Цель – ознакомить учащихся с разделом философии, изучающим проблемы развития мира, обозначить современные теории саморазвития и самоорганизации мира, получить представление о диалектическом и синергетическом видении развития
Ключевые понятия – саморазвитие, самоорганизация, диалектика, синергетика, закрытые и открытые системы, точка бифуркации, картины мира, закон, закономерность, развития, понятие, основные философские категории, единичное и общее, сущность и явления, элементы и структура, система, части и целое, причинность, детерминизм и индетерминизм, необходимость и случайность, причинная и функциональная связи и т.д.
Вопросы и задания
1. Диалектика: основные методы и принципы познания мира
- диалектический метод, предложенный Гегелем,
- диалектический метод, предложенный марксистами
2. Синергетика: теория самоорганизации и саморазвития мира
- научные школы в рассмотрении диалектики
- принципы и методы диалектики
- точка бифуркации
3. Основные категории философии:
- «элемент»/ «структура» / «система»
- «часть» / «целое»
- «содержание» / «форма»
- «сущность» / «явление»
- «единичное» / «особенное» / «общее»
- «причина» / «следствие»
- «необходимость» / «случайность»
- «возможность» / «действительность»
- «внешнее» / «внутреннее»
- «причинная связь» / «функциональная связь»
- «причина» / «условие» / «повод»
- «причинность» / «целесообразность»
- «возможность» / «действительность» / «вероятность»
- «качество» / «количество» / «мера»
- «отрицание» / «идея прогресса»
Письменное задание
1. Составить таблицу из двух-трех примеров, раскрывающих содержание
каждой категории и закона по форме:
название категории | пример |
провести обсуждение категорий и законов на занятии по этой таблице.
Семинар – 14
Тема – Учение о человеке в философии (философская антропология)
Цель – дать основные понятия философской антропологии; представить смысл проблем, занимавших мыслителей; проследить постоянное изменение взглядов философов в понимании человека; познакомить с современными философскими теориями, посвященными проблеме личности; развить способность к пониманию другого человека
Ключевые понятия – человек, философская антропология (школа), индивид, индивидуальность, личность, природа человека, сущность человека, антропосоциогенез, биологическое и социальное в человеке, свобода, ответственность, ценность, микрокосмос, отчуждение, гендер, проблема жизни и смерти, фатализм, волюнтаризм, ценности и т.д.
Вопросы и задания
1. Проблема человека в истории философии. Представления о совершенном человеке в различных культурах (Западная и Восточная).
2. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Типология личности. Роль личности в истории.
3. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека. Любовь.
4. Духовная жизнь человека: проблема ценностей. Аксиология.
5. «Шкала ценностей». Нравственные и религиозные ценности человеческого бытия.
Письменное задание
1. Составить сравнительную таблицу по первому вопросу «представление о совершенном человеке в различных культурах».
сравнение | Западная культура | Восточная культура |
Семинар – 15/16
Тема – Социальная философия
Цель – дать основные понятия социальной философии, изучить теорию и методологию познания общества, философские теории общества, диалектику общественно – исторического развития, основные сферы общественной жизни, формационные и цивилизационные концепции общественного развития.
Ключевые понятия – социальная философия, общество, социум, сферы общества, структура общества, формационная концепция общества, цивилизационная концепция общества, гражданское общество, гражданско – правовое общество, государство, культура, цивилизация, формация, «стадии экономического роста», доиндустриальное / индустриальное / постиндустриальное / будущее постиндустриальное общество, типология культур, бинарность культуры и т.д.
Вопросы и задания
1. Социальная философия: соотношение с общественными науками.
2. Общество: понятие, концепции, структура.
3. Соотношение понятий: «общество» - «гражданское общество» - «гражданско – правовое общество» (в том числе, в истории философии)
4. Историософские проблемы в истории философии:
- «деградация общества» Платона
- «пульсация истории» Гераклита
- «теория круговорота» Аристотель, Д. Вико, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, П.А. Сорокин, Х. Ортега – и - Гассет, А. Тоинби
- «теория прогресса» А. Тюрго, Ж.А. Кондорсе, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс
- «единство всемирно – исторического процесса» А. Блаженный
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
5. Формационные концепции общественного развития («экономический рост» У. Ростоу, «индустриальное общество» Р. Айрон, «постиндустриальное общество» Д. Белл, «формации» К. Маркс).
6. Цивилизационные концепции общественного развития (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, К.Н. Леонтьев, А. Тоинби, М. Вебер)
Письменное задание
1. Составить сравнительную таблицу по третьему вопросу «соотношение понятий: «общество» - «гражданское общество» - «гражданско – правовое общество»
общество | гражданское общество | гражданско – правовое общество |
2. Составить сравнительную таблицу по четвертому вопросу «историософские проблемы в истории философии» в трудах различных мыслителей:
концепция | представитель | взгляд на историософскую проблематику |
«деградация общества» | Платон | |
«пульсация истории» | Гераклит | |
«теория круговорота» | Аристотель, Д. Вико, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, П.А. Сорокин, Х. Ортега – и - Гассет, А. Тоинби | |
«теория прогресса» | А. Тюрго, Ж.А. Кондорсе, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс | |
«единство всемирно – исторического процесса» | А. Блаженный |
Семинар – 17
Дата: 2019-03-05, просмотров: 284.