занимаемая должность)           (инициалы, фамилия)

 

Приложение.

Лист регистрации изменений и дополнений РП дисциплины (модуля)

 

№ изменения

Номера листов

Основания для внесения изменений

Дата

№ протокола заседания кафедры Дата внесения изменений Подпись Расшифровка подписи
Замененных Новых

 

         
     

 

         
     

 

         
     

 

         
     

 

         
     

 

         
     

 

         
     

 

         
     

 

         
     

 

         
     

 

         
     

 

         
     

 

         
     

 

         
                   

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 185.