Институт социальных отношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО»

                                                                                                

Институт социальных отношений

Наименование факультета (института)

Кафедра философии и культурологии

Наименование кафедры

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины

Философия

направление подготовки (специальность)

Информационные системы и технологии

(указываются код и наименования направления(ий)

 подготовки (специальности (ей) и/или профилей (специализаций)

профиль подготовки

(или магистерская программа)

«Информационная беопасность»

Очная форма обучения

(оставить нужное)

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 (указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС)

Г. Калуга

1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

Целью дисциплины «Философия» является освоение студентами теоретических и практических знаний и приобретение умений и навыков в области дисциплин «Гуманитарного, социального и экономического цикла» Б1.Б.1.1, базовая часть в соответствии с ФГОС ВО по направлению 09.03.02 «Информационные системы и технологии», профиль «Информационная безопасность».

Цель курса: освоение достижений всего спектра мировой философской мысли, выявления настоятельной потребности возрождения традиций самобытных, философских исканий, присущих именно русской, российской духовности и выполняющих смыслообразующую миссию в развитии отечественной культуры, формирование теоретического взгляда на мир с позиции активного существа, осознающего как самого себя, так и то, с чем ему приходится взаимодействовать.

1.2. Задачи дисциплины

- дать студентам систему философских знаний;

- научить ориентироваться в истории философии;

- прослеживать в многообразии и постоянном обновлении взглядов философов единства, воспроизведение, дальнейшую переработку «вечных» тем;

- привить навыки определения общего характера концепций, различения типа философских позиций;

- развить способность самостоятельного анализа и осмысления принципиальных вопросов мировоззрения.

 

2. Место дисциплины в структуре ОПОП

Дисциплина «Философия» включена в обязательный перечень ФГОС ВО, в цикл дисциплин базовой части (Б1.Б.1.1), на дисциплину «Философия» отводится 3 зачетные единицы.

Место дисциплины в учебном процессе

Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина «Философия» являются: «История», «Иностранный язык», «Русский язык и культура речи» и т.д.

Дисциплина «Философия» является основополагающей для изучения следующих дисциплин: «Логика», «Естественнонаучная картина мира», «Ораторское искусство» и т.д.

Особенностью дисциплины является: изучение предмета философии, места и роли философии в культуре; изучения становления философии и ее структуры, основных направлений и школ философии; научных, философских и религиозных картин мира; этапов исторического развития философии, философских понятий и категорий, идей и концепций, проблем социальной философии (общество и его структура, человечество в системе социальных связей, общество как социально – практический способ бытия человека) и философской антропологии (смысл человеческого бытия, его свобода и ответственность, мораль и право, нравственные ценности, сознание и самосознание), философское осмысление глобальных проблем современности и т.д.

 

Контроль знаний студентов проводится в форме текущей и промежуточной аттестации.

Текущая аттестация студентов – оценка знаний и умений проводится постоянно на семинарских занятиях с помощью тестовых заданий, контрольных работ, творческих заданий (эссе, резюмирование научных монографий и т.д.) и т.д., оценки самостоятельной работы студентов, включая реферат, опрос и т.д., а также на контрольной неделе.

Итоговая аттестация студента проводится в форме итогового контроля – экзамена.

 

3. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

 

ОК- 5- способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы гуманитарных, экологических, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

Планируемые результаты обучения по дисциплине:

Знать:

- основные положения и методы исторической науки;

- основные принципы и закономерности, движущие силы функционирования современного общества.

Уметь:

- научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать полученные знания в различных видах своей социальной и профессиональной деятельности;

- использовать основные положения и методы исторической науки для анализа социально и культурно - значимых проблем и процессов.

Владеть:

- понятийно-категориальным аппаратом исторической науки;

- навыками анализа социально и культурно значимых проблем и процессов с целью понимания их причин, движущих сил, возможных последствий и места в историческом процессе для решения социальных и профессиональных задач.

ОК- 9- знание своих прав и обязанностей как гражданина своей страны, способностью использовать действующее законодательство и другие правовые документы в своей деятельности, демонстрировать готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии

Планируемые результаты обучения по дисциплине:

Знать:

- основы права; основные положения теории государства и права;

- принципы организации трудового процесса;

- модели представления и методы обработки знаний, системы принятия решений;

- методы оптимизации и принятия проектных решений;

Уметь:

- использовать в практической деятельности правовые знания;

- соотносить юридическое содержание с реальными событиями общественной жизни;

- планировать, организовывать и проводить собственную работу и научные исследования;

- использовать типовые программные продукты, ориентированные на решение научных, проектных и технологических задач;

- разрабатывать математические модели процессов и объектов, методы их исследования, выполнять их сравнительный анализ;

- планировать, организовывать и проводить исследования;

Владеть:

- навыками самостоятельного изучения законодательства, научно-практической литературы, судебной и иной правоохранительной практики;

- способами формализации интеллектуальных задач с помощью языков искусственного интеллекта;

- методами управления знаниями;

- методами научного поиска;

- навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, методиками сбора, переработки и представления научно-технических материалов по результатам исследований к опубликованию в печати, а также в виде обзоров, рефератов, отчетов, докладов и лекций

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов, 3 зачетные единицы

Вид учебной работы

Всего часов

Курс

1

2

3

4

5

Аудиторные занятия (всего) 34     34                  
В том числе:                      
Лекции 16   16                
Практические занятия (ПЗ) 18   18                
Семинары (С)                      
Индивидуальные занятия (ИЗ)                      
Самостоятельная работа (всего) 38   38                
В том числе:                      
Курсовой проект (работа)                      
Расчетно-графические работы                      
Контрольная работа (в виде реферата)                      
Другие виды самостоятельной работы - доклад - презентации - тесты - эссе - творческие задания и т.д. 10 7 7 7 7   10 7 7 7 7                
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) экз   экз                

Общая трудоемкость ЗЭТ - 3;

36 часов контроль

 

3 ЗЭТ   3 ЗЭТ                
36 контроль   36 контроль                

5. Содержание дисциплины

5.1.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела Формируемые компетенции Образовательные технологии (интерактивные формы проведения занятий) Оценочные средства
1. Тема 1 «Философия, ее предмет и роль в обществе. Философия в системе культуры» Предмет философии: структура философского знания: историческая эволюция предмета и методов философии. Философия и мировоззрение: основные типы мировоззрения. Мифология и религия как формы мировоззрения. Вопросы философии. Специфика философского знания. Функции философии. Роль и значение философии в культуре. Основные вопросы философии. Роль и значение философии в культуре. Функции философии. Роль и значение философии в культуре. Философия и наука (формирование научно – философского мировоззрения). Методы философского исследования ОК – 5, ОК - 9   Тестирование, реферативная работа Индивидуальный опрос, тест, реферат  
2. Тема 2 «Основные этапы исторического развития философии» 1.Философия Древнего Востока. Общие закономерности и различия проблематики философии Востока и Запада. Древнеиндийская философия (ведический период, буддизм: основные принципы). Древнекитайская философия (даосизм, конфуцианство, моизм, легизм и т.д.) 2. Античная философия: этапы становления, характерные черты. Предфилософия: Гомер, Гесиод, Семь мудрецов. Основные направления, школы античной философии (милетская, элеатская). Атомизм Левкиппа – Демокрита. Диалектика. Софисты и софистика. Философия Сократа. Объективный идеализм, учение о государстве Платона. Философия Аристотеля: материя и форма, теория познания и логика и т.д. Этические проблемы человека в философии эллинизма. 3. Философия средневековья и Возрождения: периодизация, характерные черты. Пантеизм. Апологетика и патристика. Схоластика. Спор об универсалиях: номинализм, реализм, концептуализм. Религиозный характер философской мысли: проблема веры и разума в учении: А. Блаженного, П. Абеляра, Ф. Аквинского, Р. Бекона, И. Д. Скота, У. Оккама. Специфика гуманизма эпохи Возрождения. Социально – политические идеи мыслителей «ренессанса»: Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Компонелла. Натурфилософские идеи эпохи Возрождения: Н. Кузанский, Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей, Б. Телезио, Леонардо да Винчи. Роль философии средневековья и Возрождения для развития мировой философской мысли и культуры в целом. 4. Философия Нового времени и «просвещение»: общая характеристика. Социальные и научные предпосылки формирования «Новой философии». Онтология Спинозы («субстанция и атрибуты») и Лейбница («монадология»). Проблема методов научного познания в философии (Ф.Бэкон, Р.Декарт). Очевидность как критерий истины. Обоснование применения математических методов в исследовании природы. Феномен «просвещение» в философии Нового времени. Важнейшие мировоззренческие и философские достижения эпохи. 5. «Европейская философия XIX – XXI вв.»: общая характеристика. Немецкая классическая философия (И. Кант, И.Г. Фихте, Г. Гегель, ф. Шеллинг, Л. Фейербах Западноевропейские философские школы второй половины XIX – начала XX вв. (постклассическая философия): марксизм, иррационализм, позитивизм, экзистенциализм, психоанализ и т.д. Современная западная философия. 6. Русская философия: основные этапы развития и характерные черты. Становление философской мысли на Руси в XI - XVII вв. (М.В. Ломоносов, Ф. Прокопович, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир, митрополит Платон, М.М. Щербатов и т.д.). Философские взгляды теоретиков основных идейных течений в России XVIII – первой четверти XIX вв. (А.Н. Радищев, «любомудры», П.Я. Чаадаев, «славянофилы», «западники» и т.д.). Основные направления философской мысли XIX – первой половины XX вв.: панморализм, «религиозная философия», космизм, философские вопросы в трудах естествоиспытателей, «литературно – философский синтез», экзистенциализм, интуитивизм, «философия русского зарубежья», «философия марксизма» и т.д. Значение Русской философии в мировой культуре. ОК – 5, ОК - 9   Тестирование, реферативная работа, презентации Индивидуальный опрос, тест, реферат  
3. Тема 3 «Философское учение о бытии (онтология)» Концепция бытия – фундамент философской картины мира. Формы бытия. Многомерность бытия. Учение о бытии: монистические и плюралистические концепции бытия: самоорганизация бытия. Материя и сознание. Философское определение материи: естественно – научные представления о структуре материи. Универсальные свойства материи. Движение как способ существования материи. Пространство и время как форма материального бытия. Основные свойства материи. Виды движения. ОК – 5, ОК - 9   Тестирование, реферативная работа Индивидуальный опрос, тест, реферат  
4. Тема 4 «Философское учение о познании (гносеология)» Проблема познаваемости мира. Принципы познаваемости мира. Эмпиризм и рационализм. Знание как важнейший компонент человеческой деятельности. Типология знаний. Вера, мнение и знание. Типы рациональности. Научная и философская рациональность. Познание, творчество, практика: вера и знание; понимание и объяснение. Субъект и объект познания. Диалектическое взаимодействие объекта и субъекта познания. Чувственное и рациональное формы познания, их соотношение. Проблема истины в философии познания. Критерии истины. Основные концепции истины: корреспондентная, когерентная, прагматическая. Творчество. Талант. Гений. Интуиция. Научное и вненаучное знание. Методы научного познания. Диалектика. Категории диалектики. Детерминизм и индетерминизм. ОК – 5, ОК - 9   Тестирование, реферативная работа, презентации Индивидуальный опрос, тест, реферат  
5. Тема 5 «Философская теория развития мира» Идея развития и ее исторические изменения. Категории философии. Научные, философские и религиозные картины мира. Современные теории самоорганизации мира: диалектическое и синергетическое видение развития. Движение и развитие, понятие и законы диалектики: диалектика - как всеобщий метод познания. Динамические и статические закономерности. Исходный принцип синергетики. Закрытые и открытые системы. Главное свойство открытых систем. Точка бифуркации. Прогресс как проблема.   Тестирование, реферативная работа Индивидуальный опрос, тест, реферат  
6. Тема 6 «Учение о человеке в философии (философская антропология)» Природа и сущность человека. Концепции происхождения человека. Соотношение биологического и социального в человеке. Свобода и ответственность. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Смысл и ценность человеческого бытия. Смысл жизни. Классификация ценностей. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Нравственные и правовые ценности и их значение в жизни человека и общества. Добро и зло, насилие и ненасилие в истории человечества, свобода и ответственность, справедливость в человеческой деятельности. Религиозные ценности и свобода совести. Человек и культура: диалог взаимодействия. ОК – 5, ОК - 9   Тестирование, реферативная работа, презентации Индивидуальный опрос, тест, реферат  
7. Тема 7 «Философский анализ общества (социальная философия): общество, культура, цивилизация» Социальна философия: ее предмет, специфика, задачи. Соотношение социальной философии с общественными науками. Основные подходы к исследованию общества в философии. Общество как система. Структура общества: экономическая, политическая, социальная, духовная. Соотношение понятий «общество» - «гражданское общество» - «гражданско – правовое общество» (в том числе, в истории философии). Гражданское общество и государство. Общество как процесс. Понятие культуры, понятие цивилизации. Формационные и цивилизационные концепции общественного развития. Историософские проблемы в истории философии. Личность в обществе и истории. ОК – 5, ОК - 9   Тестирование, реферативная работа Индивидуальный опрос, тест, реферат  
8. Тема 8 «Философское осмысление глобальных проблем современности Причины возникновения и характер глобальных проблем современной эпохи. Взаимосвязь и иерархия глобальных проблем. Основные группы глобальных проблем. Римский клуб и исследование глобальных проблем. Проблемы межгосударственных и межэтнических отношений – отказ от войны и насилия как способа решения конфликтов, создание справедливого мира, обеспечение нового международного экономического порядка. Экологические проблемы – загрязнение окружающей среды, обеспечение людей энергией, топливом, сырьевыми ресурсами, пресной водой и т.д., освоение Мирового океана, космического пространства. Демографические проблемы – проблемы выживания, здоровья, образования. Основные методы решения этих проблем. Оптимистические и пессимистические сценарии будущего в многообразных направлениях, представляющих разные области философского, научного, футурологического и т.п. исследования (Д. Белл, О. Тоффлер, А. Тойнби, П. Сорокин, С. Хантингтон, А. Печчеи и др.). Проблемы и перспективы современной цивилизации. ОК – 5, ОК - 9   Тестирование, реферативная работа, презентации Индивидуальный опрос, тест, реферат  
9. Тема 9 «Философия науки и техники» Основные проблемы философии науки и техники. Интерпретация природы науки и техники в истории философии. Понятие науки: критерии научного знания. Структура научного знания. Научное знание как система. Научное и вненаучное знание. Проблема демаркации в философии науки. Концепция научных революций Т. Куна. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда. Понятие научных революций и смена парадигм. Типы рациональности. Этапы исторического развития техники и научно – технический прогресс. Человек и техника. Сциентизм и антисциентизм как гуманитаризация знания). Профессиональная ответственность ученого и проблемы фальсификации в науке. Науки о природе» и науки «о духе»: классификация современного вида знания. Современная техническая цивилизация. ОК – 5, ОК - 9   Тестирование, реферативная работа, презентации Индивидуальный опрос, тест, реферат  

5.1.2. Самостоятельная работа студентов: указываются виды самостоятельной работы студентов по разделам и темам, а также формы контроля самостоятельной работы обучающихся.

№п/п № темы и перечень рассматриваемых вопросов для самостоятельного изучения Виды самостоятельной работы студентов Формы контроля самостоятельной работы студентов
1 Тема 1. «Философия, ее предмет и роль в обществе. Философия в системе культуры» -  «Что такое философия? Предмет философии» - «Вопросы философии. Специфика философского знания» - «Функции философии. Роль и значение философии в культуре». подготовка доклада, подготовка к тестированию по разделу опрос, заслушивание и обсуждение сообщений, проверка тестов
2 Тема 2 «Основные этапы исторического развития философии» - Религиозно – мифологический характер древневосточных цивилизаций. - Натуралистическая ориентация досократовской философии, милетская школа, Гераклит, элеаты. Сократ и сократическая школа. Философия Платона. Философская система Аристотеля  - Основные этапы развития средневековой философии, ее проблематика и представители. Реализм, номинализм, концептуализм. Общая характеристика эпохи Возрождения, основные мыслители и их вклад в развитие европейской культуры. - Проблемы научного познания в философии Нового времени. Развитие импиризма и рационализма в философии Д. Локка и Г. Лейбница. Скептицизм Д. Юма. - Классическая немецкая философия. Классика и современность: две эпохи в развитии западноевропейской философии. Марксистская концепция диалектики. - Основные этапы и темы русской философии подготовка доклада, подготовка к тестированию по разделу заслушивание и обсуждение докладов, проверка тестов, опрос
3 Тема 3. «Философское учение о бытии (онтология)» - Философское определение материи: естественно – научные представления о структуре материи. Универсальные свойства материи» - Категориальный аппарат онтологии. - Проблема интерпритации бытия в классической и неклассической философии. подготовка доклада, подготовка к тестированию по разделу опрос, заслушивание и обсуждение сообщений, проверка тестов
4 Тема 4 «Философское учение о познании (гносеология)» - Творчество. Талант. Гений. Интуиция. - Научное и вненаучное знание. Методы научного познания подготовка доклада, подготовка к тестированию по разделу заслушивание и обсуждение докладов, проверка тестов, опрос
5 Тема 5 «Философская теория развития мира» - «Детерминизм и индетерминизм» - «Прогресс как проблема» -. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации. подготовка доклада, подготовка к тестированию по разделу заслушивание и обсуждение докладов, проверка тестов, опрос
6 Тема 6 «Учение о человеке в философии (философская антропология)» - «Смысл и ценность человеческого бытия. Роль и значение насилие и ненасилие в истории человечества» - «Ценности (аксиология) и их значение». Человек и культура: диалог взаимодействия подготовка доклада, подготовка к тестированию по разделу опрос, заслушивание и обсуждение сообщений, проверка тестов
7 Тема 7 «Философский анализ общества (социальная философия): общество, культура, цивилизация» - «Основные сферы общественной жизни» - Общество как объект философского анализа. - Социальная структура общества, её основные элементы. Типы социальных структур (социально-классовая, социально-этническая, социально-демогра­фическая). подготовка доклада, подготовка к тестированию по разделу заслушивание и обсуждение докладов, проверка тестов, опрос
8 Тема 8 «Философское осмысление глобальных проблем современности» - Понятие «природы» (естественная и искусственная среда). Исторические типы взаимодействия» - «Человек в современном мире. Проблемы и перспективы современной цивилизации» - Понятие прогресса и регресса. Критерии прогрессивного развития. Прогнозирование будущего. Футурология. Научные критерии предвидения и методы прогнозирования. - Понятие социального идеала. Глобальные проблемы современности и будущее человечества. подготовка доклада, подготовка к тестированию по разделу опрос, заслушивание и обсуждение сообщений, проверка тестов
9 Тема 9 «Философия науки и техники» -Теоретические методы. Идеалы науки. Поиск истины» -Эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного исследования. Области научного знания. - Понятие метода и методологии. Методы и формы научного познания. Метатеоретические основания науки: картины мира, идеалы и нормы исследований, философские принципы, их влияние на процесс развития науки. Научное и вненаучное знание. подготовка доклада, подготовка к тестированию по разделу заслушивание и обсуждение докладов, проверка тестов, опрос

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1 2 3 4 5 6 7 8 9
1.

Русский язык и культура речи

+ + + +   + + + +
2.

Основы конфликтологии

+ + + + + + +
3

Правоведение и основы законодательства в области информационных технологий

+ + + + + + +
                       

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины Л. Практическое занятие Контр/раб Семин СРС Все-го
1. Тема 1 «Философия, ее предмет и роль в обществе. Философия в системе культуры» 1 1     4 6
2. Тема 2 «Основные этапы исторического развития философии» 6 4     6 16
3. Тема 3 «Философское учение о бытии (онтология)» 2 2     4 8
4. Тема 4 «Философское учение о познании (гносеология)» 1 2     4 7
5. Тема 5 «Философская теория развития мира» 1 1     4 6
6. Тема 6 «Учение о человеке в философии (философская антропология)» 1 2     4 7
7. Тема 7 «Философский анализ общества (социальная философия): общество, культура, цивилизация» 2 2     4 8
8. Тема 8 «Философское осмысление глобальных проблем современности 1 2     4 7
9. Тема 9 «Философия науки и техники» 1 2     4 7
  Всего 16 18     38 72

Лабораторный практикум

№ п/п № раздела дисциплины Наименование лабораторных работ Трудо-емкость (час.)
1. не установлен лабораторный практикум  
   

Тема 2

«Основные этапы исторического развития философии»

Практическое занятие 2 «Философия Древнего Востока». Упражнения и задачи, тестовые задания по 2 – му блоку тем № 1, №2, № 3, № 4

4

Практическое занятие 3 «Античная философия: гармония мира, человека и разума» Упражнения и задачи, тестовые задания по 2 – му блоку тем № 1, №2, № 3, № 4 Практическое занятие 4 «Философия средневековья и Возрождения». Упражнения и задачи, тестовые задания по 3 – му блоку тем № 1, №2, № 3, № 4 Практическое занятие 5 «Философия Нового времени и эпоха Просвещения» Упражнения и задачи, тестовые задания по 3 – му блоку тем № 1, №2, № 3, № 4 Практическое занятие 6 «Немецкая классическая философия» Упражнения и задачи, тестовые задания по 4 – му блоку тем № 1, №2, № 3 Практическое занятие 7 «Постклассическая европейская философия XIX – XX вв.» Упражнения и задачи, тестовые задания по 4 – му блоку тем № 1, №2, № 3 Практическое занятие 8/9 «Русская философия в X- XX вв.» Упражнения и задачи, тестовые задания по 4 – му блоку тем № 1, №2, № 3 Тема 3. «Философское учение о бытии (онтология)» Практическое занятие 10/11 «Философское учение о бытии (онтология)» Упражнения и задачи, тестовые задания по 5 – му блоку тем № 1, №2, № 3, № 4 2 Тема 4 «Философское учение о познании (гносеология)»   Практическое занятие 12 «Философское учение о познании (гносеология)» Упражнения и задачи, тестовые задания по 5 – му блоку тем № 1, №2, № 3, № 4 2 Тема 5 «Философская теория развития мира» Практическое занятие 13 «Современные теории саморазвития и самоорганизации мира: диалектика синергетика» Упражнения и задачи, тестовые задания по 5 – му блоку тем № 1, №2, № 3, № 4 1 Тема 6 «Учение о человеке в философии (философская антропология)» Практическое занятие 14 «Учение о человеке в философии (философская антропология)» Упражнения и задачи, тестовые задания по 6 – му блоку тем № 1, №2 2 Тема 7 «Философский анализ общества (социальная философия): общество, культура, цивилизация» Практическое занятие 15/16 «Социальная философия» Упражнения и задачи, тестовые задания по 6 – му блоку тем № 1, №2 2 Тема 8 «Философское осмысление глобальных проблем современности» Практическое занятие 17 «Глобальные проблемы современности и основные сценарии будущего» Упражнения и задачи, тестовые задания по 8 – му блоку тем № 1 2 Тема 9 «Философия науки и техники» Практическое занятие 18 «Философия науки и техники» Упражнения и задачи, тестовые задания по 8 – му блоку тем № 1 2 Всего:   18

Семинар 1

Семинар - 2

Тема – Философия Древнего Востока ( философско-религиозные учение Древнего Востока)

Цель – иметь представление о Восточной философской мысли и ее практической значимости.

Ключевые понятия – атман, брахма, нирвана, даосизм, буддизм, конфуцианство, космология, логос, сансара, карма, мокша, ахимса

Вопросы и задания

1. Общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада.

2. Философия Древней Индии:

- ведический период философской мысли

- буддизм (биография Будды, основные идеи и положения философии)

- ортодоксальные/неортодоксальные даршаны

3. Философия Древнего Китая:

- зарождение философской мысли в VIII – V вв. до н.э. (космологические концепции)

- даосизм (Лао – цзы, «теория недеяния»)

- конфуцианство (биография Конфуция, основные идеи, положения, принципы философии)

- моизм (Мо – цзы)

- легизм (Шан – Ян)

Письменное задание

1. Подготовить таблицу «общие закономерности и различия проблематики философии Востока и Запада».

вопросы (сравнения) Западная философия Восточная философия
     

2. Подготовить таблицу по философии Древнего Китая «четы отличия конфуцианства от даосизма».

линия сравнения даосизм конфуцианство
     

Контрольные вопросы

1. Что предлагает человеку буддистская философия?

2. Выделите жизненные принципы в философии Древней Индии.

3. Что характеризует конфуцианство?

4. Назовите основные идеи даосизма.

5. Определите основной вопрос легизма.

6. Что понимали под древнекитайской категорией «дао».

Семинар – 3

Семинар – 4

Семинар – 5

Семинар – 6

Семинар – 7

Семинар – 8/9

Тема – Русская философия в XI - XX вв.

Цель – ознакомить учащихся с развитием русской философской мысли, показать ее основные идеологические направления.

Ключевые понятия – богопознание, богочеловечество, всеединство, всемирная церковь, диалектический материализм, западники, марксизм в России, мессианизм, «Москва – третий Рим», промысел божий, русская идея, русский философский ренессанс, свобода человека, славянофилы, соборность, философия русского просвещения, панморализм, историософичность, интуитивизм, космизм, «ноосфера», «цельное знание», софиология, духовно - академическая и университетская философия.

Вопросы и задания

1. Основные этапы развития и характерные черты Русской философии.

2. Философские идеи в культуре Киевской и Московской Руси (XI – XVII вв.).

3. Философская мысль в России в XVIII в.

- митрополит Платон и «ученое монашество»

- возникновение и развитие светской философии (В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, Г.С. Сковорода, А.Н. Радищев)

4. Философские взгляды славянофилов и западников.

5. Философский панморализм Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

6. Философские системы В.С. Соловьева и С.Н. Трубецкого.

7. «Русский космизм».

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Письменное задание

Подготовить письменное эссе (рефераты) по следующим вопросам:

8. «Религиозный материализм» С.Н. Булгакова.

9. Экзистенциализм Н.А. Бердяева и Л. Шестова.

10. Философия «русского зарубежья» 1920-40 –е гг.

11. Философия марксизма в России (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин)

Семинар – 10/11

Семинар – 12

Семинар –13

Семинар – 14

Тема – Учение о человеке в философии (философская антропология)

Цель –   дать основные понятия философской антропологии; представить смысл проблем, занимавших мыслителей; проследить постоянное изменение взглядов философов в пони­мании человека; познакомить с современными философскими теориями, посвя­щенными проблеме личности; развить способность к пониманию другого человека

Ключевые понятия – человек, философская антропология (школа), индивид, индивидуальность, личность, природа человека, сущность человека, антропосоциогенез, биологическое и социальное в человеке, свобода, ответственность, ценность, микрокосмос, отчуждение, гендер, проблема жизни и смерти, фатализм, волюнтаризм, ценности и т.д.

Вопросы и задания

1. Проблема человека в истории философии. Представления о совершенном человеке в различных культурах (Западная и Восточная).

2. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Типология личности. Роль личности в истории.

3. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека. Любовь.

4. Духовная жизнь человека: проблема ценностей. Аксиология.

5. «Шкала ценностей». Нравственные и религиозные ценности человеческого бытия.

Письменное задание

1. Составить сравнительную таблицу по первому вопросу «представление о совершенном человеке в различных культурах».

сравнение Западная культура Восточная культура
     

Семинар – 15/16

Тема – Социальная философия

Цель –   дать основные понятия социальной философии, изучить теорию и методологию познания общества, философские теории общества, диалектику общественно – исторического развития, основные сферы общественной жизни, формационные и цивилизационные концепции общественного развития.

Ключевые понятия – социальная философия, общество, социум, сферы общества, структура общества, формационная концепция общества, цивилизационная концепция общества, гражданское общество, гражданско – правовое общество, государство, культура, цивилизация, формация, «стадии экономического роста», доиндустриальное / индустриальное / постиндустриальное / будущее постиндустриальное общество, типология культур, бинарность культуры и т.д.

Вопросы и задания

1. Социальная философия: соотношение с общественными науками.

2. Общество: понятие, концепции, структура.

3. Соотношение понятий: «общество» - «гражданское общество» - «гражданско – правовое общество» (в том числе, в истории философии)

4. Историософские проблемы в истории философии:

- «деградация общества» Платона

- «пульсация истории» Гераклита

- «теория круговорота» Аристотель, Д. Вико, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, П.А. Сорокин, Х. Ортега – и - Гассет, А. Тоинби

- «теория прогресса» А. Тюрго, Ж.А. Кондорсе, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс

- «единство всемирно – исторического процесса» А. Блаженный

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

5. Формационные концепции общественного развития («экономический рост» У. Ростоу, «индустриальное общество» Р. Айрон, «постиндустриальное общество» Д. Белл, «формации» К. Маркс).

6. Цивилизационные концепции общественного развития (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, К.Н. Леонтьев, А. Тоинби, М. Вебер)

Письменное задание

1. Составить сравнительную таблицу по третьему вопросу «соотношение понятий: «общество» - «гражданское общество» - «гражданско – правовое общество»

общество гражданское общество гражданско – правовое общество
     

2. Составить сравнительную таблицу по четвертому вопросу «историософские проблемы в истории философии» в трудах различных мыслителей:

концепция представитель взгляд на историософскую проблематику
«деградация общества» Платон  
«пульсация истории»   Гераклит  
«теория круговорота» Аристотель, Д. Вико, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, П.А. Сорокин, Х. Ортега – и - Гассет, А. Тоинби  
«теория прогресса» А. Тюрго, Ж.А. Кондорсе, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс  
«единство всемирно – исторического процесса» А. Блаженный  

 

Семинар – 17

Семинар – 18

Отлично: 91-100 баллов

Хорошо: 75-90 баллов

Удовлетворительно: 60-74 балла

Предмет философии

№ 1

1. Предметом философии является:

1) человек и его место в мире;                                              

2) природа и ее законы;

3) общественно-исторические процессы;                            

4) универсальные законы и принципы.

2. Философия может быть определена как:

1) система самых общих теоретических воззрений на мир, на мес­то человека в нем;

2) мудрость вообще;                                                              

3) совокупность нравственных учений и норм;

4) система религиозных учений о мире и человеке.

 

ВОРИ

ТЕЛЬНО»

Студент на фоне базовых (элементарных) знаний продемонстрировал лишь базовое умение решать типовые (элементарные) задачи. Студент не имеет базовых (элементарных) знаний и не умеет решать типовые (элементарные) задачи.

Промежуточный контроль в виде экзамен по дисциплине «Философия» проводится в экзаменационную сессию на 1 курсе по утвержденным билетам (каждый билет включает три вопроса). При отличной успеваемости и 100% посещаемости студенту может быть выставлен экзамен по итогам текущей успеваемости.

 

Вопросы промежуточного контроля по дисциплине «Философия» (образцы)

1.Философия как форма общественного сознания (этапы формирования философского миропонимания)

2.Предмет философии (структура философского знания).

3. Место и роль философии в культуре (функции философии).  и т.д.

 

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

Основная литература

Название Кол-во экземпл. Контингент изучающих дисциплину Коэффициент книгообеспе ченности
Ратников В.П. Философия [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов / В.П. Ратников, Э.В. Островский, В.В. Юдин. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 671 c. — 978-5-238-02531-5. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66306.html Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66306.html   1
Балашов Л.Е. Философия [Электронный ресурс] : учебник / Л.Е. Балашов. — Электрон. текстовые данные. — М. : Дашков и К, 2015. — 612 c. — 978-5-394-01742-1 Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52306.html Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52306.html   1
Вечканов В.Э. Философия [Электронный ресурс] : курс лекций. Учебное пособие для ВУЗов / В.Э. Вечканов. — Электрон. текстовые данные. — М. : Экзамен, 2007. — 209 c. — 978-5-377-00524-7. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1132.html Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1132.html   1
Горелов А.А. Философия [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.А. Горелов, Т.А. Горелова. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московский гуманитарный университет, 2015. — 284 c. 978-5-906822-14-7. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/50675.html Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/50675.html   1

 

Дополнительная литература

Название Кол-во экземпл. Контингент изучающих дисциплину Коэффициент книгообеспе ченности
Кащеев С.И. Философия [Электронный ресурс] : учебное пособие / С.И. Кащеев. — Электрон. текстовые данные. — М. : Проспект, 2011. 130 c. — 2227-8397. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/2614.html Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/2614.html   1

 

Программное обеспечение

Для успешного освоения дисциплин и формирования компетенции студент использует следующие программные средства:

1.Программное обеспечение Microsoft Office Professional Plus 2013 Лицензия №: 64367059 от

 17.11.2014
2.Операционная система Microsoft Windows Server - Standard 2012 R2 Лицензия №: 64367059 от 17.11.2004
3. Операционная система Microsoft Windows 8.1 Professional 1Лицензия №: 64556638 от 23.12.2014
4. Программное обеспечение МойОфис Профессиональный Корпоративная для образовательных организаций без ограничения срока действия сублицензионный договор №2017.49789 от 13 ноября 2017 г.

Электронная поддержка осуществляется в электронной образовательной среде обучения для проработки отдельных тем, выполнения заданий, обмена информацией с преподавателем. Для подготовки заданий студенту используют платформу Moodle, доступ к которой получают централизованно.




Рекомендации и тематические разработки лекционного курса

Античная философия

Общие рекомендации:

Преподаватель должен дать студентам основное представление о философии Востока и Запада; показать тенденции развития философских школ Древней Индии, Древнего Китая и античности. Преподаватель должен акцентировать на сравнительной характеристике философии Востока и Запада; выявить сходство и различие философских концепций Востока и Запада; показать специфику философских школ Индии, Китая и Античности; выявить тенденции культурного диалога Востока и Запада; показать самоценность философской мысли и Востока и Запада - умение ориентироваться в множестве мнений, верований и ценностей.

Учебные цели – ознакомить учащихся с античной философией натурфилософского, классического и эллинистического периодов.

Цели модуля -  дать представления о античной философии натурфилософского, классического и эллинистического периодов;

Воспитательные цели – способствовать формированию у учащихся знания античной философии и понимания ее социокультурной ценности.

                                           Вопросы учебного занятия

1. Философия античного периода: этапы становления.

2. Философские школы античного мира: ионийская (милетская) и италийская (элеатская).

3. Диалектика и атомизм Левкиппа - Демокрита.

4. Софисты и софистика: Протагор, Горгий, Продик. Диалектика и этический рационализм Сократа.

5. Объективный идеализм Платона. Учение о государстве.

6. Философия Аристотеля: материя и форма (эйдос); потенция и акт. Категории философии. Идеи. Теория познания и логика. Учение об обществе и государстве: этические представления.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

7 Этические проблемы человека в философии эллинизма: стоики, эпикурейцы, скептики, киники.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

8. Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники.

                                                       

Русская философия

    Общие рекомендации:

    Ознакомить студентов с особенностями русской философской мысли от периода становления до начала XX века, несколько затронуть современную философскую ситуацию в России. Необходимо уметь анализировать свои взгляды в контексте общих идей развития.

Учебные цели – ознакомить учащихся с развитием русской философской мысли, показать ее основные идеологические направления.

Цели модуля – изучить тенденции преемственного развития русской философии.  

Воспитательные цели – способствовать формированию у учащихся знания философских процессов, а также знания истории русской философии в контексте ее мировой проблематики.

                                   Вопросы учебного занятия

1. Основные этапы развития и характерные черты русской философии.

2. Становление философской мысли на Руси в XI – XVII веках.

3. Философские взгляды теоретиков основных идейных течений в России XVIII — первой четверти XIX вв.

- Феофан Прокопович: религиозный философ и идеолог петровских реформ

- М.В. Ломоносов «корпускулярная философия»

- А.Н. Радищев «философия человека»

- философия в Духовных академиях и университетах

- философия П.Я. Чаадаева

- западники и славянофилы

4. Основные направления философской мысли XIX — первой половины XX вв.

- философия материализма (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов)

- философские идеи в естествознании (Н.И. Лобачевский, И.М. Сеченов и т.д.)

- «русская религиозная философия» (В.С. Соловьев)

- космизм (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский и т.д.)

- экзистенциализм (Н.А. Бердяев)

Вопросы учебного занятия

1. Проблема человека в истории философии.

2. Природа и сущность человека. Соотношение биологического и социального в человеке. Свобода и ответственностъ.

3. Человек, индивид, индивидуальность, личность.

4. Смысл жизни.

5. Ценности человеческого существования и их значение.

                                                            

Тема 7 «Философский анализ общества (социальная философия):

Вопросы учебного занятия

1. Основные проблемы философии науки и техники. Интерпретация природы науки и техники в истории философии. Научное знание как система.

2. Проблема демаркации в философии науки.

3. Концепция научных революций Т. Куна.

4. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.

5. Профессиональная ответственность ученого.

6. Современная техническая цивилизация.

      

Глоссарий

Классификация философских учений по количеству первоначал:

1. Монизм. — философское учение, в котором признается существова­ние только одного первоначала бытия.

Монистами являются все последовательные материалисты (Демок­рит, Дидро, Гольбах, Маркс) и все последовательные идеалисты (Авгус­тин, Фома Аквинский, Гегель).

2. Дуализм — философское учение, в котором признается существо­вание двух первоначал бытия (чаще всего — материального и идеаль­ного). Первый последовательный дуалист — Аристотель. К числу дуалис­тов относят также Декарта и Канта.

3. Плюрализм — философское учение, в котором признается суще­ствование многих (более двух) первоначал бытия.

Классификация философских учений по качеству первоначал:

Материализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается материя (природа).

Различают следующие формы материализма: стихийный материализм античных философов, натурфилософский мате­риализм эпохи Возрождения, механистический материализм XVII—XVIII вв. и диалектический материализм, предлага­емый марксистской философией. Механистический и диа­лектический материализм различаются в ответах на вопро­сы о характере движения и изменения в материальном мире и о природе материальной субстанции. В механисти­ческом материализме материя понимается как вещество и признается относительный характер движения, сводимого к механическому перемещению. В диалектическом матери­ализме материя понимается как объективная реальность, не зависящая от сознания и противопоставленная ему, при­знается относительный характер покоя, а движение рас­сматривается как любое возможное изменение.

Идеализм — это течение в философии, в котором в качестве перво­начала бытия признается некая идеальная сущность.

Объективный идеализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается некая идеальная сущность, существующая объективно, т.е. вне и не зависимо от человеческого сознания (Бог, Абсолют, Идея, Мировой ум и т.п.). Термин «идеализм» был предложен еще позже — в XVIII в. Идеализм первичным началом признает идею, мысль, сознание, а реконструкцию действительности осу­ществляет исходя из «человека».

Субъективный идеализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается человеческое сознание, чело­веческое «я».

Однако все многообразие форм идеализма невозможно свести к двум названным. Так, на­пример, объективный идеализм может существовать в фор­ме панлогизма, когда исходным началом выступает разум (философия Г. Гегеля), или в форме волюнтаризма, где ис­ходным началом выступает надмировая воля (философия А. Шопенгауэра).

Гилозоизм — философское учение, утверждающее одушевленность как живой, так и неживой природы. Гилозоизм зародился уже в древ­ности, например, он имел место в учении Фалеса, Гераклита, стоиков и т.д. Античный гилозоизм послужил теоретическим фундаментом для пантеизма.

Пантеизм — это течение в философии, в котором Бог (идеальное начало) и природа (материальное начало) отождествляются: нет Бога вне природы, но и нет природы вне Бога.

Пантеизм возник в эпоху Возрождения, его идеи развивали Нико­лай Кузанский, Джордано Бруно, а в Новое время пантеистические идеи можно обнаружить у Шеллинга, Гегеля, Соловьева и т.д.

Деизм — это течение в философии, в котором Бог признается твор­цом мира, но, создав мир и вложив в него определенные законы, Бог более не вмешивается в дела мира: мир существует по своим законам.

Строго говоря, деизм есть особая разновидность объективного идеа­лизма, но в то же время он был и переходным этапом на пути от объек­тивного идеализма к материализму. Деизм возник в XVII в. и особое распространение получил в эпоху Просвещения. У истоков деизма стояли Декарт, Ньютон, Локк, к числу виднейших деистов можно отнес­ти Вольтера, Руссо, Канта, Ломоносова.

Космос — в переводе с древнегреческого означает «порядок». Кос­мос, или порядок, в античной философии противопоставлялся Хаосу как беспорядку, смешению.

Космология — учение об устройстве мира, т.е. мира такого, каким он существует в настоящее время.

Космогония — учение о происхождении мира, о процессе его ста­новления, который привел к его современному состоянию.

Космогенез — сам процесс образования и становления мира.

Классификация философских учений с точки зрения гносеологии. Предложенная выше типология философских систем исходила из особенностей онтологии той или иной философской системы. Очевидно, что классификацию фило­софских учений можно формировать и на иных основаниях, например гносеологических. В этом случае структура взаимо­связей между различными системами окажется иной.

Классификацию можно построить в зависимости от ха­рактера ответа на вопрос об адекватности познания. Тогда все множество учений распадается на три типа: крайний агностицизм, умеренный агностицизм (скептицизм) и гно­сеологический оптимизм.

Агностицизм — течение в философии, в котором мир признается принципе не познаваемым.

Позиция крайнего агностицизма, утверждающего, что познание реальности невозможно, выделяется с точки зре­ния логической полноты. В реальной истории философии позиция крайнего агностицизма не была реализована. Наиболее распространенной в истории философии явля­ется позиция умеренного агностицизма или скептицизма. В философских системах этого типа утверждается, что по­знание реальности возможно, но не по существу, а на уров­не явлений. Иначе говоря, познание скользит по поверхно­сти вещей, не проникая в их суть. Позиция гносеологического оптимизма предполагает следующий ответ на вопрос о возможностях познания и степени его адекватности: мир познаваем полностью и по существу. Такая точка зрения характерна для философов эпохи просвещения, Г. Гегеля, диалектических материалистов.

Релятивизм (от лат. «reiativus» — относительный) — направле­ние в философии, возводящее в принцип относительность всякого зна­ния, т.е. его неполноту и условность, и на этой основе отрицающее ка­кую-либо возможность достижения объективной истины. Основы ре­лятивизма были заложены еще софистами и скептиками, в Новое время релятивизм развивался в позитивизме.

Рационализм (от латинского «ratio» — разум) — направление в философии, признающее разум основой познания, главным орудием по­знания, а также критерием истины.

Основы рационализма были заложены еще в античной философии (Парменид, Платон и др.), но как философское направление рациона­лизм сформировался в Новое время; его крупнейшие представите­ли — Декарт, Спиноза, Лейбниц.

Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму).

Иррационализм (от латинского «irrationalis» — неразумный, бессоз­нательный) — направление в философии, в котором ограничивается или вообще отрицается познавательная сила разума, сущность бытия при этом понимается как недоступная разуму, принципиально отличная от него. Чаще всего к иррационализму принадлежат субъективно-идеалис­тические учения, например философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Бер­гсон), экзистенциализм (Сартр, Камю, Хайдеггер и т.д.) и ряд других.

Сенсуализм (от латинского «sensus» — чувство) — направление в философии, в котором основным источником познзнпя признаются чувства (ощущения), они же считаются критерием истины.

Абсолют – понятие метафизики, обозначающее безусловного, вечного, неизменного, самодостаточного субъекта, который содержит все существующее и творит его.

Абстракция – одна из сторон, форм познания, мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделение какого-либо свойства или отношения.

Агностицизм – философское учение, отрицающее частично или полностью возможность познания мира.

Аксиология – философское исследование природы ценностей.

Аксиома – предположение какой-либо научной теории, которое берется в качестве недоказуемого и из которого выводятся все остальные предложения теории по принятым в ней правилам вывода.

Акциденция – временное, несущественное свойство вещи, в отличие от субстанционального, существенного.

Анализ и синтез – процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей (в самом общем значении).

Аналогия – сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях.

Антиномия – появление в ходе рассуждений двух противоречащих, но представляющихся одинаково обусловленными суждений.

Антропоморфизм - перенесение присущих человеку свойств и характеристик на природу и приписывание их вымышленным мифическим существам (богам, духам и т.п.).

Апатия – состояние безразличия. В учении стоиков бесстрастие, душевная невозмутимость.

Апейрон – беспредельное, неопределенное, бескачественное начало мира, находящееся в вечном движении (Анаксимандр).

Апория – трудноразрешимая проблема.

Апостериори – понятие, в отличие от априори, означающее знание, полученное из опыта.

Априори – понятие, в отличие от апостериори, означающее знание, полученное до и независимо от опыта, изначально присущее сознанию.

Аскетизм – принцип поведения и образ жизни, определенный крайней воздержанностью в удовлетворении потребностей, отказом от земных благ ради достижения морального или религиозного идеала.

Атараксия – состояние душевного покоя и невозмутимости духа.

Атеизм – система взглядов, отрицающая веру в сверхъестественное, отказ от всякой религии.

Атомистика – учение о дискретном, прерывном строении материи (из атомов и др. микрочастиц).

Атрибут – неотъемлемое свойство предмета, без которого он не может существовать и мыслиться.

Бессознательное – понятие, обозначающее особую область психики, сосредоточившей в себе влечения, мотивы, стремления, смысл которых недоступен сознанию.

Благо – наиболее общее понятие, обозначающее положительную ценность в противоположность злу, отрицательной ценности.

Бог – фантастический образ сверхъестественного, всемогущего существа сотворившего мир и управляющего им (абсолют для религии).

Бытие – 1.Философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир; 2. Наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще.

Вера – состояние субъекта, связанное с духовным миром личности, возникающее на основе информации об объекте, выраженной в идеях или образах, связанное с эмоцией уверенности.

Верифицируемости принцип – принцип логического позитивизма, согласно ему истинность всякого утверждения об объекте должна быть установлена путем его сопоставления с чувственными данными.

Вечность – бесконечная длительность времени существования мира.

Видимость (кажимость) – понятие, выражающее момент обманчивости в восприятии объекта или явления.

  Волюнтаризм – философское направление, признающее волю первоосновой всего сущего.

Воля – специфическая способность или сила; целеустремленность человека на выполнение каких-либо действий.

Воображение – способность человека создавать новые образы в человеческом сознании на основе преобразования впечатлений.

Восприятие – чувственное познание предметов и объективных ситуаций (взаимоотношений предметов, движений, событий); целостная форма чувственности, неразрывно связанная с опытом.

Время – форма протекания всех процессов в мире, их длительность, условие возможности движения, изменения, развития.

Врожденные идеи – понятия и положения, присущие человеческому мышлению и не зависящие от опыта.

Всеобщая связь явлений – наиболее общая закономерность существования мира, результат и проявление универсального взаимодействия всех предметов и явлений.

Гедонизм – принцип этики, согласно которому добро определяется как то, что приносит наслаждение и избавление от страдания.

Географическая среда – совокупность предметов и явлений неживой и живой природы, вовлеченных в процесс общественной жизни и представляющих необходимое условие существования и развития общества.

Герменевтика – искусство и теория истолкования, целью которой является выявление смысла текста.

Гилозоизм – философское учение об универсальной одушевленности материи.

Гипотеза – предположение.

Гипотетико-дедуктивный метод – система методологических приемов, заключающаяся в выдвижении гипотез и проверке их путем вывода из них следствий и сопоставлении этих следствий с фактами.

Глобальные проблемы – комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающих существование и выживание как мира в целом, так и его регионов или стран.

Гносеология – теория познания.

Движение – в самом общем виде изменение вообще, всякое взаимодействие объектов и их состояний.

Дедукция – способ рассуждения и метод исследования, умозаключение от общего к частному.

Деизм – учение, признающее бога как безличную первопричину мира, развивающегося далее по своим собственным законам.

Детерминизм – учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений (противоположен индетерминизму).

Деятельность – специфически человеческий способ отношения к миру, в котором человек преобразует мир и самого себя.

Диалектика – теоретическое мышление, его форма и способ, предметом которого являются противоречия.

Доказательство – рассуждение, цель которого обосновать истинность(ложность) утверждения.

Дуализм – учение, обосновывающее равноправие материальной и духовной субстанций.

Ереси – различные отклонения от официального религиозного вероучения, оппозиционные или враждебные ему.

Естественное право – учение об идеальном, независимом от государства праве, вытекающем из велений разума и «природы» человека.

Жэнь – понятие конфуцианской философии, означающее гуманность.

Закон – внутренняя, существенная, устойчивая связь явлений, обуславливающая их упорядоченное изменение.

Знание – 1. умение, навык, необходимый для того, чтобы сделать что-то;2. познавательно значимая информация, удостоверенная и проверенная с объективной и субъективной стороны.

Идеализм – мировоззрение, отождествляющее мир с содержанием сознания познающего субъекта (субъективный идеализм), либо утверждающее существование идеального, духовного начала вне и независимо от сознания человека, а внешний мир считающее проявлением этого универсального сознания (объективный идеализм).

 Идентификация – установление на основании определенных признаков тождества различных объектов.

Идея – философский термин, обозначающий смысл, значение, сущность.

Имманентное – внутренне присущее тому или иному предмету, явлению или процессу свойство (закономерность).

Индукция – тип умозаключения от частного к общему, а также метод исследования.

Интеллигибельный – термин, означающий предмет или явление, постигаемое только разумом или интеллектуальной интуицией.

Интенциональность – направленность сознания на предмет.

Интуиция – способность непосредственного постижения истины.

Иррационализм – учение, ограничивающее возможности разума.

Иррациональный – не постижимый разумом, невыразимый в логических понятиях.

Истина – категория философии и культуры, обозначающая идеал знания и способ его достижения.

Каузальность – причинность.

Качество и количество – категории, обозначающие важные стороны объективной действительности. Качество – тождественная бытию предмета определенность, количество – нетождественная, несущественная бытию предмета определенность.

Конвенционализм – концепция, согласно которой понятия и теоретические построения науки являются результатом соглашения ученых (неопозитивизм).

Критерий истины – средство проверки того или иного утверждения, гипотезы и т.п.

Культура – развивающаяся система надбиологических программ жизнедеятельности человека, выраженных в знаково-символической форме, воспроизводящая и изменяющая социальность.

Ли – понятие китайской философии, означающее закон, порядок вещей.

Логос – понятие античной философии, означающее разум, слово, меру, всеобщий закон и т.д.

Ложь – высказывание, сознательно искажающее действительное положение дел.

Материализм – мировоззрение, признающее существование мира вне и независимо от сознания познающего субъекта и объясняющее этот мир из самого себя, а человеческое сознание как закономерный результат эволюции мира.

Материальное – все, что существует вне и независимо от сознания субъекта.

Мера – категория, выражающая органическое единство качественной и количественной определенности предмета или явления.

Метатеория – теория, предметом исследования которой является какая-то другая теория.

Метафизика – 1. «первая философия» Аристотеля, исследующая умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего; с 16 века в равном значении применялся термин «онтология». 2. «Антидиалектика» со времен Г.В.Ф.Ф. Гегеля.

Метод – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность (общее значение); как средство познания –способ воспроизведения в мышлении исследуемого объекта.

Методология – 1. совокупность познавательных средств, методов, используемых какой-либо наукой; 2. учение о методах теоретической и практической деятельности.

Мировоззрение – система взглядов, ценностей, принципов, идеалов и убеждений, центром которой является проблема мира и места человека в нем.

Модальность – характеристика суждения по «силе» высказываемого в нем утверждения ( суждение может быть необходимым, случайным, возможным, невозможным и т.д.).

Модус – термин, обозначающий свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута.

Монада - понятие, означающее субстанциональную, структурную единицу бытия.

Монизм – учение, принимающее за основу всего существующего одно начало.

Мышление – процесс решения проблем, переход от условий, задающих проблему, к результату.

Натурфилософия – умозрительная философия природы.

Необратимость – характеристика изменения, при котором не происходит возврата к началу, а есть переход в качественно новое состояние.

Необходимость и случайность – категории, выражающие отношение к основанию (сущности) процесса его отдельных форм (проявлений).

Нигилизм – абсолютное отрицание, не связанное с положительными идеалами.

Ноумен – термин, означающий сущность, постигаемую только умом, в противоположность феномену.

Общество – совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, всесторонне зависящих друг от друга (в широком смысле слова).

Онтология – учение о бытии вообще.

Ощущение – элементарное содержание, находящееся в основе чувственного познания мира, необходимое для построения восприятия и др. форм чувственности.

Память – способность организма сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для ее дальнейшего использования.

Пантеизм – философское учение, сближающее понятия бога и природы, стремясь их отождествить.

Понятие – форма рационального мышления, связанная с применением языка, обобщающая предметы и явления.

Представление – форма чувственного познания, наглядный, целостный образ предмета и явления, сохраняемый и воспроизводимый без непосредственного воздействия предметов и явлений на органы чувств.

Природа – окружающий нас мир во всем многообразии своих проявлений.

Причина и следствие – категории, обозначающие объективные причинно-следственные связи действительности; причина предшествует во времени явлению и является необходимым условием, предпосылкой возникновения и изменения явления.

Противоречие – категория, обозначающая внутренний источник всякого развития, изменения, движения.

Развитие – закономерное качественное изменение объектов, характеризуемое как необратимое и направленное.

Рационализм – 1.установка философского мировоззрения, согласно которой истинными основаниями бытия, познания и поведения людей являются принципы разума;2.направление в гносеологии, считающее источником достоверного знания деятельность разума.

Релятивизм – учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания.

Рефлексия – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий, своего психического состояния, самопознания и оснований культуры.

Самосознание – выделение человеком самого себя из мира, переживание, оценка и осознание себя и своего отношения к миру.

Свобода и необходимость - категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными условиями природы и общества.

Сенсуализм – направление в гносеологии, считающее ощущения, чувства единственным источником достоверного знания.

Система – совокупность элементов, находящихся в связях и отношения между собой, образующих единство, целостность.

Скептицизм – концепция, подвергающая сомнению возможность познания мира.

Содержание и форма – категории, выражающие взаимосвязь двух сторон реальности, определенным образом упорядоченной совокупности элементов и процессов, образующих предмет или явление, т.е. содержания, и способа существования и выражения этого содержания, т.е. формы.

Сознание – уровень психической активности человека, который выражается в субъективной переживаемости мира и самого себя, а также в интерпретации информации, поступающей извне и изнутри человеческого организма.

Субстанция – объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития.

Суждение - форма рационального мышления, мысль в форме предложения, в котором нечто утверждается или отрицается об объекте.

Сущность и явление – категории, обозначающие совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов действительности, и конкретные свойства, процессы, события, выражающие внешние стороны действительности и представляющие форму проявления и обнаружения некоторой сущности.

Телеология – религиозно-философское учение об объективных внечеловеческих целях и целесообразности в действительности.

Трансцендентный – термин, обозначающий то, что находится за пределами сознания и познания, в противоположность имманентному.

Умозрение – способ теоретического постижения истины, основанный на отвлеченных логических построениях.

Умозаключение – форма рационального мышления, рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

Фатализм – концепция, согласно которой все в мире подчинено необходимости, свободы не существует.

Феномен – явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств.

Философия – теоретическое мировоззрение, предметом которого являются мир и человек; метакультурная сфера творчества.

Ценность – понятие, выражающее социокультурную значимость предметов и явлений.

   Эмпиризм – направление гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.

Этика – философия морали.

Язык – система знаков, средство человеческого общения, мышления и выражения.

Разработчики:

КГУ имени К.Э. Циолковского       к.ф.н., доцент                              Шарова М.А.

(место работы)                             (занимаемая должность)           (инициалы, фамилия)

___________________      _________________             ______________

(место работы)                     (занимаемая должность)           (инициалы, фамилия)

 

Приложение.

Лист регистрации изменений и дополнений РП дисциплины (модуля)

 

№ изменения

Номера листов

Основания для внесения изменений

Дата

№ протокола заседания кафедры Дата внесения изменений Подпись Расшифровка подписи
Замененных Новых

 

         
     

 

         
     

 

         
     

 

         
     

 

         
     

 

         
     

 

         
     

 

         
     

 

         
     

 

         
     

 

         
     

 

         
     

 

         
     

 

         
                   

 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО»

                                                                                                

Институт социальных отношений

Наименование факультета (института)

Дата: 2019-03-05, просмотров: 185.