Характеристика перцептивной психики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Перцептивная психика по определению А. Леонтьева и К. Фабри имеет три уровня: низший, высший и самый высокий - уровень практического интеллекта.

Перцептивная психика является высшей стадией развития психического отражения. Эта стадия характеризуется изменением характера деятельности – выделением смысла деятельности, относящейся к условиям, в которых находится объект деятельности в среде (операции). Именно поэтому здесь речь идет уже о настоящих навыках и о восприятии. Предметные компоненты среды отражаются уже как целостные единицы, в то время как на стадии элементарной сенсорной психики происходило отображение только отдельных свойств. Предметное восприятие обязательно предполагает наличие определенной степени обобщения, когда появляются чувственные представления.

Низкому уровню развития перцептивной психики свойственны отображения внешней действительности в форме образов предметов; интеграция, объединение свойств в целостный образ вещи. В поведении животных присутствуют четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют еще небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы. На этом уровне развития психики находятся ниже позвоночные, рыбы и насекомые.

Наивысший уровень развития перцептивной психики - это уровень практического интеллекта, выделение в практической деятельности животного особой, ориентировочно-исследовательской фазы; способность решать одно и то же задание различными методами; перенос найденного принципа решения задачи в новых условия; создание и использование в деятельности примитивных орудий; способность к познанию окружающей действительности независимо от чисто биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учета причинно-следственных связей между явлениями и в практических действиях (инсайт). В поведении превалирует способность к научению. Выделение специализированных органов манипулирования. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков. На этом уровне находятся прежде всего человекообразные обезьяны и некоторые высшие позвоночные.

Наивысшему уровню перцептивной психики характерны элементарные формы мышления (решения задач); составление определенной картины мира. В поведении – формирование двигательных навыков. Двигательные способности очень сложны и многообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазание, полет и др.) происходит активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитая защитное поведение. На этом уровне находятся высшие позвоночные, птицы и большинство млекопитающих.

 

Вопросы и задания к самопроверке

 

1. Какие особенности развития психической деятельности животных вы знаете?

2. Дать характеристику основным типам нервной системы.

3. Охарактеризовать особенности формирования механизмов психического отражения животных в филогенетическом аспекте.

4. Назвать особенности развития психической деятельности животных на этапе элементарной сенсорной психики.

5. Назвать особенности развития психической деятельности животного на этапе перцептивной психики.

 

Темы для рефератов

1. Особенности развития психической деятельности животных в раннем постнатальном периоде.

2. Методы исследования уровней психической деятельности животных.

3. Познавательные аспекты поведения высших позвоночных.

Литература

1. Высшая нервная деятельность: учебник для вузов / Батуев А.С. – СПб.: “Лань”, 2002. – 416 с.

2. Гічан І.С. Порівняльна психологія. Зоопсихологія. Конспект лекцій / І. С. Гічан. – К.: НАУ, 2003. – 73 с.

3. Ладыгина-Котс Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов / Н. Н. Ладыгина- Котс. - М., 1958. – 398 с.

4. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. – М., 1981. – 496 с.

5. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений / под. ред. К. Э. Фабри. – 3-е изд. – М.: Российское психологическое общество, 1999. –464 с.

6. Правоторов Г. В. Зоопсихология для гуманитариев. Учебное пособие / Г. В. Правоторов. – Новосибирск, 2001. – 392 с.

7. Сравнительная психология и зоопсихология. Хрестоматия /под ред. Г. В. Калягиной. – СПб, «Питер». – 2001. – 416 с.

8. Туриніна О. Л., Сердюк Л.З. Порівняльна психологія / О. Л. Туриніна, Л. З. Сердюк. – К.: МАУП, 2009. – 228 с.

9.  Чайченко Г. М. Зоопсихологія та порівняльна психологія / Г. М. Чайченко. – К., 1992. – 464 с.

 

Тема № 3.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 352.