1. Проследите смену проблематики от философии эпохи Возрождения к Новому времени.
2. Выделите общее и различное в позициях рационалистов и эмпириков Нового времени.
3. Почему онтологические взгляды Р. Декарта относят к дуалистическим?
4. Какова суть позиции Б. Спинозы в дискуссии о субстанциальности мира?
5. Почему монадологию Г. Лейбница можно назвать плюрализмом?
6. В чем принципиальная новизна учения Фр. Бэкона о методе познания?
7. В чем суть учения Дж. Локка о первичных и вторичных качествах?
8. Поясните смысл высказывания Дж. Беркли: «Существовать - значит быть воспринимаемым».
9. Как рассматривалась сущность человека философами Нового времени?
10. Каковы основные социально-философские принципы воззрений мыслителей указанного периода?
Семинар – 6
Тема – Немецкая классическая философия
Цель – ознакомить учащихся с развитием западноевропейской философской мысли начала ХIХ века, показать основные философские концепции немецких классических мыслителей.
Ключевые понятия – абсолют, абсолютная идея, абсолютный дух, автономная воля, антиномии, тезис, антитезис, априорный, апперцепция, аналитические суждения, синтетические суждения, «вещь в себе», воля, законы диалектики, императив, категории диалектики, законы диалектики, категорический императив, максима, младогегельянцы, старогегельянцы, философия истории Гегеля, «не – Я», объективный дух, опредмечивание, отчуждение, отчужденная сущность человека, распредмечивание, тезис, триада, субъективный дух, трансцендентный.
Вопросы и задания
1. Характерные особенности немецкой классической философии. Что объединяет известнейших представителей немецкой философской мысли этого периода?
2. Гносеологические взгляды И. Канта. В чем их принципиальная новизна?
3. Основа этических взглядов И. Канта.
4. Антропологический аспект в философии И. Канта. Как в философии И. Канта раскрывается суть человеческой свободы?
5. Объективный идеализм Г. Гегеля. Законы диалектики Г. Гегеля. В чем противоречие системы и метода в учении Г. Гегеля?
6. Раскройте сущность диалектики категории «Я» во взглядах И. Фихте.
7. Философские взгляды Ф. Шеллинга. Какие идеи Ф. Шеллинга являются пантеистическими?
8. «Антропологический материализмом» в философии Л. Фейербаха.
Письменное задание
1. Приведите примеры кардинального расхождения взглядов классических немецких философов на какую-либо философскую проблему.
Семинар – 7
Тема – Постклассическая европейская философия XIX – XX веков
(основные философские школы).
Цель – ознакомить учащихся с развитием западноевропейской философской мысли ХIХ-ХХ вв., показать ее основные философские направления (школы).
Ключевые понятия – иррационализм, философия жизни, позитивизм, неопозитивизм, прагматизм, феноменология, герменевтика, философская антропология, экзистенциализм, структурализм, критический рационализм, психоанализ, воля, марксизм, производительные силы, производственные отношения, позитивное знание, проблема рационализации научной деятельности в философии, «закон трех стадий развития ума», «закон классификации ума», сознание, бессознательное и т.д.
Вопросы и задания
1. Философия иррационализма. Философские взгляды А. Шопенгауэра на проблему воли человека.
2. «Философия жизни». Ф. Ницше – «переоценка ценностей».
3. Философия марксизма. Характерные черты философии марксизма.
4. Позитивизм и неопозитивизм. Венский кружок.
5. Философская школа структурализма.
6. Экзистенциализм и проблемы сущности человеческой жизни (С. Кьеркегор).
7. Фрейдизм и неофрейдизм.
8. Постмодернизм.
Письменное задание
Подготовить письменное эссе (рефераты) по следующим вопросам:
9. Герменевтика В. Дильтея.
10. Философия «жизненного порыва» А.Бергсона.
11. Симона де Бовауар «Второй пол» (1949) и философия: переоценка социокультурологических парадигм.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 255.