Кафедра философии и культурологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Наименование кафедры

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины

Философия

направление подготовки (специальность)

Информационные системы и технологии

(указываются код и наименования направления(ий)

 подготовки (специальности (ей) и/или профилей (специализаций)

профиль подготовки

(или магистерская программа)

«Информационная беопасность»

Очная форма обучения

(оставить нужное)

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 (указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС)

Г. Калуга

1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

Целью дисциплины «Философия» является освоение студентами теоретических и практических знаний и приобретение умений и навыков в области дисциплин «Гуманитарного, социального и экономического цикла» Б1.Б.1.1, базовая часть в соответствии с ФГОС ВО по направлению 09.03.02 «Информационные системы и технологии», профиль «Информационная безопасность».

Цель курса: освоение достижений всего спектра мировой философской мысли, выявления настоятельной потребности возрождения традиций самобытных, философских исканий, присущих именно русской, российской духовности и выполняющих смыслообразующую миссию в развитии отечественной культуры, формирование теоретического взгляда на мир с позиции активного существа, осознающего как самого себя, так и то, с чем ему приходится взаимодействовать.

1.2. Задачи дисциплины

- дать студентам систему философских знаний;

- научить ориентироваться в истории философии;

- прослеживать в многообразии и постоянном обновлении взглядов философов единства, воспроизведение, дальнейшую переработку «вечных» тем;

- привить навыки определения общего характера концепций, различения типа философских позиций;

- развить способность самостоятельного анализа и осмысления принципиальных вопросов мировоззрения.

 

2. Место дисциплины в структуре ОПОП

Дисциплина «Философия» включена в обязательный перечень ФГОС ВО, в цикл дисциплин базовой части (Б1.Б.1.1), на дисциплину «Философия» отводится 3 зачетные единицы.

Место дисциплины в учебном процессе

Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина «Философия» являются: «История», «Иностранный язык», «Русский язык и культура речи» и т.д.

Дисциплина «Философия» является основополагающей для изучения следующих дисциплин: «Логика», «Естественнонаучная картина мира», «Ораторское искусство» и т.д.

Особенностью дисциплины является: изучение предмета философии, места и роли философии в культуре; изучения становления философии и ее структуры, основных направлений и школ философии; научных, философских и религиозных картин мира; этапов исторического развития философии, философских понятий и категорий, идей и концепций, проблем социальной философии (общество и его структура, человечество в системе социальных связей, общество как социально – практический способ бытия человека) и философской антропологии (смысл человеческого бытия, его свобода и ответственность, мораль и право, нравственные ценности, сознание и самосознание), философское осмысление глобальных проблем современности и т.д.

 

Контроль знаний студентов проводится в форме текущей и промежуточной аттестации.

Текущая аттестация студентов – оценка знаний и умений проводится постоянно на семинарских занятиях с помощью тестовых заданий, контрольных работ, творческих заданий (эссе, резюмирование научных монографий и т.д.) и т.д., оценки самостоятельной работы студентов, включая реферат, опрос и т.д., а также на контрольной неделе.

Итоговая аттестация студента проводится в форме итогового контроля – экзамена.

 

3. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

 

ОК- 5- способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы гуманитарных, экологических, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

Планируемые результаты обучения по дисциплине:

Знать:

- основные положения и методы исторической науки;

- основные принципы и закономерности, движущие силы функционирования современного общества.

Уметь:

- научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать полученные знания в различных видах своей социальной и профессиональной деятельности;

- использовать основные положения и методы исторической науки для анализа социально и культурно - значимых проблем и процессов.

Владеть:

- понятийно-категориальным аппаратом исторической науки;

- навыками анализа социально и культурно значимых проблем и процессов с целью понимания их причин, движущих сил, возможных последствий и места в историческом процессе для решения социальных и профессиональных задач.

ОК- 9- знание своих прав и обязанностей как гражданина своей страны, способностью использовать действующее законодательство и другие правовые документы в своей деятельности, демонстрировать готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии

Планируемые результаты обучения по дисциплине:

Знать:

- основы права; основные положения теории государства и права;

- принципы организации трудового процесса;

- модели представления и методы обработки знаний, системы принятия решений;

- методы оптимизации и принятия проектных решений;

Уметь:

- использовать в практической деятельности правовые знания;

- соотносить юридическое содержание с реальными событиями общественной жизни;

- планировать, организовывать и проводить собственную работу и научные исследования;

- использовать типовые программные продукты, ориентированные на решение научных, проектных и технологических задач;

- разрабатывать математические модели процессов и объектов, методы их исследования, выполнять их сравнительный анализ;

- планировать, организовывать и проводить исследования;

Владеть:

- навыками самостоятельного изучения законодательства, научно-практической литературы, судебной и иной правоохранительной практики;

- способами формализации интеллектуальных задач с помощью языков искусственного интеллекта;

- методами управления знаниями;

- методами научного поиска;

- навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, методиками сбора, переработки и представления научно-технических материалов по результатам исследований к опубликованию в печати, а также в виде обзоров, рефератов, отчетов, докладов и лекций

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов, 3 зачетные единицы

Вид учебной работы

Всего часов

Курс

1

2

3

4

5

Аудиторные занятия (всего) 34     34                  
В том числе:                      
Лекции 16   16                
Практические занятия (ПЗ) 18   18                
Семинары (С)                      
Индивидуальные занятия (ИЗ)                      
Самостоятельная работа (всего) 38   38                
В том числе:                      
Курсовой проект (работа)                      
Расчетно-графические работы                      
Контрольная работа (в виде реферата)                      
Другие виды самостоятельной работы - доклад - презентации - тесты - эссе - творческие задания и т.д. 10 7 7 7 7   10 7 7 7 7                
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) экз   экз                

Общая трудоемкость ЗЭТ - 3;

36 часов контроль

 

3 ЗЭТ   3 ЗЭТ                
36 контроль   36 контроль                

5. Содержание дисциплины

5.1.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела Формируемые компетенции Образовательные технологии (интерактивные формы проведения занятий) Оценочные средства
1. Тема 1 «Философия, ее предмет и роль в обществе. Философия в системе культуры» Предмет философии: структура философского знания: историческая эволюция предмета и методов философии. Философия и мировоззрение: основные типы мировоззрения. Мифология и религия как формы мировоззрения. Вопросы философии. Специфика философского знания. Функции философии. Роль и значение философии в культуре. Основные вопросы философии. Роль и значение философии в культуре. Функции философии. Роль и значение философии в культуре. Философия и наука (формирование научно – философского мировоззрения). Методы философского исследования ОК – 5, ОК - 9   Тестирование, реферативная работа Индивидуальный опрос, тест, реферат  
2. Тема 2 «Основные этапы исторического развития философии» 1.Философия Древнего Востока. Общие закономерности и различия проблематики философии Востока и Запада. Древнеиндийская философия (ведический период, буддизм: основные принципы). Древнекитайская философия (даосизм, конфуцианство, моизм, легизм и т.д.) 2. Античная философия: этапы становления, характерные черты. Предфилософия: Гомер, Гесиод, Семь мудрецов. Основные направления, школы античной философии (милетская, элеатская). Атомизм Левкиппа – Демокрита. Диалектика. Софисты и софистика. Философия Сократа. Объективный идеализм, учение о государстве Платона. Философия Аристотеля: материя и форма, теория познания и логика и т.д. Этические проблемы человека в философии эллинизма. 3. Философия средневековья и Возрождения: периодизация, характерные черты. Пантеизм. Апологетика и патристика. Схоластика. Спор об универсалиях: номинализм, реализм, концептуализм. Религиозный характер философской мысли: проблема веры и разума в учении: А. Блаженного, П. Абеляра, Ф. Аквинского, Р. Бекона, И. Д. Скота, У. Оккама. Специфика гуманизма эпохи Возрождения. Социально – политические идеи мыслителей «ренессанса»: Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Компонелла. Натурфилософские идеи эпохи Возрождения: Н. Кузанский, Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей, Б. Телезио, Леонардо да Винчи. Роль философии средневековья и Возрождения для развития мировой философской мысли и культуры в целом. 4. Философия Нового времени и «просвещение»: общая характеристика. Социальные и научные предпосылки формирования «Новой философии». Онтология Спинозы («субстанция и атрибуты») и Лейбница («монадология»). Проблема методов научного познания в философии (Ф.Бэкон, Р.Декарт). Очевидность как критерий истины. Обоснование применения математических методов в исследовании природы. Феномен «просвещение» в философии Нового времени. Важнейшие мировоззренческие и философские достижения эпохи. 5. «Европейская философия XIX – XXI вв.»: общая характеристика. Немецкая классическая философия (И. Кант, И.Г. Фихте, Г. Гегель, ф. Шеллинг, Л. Фейербах Западноевропейские философские школы второй половины XIX – начала XX вв. (постклассическая философия): марксизм, иррационализм, позитивизм, экзистенциализм, психоанализ и т.д. Современная западная философия. 6. Русская философия: основные этапы развития и характерные черты. Становление философской мысли на Руси в XI - XVII вв. (М.В. Ломоносов, Ф. Прокопович, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир, митрополит Платон, М.М. Щербатов и т.д.). Философские взгляды теоретиков основных идейных течений в России XVIII – первой четверти XIX вв. (А.Н. Радищев, «любомудры», П.Я. Чаадаев, «славянофилы», «западники» и т.д.). Основные направления философской мысли XIX – первой половины XX вв.: панморализм, «религиозная философия», космизм, философские вопросы в трудах естествоиспытателей, «литературно – философский синтез», экзистенциализм, интуитивизм, «философия русского зарубежья», «философия марксизма» и т.д. Значение Русской философии в мировой культуре. ОК – 5, ОК - 9   Тестирование, реферативная работа, презентации Индивидуальный опрос, тест, реферат  
3. Тема 3 «Философское учение о бытии (онтология)» Концепция бытия – фундамент философской картины мира. Формы бытия. Многомерность бытия. Учение о бытии: монистические и плюралистические концепции бытия: самоорганизация бытия. Материя и сознание. Философское определение материи: естественно – научные представления о структуре материи. Универсальные свойства материи. Движение как способ существования материи. Пространство и время как форма материального бытия. Основные свойства материи. Виды движения. ОК – 5, ОК - 9   Тестирование, реферативная работа Индивидуальный опрос, тест, реферат  
4. Тема 4 «Философское учение о познании (гносеология)» Проблема познаваемости мира. Принципы познаваемости мира. Эмпиризм и рационализм. Знание как важнейший компонент человеческой деятельности. Типология знаний. Вера, мнение и знание. Типы рациональности. Научная и философская рациональность. Познание, творчество, практика: вера и знание; понимание и объяснение. Субъект и объект познания. Диалектическое взаимодействие объекта и субъекта познания. Чувственное и рациональное формы познания, их соотношение. Проблема истины в философии познания. Критерии истины. Основные концепции истины: корреспондентная, когерентная, прагматическая. Творчество. Талант. Гений. Интуиция. Научное и вненаучное знание. Методы научного познания. Диалектика. Категории диалектики. Детерминизм и индетерминизм. ОК – 5, ОК - 9   Тестирование, реферативная работа, презентации Индивидуальный опрос, тест, реферат  
5. Тема 5 «Философская теория развития мира» Идея развития и ее исторические изменения. Категории философии. Научные, философские и религиозные картины мира. Современные теории самоорганизации мира: диалектическое и синергетическое видение развития. Движение и развитие, понятие и законы диалектики: диалектика - как всеобщий метод познания. Динамические и статические закономерности. Исходный принцип синергетики. Закрытые и открытые системы. Главное свойство открытых систем. Точка бифуркации. Прогресс как проблема.   Тестирование, реферативная работа Индивидуальный опрос, тест, реферат  
6. Тема 6 «Учение о человеке в философии (философская антропология)» Природа и сущность человека. Концепции происхождения человека. Соотношение биологического и социального в человеке. Свобода и ответственность. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Смысл и ценность человеческого бытия. Смысл жизни. Классификация ценностей. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Нравственные и правовые ценности и их значение в жизни человека и общества. Добро и зло, насилие и ненасилие в истории человечества, свобода и ответственность, справедливость в человеческой деятельности. Религиозные ценности и свобода совести. Человек и культура: диалог взаимодействия. ОК – 5, ОК - 9   Тестирование, реферативная работа, презентации Индивидуальный опрос, тест, реферат  
7. Тема 7 «Философский анализ общества (социальная философия): общество, культура, цивилизация» Социальна философия: ее предмет, специфика, задачи. Соотношение социальной философии с общественными науками. Основные подходы к исследованию общества в философии. Общество как система. Структура общества: экономическая, политическая, социальная, духовная. Соотношение понятий «общество» - «гражданское общество» - «гражданско – правовое общество» (в том числе, в истории философии). Гражданское общество и государство. Общество как процесс. Понятие культуры, понятие цивилизации. Формационные и цивилизационные концепции общественного развития. Историософские проблемы в истории философии. Личность в обществе и истории. ОК – 5, ОК - 9   Тестирование, реферативная работа Индивидуальный опрос, тест, реферат  
8. Тема 8 «Философское осмысление глобальных проблем современности Причины возникновения и характер глобальных проблем современной эпохи. Взаимосвязь и иерархия глобальных проблем. Основные группы глобальных проблем. Римский клуб и исследование глобальных проблем. Проблемы межгосударственных и межэтнических отношений – отказ от войны и насилия как способа решения конфликтов, создание справедливого мира, обеспечение нового международного экономического порядка. Экологические проблемы – загрязнение окружающей среды, обеспечение людей энергией, топливом, сырьевыми ресурсами, пресной водой и т.д., освоение Мирового океана, космического пространства. Демографические проблемы – проблемы выживания, здоровья, образования. Основные методы решения этих проблем. Оптимистические и пессимистические сценарии будущего в многообразных направлениях, представляющих разные области философского, научного, футурологического и т.п. исследования (Д. Белл, О. Тоффлер, А. Тойнби, П. Сорокин, С. Хантингтон, А. Печчеи и др.). Проблемы и перспективы современной цивилизации. ОК – 5, ОК - 9   Тестирование, реферативная работа, презентации Индивидуальный опрос, тест, реферат  
9. Тема 9 «Философия науки и техники» Основные проблемы философии науки и техники. Интерпретация природы науки и техники в истории философии. Понятие науки: критерии научного знания. Структура научного знания. Научное знание как система. Научное и вненаучное знание. Проблема демаркации в философии науки. Концепция научных революций Т. Куна. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда. Понятие научных революций и смена парадигм. Типы рациональности. Этапы исторического развития техники и научно – технический прогресс. Человек и техника. Сциентизм и антисциентизм как гуманитаризация знания). Профессиональная ответственность ученого и проблемы фальсификации в науке. Науки о природе» и науки «о духе»: классификация современного вида знания. Современная техническая цивилизация. ОК – 5, ОК - 9   Тестирование, реферативная работа, презентации Индивидуальный опрос, тест, реферат  

5.1.2. Самостоятельная работа студентов: указываются виды самостоятельной работы студентов по разделам и темам, а также формы контроля самостоятельной работы обучающихся.

№п/п № темы и перечень рассматриваемых вопросов для самостоятельного изучения Виды самостоятельной работы студентов Формы контроля самостоятельной работы студентов
1 Тема 1. «Философия, ее предмет и роль в обществе. Философия в системе культуры» -  «Что такое философия? Предмет философии» - «Вопросы философии. Специфика философского знания» - «Функции философии. Роль и значение философии в культуре». подготовка доклада, подготовка к тестированию по разделу опрос, заслушивание и обсуждение сообщений, проверка тестов
2 Тема 2 «Основные этапы исторического развития философии» - Религиозно – мифологический характер древневосточных цивилизаций. - Натуралистическая ориентация досократовской философии, милетская школа, Гераклит, элеаты. Сократ и сократическая школа. Философия Платона. Философская система Аристотеля  - Основные этапы развития средневековой философии, ее проблематика и представители. Реализм, номинализм, концептуализм. Общая характеристика эпохи Возрождения, основные мыслители и их вклад в развитие европейской культуры. - Проблемы научного познания в философии Нового времени. Развитие импиризма и рационализма в философии Д. Локка и Г. Лейбница. Скептицизм Д. Юма. - Классическая немецкая философия. Классика и современность: две эпохи в развитии западноевропейской философии. Марксистская концепция диалектики. - Основные этапы и темы русской философии подготовка доклада, подготовка к тестированию по разделу заслушивание и обсуждение докладов, проверка тестов, опрос
3 Тема 3. «Философское учение о бытии (онтология)» - Философское определение материи: естественно – научные представления о структуре материи. Универсальные свойства материи» - Категориальный аппарат онтологии. - Проблема интерпритации бытия в классической и неклассической философии. подготовка доклада, подготовка к тестированию по разделу опрос, заслушивание и обсуждение сообщений, проверка тестов
4 Тема 4 «Философское учение о познании (гносеология)» - Творчество. Талант. Гений. Интуиция. - Научное и вненаучное знание. Методы научного познания подготовка доклада, подготовка к тестированию по разделу заслушивание и обсуждение докладов, проверка тестов, опрос
5 Тема 5 «Философская теория развития мира» - «Детерминизм и индетерминизм» - «Прогресс как проблема» -. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации. подготовка доклада, подготовка к тестированию по разделу заслушивание и обсуждение докладов, проверка тестов, опрос
6 Тема 6 «Учение о человеке в философии (философская антропология)» - «Смысл и ценность человеческого бытия. Роль и значение насилие и ненасилие в истории человечества» - «Ценности (аксиология) и их значение». Человек и культура: диалог взаимодействия подготовка доклада, подготовка к тестированию по разделу опрос, заслушивание и обсуждение сообщений, проверка тестов
7 Тема 7 «Философский анализ общества (социальная философия): общество, культура, цивилизация» - «Основные сферы общественной жизни» - Общество как объект философского анализа. - Социальная структура общества, её основные элементы. Типы социальных структур (социально-классовая, социально-этническая, социально-демогра­фическая). подготовка доклада, подготовка к тестированию по разделу заслушивание и обсуждение докладов, проверка тестов, опрос
8 Тема 8 «Философское осмысление глобальных проблем современности» - Понятие «природы» (естественная и искусственная среда). Исторические типы взаимодействия» - «Человек в современном мире. Проблемы и перспективы современной цивилизации» - Понятие прогресса и регресса. Критерии прогрессивного развития. Прогнозирование будущего. Футурология. Научные критерии предвидения и методы прогнозирования. - Понятие социального идеала. Глобальные проблемы современности и будущее человечества. подготовка доклада, подготовка к тестированию по разделу опрос, заслушивание и обсуждение сообщений, проверка тестов
9 Тема 9 «Философия науки и техники» -Теоретические методы. Идеалы науки. Поиск истины» -Эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного исследования. Области научного знания. - Понятие метода и методологии. Методы и формы научного познания. Метатеоретические основания науки: картины мира, идеалы и нормы исследований, философские принципы, их влияние на процесс развития науки. Научное и вненаучное знание. подготовка доклада, подготовка к тестированию по разделу заслушивание и обсуждение докладов, проверка тестов, опрос

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1 2 3 4 5 6 7 8 9
1.

Русский язык и культура речи

+ + + +   + + + +
2.

Основы конфликтологии

+ + + + + + +
3

Правоведение и основы законодательства в области информационных технологий

+ + + + + + +
                       

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины Л. Практическое занятие Контр/раб Семин СРС Все-го
1. Тема 1 «Философия, ее предмет и роль в обществе. Философия в системе культуры» 1 1     4 6
2. Тема 2 «Основные этапы исторического развития философии» 6 4     6 16
3. Тема 3 «Философское учение о бытии (онтология)» 2 2     4 8
4. Тема 4 «Философское учение о познании (гносеология)» 1 2     4 7
5. Тема 5 «Философская теория развития мира» 1 1     4 6
6. Тема 6 «Учение о человеке в философии (философская антропология)» 1 2     4 7
7. Тема 7 «Философский анализ общества (социальная философия): общество, культура, цивилизация» 2 2     4 8
8. Тема 8 «Философское осмысление глобальных проблем современности 1 2     4 7
9. Тема 9 «Философия науки и техники» 1 2     4 7
  Всего 16 18     38 72

Лабораторный практикум

№ п/п № раздела дисциплины Наименование лабораторных работ Трудо-емкость (час.)
1. не установлен лабораторный практикум  
   

Дата: 2019-03-05, просмотров: 171.